29 ноя 2023 · 12:00    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В этой части у нас будут исключительно легкие советские танки 30-40-х годов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Т-37А"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "IMG_20191103_131217_small.jpg", "filesize": 461075, "height": 600, "pic_id": 765097, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/11/28/IMG_20191103_131217_small.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Малый плавающий танк, созданный в 1932 году на основе британского плавающего танка фирмы «Виккерс-Карден-Лойд». Является первым серийным плавающим танком в мире. Производился с 1933 по 1936 год, после чего был заменен в производстве более совершенным Т-38, разработанным на основе данной машины. В общей сложности за четыре года выпуска было изготовлено 2566 экземпляров."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В Рабоче-крестьянской Красной армии они предназначались для выполнения задач связи, разведки и боевого охранения частей на марше, а также непосредственной поддержки пехоты на поле боя. Т-37А массово использовались во время Польского похода РККА 1939 года и во время Зимней войны, а также принимали участие в боях начального периода Великой Отечественной, однако большинство из них достаточно быстро было потеряно."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "По воде танк передвигался с помощью гребного винта и руля, аналогичного корабельному. Для повышения плавучести Т-37А оснащался двумя поплавками, которые также выполняли функцию надгусеничных полок (на машинах первых серий не устанавливались)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Бронирование - 4-8 мм. Вооружение - 7. 62-мм пулемет ДТ. Экипаж два человека."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Двигатель бензиновый, мощностью 40 л. с. Максимальная скорость по шоссе - 40 км/ч, на воде - 6 км/ч."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В наше время существует четыре сохранившихся танка этой модели - три в России, один в Швеции."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Т-38"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "IMG_20191103_132426_small.jpg", "filesize": 523471, "height": 600, "pic_id": 765098, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/11/28/IMG_20191103_132426_small.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Первый опыт войсковой эксплуатации Т-37А показал его многочисленные недостатки — слабые защищенность и вооружение, ненадежность трансмиссии и ходовой части, недостаточную плавучесть, а также малый запас хода. Так что в 1934 году КБ завода № 37, занимавшееся разработкой плавающих танков, получило поручение на создание нового танка на базе Т-37А, лишенного наиболее существенных его недостатков. И уже в июне следующего года опытный образец машины, получившей к тому времени армейское обозначение Т-38, был передан на государственные испытания. Компоновка нового танка осталась в целом прежней, но, как можно заметить, водитель с командиром поменялись местами. Корпус стал ниже и шире, башня практически без изменений позаимствована от оригинала. Доработке подверглись трансмиссия и подвеска. Слегка увеличилась толщина брони."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Несмотря на все эти улучшения, на испытаниях новый танк опять показал низкую надежность, регулярно ломаясь и больше простаивая в ремонте, нежели проходя испытания. Тем не менее Т-38 явно превосходил своего предшественника и по результатам продолжавшихся до зимы 1935 года испытаний все же был принят на вооружение с незначительными доработками."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Как и Т-37А этот танк поучаствовал в Польском походе, в Зимней войне и в начальном периоде Великой Отечественной."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Бронирование - 4-9 мм. Вооружение - 7. 62-мм пулемет ДТ. Экипаж два человека."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Двигатель бензиновый, мощностью 40 л. с. Максимальная скорость по шоссе - 40 км/ч, по пересеченной местности - 20 км/ч, на воде - 6 км/ч."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В музеях сохранилось не менее пяти танков Т-38 - один в Финляндии, остальные в России."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Т-40С"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "IMG_20191103_131240_small.jpg", "filesize": 509465, "height": 600, "pic_id": 765099, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/11/28/IMG_20191103_131240_small.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Поскольку плавающие танки Т-37А и Т-38 получились не особо плавающими, да и не очень-то танками, а военным все еще хотелось чего-нибудь этакого, то было решено разработать новую машину с нуля. И это дело поручили товарищу Н. А. Астрову, который работал над двумя вышеупомянутыми танками и понабрался необходимого опыта."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Прототип новой машины был создан в первой половине 1939 года, прошел испытания и в декабре того же года был принят на вооружение. В отличие от двух предыдущих танков Т-40 мог без проблем плавать даже при волнении до 3 баллов, а на спокойной воде перевозить груз или пехоту на броне. По воде машина передвигалась тоже при помощи гребного винта, но он был расположен в специальной нише, защищающей его от повреждения."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В начале Великой Отечественной войны оказалось, что плавучесть танка особо не востребована, поэтому для упрощения и удешевления производства была создана версия Т-40С (сухопутный) без водоходного движителя, зато со слегка усиленной броней."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Производство Т-40, включая его сухопутные варианты, продолжалось до декабря 1941 года, когда он был заменен на сборочных линиях более мощным легким танком Т-60. Всего было выпущено около 960 серийных машин, которые приняли активное участие в боях Великой Отечественной войны в 1941—1942 годах."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Толщина брони от 5 до 20 мм. Вооружение состоит из 20-мм пушки ШВАК и 7. 62-мм пулемета ДТ. Экипаж два человека."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Двигатель бензиновый, мощностью 85 л. с. Максимальная скорость по шоссе - 44 км/ч, по пересеченной местности - 25 км/ч."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "До наших дней дожило всего два танка - оба находятся в Кубинке."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Т-50"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "IMG_20191103_131341_small.jpg", "filesize": 493613, "height": 600, "pic_id": 765100, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/11/28/IMG_20191103_131341_small.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Легкий танк, разработанный в 1940 году на заводе №174 в Ленинграде под руководством С. А. Гинзбурга для замены стремительно устаревающего Т-26. В 1941 году Т-50 был принят на вооружение и начался его серийный выпуск. Но после начала Великой Отечественной войны из-за угрозы захвата Ленинграда противником завод №174 был сначала эвакуирован в Чкалов (Оренбург), затем еще раз в Омск. Однако в июле 1942 года омский завод был переориентирован на выпуск Т-34, поэтому производство Т-50 было прекращено."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Всего было выпущено 65—75 танков этой модели, которые приняли участие в боях Великой Отечественной войны 1941—1943 года. Один танк этой марки был захвачен армией Финляндии и использовался вплоть до 1954 года."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "По совокупности боевых, технических и эксплуатационных свойств Т-50 считается одним из лучших танков мира в своем классе."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Бронирование - 12-45 мм. Вооружение - 45-мм пушка 20-К и два 7. 62-мм пулемета ДТ. Экипаж четыре человека."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Двигатель дизельный, мощностью 300 л. с. Максимальная скорость по шоссе - 60 км/ч, по пересеченной местности - 40 км/ч."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "К настоящему времени сохранилось три экземпляра танка Т-50 - два в Кубинке и один в Финляндии (тот самый трофейный)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Т-60"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "IMG_20191103_131310_small.jpg", "filesize": 455395, "height": 600, "pic_id": 765101, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/11/28/IMG_20191103_131310_small.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Спустя всего три дня после начала Великой Отечественной войны московский завод №37 (сейчас это НИИ Дальней Радиосвязи) получил приказ о снятии с производства легкого плавающего танка Т-40 и начале переоборудования заводских производственных мощностей под выпуск легкого танка непосредственной поддержки пехоты Т-50. Однако для выполнения этого решения требовалась полная реконструкция завода, а также завода-поставщика бронекорпусов, что при сложившейся ситуации было совершенно неприемлемо. Главный конструктор завода №37 Н. А. Астров с самого начала видел бесперспективность попыток освоения серийного выпуска Т-50 на своем предприятии. Вместо этого он и сотрудники его конструкторского бюро за две недели в конце июля 1941 года спроектировали и изготовили прототип нового легкого танка на базе хорошо освоенного на заводе Т-40. От последнего были заимствованы компоновочная схема, узлы ходовой части, трансмиссии, электрооборудование и установка вооружения. За счет отказа от возможности движения на плаву были увеличены по толщине и установлены под более выгодными углами лобовые бронеплиты танка. После согласования с представителем военной приемки, Н. А. Астров написал письмо на имя И. В. Сталина с информацией о новой машине и предложением о ее выпуске на заводе №37 вместо Т-50. На испытаниях Сталин оценил прототип нового танка и распорядился о выпуске Т-60 на нескольких заводах."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С ноября 1941 и до начала 1943 года было произведено 5920 экземпляров этого танка."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Толщина брони от 10 до 35 мм. Вооружение - 20-мм пушка ШВАК (позже ТНШ-1) и 7. 62-мм пулемет ДТ. Экипаж два человека."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Двигатель бензиновый, мощностью 70 лошадей. Максимальная скорость по шоссе - 42 км/ч, по пересеченной местности - 25 км/ч."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "До наших дней дошло, как минимум, шесть сохранившихся экземпляров танка - один в Финляндии, остальные в России."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Т-70"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "IMG_20191103_132325_small.jpg", "filesize": 449406, "height": 600, "pic_id": 765102, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/11/28/IMG_20191103_132325_small.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Легкий танк, разработанный в октябре — ноябре 1941 года на Горьковском автомобильном заводе под руководством все того же Николая Александровича Астрова."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Маленький оффтоп - в "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://pabliko.ru/@manowaroff/nizhnij_novgorod__muzej_gaz_nachalo-192227/#:~:text=%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%20%D0%BB%D0%B5%D0%B3%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BA-,%D0%A2%2D70,-%2C%20%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BF%D1%83%D1%81%20%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D1%83%D0%B5%D1%82"}, "string": "музее ГАЗ"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " меня повеселил корпус от Т-70, на котором стояла табличка, поясняющая, что этот корпус потеряли во время войны в одном из цехов, а нашли только в 2008 году. Хорошие у них цеха, раз там можно потерять танк на 65 лет. 😁"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В январе 1942 года Т-70 был принят на вооружение Рабоче-крестьянской Красной армии и серийно выпускался на нескольких машиностроительных заводах до октября 1943 года, когда было принято решение о прекращении его серийного производства в пользу выпуска самоходной артиллерийской установки СУ-76, созданной на его базе. Всего было собран 8231 экземпляр этого танка."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "По большому счету, новый танк появился в результате экспериментов по усилению конструкции Т-60 - сначала «шестидесятку» оснастили более мощной пушкой, потребовавшей установки новой башни, потом добавили брони. Чтобы таскать возросший вес, танк оснастили вторым двигателем. Спаренный двигатель потребовал больше пространства - корпус слегка удлинили. В общем, постепенно Т-60 превратился в совершенно новый танк."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "К середине войны Т-70 уже не мог сражаться с немецкими танками во встречном бою, но из-за своих скромных габаритов, высокой подвижности и весьма тихо работающего двигателя, мог незаметно обойти противника с фланга и нанести удар по слабобронированной задней или боковой части вражеской бронетехники."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Большим недостатком танка была одноместная башня - командиру там приходилось вертеться, как белке в колесе - наблюдать за полем боя, стрелять из пушки и пулемета. В общем, скучать не приходилось."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Бронирование - 10-50 мм. Вооружение - 45-мм пушка 20-К и 7. 62-мм пулемет ДТ. Экипаж два человека."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Двигатель спаренный бензиновый, мощностью 2х70 л. с. Максималка по шоссе - 42 км/ч, по пересеченной местности - 25 км/ч."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "До нашего времени дожило множество экземпляров этого танка, как в российских, так и в зарубежных музеях. А еще Т-70 используется в качестве памятников в России, Белоруссии и Украине."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В музейный экземпляр имеется возможность заглянуть (правда, стекло залапанное и мутное, но представление о боевом отделении получить можно)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "IMG_20191103_132342_small.jpg", "filesize": 407981, "height": 600, "pic_id": 765103, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/11/28/IMG_20191103_132342_small.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Т-80"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "IMG_20191103_132910_small.jpg", "filesize": 460583, "height": 600, "pic_id": 765104, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/11/28/IMG_20191103_132910_small.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Не путать с основным советским танком 1970-х годов!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Попробуйте догадаться, кто разработал этот танк? Ага, все тот же товарищ Астров. Хотя, слово «разработал» - это слишком громко сказано. На самом деле взяли танк Т-70, поставили на него долгожданную двухместную башню, слегка форсировали мощность спаренного двигателя и получили Т-80."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Выпускался с декабря 1942 по сентябрь 1943 года на Мытищинском заводе №40 (ныне это «Метровагонмаш»). Всего было произведено 76 экземпляров, после чего завод перешел на выпуск СУ-76М, базировавшейся на шасси этого танка."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Т-80 стал последним легким танком отечественной разработки времен Великой Отечественной войны."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Бронирование - 10-50 мм. Вооружение - 45-мм пушка 20-К и 7. 62-мм пулемет ДТ. Экипаж три человека."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Двигатель спаренный бензиновый, мощностью 2х85 л. с. Максималка по шоссе - 42 км/ч, по пересеченной местности - 25 км/ч."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Продолжение следует..."}], "attributes": []}], "selectedRange": [9792, 9792]}
Комментарии 11