3
Парк «Патриот» - бронетехника СССР (продолжение) | Паблико

Парк «Патриот» - бронетехника СССР (продолжение)


29 ноя 2023 · 12:00    

В этой части у нас будут исключительно легкие советские танки 30-40-х годов.

Т-37А



IMG_20191103_131217_small.jpg 450.27 KB


Малый плавающий танк, созданный в 1932 году на основе британского плавающего танка фирмы «Виккерс-Карден-Лойд». Является первым серийным плавающим танком в мире. Производился с 1933 по 1936 год, после чего был заменен в производстве более совершенным Т-38, разработанным на основе данной машины. В общей сложности за четыре года выпуска было изготовлено 2566 экземпляров.

В Рабоче-крестьянской Красной армии они предназначались для выполнения задач связи, разведки и боевого охранения частей на марше, а также непосредственной поддержки пехоты на поле боя. Т-37А массово использовались во время Польского похода РККА 1939 года и во время Зимней войны, а также принимали участие в боях начального периода Великой Отечественной, однако большинство из них достаточно быстро было потеряно.

По воде танк передвигался с помощью гребного винта и руля, аналогичного корабельному. Для повышения плавучести Т-37А оснащался двумя поплавками, которые также выполняли функцию надгусеничных полок (на машинах первых серий не устанавливались).

Бронирование - 4-8 мм. Вооружение - 7. 62-мм пулемет ДТ. Экипаж два человека.

Двигатель бензиновый, мощностью 40 л. с. Максимальная скорость по шоссе - 40 км/ч, на воде - 6 км/ч.

В наше время существует четыре сохранившихся танка этой модели - три в России, один в Швеции.

Т-38



IMG_20191103_132426_small.jpg 511.2 KB


Первый опыт войсковой эксплуатации Т-37А показал его многочисленные недостатки — слабые защищенность и вооружение, ненадежность трансмиссии и ходовой части, недостаточную плавучесть, а также малый запас хода. Так что в 1934 году КБ завода № 37, занимавшееся разработкой плавающих танков, получило поручение на создание нового танка на базе Т-37А, лишенного наиболее существенных его недостатков. И уже в июне следующего года опытный образец машины, получившей к тому времени армейское обозначение Т-38, был передан на государственные испытания. Компоновка нового танка осталась в целом прежней, но, как можно заметить, водитель с командиром поменялись местами. Корпус стал ниже и шире, башня практически без изменений позаимствована от оригинала. Доработке подверглись трансмиссия и подвеска. Слегка увеличилась толщина брони.

Несмотря на все эти улучшения, на испытаниях новый танк опять показал низкую надежность, регулярно ломаясь и больше простаивая в ремонте, нежели проходя испытания. Тем не менее Т-38 явно превосходил своего предшественника и по результатам продолжавшихся до зимы 1935 года испытаний все же был принят на вооружение с незначительными доработками.

Как и Т-37А этот танк поучаствовал в Польском походе, в Зимней войне и в начальном периоде Великой Отечественной.

Бронирование - 4-9 мм. Вооружение - 7. 62-мм пулемет ДТ. Экипаж два человека.

Двигатель бензиновый, мощностью 40 л. с. Максимальная скорость по шоссе - 40 км/ч, по пересеченной местности - 20 км/ч, на воде - 6 км/ч.

В музеях сохранилось не менее пяти танков Т-38 - один в Финляндии, остальные в России.

Т-40С



IMG_20191103_131240_small.jpg 497.52 KB


Поскольку плавающие танки Т-37А и Т-38 получились не особо плавающими, да и не очень-то танками, а военным все еще хотелось чего-нибудь этакого, то было решено разработать новую машину с нуля. И это дело поручили товарищу Н. А. Астрову, который работал над двумя вышеупомянутыми танками и понабрался необходимого опыта.

Прототип новой машины был создан в первой половине 1939 года, прошел испытания и в декабре того же года был принят на вооружение. В отличие от двух предыдущих танков Т-40 мог без проблем плавать даже при волнении до 3 баллов, а на спокойной воде перевозить груз или пехоту на броне. По воде машина передвигалась тоже при помощи гребного винта, но он был расположен в специальной нише, защищающей его от повреждения.

В начале Великой Отечественной войны оказалось, что плавучесть танка особо не востребована, поэтому для упрощения и удешевления производства была создана версия Т-40С (сухопутный) без водоходного движителя, зато со слегка усиленной броней.

Производство Т-40, включая его сухопутные варианты, продолжалось до декабря 1941 года, когда он был заменен на сборочных линиях более мощным легким танком Т-60. Всего было выпущено около 960 серийных машин, которые приняли активное участие в боях Великой Отечественной войны в 1941—1942 годах.

Толщина брони от 5 до 20 мм. Вооружение состоит из 20-мм пушки ШВАК и 7. 62-мм пулемета ДТ. Экипаж два человека.

Двигатель бензиновый, мощностью 85 л. с. Максимальная скорость по шоссе - 44 км/ч, по пересеченной местности - 25 км/ч.

До наших дней дожило всего два танка - оба находятся в Кубинке.

Т-50



IMG_20191103_131341_small.jpg 482.04 KB


Легкий танк, разработанный в 1940 году на заводе №174 в Ленинграде под руководством С. А. Гинзбурга для замены стремительно устаревающего Т-26. В 1941 году Т-50 был принят на вооружение и начался его серийный выпуск. Но после начала Великой Отечественной войны из-за угрозы захвата Ленинграда противником завод №174 был сначала эвакуирован в Чкалов (Оренбург), затем еще раз в Омск. Однако в июле 1942 года омский завод был переориентирован на выпуск Т-34, поэтому производство Т-50 было прекращено.

Всего было выпущено 65—75 танков этой модели, которые приняли участие в боях Великой Отечественной войны 1941—1943 года. Один танк этой марки был захвачен армией Финляндии и использовался вплоть до 1954 года.

По совокупности боевых, технических и эксплуатационных свойств Т-50 считается одним из лучших танков мира в своем классе.

Бронирование - 12-45 мм. Вооружение - 45-мм пушка 20-К и два 7. 62-мм пулемета ДТ. Экипаж четыре человека.

Двигатель дизельный, мощностью 300 л. с. Максимальная скорость по шоссе - 60 км/ч, по пересеченной местности - 40 км/ч.

К настоящему времени сохранилось три экземпляра танка Т-50 - два в Кубинке и один в Финляндии (тот самый трофейный).

Т-60



IMG_20191103_131310_small.jpg 444.72 KB


Спустя всего три дня после начала Великой Отечественной войны московский завод №37 (сейчас это НИИ Дальней Радиосвязи) получил приказ о снятии с производства легкого плавающего танка Т-40 и начале переоборудования заводских производственных мощностей под выпуск легкого танка непосредственной поддержки пехоты Т-50. Однако для выполнения этого решения требовалась полная реконструкция завода, а также завода-поставщика бронекорпусов, что при сложившейся ситуации было совершенно неприемлемо. Главный конструктор завода №37 Н. А. Астров с самого начала видел бесперспективность попыток освоения серийного выпуска Т-50 на своем предприятии. Вместо этого он и сотрудники его конструкторского бюро за две недели в конце июля 1941 года спроектировали и изготовили прототип нового легкого танка на базе хорошо освоенного на заводе Т-40. От последнего были заимствованы компоновочная схема, узлы ходовой части, трансмиссии, электрооборудование и установка вооружения. За счет отказа от возможности движения на плаву были увеличены по толщине и установлены под более выгодными углами лобовые бронеплиты танка. После согласования с представителем военной приемки, Н. А. Астров написал письмо на имя И. В. Сталина с информацией о новой машине и предложением о ее выпуске на заводе №37 вместо Т-50. На испытаниях Сталин оценил прототип нового танка и распорядился о выпуске Т-60 на нескольких заводах.

С ноября 1941 и до начала 1943 года было произведено 5920 экземпляров этого танка.

Толщина брони от 10 до 35 мм. Вооружение - 20-мм пушка ШВАК (позже ТНШ-1) и 7. 62-мм пулемет ДТ. Экипаж два человека.

Двигатель бензиновый, мощностью 70 лошадей. Максимальная скорость по шоссе - 42 км/ч, по пересеченной местности - 25 км/ч.

До наших дней дошло, как минимум, шесть сохранившихся экземпляров танка - один в Финляндии, остальные в России.

Т-70



IMG_20191103_132325_small.jpg 438.87 KB


Легкий танк, разработанный в октябре — ноябре 1941 года на Горьковском автомобильном заводе под руководством все того же Николая Александровича Астрова.

Маленький оффтоп - в музее ГАЗ меня повеселил корпус от Т-70, на котором стояла табличка, поясняющая, что этот корпус потеряли во время войны в одном из цехов, а нашли только в 2008 году. Хорошие у них цеха, раз там можно потерять танк на 65 лет. 😁

В январе 1942 года Т-70 был принят на вооружение Рабоче-крестьянской Красной армии и серийно выпускался на нескольких машиностроительных заводах до октября 1943 года, когда было принято решение о прекращении его серийного производства в пользу выпуска самоходной артиллерийской установки СУ-76, созданной на его базе. Всего было собран 8231 экземпляр этого танка.

По большому счету, новый танк появился в результате экспериментов по усилению конструкции Т-60 - сначала «шестидесятку» оснастили более мощной пушкой, потребовавшей установки новой башни, потом добавили брони. Чтобы таскать возросший вес, танк оснастили вторым двигателем. Спаренный двигатель потребовал больше пространства - корпус слегка удлинили. В общем, постепенно Т-60 превратился в совершенно новый танк.

К середине войны Т-70 уже не мог сражаться с немецкими танками во встречном бою, но из-за своих скромных габаритов, высокой подвижности и весьма тихо работающего двигателя, мог незаметно обойти противника с фланга и нанести удар по слабобронированной задней или боковой части вражеской бронетехники.

Большим недостатком танка была одноместная башня - командиру там приходилось вертеться, как белке в колесе - наблюдать за полем боя, стрелять из пушки и пулемета. В общем, скучать не приходилось.

Бронирование - 10-50 мм. Вооружение - 45-мм пушка 20-К и 7. 62-мм пулемет ДТ. Экипаж два человека.

Двигатель спаренный бензиновый, мощностью 2х70 л. с. Максималка по шоссе - 42 км/ч, по пересеченной местности - 25 км/ч.

До нашего времени дожило множество экземпляров этого танка, как в российских, так и в зарубежных музеях. А еще Т-70 используется в качестве памятников в России, Белоруссии и Украине.

В музейный экземпляр имеется возможность заглянуть (правда, стекло залапанное и мутное, но представление о боевом отделении получить можно).



IMG_20191103_132342_small.jpg 398.42 KB


Т-80



IMG_20191103_132910_small.jpg 449.79 KB


Не путать с основным советским танком 1970-х годов!

Попробуйте догадаться, кто разработал этот танк? Ага, все тот же товарищ Астров. Хотя, слово «разработал» - это слишком громко сказано. На самом деле взяли танк Т-70, поставили на него долгожданную двухместную башню, слегка форсировали мощность спаренного двигателя и получили Т-80.

Выпускался с декабря 1942 по сентябрь 1943 года на Мытищинском заводе №40 (ныне это «Метровагонмаш»). Всего было произведено 76 экземпляров, после чего завод перешел на выпуск СУ-76М, базировавшейся на шасси этого танка.

Т-80 стал последним легким танком отечественной разработки времен Великой Отечественной войны.

Бронирование - 10-50 мм. Вооружение - 45-мм пушка 20-К и 7. 62-мм пулемет ДТ. Экипаж три человека.

Двигатель спаренный бензиновый, мощностью 2х85 л. с. Максималка по шоссе - 42 км/ч, по пересеченной местности - 25 км/ч.

Продолжение следует...

В этой части у нас будут исключительно легкие советские танки 30-40-х годов.

Т-37А



IMG_20191103_131217_small.jpg 450.27 KB


Малый плавающий танк, созданный в 1932 году на основе британского плавающего танка фирмы «Виккерс-Карден-Лойд». Является первым серийным плавающим танком в мире. Производился с 1933 по 1936 год, после чего был заменен в производстве более совершенным Т-38, разработанным на основе данной машины. В общей сложности за четыре года выпуска было изготовлено 2566 экземпляров.

В Рабоче-крестьянской Красной армии они предназначались для выполнения задач связи, разведки и боевого охранения частей на марше, а также непосредственной поддержки пехоты на поле боя. Т-37А массово использовались во время Польского похода РККА 1939 года и во время Зимней войны, а также принимали участие в боях начального периода Великой Отечественной, однако большинство из них достаточно быстро было потеряно.

По воде танк передвигался с помощью гребного винта и руля, аналогичного корабельному. Для повышения плавучести Т-37А оснащался двумя поплавками, которые также выполняли функцию надгусеничных полок (на машинах первых серий не устанавливались).

Бронирование - 4-8 мм. Вооружение - 7. 62-мм пулемет ДТ. Экипаж два человека.

Двигатель бензиновый, мощностью 40 л. с. Максимальная скорость по шоссе - 40 км/ч, на воде - 6 км/ч.

В наше время существует четыре сохранившихся танка этой модели - три в России, один в Швеции.

Т-38



IMG_20191103_132426_small.jpg 511.2 KB


Первый опыт войсковой эксплуатации Т-37А показал его многочисленные недостатки — слабые защищенность и вооружение, ненадежность трансмиссии и ходовой части, недостаточную плавучесть, а также малый запас хода. Так что в 1934 году КБ завода № 37, занимавшееся разработкой плавающих танков, получило поручение на создание нового танка на базе Т-37А, лишенного наиболее существенных его недостатков. И уже в июне следующего года опытный образец машины, получившей к тому времени армейское обозначение Т-38, был передан на государственные испытания. Компоновка нового танка осталась в целом прежней, но, как можно заметить, водитель с командиром поменялись местами. Корпус стал ниже и шире, башня практически без изменений позаимствована от оригинала. Доработке подверглись трансмиссия и подвеска. Слегка увеличилась толщина брони.

Несмотря на все эти улучшения, на испытаниях новый танк опять показал низкую надежность, регулярно ломаясь и больше простаивая в ремонте, нежели проходя испытания. Тем не менее Т-38 явно превосходил своего предшественника и по результатам продолжавшихся до зимы 1935 года испытаний все же был принят на вооружение с незначительными доработками.

Как и Т-37А этот танк поучаствовал в Польском походе, в Зимней войне и в начальном периоде Великой Отечественной.

Бронирование - 4-9 мм. Вооружение - 7. 62-мм пулемет ДТ. Экипаж два человека.

Двигатель бензиновый, мощностью 40 л. с. Максимальная скорость по шоссе - 40 км/ч, по пересеченной местности - 20 км/ч, на воде - 6 км/ч.

В музеях сохранилось не менее пяти танков Т-38 - один в Финляндии, остальные в России.

Т-40С



IMG_20191103_131240_small.jpg 497.52 KB


Поскольку плавающие танки Т-37А и Т-38 получились не особо плавающими, да и не очень-то танками, а военным все еще хотелось чего-нибудь этакого, то было решено разработать новую машину с нуля. И это дело поручили товарищу Н. А. Астрову, который работал над двумя вышеупомянутыми танками и понабрался необходимого опыта.

Прототип новой машины был создан в первой половине 1939 года, прошел испытания и в декабре того же года был принят на вооружение. В отличие от двух предыдущих танков Т-40 мог без проблем плавать даже при волнении до 3 баллов, а на спокойной воде перевозить груз или пехоту на броне. По воде машина передвигалась тоже при помощи гребного винта, но он был расположен в специальной нише, защищающей его от повреждения.

В начале Великой Отечественной войны оказалось, что плавучесть танка особо не востребована, поэтому для упрощения и удешевления производства была создана версия Т-40С (сухопутный) без водоходного движителя, зато со слегка усиленной броней.

Производство Т-40, включая его сухопутные варианты, продолжалось до декабря 1941 года, когда он был заменен на сборочных линиях более мощным легким танком Т-60. Всего было выпущено около 960 серийных машин, которые приняли активное участие в боях Великой Отечественной войны в 1941—1942 годах.

Толщина брони от 5 до 20 мм. Вооружение состоит из 20-мм пушки ШВАК и 7. 62-мм пулемета ДТ. Экипаж два человека.

Двигатель бензиновый, мощностью 85 л. с. Максимальная скорость по шоссе - 44 км/ч, по пересеченной местности - 25 км/ч.

До наших дней дожило всего два танка - оба находятся в Кубинке.

Т-50



IMG_20191103_131341_small.jpg 482.04 KB


Легкий танк, разработанный в 1940 году на заводе №174 в Ленинграде под руководством С. А. Гинзбурга для замены стремительно устаревающего Т-26. В 1941 году Т-50 был принят на вооружение и начался его серийный выпуск. Но после начала Великой Отечественной войны из-за угрозы захвата Ленинграда противником завод №174 был сначала эвакуирован в Чкалов (Оренбург), затем еще раз в Омск. Однако в июле 1942 года омский завод был переориентирован на выпуск Т-34, поэтому производство Т-50 было прекращено.

Всего было выпущено 65—75 танков этой модели, которые приняли участие в боях Великой Отечественной войны 1941—1943 года. Один танк этой марки был захвачен армией Финляндии и использовался вплоть до 1954 года.

По совокупности боевых, технических и эксплуатационных свойств Т-50 считается одним из лучших танков мира в своем классе.

Бронирование - 12-45 мм. Вооружение - 45-мм пушка 20-К и два 7. 62-мм пулемета ДТ. Экипаж четыре человека.

Двигатель дизельный, мощностью 300 л. с. Максимальная скорость по шоссе - 60 км/ч, по пересеченной местности - 40 км/ч.

К настоящему времени сохранилось три экземпляра танка Т-50 - два в Кубинке и один в Финляндии (тот самый трофейный).

Т-60



IMG_20191103_131310_small.jpg 444.72 KB


Спустя всего три дня после начала Великой Отечественной войны московский завод №37 (сейчас это НИИ Дальней Радиосвязи) получил приказ о снятии с производства легкого плавающего танка Т-40 и начале переоборудования заводских производственных мощностей под выпуск легкого танка непосредственной поддержки пехоты Т-50. Однако для выполнения этого решения требовалась полная реконструкция завода, а также завода-поставщика бронекорпусов, что при сложившейся ситуации было совершенно неприемлемо. Главный конструктор завода №37 Н. А. Астров с самого начала видел бесперспективность попыток освоения серийного выпуска Т-50 на своем предприятии. Вместо этого он и сотрудники его конструкторского бюро за две недели в конце июля 1941 года спроектировали и изготовили прототип нового легкого танка на базе хорошо освоенного на заводе Т-40. От последнего были заимствованы компоновочная схема, узлы ходовой части, трансмиссии, электрооборудование и установка вооружения. За счет отказа от возможности движения на плаву были увеличены по толщине и установлены под более выгодными углами лобовые бронеплиты танка. После согласования с представителем военной приемки, Н. А. Астров написал письмо на имя И. В. Сталина с информацией о новой машине и предложением о ее выпуске на заводе №37 вместо Т-50. На испытаниях Сталин оценил прототип нового танка и распорядился о выпуске Т-60 на нескольких заводах.

С ноября 1941 и до начала 1943 года было произведено 5920 экземпляров этого танка.

Толщина брони от 10 до 35 мм. Вооружение - 20-мм пушка ШВАК (позже ТНШ-1) и 7. 62-мм пулемет ДТ. Экипаж два человека.

Двигатель бензиновый, мощностью 70 лошадей. Максимальная скорость по шоссе - 42 км/ч, по пересеченной местности - 25 км/ч.

До наших дней дошло, как минимум, шесть сохранившихся экземпляров танка - один в Финляндии, остальные в России.

Т-70



IMG_20191103_132325_small.jpg 438.87 KB


Легкий танк, разработанный в октябре — ноябре 1941 года на Горьковском автомобильном заводе под руководством все того же Николая Александровича Астрова.

Маленький оффтоп - в музее ГАЗ меня повеселил корпус от Т-70, на котором стояла табличка, поясняющая, что этот корпус потеряли во время войны в одном из цехов, а нашли только в 2008 году. Хорошие у них цеха, раз там можно потерять танк на 65 лет. 😁

В январе 1942 года Т-70 был принят на вооружение Рабоче-крестьянской Красной армии и серийно выпускался на нескольких машиностроительных заводах до октября 1943 года, когда было принято решение о прекращении его серийного производства в пользу выпуска самоходной артиллерийской установки СУ-76, созданной на его базе. Всего было собран 8231 экземпляр этого танка.

По большому счету, новый танк появился в результате экспериментов по усилению конструкции Т-60 - сначала «шестидесятку» оснастили более мощной пушкой, потребовавшей установки новой башни, потом добавили брони. Чтобы таскать возросший вес, танк оснастили вторым двигателем. Спаренный двигатель потребовал больше пространства - корпус слегка удлинили. В общем, постепенно Т-60 превратился в совершенно новый танк.

К середине войны Т-70 уже не мог сражаться с немецкими танками во встречном бою, но из-за своих скромных габаритов, высокой подвижности и весьма тихо работающего двигателя, мог незаметно обойти противника с фланга и нанести удар по слабобронированной задней или боковой части вражеской бронетехники.

Большим недостатком танка была одноместная башня - командиру там приходилось вертеться, как белке в колесе - наблюдать за полем боя, стрелять из пушки и пулемета. В общем, скучать не приходилось.

Бронирование - 10-50 мм. Вооружение - 45-мм пушка 20-К и 7. 62-мм пулемет ДТ. Экипаж два человека.

Двигатель спаренный бензиновый, мощностью 2х70 л. с. Максималка по шоссе - 42 км/ч, по пересеченной местности - 25 км/ч.

До нашего времени дожило множество экземпляров этого танка, как в российских, так и в зарубежных музеях. А еще Т-70 используется в качестве памятников в России, Белоруссии и Украине.

В музейный экземпляр имеется возможность заглянуть (правда, стекло залапанное и мутное, но представление о боевом отделении получить можно).



IMG_20191103_132342_small.jpg 398.42 KB


Т-80



IMG_20191103_132910_small.jpg 449.79 KB


Не путать с основным советским танком 1970-х годов!

Попробуйте догадаться, кто разработал этот танк? Ага, все тот же товарищ Астров. Хотя, слово «разработал» - это слишком громко сказано. На самом деле взяли танк Т-70, поставили на него долгожданную двухместную башню, слегка форсировали мощность спаренного двигателя и получили Т-80.

Выпускался с декабря 1942 по сентябрь 1943 года на Мытищинском заводе №40 (ныне это «Метровагонмаш»). Всего было произведено 76 экземпляров, после чего завод перешел на выпуск СУ-76М, базировавшейся на шасси этого танка.

Т-80 стал последним легким танком отечественной разработки времен Великой Отечественной войны.

Бронирование - 10-50 мм. Вооружение - 45-мм пушка 20-К и 7. 62-мм пулемет ДТ. Экипаж три человека.

Двигатель спаренный бензиновый, мощностью 2х85 л. с. Максималка по шоссе - 42 км/ч, по пересеченной местности - 25 км/ч.

Продолжение следует...

Читайте также

Комментарии 11

Войдите для комментирования
Хороший обзор!
Спасибо!
■ С.З.Медведь 29 ноя 2023 в 16:24
Интересненько...
■ Худеем легко 29 ноя 2023 в 16:04
Броня крепка, и танки наши быстры,И наши люди мужества полныВ строю стоят советские танкисты -Своей великой Родины сыны.
Ну вот как раз у советских танков тех времен, когда была написана песня, с броней были большие проблемы. 🙂
■ Худеем легко 29 ноя 2023 в 17:21
Вот сразу и пришла на ум песня.
Развернуть комментарии
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ