3
"Луноход-0": жизнь и судьба первого планетохода | Паблико
13 подписчики

"Луноход-0": жизнь и судьба первого планетохода


23 июн 2023 · 06:13    



Л1.jpeg 62.39 KB


Концепция планетохода была изложена Юрием Сергеевичем Хлебцевичем в далеком 1954 году в № 10 журнала «Знание — сила». Его космическая танкетка — это гусеничная радиоуправляемая машина, оснащенная приборами и приспособлениями для отбора проб. Идея Хлебцевича еще несколько раз всплывала в прессе, но в 1959 году о ней перестали говорить вслух, так как в СССР стартовала лунная программа — “Программа Е”.



Юный техник 1993-07, страница 38


Разработчики советского лунохода отошли от идеи “космического танка”, они создавали аппарата не похожий ни на что. Кастрюлеобразная форма с крышкой, открывающейся на шарнире — это дань эксплуатационным задачам. В этом случае получается при минимальной площади максимальный объем и достаточная прочность. Крышка представляет собой солнечную батарею, которая в закрытом состоянии обеспечивает теплоизоляцию приборному отсеку.



Автоматическая танкетка с телевизионным передатчиком на Луне


О терморегуляции разработчикам лунохода пришлось крепко подумать, так как имеющиеся приборы и аккумуляторы способны работать в узком диапазоне температур, Как их заставить работать, когда на Луне ночью “прохладно” — минус 173 градуса по Цельсию, и “довольно тепло” днем — +127? Конечно же нужно “утеплиться” с помощью теплоизоляции и иметь надежную “печку” и охлаждение. В верхней части планетохода установили радиатор охлаждения, а для обогрева — источник тепла с радиоизотопом полония, установленный вне корпуса.



Л4.jpeg 119.4 KB


Большую загадку представляла поверхность Луны, поэтому на этот счет существовало множество теорий. После волевого решения Сергей Королева приняли, что она твердая. Если грязи и болот на пути не будет, то и гусеницы не нужны — ведь колеса это проще. Однако проблема в реальных условиях появилась там, где ее не ждали — тормоза. Для замедления двигатели “Лунохода-1” работали в режиме торможения, а для фиксации на уклонах — дисковые тормоза, которые электромагнитный привод заблокировал до начала выполнения программы.



Самоходные шасси «Лунохода-1»: 1 - Кронштейн блока колес; 2 - балансиры и торсионы; 5-ограничитель хода; 4 - обод; 5- сетка; 6- спицы; 7 - грунтозацепы; 8 - электромеханический силовой привод; 9 - электродвигатель; 10 - трансмиссионный узел; 11 - механизм разблокировки; 12 - кабель питания и телеметрии; 13 - температурные датчики; 14 - система уплотнений.


Для маневрирования использовалась разница скоростей вращения колес разных бортов. Был предусмотрен также задний ход. Всего колес было девять, восемь из которых были ведущие, а одно небольшое измеряет пройденное расстояние.

Серебряно-кадмиевые аккумуляторы в 200 А∙ч с зарядкой от солнечной батареи по емкости всего в 4 раза превышает обычные автомобильные. Тем не менее этого вполне достаточно для передвижения с низкой скоростью при постоянной подзарядке.



Принципиальная схема системы терморегулирования лунохода: 1 - воздуховоды холодного контура; 2 - воздуховод горячего контура; 3 - блок обогрева; 4 - экран блока обогрева; 5 - заслонки блока обогрева; 6 - управление заслонками блока обогрева; 7 - дроссельная заслонка; 8 - заслонка; 9 - соединительный чехол; 10 - трехступенчатый вентилятор; 11 - коллектор; 12 - привод заслонки; 13 - шаговый механизм; 14 - пружинная тяга; 15 - кулачковый механизм; 16 - датчик угловых перемещений; 17, 18 - чувствительные элементы; 19 - радиатор-охладитель; 20 - коллектор системы обдува блока обогрева; 21 - топливный элемент.


Где только не тестировали луноход — и на крымском лунодроме под Симферополем, и на Камчатке неподалеку с вулканами Шивелуч и Толбачик после недавнего извержения. При испытаниях создавались условия, максимально приближенные к лунным. Правда, управление осуществлялось по кабелю.



Модель лунохода на испытаниях в Крыму


19 февраля 1969 года первый “Луноход” отправился на Луну, но… не долетел. После неудачного старта на 52-й секунде разрушился носовой обтекатель и произошел взрыв ракеты “Протон”. Луноход, который находился на его борту считают нулевым. Первым числится тот, который был доставлен на Луну в рамках миссии станции “Луна-17”.



Л1.jpeg 62.39 KB


Концепция планетохода была изложена Юрием Сергеевичем Хлебцевичем в далеком 1954 году в № 10 журнала «Знание — сила». Его космическая танкетка — это гусеничная радиоуправляемая машина, оснащенная приборами и приспособлениями для отбора проб. Идея Хлебцевича еще несколько раз всплывала в прессе, но в 1959 году о ней перестали говорить вслух, так как в СССР стартовала лунная программа — “Программа Е”.



Юный техник 1993-07, страница 38


Разработчики советского лунохода отошли от идеи “космического танка”, они создавали аппарата не похожий ни на что. Кастрюлеобразная форма с крышкой, открывающейся на шарнире — это дань эксплуатационным задачам. В этом случае получается при минимальной площади максимальный объем и достаточная прочность. Крышка представляет собой солнечную батарею, которая в закрытом состоянии обеспечивает теплоизоляцию приборному отсеку.



Автоматическая танкетка с телевизионным передатчиком на Луне


О терморегуляции разработчикам лунохода пришлось крепко подумать, так как имеющиеся приборы и аккумуляторы способны работать в узком диапазоне температур, Как их заставить работать, когда на Луне ночью “прохладно” — минус 173 градуса по Цельсию, и “довольно тепло” днем — +127? Конечно же нужно “утеплиться” с помощью теплоизоляции и иметь надежную “печку” и охлаждение. В верхней части планетохода установили радиатор охлаждения, а для обогрева — источник тепла с радиоизотопом полония, установленный вне корпуса.



Л4.jpeg 119.4 KB


Большую загадку представляла поверхность Луны, поэтому на этот счет существовало множество теорий. После волевого решения Сергей Королева приняли, что она твердая. Если грязи и болот на пути не будет, то и гусеницы не нужны — ведь колеса это проще. Однако проблема в реальных условиях появилась там, где ее не ждали — тормоза. Для замедления двигатели “Лунохода-1” работали в режиме торможения, а для фиксации на уклонах — дисковые тормоза, которые электромагнитный привод заблокировал до начала выполнения программы.



Самоходные шасси «Лунохода-1»: 1 - Кронштейн блока колес; 2 - балансиры и торсионы; 5-ограничитель хода; 4 - обод; 5- сетка; 6- спицы; 7 - грунтозацепы; 8 - электромеханический силовой привод; 9 - электродвигатель; 10 - трансмиссионный узел; 11 - механизм разблокировки; 12 - кабель питания и телеметрии; 13 - температурные датчики; 14 - система уплотнений.


Для маневрирования использовалась разница скоростей вращения колес разных бортов. Был предусмотрен также задний ход. Всего колес было девять, восемь из которых были ведущие, а одно небольшое измеряет пройденное расстояние.

Серебряно-кадмиевые аккумуляторы в 200 А∙ч с зарядкой от солнечной батареи по емкости всего в 4 раза превышает обычные автомобильные. Тем не менее этого вполне достаточно для передвижения с низкой скоростью при постоянной подзарядке.



Принципиальная схема системы терморегулирования лунохода: 1 - воздуховоды холодного контура; 2 - воздуховод горячего контура; 3 - блок обогрева; 4 - экран блока обогрева; 5 - заслонки блока обогрева; 6 - управление заслонками блока обогрева; 7 - дроссельная заслонка; 8 - заслонка; 9 - соединительный чехол; 10 - трехступенчатый вентилятор; 11 - коллектор; 12 - привод заслонки; 13 - шаговый механизм; 14 - пружинная тяга; 15 - кулачковый механизм; 16 - датчик угловых перемещений; 17, 18 - чувствительные элементы; 19 - радиатор-охладитель; 20 - коллектор системы обдува блока обогрева; 21 - топливный элемент.


Где только не тестировали луноход — и на крымском лунодроме под Симферополем, и на Камчатке неподалеку с вулканами Шивелуч и Толбачик после недавнего извержения. При испытаниях создавались условия, максимально приближенные к лунным. Правда, управление осуществлялось по кабелю.



Модель лунохода на испытаниях в Крыму


19 февраля 1969 года первый “Луноход” отправился на Луну, но… не долетел. После неудачного старта на 52-й секунде разрушился носовой обтекатель и произошел взрыв ракеты “Протон”. Луноход, который находился на его борту считают нулевым. Первым числится тот, который был доставлен на Луну в рамках миссии станции “Луна-17”.

Читайте также

Комментарии 0

Войдите для комментирования
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ