05 дек 2023 · 12:05    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Заканчиваем обзор советской бронетехники. И в этой части будут САУ."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "СУ-76М"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "IMG_20191103_134308_small.jpg", "filesize": 467778, "height": 600, "pic_id": 770343, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/12/04/IMG_20191103_134308_small.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Самоходка выполнена на базе легкого танка Т-70 и предназначалась для непосредственного сопровождения пехоты, имела противопульное бронирование. Основное вооружение позволяло бороться с легкими и средними танками противника. Самый массовый тип САУ из выпускавшихся в Союзе ССР в годы Великой Отечественной войны и войны с Японией."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "СУ-76 была разработана летом 1942 года, большую роль в создании самоходки сыграл Семен Александрович Гинзбург, он контролировал и непосредственно руководил работами по ее созданию. Первые боевые машины этого типа были выпущены поздней осенью 1942 года, причем они были оснащены заведомо неудачной силовой установкой из двух параллельно установленных автомобильных бензиновых двигателей ГАЗ-202 мощностью 70 л. с. Данная силовая установка была очень сложна в управлении и вызывала сильные крутильные колебания элементов трансмиссии, что приводило к их быстрой поломке. Изначально САУ была полностью бронирована, что приводило к неудобству работы экипажа в боевом отделении. Эти недостатки вскрылись во время первого боевого применения этих самоходок на Волховском фронте, поэтому после выпуска 608 машин серийное производство СУ-76 было приостановлено. Главным виновником сего «вредительства», естественно, был назначен Гинзбург, которого отстранили от конструкторской работы и направили на фронт, где он и погиб 3 августа 1943 года. Впрочем, наркому танковой промышленности Зальцману тоже досталось - его сняли с должности."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Новый Народный комиссар танковой промышленности В. А. Малышев объявил конкурс на лучший проект новой САУ. В нем приняли участие коллективы завода №38 под руководством Н. А. Попова и Горьковского автомобильного завода под руководством Н. А. Астрова, главного разработчика всей отечественной линейки легких и плавающих танков. Их прототипы отличались по ряду элементов конструкции, но главным их новшеством было использование спаренной установки двигателей ГАЗ-203 от легкого танка Т-70, в которой оба мотора располагались последовательно и работали на общий вал. Соответственно, машина была перекомпонована, чтобы вместить в себя большую по длине силовую установку. С конца 1943 года (после снятия с серийного производства легких танков Т-70 и "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://zen.yandex.ru/media/manowaroff/park-patriot-chast-19-bronetehnika-sssr-prodoljenie-5ec3c5328600f212158d5d8c"}, "string": "Т-80"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ") оба этих завода, а также вновь организованный завод №40 в городе Мытищи начали крупносерийное производство модернизированной САУ с силовой установкой ГАЗ-203 и без крыши в боевом отделении, которая получила армейский индекс СУ-76М. В результате СУ-76 (всех моделей) стала самой массовой после Т-34 боевой бронированной машиной среди выпускавшихся в СССР. Всего было выпущено 13 684 модернизированных СУ-76М, из них 9133 самоходки построил ГАЗ. Серийное производство этой САУ завершилось в октябре 1945 года."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Бронирование - 7-35 мм. Вооружение - 76. 2-мм пушка ЗИС-3. Экипаж четыре человека."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Двигатель спаренный бензиновый, мощностью 2х70 л. с. Максимальная скорость по шоссе - 44 км/ч."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Благодаря большому числу выпущенных самоходок СУ-76 различных версий присутствуют в экспозициях многих музеев или служат машинами-памятниками в городах стран бывшего СССР."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "СУ-100"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "IMG_20191103_135124_small.jpg", "filesize": 409108, "height": 600, "pic_id": 770348, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/12/04/IMG_20191103_135124_small.jpeg", "width": 800}}, {"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "IMG_20191103_134146_small.jpg", "filesize": 438722, "height": 600, "pic_id": 770349, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/12/04/IMG_20191103_134146_small.jpeg", "width": 800}}, {"type": "string", "attributes": {"blockBreak": true}, "string": ""}], "attributes": ["attachmentGallery"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В парке «Патриот» имеются два экземпляра СУ-100."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Противотанковая самоходная артиллерийская установка (ПТ-САУ) класса истребителей танков, средняя по массе. Была создана на базе Т-34-85 конструкторским бюро Уралмашзавода в конце 1943 — начале 1944 года как дальнейшее развитие ПТ-САУ СУ-85 ввиду недостаточных возможностей последней в борьбе с немецкими тяжелыми танками. Серийный выпуск СУ-100 был начат на Уралмашзаводе в августе 1944 года и продолжался до начала 1948 года. Кроме того, в 1951—1956 годах ее производство по лицензии осуществлялось в Чехословакии. Всего в обеих странах было выпущено 4976 САУ этого типа."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Первым истребителем танков, запущенным в серийное производство в СССР летом 1943 года, стала СУ-85, созданная на базе Т-34. 85-мм пушка Д-5С позволяла самоходке эффективно бороться со средними танками противника на дистанциях более километра, а на меньших дистанциях и пробивать лобовую броню тяжелых танков. Однако в «Пантерах» и «Тиграх» тоже не дураки сидели, поэтому немцы, обладая преимуществом в огневой мощи и защите, а также эффективными прицельными системами, навязывали бой с дальних дистанций. Так что 29 августа 1943 года было издано распоряжение Государственного комитета обороны о скорейшем создании более эффективных противотанковых средств."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Изучение вариантов показало, что установка на СУ-85 122-мм пушки или 152-мм гаубицы Д-15 вызовет перегрузку ходовой части и снижение подвижности машины, поэтому решено было оставить эти орудия для вооружения тяжелых танков и САУ."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Альтернативным направлением, на которое возлагались надежды в тот период, стала разработка длинноствольных 85-мм орудий с большей начальной скоростью снаряда. Но хотя был изготовлен и испытан ряд таких пушек, работы в этом направлении окончились неудачей — новые орудия на стрельбах показали совершенно неудовлетворительную живучесть, часты были случаи разрыва ствола. Вдобавок, результаты обстрела трофейных германских танков выявили низкую эффективность высокоскоростных, но легких 85-мм снарядов против установленной под рациональными углами наклона брони высокой твердости. Тяжелые снаряды б́ольших калибров с такой задачей справлялись гораздо лучше."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Проведенные расчеты показали, что наиболее рациональным являлся переход к 100—107-мм калибру. И таким орудием стала пушка Д-10С, специально разработанная заводом №9 (сейчас это единственный производитель танковых пушек в России, входящий в состав научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод»). По итогам испытаний, в ходе которых САУ прошла 250 км и совершила 923 выстрела, государственная комиссия рекомендовала ее для принятия на вооружение, отметив, что СУ-100 обеспечивает поражение танков «Пантера» «и» Тигр\" с дистанции 1500 метров вне зависимости от точки попадания."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Толщина брони от 20 до 75 мм. Вооружение - 100-мм пушка Д-10С образца 1944 года. Экипаж четыре человека."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Двигатель дизельный, мощностью 520 л. с. Максимальная скорость по шоссе - 50 км/ч, по пересеченной местности - 20 км/ч."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Благодаря своей долгой службе (в Йемене, например, эта самоходка сейчас используется в гражданской войне), сравнительно большое количество СУ-100 сохранилось в странах, где в она прошлом состояла на вооружении, прежде всего в странах бывшего СССР, а также в Чехии и Словакии. Десятки САУ установлены в качестве памятников или в составе мемориальных комплексов, либо находятся в экспозициях различных музеев. Некоторое количество СУ-100, захваченных израильскими войсками в ходе арабо-израильских войн, попало и в другие страны."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "СУ-122"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "IMG_20191103_132835_small.jpg", "filesize": 502354, "height": 600, "pic_id": 770350, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/12/04/IMG_20191103_132835_small.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "По результатам анализа первого полугодия боевых действий советскими специалистами была отмечена высокая эффективность немецких штурмовых орудий, таких как StuG III, например. 14—15 апреля 1942 года состоялся пленум артиллерийского комитета, на котором обсуждался, в том числе, и вопрос о создании собственного безбашенного «штурмового танка». Но в гораздо большей степени на его развитие оказали влияние другие причины. За 1941 год танковые войска РККА понесли катастрофические потери в материальной части, а быстрое продвижение Вермахта вглубь территории СССР привело к захвату части советской ресурсно-сырьевой базы и производственных мощностей. Ряд предприятий оборонной промышленности был успешно эвакуирован, но в условиях развертывания производства на новых местах и разрушенных связей со смежниками ожидать быстрого увеличения выпуска танков не приходилось. А поскольку для них это было самым приоритетным требованием Государственного комитета обороны, одним из важнейших путей его исполнения являлось упрощение и удешевление конструкции выпускаемых танков. Так что 19 октября 1942 года ГКО распорядился срочно разработать бронированную 122-мм самоходную гаубицу для подавления огневых точек и борьбы с танками противника. И уже 30 ноября прототип под названием У-35, созданный на базе Т-34, прошел испытания. После устранения выявленных недостатков и проведения новых испытаний государственная комиссия приняла САУ на вооружение РККА под индексом СУ-122."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Предполагалось, что СУ-122 станут действенным оружием против новых тяжелых танков противника, поскольку 122-мм кумулятивный снаряд уверенно пробивал по нормали броневую плиту толщиной до 140 мм. Однако на практических стрельбах в апреле 1943 года по неподвижному трофейному танку с дистанции 500—600 метров из 15 выстрелов не удалось добиться ни одного попадания в эту мишень. Так что истребителя танков из этой самоходки не получилось и ее переквалифицировали в штурмовое орудие, предназначенное для уничтожения легких ДОТов и ДЗОТов, а также для мощной огневой поддержки танковых и механизированных частей."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Бронирование - 15-75 мм. Вооружение - 122-мм гаубица M-30С. Экипаж пять человек."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Двигатель дизельный, мощностью 500 л. с. Максимальная скорость по шоссе - 55 км/ч, по пересеченной местности - 20 км/ч."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Из 638 произведенных экземпляров этой САУ до наших дней дожил только один."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "СУ-152"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "IMG_20191103_132754_small.jpg", "filesize": 416191, "height": 600, "pic_id": 770351, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/12/04/IMG_20191103_132754_small.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Поскольку зимняя кампания 1941—1942 годов завершилась для СССР на оптимистичной ноте (Вермахт был разбит под Москвой, удалось освободить Ростов-на-Дону, захватить ряд важных плацдармов в окрестностях потерянного Харькова), советское военное руководство планировало дальнейшее развитие этих успехов. Соответственно по ходу предполагаемых наступательных действий ожидалась встреча с долговременными фортификационными сооружениями противника. Так что возникла необходимость в мощной машине огневой поддержки для их разрушения. Как я уже упоминал, 14—15 апреля 1942 года состоялся пленум артиллерийского комитета, на котором обсуждались и вопросы касательно проектирования и постройки «истребителя ДОТов». Сразу же после пленума известный советский конструктор С. А. Гинзбург, бывший в тот момент начальником бюро самоходной артиллерии, направил в Государственный комитет обороны письмо о возможности быстрого создания тяжелобронированной штурмовой САУ на базе КВ-1 с вооружением в виде 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20. Эту работу поручили совместно Уральскому заводу тяжелого машиностроения (УЗТМ, Уралмаш) в Свердловске и Челябинскому Кировскому заводу (ЧКЗ). Конструкторы Г. Н. Рыбин и К. Н. Ильин разработали эскизный проект САУ под названием У-18, но быстрых его доводки и воплощения в металле не последовало из-за изменившейся ситуации на фронте. В мае-июне 1942 года 6-я армия Вермахта под командованием Фридриха Паулюса успешно окружила и уничтожила ядро армий Юго-Западного и Южного фронтов, а затем мощным ударом в междуречье Дона и Волги вышла к Сталинграду и вывела из строя все находившиеся там предприятия военно-промышленного комплекса СССР. Поэтому было принято решение о разворачивании на УЗТМ и ЧКЗ выпуска среднего танка Т-34, все имеющиеся кадры были брошены на освоение его серийного производства. В этой обстановке работы по тяжёлой штурмовой самоходной артиллерийской установки были приостановлены."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Непосредственным стимулом к возобновлению работ по «истребителям ДОТов» стала опять изменившаяся обстановка на фронте. 19 ноября 1942 года Красная армия перешла в контрнаступление под Сталинградом. По её ходу советским войскам приходилось преодолевать укрепления противника. В самом Сталинграде оборона противника также включала в себя хорошо укрепленные городские здания, трудно разрушаемые огнем орудий малых и средних калибров. Действительность еще раз показала, что Красной армии крайне необходима мобильная тяжелая артиллерия как для непосредственной поддержки танков и пехоты, так и для стрельбы с закрытых позиций. Так что создание САУ началось ускоренными темпами, и уже 24 января 1943 года прототип, получивший название «Объект 236», отправился на испытания, которые прошел весьма успешно. 9 февраля 1943 года ГКО принял новую САУ на вооружение Красной армии под названием СУ-152."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Боевой дебют новой самоходки состоялся летом 1943 года в сражении на Курской дуге, где она проявила себя как эффективный истребитель новых тяжелых немецких танков. И это даже без использования бронебойных снарядов, которых в номенклатуре ее боеприпасов поначалу просто не было. Осколочно-фугасный снаряд весом в 43 килограмма буквально сминал броню вражеского танка, а последующая детонация 6 кило взрывчатого вещества добавляла веселья немецким танкистам (если, конечно, они еще были живы). Так что СУ-152 оказалась единственной советской боевой машиной 1943 года, которая могла эффективно бороться против любого немецкого тяжелого танка и САУ."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Бронирование - 20-75 мм. Вооружение - 152-мм гаубица-пушка МЛ-20С образца 1943 г. Экипаж пять человек."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Двигатель дизельный, мощностью 600 лошадей. Максимальная скорость по шоссе - 43 км/ч, по пересеченной местности - 30 км/ч."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Всего было произведено 670 экземпляров этой САУ, из которых до наших дней дошли три - один в Кубинке и два в Польше (правда, у них отсутствуют некоторые детали)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "ИСУ-152"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "IMG_20191103_134110_small.jpg", "filesize": 447547, "height": 600, "pic_id": 770352, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/12/04/IMG_20191103_134110_small.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Основное отличие этой САУ от предыдущей состоит в том, что ИСУ-152 создана на базе танка ИС-1/ИС-2. Ну еще боевое отделение чуть попросторней сделали и всякого разного по мелочи."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Работы по созданию ИСУ-152 начались в июне 1943 года в конструкторском бюро опытного завода №100 в Челябинске в связи с окончательным решением о замене в производстве тяжелого танка КВ-1с новым перспективным танком ИС-1. Однако, на базе танка КВ выпускалось тяжелое штурмовое орудие СУ-152, потребность в котором действующей армии была чрезвычайно высока (в отличие от потребности в тяжелых танках КВ). Отличные боевые качества СУ-152 послужили основанием для создания ее аналога на базе танка ИС-1."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "ИСУ-152 в целом удачно сочетала в себе три главные боевые роли: созданное как тяжелое штурмовое орудие, установка, тем не менее, применялась и как истребитель танков, а в редких случаях ее могли использовать и как самоходную гаубицу."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В советских войсках самоходка получила прозвище «Зверобой» за ее способность легко расправляться с «Тиграми» и «Пантерами». А в Вермахте ее прозвали «Dosenöffner» - «Консервный нож»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Бронирование - 20-90 мм. Вооружение - 152-мм гаубица-пушка МЛ-20С образца 1943 г. Экипаж пять человек."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Двигатель дизельный, мощностью 520 л. с. Максимальная скорость по шоссе - 40 км/ч, по пересеченной местности - 20 км/ч."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Всего было произведено 2825 экземпляров этой САУ. В наше время несколько десятков ИСУ-152 можно встретить в музеях, а также в виде памятников в различных городах стран бывшего СССР. Несколько самоходок есть в музеях Польши, Финляндии и Израиля."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "ИСУ-152М"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "IMG_20191103_135858_small.jpg", "filesize": 462304, "height": 600, "pic_id": 770353, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/12/04/IMG_20191103_135858_small.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Высокие боевые и эксплуатационные качества ИСУ-152, а также некоторая стагнация в развитии советской ствольной самоходной артиллерии в конце 1950-х годов (сказывалось увлечение руководства армии и страны ракетной техникой) привели к решению произвести модернизацию оставшихся в строю машин этой марки. Самоходки оснастили более современными и надежными двигателями, установили приборы ночного видения и инфракрасные прожекторы, заменили прицелы и телекоммуникационное оборудование, увеличили боекомплект, снабдили 12. 7-мм зенитным пулеметом ДШК, ну и всякое по мелочи. Основные ТТХ САУ при этом не поменялись."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На этом заканчиваю с парком «Патриот». Вернее, есть еще бронетанковый музей, который с некоторых пор тоже входит в состав парка, но хочется сделать перерыв в бронетехнике."}], "attributes": []}], "selectedRange": [15209, 15209]}
Комментарии 8