27 ноя 2023 · 12:05    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ну вот мы и добрались до советской военной техники, коей там примерно столько же, сколько и немецкой, поэтому повествование придется тоже разбить на четыре части."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "БА-3М"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "IMG_20191103_130352_small.jpg", "filesize": 420873, "height": 600, "pic_id": 761818, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/11/24/IMG_20191103_130352_small.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "БА-3 - средний пушечный бронеавтомобиль, разработанный в 1934 году конструкторским бюро Ижорского завода на базе БА-И (Бронеавтомобиль Ижорский), которая, в свою очередь, базировалась на шасси Форд-Тимкен (это трехосная модификация Форда АА с колесной формулой 6х4). Основное отличие данного броневика от базовой модели - это башня от легкого танка Т-26 со штатной спаренной установкой вооружения (пушка и пулемет) и с уменьшенной до 8 мм толщиной брони. Для увеличения проходимости впервые в советском бронеавтомобилестроении были разработаны вездеходные гусеницы типа «оверолл», которые надевались на задние скаты машины."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "БА-3 поступали на вооружение разведывательных подразделений танковых, кавалерийских и стрелковых соединений РККА. Они принимали участие почти во всех военных конфликтах тех лет, в которых была задействована советская техника: в войне в Испании, в боях с японскими войсками у озера Хасан и у реки Халхин-Гол, в польском освободительном походе и советско-финской войне 1939—1940 годов. Безвозвратные потери в этих конфликтах составили 10 машин: 8 БА-3 было уничтожено в боях на Халхин-Голе и 2 — в советско-финской войне. Принимали участие они и в Великой Отечественной войне, правда, большая часть броневиков была уничтожена в первые же месяцы, но некоторые дожили и до победного 1945 года."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1938 году выяснилось, что за несколько лет эксплуатации износ ходовой части и силовой установки машины достигает критического уровня, поэтому было решено поменять фордовское шасси на более надежное и ремонтопригодное от ГАЗ-ААА. Модификация получила название БА-3М. До наших дней дожил только один броневик этой версии, который, собственно, и находится в Кубинке."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Всего с 1934 по 1936 год был выпущен 221 экземпляр бронеавтомобиля всех вариантов, включая один на железнодорожном ходу."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Толщина брони от 4 до 8 мм. Вооружение состоит из 45-мм пушки 20К и двух 7. 62-мм пулеметов ДТ. В экипаже три человека."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Двигатель бензиновый, мощностью 40 л. с. Максимальная скорость по шоссе - 57 км/ч."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Внутри, конечно, не Лексус..."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "IMG_20191103_130440_small.jpg", "filesize": 397588, "height": 600, "pic_id": 761819, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/11/24/IMG_20191103_130440_small.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "... но для трех человек весьма свободно."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "IMG_20191103_130420_small.jpg", "filesize": 370260, "height": 800, "pic_id": 761821, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/11/24/IMG_20191103_130420_small.jpeg", "width": 600}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "ПБ-4"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "IMG_20191103_125912_small.jpg", "filesize": 398641, "height": 600, "pic_id": 761822, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/11/24/IMG_20191103_125912_small.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Еще один броневик Ижорского завода. Разрабатывался параллельно с предыдущей машиной, поэтому у них имеются некоторые конструктивные совпадения. Аббревиатура «ПБ» расшифровывается как «Плавающий бронеавтомобиль». Ну, как плавающий... Немногим лучше топора, на самом деле."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Машина предназначалась для замены более неудачного броневика БАД-2, который плавал еще хуже. Предполагалось, что разработчики учтут все недочеты, присущие предшественнику, так что получится замечательный плавающий бронеавтомобиль. Однако, как это почти всегда бывает, при исправлении одной ошибки появляется пара новых."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В итоге, на испытаниях в октябре 1933 года первые опытные образцы ПБ-4 держались на плаву вполне сносно, но их подвижность на воде и вне дорог оставляла желать лучшего."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "К декабрю прототипы допилили, так что они и по бездорожью стали ездить более-менее резво, и в водоемах разгонялись до 8 км/ч, но зато появилась новая проблема - перегрев двигателя и на воде, и на суше. Пытаясь доказать заказчику, что это мелочи, начальник конструкторского бюро отправил один броневик своим ходом в Москву. Тут-то вылезло еще несколько косяков, в частности, высокая температура в боевом отделении из-за плохого охлаждения двигателя, а также всякое по-мелочи."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Для устранения этих проблем машину снабдили системой охлаждения от танка Т-37. Стало «лучше» - теперь, при температуре окружающего воздуха в 10 градусов, броневик мог проехать с закрытыми люками не более 12 км по шоссе (или в пару раз меньше по бездорожью), после чего вода в радиаторе закипала, а в боевом отделении становилось весьма тепло - 45 градусов. Плюс к этому выяснилось, что выходить из водоема на берег машина может только при наличии твердого грунта и подъеме не более 3-4 градусов, иначе, даже с цепями “Оверолл”, бронеавтомобиль буксовал. К тому же, скорость передвижения по воде упала просто до неприличной - 1. 12 км/ч, при этом машина была неуправляемой и повернуть ее в нужную сторону можно было только гребя лопатой, входившей в комплект. Вращать башней на плаву категорически не рекомендовалось, ибо при повороте всего на 15 градусов броневик кренился, зачерпывая стволом воду. Система откачки попавшей в корпус воды (а за час плавания ее просачивалось около 240 литров) тоже оказалась совершенно неэффективной – после “водной прогулки” экипаж был вынужден выходить из машины и открывать пробки в днище корпуса для слива накопившейся жидкости."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Дальнейшие допиливания к каким-то серьезным позитивным изменениям не привели, разве что скорость на воде выросла до 2. 8 км/ч (что, согласитесь, тоже совершенно не фонтан), так что проект был свернут. Из шести произведенных броневиков один находится в Кубинке, судьба остальных неизвестна."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Бронирование - 4-7 мм. Вооружение - 45-мм пушка 20К и два 7. 62-мм пулемета ДТ. Экипаж четыре человека."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Двигатель бензиновый, мощностью 40 л. с. Максимальная скорость по шоссе - 50 км/ч, по проселку - 20 км/ч, на воде - 2. 8км/ч."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Т-18 (МС-1)"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "IMG_20191103_141111_small.jpg", "filesize": 438206, "height": 600, "pic_id": 761826, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/11/24/IMG_20191103_141111_small.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Легкий танк непосредственной поддержки пехоты (первоначальное название МС-1 расшифровывается как «малый сопровождающий»), созданный в 1925-1927 годах и ставший первым танком советской разработки. Серийно производился с 1928 по 1931 год, всего в нескольких вариантах было выпущено 959 танков."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В начале 1930-х годов Т-18 составлял основу танкового парка РККА, но довольно быстро был вытеснен более совершенным Т-26. К концу того же десятилетия морально устаревшие и достигшие крайней степени износа танки были отправлены на металлолом или использовались как неподвижные огневые точки. Хотя, некоторое количество Т-18 даже использовалось в начале Великой Отечественной, правда, практически все они были уничтожены в первые дни войны."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Как, наверное, все знают, первым танком, произведенным в СССР, был Танк М («Красное Сормово», «Рено-Русский»), представлявший собой практически полную копию "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://pabliko.ru/@manowaroff/park_patriot__bronetehnika_frantsii-231310/#:~:text=Renault%20FT%20(Renault%20FT%2D17)"}, "string": "Renault FT-17"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Однако из-за экономических и политических затруднений того периода в 1920-1921 годах было выпущено всего 15 этих машин, после чего о танках на несколько лет забыли."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1924 году Комиссией по танкостроительству были разработаны ТТТ (тактико-технические требования) к танку сопровождения пехоты, в которые Русский Рено не вписывался ни по габаритам, ни по массе, ни по подвижности, ни по вооружению, ни, особенно, по стоимости. В общем, вообще никак не вписывался. Так что на заводе «Большевик» приступили к разработке собственного танка, который, несмотря на внешнюю схожесть с Рено, получился поменьше размерами, полегче и подешевле. В ходе испытаний прототипа, названного Т-16, выявились многочисленные проблемы по ходовой части и силовой установке. Их, впрочем, оперативно ликвидировали, и вскоре второй прототип, получивший название Т-18, успешно прошел испытания и был принят на вооружение."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Бронирование - 8-16 мм. Вооружение - 37-мм пушка Гочкиса и два 6. 5-мм пулемета Федорова. Экипаж два человека."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Двигатель бензиновый, мощностью 35 л. с. Скорость по шоссе - 16 км/ч, по пересеченной местности - 6. 5 км/ч."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Т-26"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "IMG_20191103_130512_small.jpg", "filesize": 503629, "height": 600, "pic_id": 761828, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/11/24/IMG_20191103_130512_small.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Легкий танк, который к началу Великой Отечественной войны был самым массовым в Красной Армии. Впрочем, не только в ней - во время гражданской войны в Испании Советский Союз поставил 281 машину Армии испанской Республики. А после Зимней войны финны разжились 126 экземплярами этой техники в качестве трофеев, так что и у них данный танк был самым массовым."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "К началу 1930-х годов танковый парк СССР состоял, в основном, из Т-18, который представлял из себя глубокую модернизацию Renault FT-17, и к этому времени перестал удовлетворять требованиям Генштаба РККА. Однако разработать новый танк с нуля в приемлемые сроки было невозможно в связи с отсутствием у советских танковых конструкторов должного опыта. Поэтому Нарком тяжпрома товарищ Орджоникидзе принял решение их всех расстрелять обратиться к зарубежному опыту. Из зарубежного опыта товарищам из специально созданной закупочной комиссии приглянулась двухбашенная версия английского легкого танка Vickers Mk E (он же «Виккерс 6-тонный»), которую они и прикупили вместе с лицензией на производство. Военные танк оценили положительно, за исключением брони, которую они потребовали сделать посолидней. Ну а чтобы танк с увеличившимся весом смог двигаться, было решено снабдить его более мощным двигателем."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Производился танк с 1931 по 1941 год, причем до 1933 года в двухбашенной версии, а после - в однобашенной. Всего за это время было выпущено 11 373 экземпляров обоих вариантов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Толщина брони - 6-30 мм. Вооружение у двухбашенной версии - 37-мм пушка Гочкиса и два 7. 62-мм пулемета ДТ. Экипаж три человека."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Двигатель бензиновый, мощностью 95 л. с. Максимальная скорость по шоссе - 30 км/ч."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "ТТ-26"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "IMG_20191103_135751_small.jpg", "filesize": 436871, "height": 600, "pic_id": 761829, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/11/24/IMG_20191103_135751_small.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На табличке около этой машины написано, что это огнеметный/химический танк ОТ-130 (ХТ-130). Однако это не он, а ТТ-26 - телетанк, т. е. танк, управляемый по радио. Наземный боевой дрон, как его назвали бы сейчас."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сами понимаете, что в те времена не было камер высокого разрешения, больших мониторов, да и вообще, радиосвязь оставляла желать лучшего, поэтому управлять телетанком, сидя в уютном бункере, не представлялось возможным. Для этого был разработан танк управления ТУ-26, который следовал за ТТ-26 на некотором расстоянии, позволяющем поддерживать устойчивую связь и устанавливать визуальный контакт (как я уже сказал, камер-то не было, поэтому приходилось глазками смотреть, куда едет дрон). По названию понятно, что обе машины были созданы на базе Т-26."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1936 и 1938 годах двумя сериями (всего 130 единиц) были выпущены телемеханические группы танков, каждая из которых состояла из телетанка — легкого химического/огнеметного танка подавления и танка управления. ТУ-26 был вооружен 45-мм пушкой и пулеметом, а ТТ-26 огнеметом и пулеметом. Впрочем, он мог еще использовать и химическое оружие, но поскольку оно было запрещено Женевским протоколом 1925 года, то в европейских войнах не использовалось. Также была возможность применять бомбы замедленного действия до 700 килограмм весом, которые танк сбрасывал около укреплений врага, что позволяло разрушать бункеры до четырех уровней под землей."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Бронирование - 4-15 мм. Вооружение состоит из огнемета КС-25 и 7. 62-мм пулемета ДТ."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Двигатель бензиновый, мощностью 95 л. с. Максимальная скорость по шоссе - 30 км/ч."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В парке «Патриот» находится единственный сохранившийся ТТ-26. А единственный доживший до наших времен танк управления, по слухам, есть в Центральном музее вооруженных сил (надо будет съездить как-нибудь, а то я там последний раз был в советское время - меня там в пионеры принимали🙂)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "БТ-2"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "IMG_20191103_130204_small.jpg", "filesize": 503953, "height": 600, "pic_id": 761836, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/11/24/IMG_20191103_130204_small.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Легкий колесно-гусеничный танк, первый в семействе БТ (Быстроходные танки)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Первая мировая война была, в основном, позиционной, т. е. народ сидел по окопам, периодически постреливая по противнику из артиллерии и распыляя друг на друга хлор с ипритом. Скукотища, короче. А вот разгоревшаяся в России Гражданская война была маневренной, с широким применением кавалерийских корпусов, эффективно действующих в глубоком тылу противника. Боевой опыт гражданской войны лег в основу разработки советской военной «Теории глубокой наступательной операции», с единой тактикой боевого применения кавалерийских и механизированных частей. Для воплощения этой теории в жизнь требовалось большое количество шустрых танков, коих в СССР не было, а создать их самостоятельно не представлялось возможным, ибо, как я уже писал, у советских танкостроителей еще не было достаточного опыта. Так что, по традиции, оправили гонца за границу, присмотреть подходящий танк и прикупить лицензию на его производство. На этот раз в качестве заграницы были США, где закупочной комиссии сразу приглянулся танк Т1, о приобретении которого, невзирая на противодействие Госдепа (эта контора уже сотню лет нам гадит), удалось договориться с Военным министерством и президентом Гувером. Однако когда советская делегация прибыла в Штаты для подписания контракта, ей на глаза попался танк М1930 конструктора Джона Уолтера Кристи, после чего Т1 был забыт. После переговоров с Кристи Советский Союз купил два шасси М1930. Затем был подписан договор, предусматривающий продажу СССР двух танков M1940 с технической документацией и лицензией на производство. А еще через пару месяцев стороны договорились о поставке двух танков М1931 в полной комплектации, с конструкторско-технологической документацией и правом на их изготовление в СССР. Правда, к этому моменту проснулся Госдеп, запретивший отправлять эти машины в Советский Союз, поэтому их вывезли под видом тракторов. В СССР танк прошел испытания и был принят на вооружение под названием БТ-2. Выпускался с 1932 по 1933 год. Всего было произведено 620 танков этой модели."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Бронирование - 6-13 мм. Вооружение состоит из 37-мм танковой пушки Б-3 и 7. 62-мм пулемет ДТ. Экипаж два человека."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Двигатель авиационный бензиновый, мощностью 400 л. с. Максимальная скорость по шоссе на гусеницах - 52 км/ч, на колесах - 72 км/ч, по бездорожью на гусеницах - 32 км/ч."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Как можно заметить, у музейного экземпляра есть возможность заглянуть внутрь."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "IMG_20191103_130220_small.jpg", "filesize": 381097, "height": 800, "pic_id": 761838, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/11/24/IMG_20191103_130220_small.jpeg", "width": 600}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "БТ-5"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "IMG_20191103_135219_small.jpg", "filesize": 478794, "height": 600, "pic_id": 761839, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/11/24/IMG_20191103_135219_small.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "По большому счету, это усовершенствованный вариант танка БТ-2, отличающийся от оригинала более мощной пушкой и двигателем советского производства. С 1932 по 1933 год было выпущено 1884 экземпляра."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Бронирование - 6-13 мм. Вооружение состоит из 45-мм танковой пушки 20-К и 7. 62-мм пулемет ДТ. Экипаж три человека."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Двигатель авиационный бензиновый, мощностью 400 л. с. Максимальная скорость по шоссе на гусеницах - 52 км/ч, на колесах - 72 км/ч, по бездорожью на гусеницах - 32 км/ч."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Продолжение следует..."}], "attributes": []}], "selectedRange": [13170, 13170]}
Комментарии 10