Французский режиссер Рене Клер давным-давно сказал: «Бедствием немого кино были ненужные титры, бедствием звукового стали ненужные диалоги». Клер намекал на то, что постановщики часто упрощают актерам (и себе, кстати) задачу, давая им возможность высказать, что у героя на душе, а не прожить это на экране. И сегодня я хочу поговорить как раз о трех видах демонстрации эмоций на экране:
Актер озвучивает все переживания своего персонажа
Слова подкрепляются актерской игрой
Необходимый минимум слов
Озвучивание персонажа
Очень часто мы наблюдаем, что герои произносят заученные слова о своих чувствах и эмоциях, но при этом их мозг занят подсчетом гонорара за съемочные часы. А ведь мы в кино приходим не только слушать, но и смотреть. Оттого так часто даже на подсознательном уровне в зрителе просыпается Константин Сергеевич Станиславский и ворчит: «Не верю…» Ярким примером совершенно ненужных диалогов стали мои любимые «Звездные войны» (Джордж Лукас, к слову, сам признавался, что диалоги у него – слабая сторона). То есть далекая-далекая галактика, световые мечи, X-Wing’и против имперских разрушителей – это все замечательно. Но как только герои начинают говорить, у неподготовленного зрителя начинается мандраж:
- Не надо бояться.
- Смерти я не страшусь. Я приближаюсь к ней с тех пор, как ты вновь вошел в мою жизнь.
- О чем ты говоришь?
- Я люблю тебя.
- Ты любишь меня? Мы ведь уже решили, что не имеем права любить. Иначе нам бы пришлось жить во лжи. А это приведет нас к гибели.
- А разве мы с тобой и так не на краю гибели? Я искренне, глубоко люблю тебя. И говорю тебе, пока мы еще живы.
Диалог Падме Амидалы и Анакина Скайуокера («Звездные войны. Эпизод II. Атака клонов»)
(была вероятность, что это наши локализаторы что-то напереводили не то, но пересмотрел оригинал и понял – локализаторы не причем)
И я бы понял еще, если бы диалог отыгрывали неопытные актеры. Но ведь роль принцессы Амидалы исполняла Натали Портман. А уж в ее актерских данных точно сомневаться не приходится.
И ведь нельзя сказать, что подобные косяки – вина одних только актеров. Они же подчиняются режиссеру. И печально, когда условный «Лукас» не замечает, что у него в активе есть условная «Портман», которая может отыграть целый спектр эмоций с минимумом слов. Он не заметил, она не сыграла, а страдает кто? Правильно, зритель.
Правда, тут же стоит сделать небольшую оговорку. Еще одна причина, по которой сейчас немодно обходиться без диалогов – это возможность бросить зрителю какую-нибудь пафосную фразу, которую потом будут цитировать. Вспоминается диалог Профессора Икс и Магнито из фильма «Люди Икс. Первый класс»:
Профессор Икс: Мы можем стать лучше
Магнито: Мы уже лучше
Сюжетно этот диалог ни на что не влияет – нам задолго до него известны точки зрения обоих героев. Но звучит красиво.
друзья-враги
Другой пример (из «Стартрек: Возмездие»):
- Я лучше.
- В чем?
- Во всем.
Та же самая ситуация – во всем поведении героя Бенедикта Камбербэтча превосходство так и сквозит, хотя он и заперт в камере. Но видимо, продюсеры решили, что одной игры выдающегося английского артиста зрителю будет недостаточно, надо бы еще и пафосную фразочку вклеить. Чтобы уж наверняка.
То эмоции, то слова
Бытует легенда, что замечательный артист Стив Маккуин (не путать с режиссером Стивом Маккуином) очень ревностно относился к тому, что с экрана скажет его герой. Поэтому он внимательно читал сценарии, а потом говорил режиссеру: «Вот эти одиннадцать строчек я говорить не буду. Тут эмоции, я их отыграю.» И режиссеры учитывали пожелания Маккуина, потому что его слова о ненужных словах были не пустыми словами. Честное слово.
Однако, такое встречается редко. Зрителю же мало, чтобы ему в рот положили – он хочет, чтобы за него же еще и разжевали. Вот и приходится хорошим актерам произносить те самые «ненужные диалоги», про которые говорил Клер. Хотя в принципе все можно понять и по их игре, было бы желание. А вот желания этого как раз и нет у современного избалованного зрителя. Ну и актеры, конечно, не всегда могут дожать ту или иную эмоцию (понабрали по объявлениям). И режиссеры порой перестраховываются: Да, Стив, ты очень убедительно помыл пол, но можешь на всякий случай еще и на камеру сказать фразу «Я помыл пол»? Ну чтобы зритель точно все понял. Как будто двусмысленность и недосказанность сейчас находятся под строжайшим запретом.
Без слов
Однако, бывают диалоги и монологи без слов. Они держатся исключительно на двух столпах – актерская игра и режиссерский талант. Тут замечательным примером служит «Космическая Одиссея 2001 года» Стэнли Кубрика. Когда происходит трагедия, артист Кир Дулли на протяжении нескольких минут отыгрывает целый спектр эмоций на крупном плане. Решимость сменяется неуверенностью, неуверенность граничит с отчаянием, отчаяние в итоге подчиняется разуму. И все это без единого слова. Не оторваться. Одна из сильнейших сцен в фильме. Кстати, в этом же фильме можно и самую первую историю вспомнить – про первобытных обезьян, которые прикоснулись к инопланетному артефакту и начали стремительно эволюционировать. Там мало того, что диалогов нет, так еще и мимики минимум. Зато все животные эмоции считываются однозначно через жесты и поведение.
Но это совсем не значит, что вся актерская игра закончилась на Кубрике. Нет, слава богу. Наш великий соотечественник Андрей Тарковский тоже очень много внимания уделял работе с актерами – дцать раз за фильм «Сталкер» Александр Кайдановский произносил сакраментальное «Это – Зона» и каждый раз у фразы было новое значение. И зритель понимает все эти значения.
А если взять примеры ближе к сегодняшнему дню, можно вспомнить сцену из сериала «Рим» канала НВО. Сцена, в которой убивают Цезаря. Как известно из истории, Цезарь сначала пытался защищаться от нападавших, но когда понял, что даже преданный соратник собирается вонзить в него нож, произнес каноническое «И ты, Брут?». Так вот в сериале артист Киаран Хайндс не стал произносить знаменитую фразу, но очень здорово отыграл все смятение и разочарование Цезаря, когда он заметил среди нападавших Брута.
Да, нередко мы идем в кино в том числе и за отточенными диалогами. Что Вуди Аллен, что Квентин Тарантино, что Аарон Соркин давно уже прославились своими искрометными и точными фразами. Но все-таки очень хочется, чтобы диалоги не оттеняли главное призвание артиста – жить, а не проговаривать.
Закончить хочется примером из прекрасного советского фильма «Добровольцы». Сцена, в которой командир тонущей подводной лодки (его играет мой любимый Леонид Быков) приказывает подчиненному забрать свое спасательное снаряжение и спастись:
Подчиненный: Лёша, как же я жить-то буду?
(пронзительный взгляд Быкова): Сча́стливо!
Всего одна секунда, всего один взгляд, всего одно слово. Но сердце из груди рвется. Такого порой и тысячей слов не добиться.
Разумеется, всегда есть нюансы и оговорки. Например, очень важно подвести зрителя к состоянию, когда у него сердце будет на куски разлетаться от подобных «Сча́стливо!». Важно создать нужный контекст. Но если актер роль не вытягивает, тут уж прямая дорога к ненужным диалогам. Стив, ты помыл пол? Отлично. Скажи об этом на камеру!
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Французский режиссер Рене Клер давным-давно сказал: «Бедствием немого кино были ненужные титры, бедствием звукового стали ненужные диалоги». Клер намекал на то, что постановщики часто упрощают актерам (и себе, кстати) задачу, давая им возможность высказать, что у героя на душе, а не "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "прожить"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " это на экране. И сегодня я хочу поговорить как раз о трех видах демонстрации эмоций на экране:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Актер озвучивает все переживания своего персонажа"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Слова подкрепляются актерской игрой"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Необходимый минимум слов"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Озвучивание персонажа"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Очень часто мы наблюдаем, что герои произносят заученные слова о своих чувствах и эмоциях, но при этом их мозг занят подсчетом гонорара за съемочные часы. А ведь мы в кино приходим не только слушать, но и смотреть. Оттого так часто даже на подсознательном уровне в зрителе просыпается Константин Сергеевич Станиславский и ворчит: «Не верю…» Ярким примером совершенно ненужных диалогов стали мои любимые «Звездные войны» (Джордж Лукас, к слову, сам признавался, что диалоги у него – слабая сторона). То есть далекая-далекая галактика, световые мечи, X-Wing’и против имперских разрушителей – это все замечательно. Но как только герои начинают говорить, у неподготовленного зрителя начинается мандраж:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "- Не надо бояться."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "- Смерти я не страшусь. Я приближаюсь к ней с тех пор, как ты вновь вошел в мою жизнь."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "- О чем ты говоришь?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "- Я люблю тебя."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "- Ты любишь меня? Мы ведь уже решили, что не имеем права любить. Иначе нам бы пришлось жить во лжи. А это приведет нас к гибели."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "- А разве мы с тобой и так не на краю гибели? Я искренне, глубоко люблю тебя. И говорю тебе, пока мы еще живы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Диалог Падме Амидалы и Анакина Скайуокера («Звездные войны. Эпизод II. Атака клонов»)"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "(была вероятность, что это наши локализаторы что-то напереводили не то, но пересмотрел оригинал и понял – локализаторы не причем)"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И я бы понял еще, если бы диалог отыгрывали неопытные актеры. Но ведь роль принцессы Амидалы исполняла Натали Портман. А уж в ее актерских данных точно сомневаться не приходится."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И ведь нельзя сказать, что подобные косяки – вина одних только актеров. Они же подчиняются режиссеру. И печально, когда условный «Лукас» не замечает, что у него в активе есть условная «Портман», которая может отыграть целый спектр эмоций с минимумом слов. Он не заметил, она не сыграла, а страдает кто? Правильно, зритель."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Правда, тут же стоит сделать небольшую оговорку. Еще одна причина, по которой сейчас немодно обходиться без диалогов – это возможность бросить зрителю какую-нибудь пафосную фразу, которую потом будут цитировать. Вспоминается диалог Профессора Икс и Магнито из фильма «Люди Икс. Первый класс»:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Профессор Икс: Мы можем стать лучше"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Магнито: Мы уже лучше"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сюжетно этот диалог ни на что не влияет – нам задолго до него известны точки зрения обоих героев. Но звучит красиво."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "друзья-враги", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 915991, "height": 650, "pic_id": 595334, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/06/04/image_b5GCgP4.jpeg", "width": 1200}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Другой пример (из «Стартрек: Возмездие»):"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "- Я лучше."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "- В чем?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "- Во всем."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Та же самая ситуация – во всем поведении героя Бенедикта Камбербэтча превосходство так и сквозит, хотя он и заперт в камере. Но видимо, продюсеры решили, что одной игры выдающегося английского артиста зрителю будет недостаточно, надо бы еще и пафосную фразочку вклеить. Чтобы уж наверняка."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "То эмоции, то слова"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Бытует легенда, что замечательный артист Стив Маккуин (не путать с режиссером Стивом Маккуином) очень ревностно относился к тому, что с экрана скажет его герой. Поэтому он внимательно читал сценарии, а потом говорил режиссеру: «Вот эти одиннадцать строчек я говорить не буду. Тут эмоции, я их отыграю.» И режиссеры учитывали пожелания Маккуина, потому что его слова о ненужных словах были не пустыми словами. Честное слово."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Однако, такое встречается редко. Зрителю же мало, чтобы ему в рот положили – он хочет, чтобы за него же еще и разжевали. Вот и приходится хорошим актерам произносить те самые «ненужные диалоги», про которые говорил Клер. Хотя в принципе все можно понять и по их игре, было бы желание. А вот желания этого как раз и нет у современного избалованного зрителя. Ну и актеры, конечно, не всегда могут дожать ту или иную эмоцию (понабрали по объявлениям). И режиссеры порой перестраховываются: Да, Стив, ты очень убедительно помыл пол, но можешь на всякий случай еще и на камеру сказать фразу «Я помыл пол»? Ну чтобы зритель точно все понял. Как будто двусмысленность и недосказанность сейчас находятся под строжайшим запретом."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Без слов"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Однако, бывают диалоги и монологи без слов. Они держатся исключительно на двух столпах – актерская игра и режиссерский талант. Тут замечательным примером служит «"}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://zen.yandex.ru/media/marsel_makedonsky/peresmatrivaia-kosmicheskuiu-odisseiu-2001-goda-5dac0e3879c26e00b015d10a"}, "string": "Космическая Одиссея 2001 года"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "» Стэнли Кубрика. Когда происходит трагедия, артист Кир Дулли на протяжении нескольких минут отыгрывает целый спектр эмоций на крупном плане. Решимость сменяется неуверенностью, неуверенность граничит с отчаянием, отчаяние в итоге подчиняется разуму. И все это без единого слова. Не оторваться. Одна из сильнейших сцен в фильме. Кстати, в этом же фильме можно и самую первую историю вспомнить – про первобытных обезьян, которые прикоснулись к инопланетному артефакту и начали стремительно эволюционировать. Там мало того, что диалогов нет, так еще и мимики минимум. Зато все животные эмоции считываются однозначно через жесты и поведение."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но это совсем не значит, что вся актерская игра закончилась на Кубрике. Нет, слава богу. Наш великий соотечественник Андрей Тарковский тоже очень много внимания уделял работе с актерами – дцать раз за фильм «Сталкер» Александр Кайдановский произносил сакраментальное «Это – Зона» и каждый раз у фразы было новое значение. И зритель понимает все эти значения."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А если взять примеры ближе к сегодняшнему дню, можно вспомнить сцену из сериала «Рим» канала НВО. Сцена, в которой убивают Цезаря. Как известно из истории, Цезарь сначала пытался защищаться от нападавших, но когда понял, что даже преданный соратник собирается вонзить в него нож, произнес каноническое «И ты, Брут?». Так вот в сериале артист Киаран Хайндс не стал произносить знаменитую фразу, но очень здорово отыграл все смятение и разочарование Цезаря, когда он заметил среди нападавших Брута."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Да, нередко мы идем в кино в том числе и за отточенными диалогами. Что Вуди Аллен, что Квентин Тарантино, что Аарон Соркин давно уже прославились своими искрометными и точными фразами. Но все-таки очень хочется, чтобы диалоги не оттеняли главное призвание артиста – "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "жить"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", а не проговаривать."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Закончить хочется примером из прекрасного советского фильма «Добровольцы». Сцена, в которой командир тонущей подводной лодки (его играет мой любимый Леонид Быков) приказывает подчиненному забрать свое спасательное снаряжение и спастись:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Подчиненный: Лёша, как же я жить-то буду?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "(пронзительный взгляд Быкова): Сча́стливо!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Всего одна секунда, всего один взгляд, всего одно слово. Но сердце из груди рвется. Такого порой и тысячей слов не добиться."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Разумеется, всегда есть нюансы и оговорки. Например, очень важно подвести зрителя к состоянию, когда у него сердце будет на куски разлетаться от подобных «Сча́стливо!». Важно создать нужный контекст. Но если актер роль не вытягивает, тут уж прямая дорога к ненужным диалогам. Стив, ты помыл пол? Отлично. Скажи об этом на камеру!"}], "attributes": []}], "selectedRange": [7081, 7081]}
Комментарии 0