04 июн 2023 · 23:28    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Французский режиссер Рене Клер давным-давно сказал: «Бедствием немого кино были ненужные титры, бедствием звукового стали ненужные диалоги». Клер намекал на то, что постановщики часто упрощают актерам (и себе, кстати) задачу, давая им возможность высказать, что у героя на душе, а не "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "прожить"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " это на экране. И сегодня я хочу поговорить как раз о трех видах демонстрации эмоций на экране:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Актер озвучивает все переживания своего персонажа"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Слова подкрепляются актерской игрой"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Необходимый минимум слов"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Озвучивание персонажа"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Очень часто мы наблюдаем, что герои произносят заученные слова о своих чувствах и эмоциях, но при этом их мозг занят подсчетом гонорара за съемочные часы. А ведь мы в кино приходим не только слушать, но и смотреть. Оттого так часто даже на подсознательном уровне в зрителе просыпается Константин Сергеевич Станиславский и ворчит: «Не верю…» Ярким примером совершенно ненужных диалогов стали мои любимые «Звездные войны» (Джордж Лукас, к слову, сам признавался, что диалоги у него – слабая сторона). То есть далекая-далекая галактика, световые мечи, X-Wing’и против имперских разрушителей – это все замечательно. Но как только герои начинают говорить, у неподготовленного зрителя начинается мандраж:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "- Не надо бояться."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "- Смерти я не страшусь. Я приближаюсь к ней с тех пор, как ты вновь вошел в мою жизнь."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "- О чем ты говоришь?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "- Я люблю тебя."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "- Ты любишь меня? Мы ведь уже решили, что не имеем права любить. Иначе нам бы пришлось жить во лжи. А это приведет нас к гибели."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "- А разве мы с тобой и так не на краю гибели? Я искренне, глубоко люблю тебя. И говорю тебе, пока мы еще живы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Диалог Падме Амидалы и Анакина Скайуокера («Звездные войны. Эпизод II. Атака клонов»)"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "(была вероятность, что это наши локализаторы что-то напереводили не то, но пересмотрел оригинал и понял – локализаторы не причем)"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И я бы понял еще, если бы диалог отыгрывали неопытные актеры. Но ведь роль принцессы Амидалы исполняла Натали Портман. А уж в ее актерских данных точно сомневаться не приходится."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И ведь нельзя сказать, что подобные косяки – вина одних только актеров. Они же подчиняются режиссеру. И печально, когда условный «Лукас» не замечает, что у него в активе есть условная «Портман», которая может отыграть целый спектр эмоций с минимумом слов. Он не заметил, она не сыграла, а страдает кто? Правильно, зритель."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Правда, тут же стоит сделать небольшую оговорку. Еще одна причина, по которой сейчас немодно обходиться без диалогов – это возможность бросить зрителю какую-нибудь пафосную фразу, которую потом будут цитировать. Вспоминается диалог Профессора Икс и Магнито из фильма «Люди Икс. Первый класс»:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Профессор Икс: Мы можем стать лучше"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Магнито: Мы уже лучше"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сюжетно этот диалог ни на что не влияет – нам задолго до него известны точки зрения обоих героев. Но звучит красиво."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "друзья-враги", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 915991, "height": 650, "pic_id": 595334, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/06/04/image_b5GCgP4.jpeg", "width": 1200}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Другой пример (из «Стартрек: Возмездие»):"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "- Я лучше."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "- В чем?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "- Во всем."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Та же самая ситуация – во всем поведении героя Бенедикта Камбербэтча превосходство так и сквозит, хотя он и заперт в камере. Но видимо, продюсеры решили, что одной игры выдающегося английского артиста зрителю будет недостаточно, надо бы еще и пафосную фразочку вклеить. Чтобы уж наверняка."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "То эмоции, то слова"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Бытует легенда, что замечательный артист Стив Маккуин (не путать с режиссером Стивом Маккуином) очень ревностно относился к тому, что с экрана скажет его герой. Поэтому он внимательно читал сценарии, а потом говорил режиссеру: «Вот эти одиннадцать строчек я говорить не буду. Тут эмоции, я их отыграю.» И режиссеры учитывали пожелания Маккуина, потому что его слова о ненужных словах были не пустыми словами. Честное слово."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Однако, такое встречается редко. Зрителю же мало, чтобы ему в рот положили – он хочет, чтобы за него же еще и разжевали. Вот и приходится хорошим актерам произносить те самые «ненужные диалоги», про которые говорил Клер. Хотя в принципе все можно понять и по их игре, было бы желание. А вот желания этого как раз и нет у современного избалованного зрителя. Ну и актеры, конечно, не всегда могут дожать ту или иную эмоцию (понабрали по объявлениям). И режиссеры порой перестраховываются: Да, Стив, ты очень убедительно помыл пол, но можешь на всякий случай еще и на камеру сказать фразу «Я помыл пол»? Ну чтобы зритель точно все понял. Как будто двусмысленность и недосказанность сейчас находятся под строжайшим запретом."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Без слов"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Однако, бывают диалоги и монологи без слов. Они держатся исключительно на двух столпах – актерская игра и режиссерский талант. Тут замечательным примером служит «"}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://zen.yandex.ru/media/marsel_makedonsky/peresmatrivaia-kosmicheskuiu-odisseiu-2001-goda-5dac0e3879c26e00b015d10a"}, "string": "Космическая Одиссея 2001 года"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "» Стэнли Кубрика. Когда происходит трагедия, артист Кир Дулли на протяжении нескольких минут отыгрывает целый спектр эмоций на крупном плане. Решимость сменяется неуверенностью, неуверенность граничит с отчаянием, отчаяние в итоге подчиняется разуму. И все это без единого слова. Не оторваться. Одна из сильнейших сцен в фильме. Кстати, в этом же фильме можно и самую первую историю вспомнить – про первобытных обезьян, которые прикоснулись к инопланетному артефакту и начали стремительно эволюционировать. Там мало того, что диалогов нет, так еще и мимики минимум. Зато все животные эмоции считываются однозначно через жесты и поведение."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но это совсем не значит, что вся актерская игра закончилась на Кубрике. Нет, слава богу. Наш великий соотечественник Андрей Тарковский тоже очень много внимания уделял работе с актерами – дцать раз за фильм «Сталкер» Александр Кайдановский произносил сакраментальное «Это – Зона» и каждый раз у фразы было новое значение. И зритель понимает все эти значения."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А если взять примеры ближе к сегодняшнему дню, можно вспомнить сцену из сериала «Рим» канала НВО. Сцена, в которой убивают Цезаря. Как известно из истории, Цезарь сначала пытался защищаться от нападавших, но когда понял, что даже преданный соратник собирается вонзить в него нож, произнес каноническое «И ты, Брут?». Так вот в сериале артист Киаран Хайндс не стал произносить знаменитую фразу, но очень здорово отыграл все смятение и разочарование Цезаря, когда он заметил среди нападавших Брута."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Да, нередко мы идем в кино в том числе и за отточенными диалогами. Что Вуди Аллен, что Квентин Тарантино, что Аарон Соркин давно уже прославились своими искрометными и точными фразами. Но все-таки очень хочется, чтобы диалоги не оттеняли главное призвание артиста – "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "жить"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", а не проговаривать."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Закончить хочется примером из прекрасного советского фильма «Добровольцы». Сцена, в которой командир тонущей подводной лодки (его играет мой любимый Леонид Быков) приказывает подчиненному забрать свое спасательное снаряжение и спастись:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Подчиненный: Лёша, как же я жить-то буду?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "(пронзительный взгляд Быкова): Сча́стливо!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Всего одна секунда, всего один взгляд, всего одно слово. Но сердце из груди рвется. Такого порой и тысячей слов не добиться."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Разумеется, всегда есть нюансы и оговорки. Например, очень важно подвести зрителя к состоянию, когда у него сердце будет на куски разлетаться от подобных «Сча́стливо!». Важно создать нужный контекст. Но если актер роль не вытягивает, тут уж прямая дорога к ненужным диалогам. Стив, ты помыл пол? Отлично. Скажи об этом на камеру!"}], "attributes": []}], "selectedRange": [7081, 7081]}
Комментарии 0