3
Было ли математическое образование в СССР на самом деле самым лучшим | Паблико

Было ли математическое образование в СССР на самом деле самым лучшим


05 май 2023 · 09:16    

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Думаю, что ни для кого уже не новость, что современное российское образование, в частности, математическое не является конкурентоспособным и давно не оправдывает возложенных на него ожиданий. В связи с этим в обществе бытует мнение, что в годы СССР ситуация была обратная - советская школа сильна своей физико-математической подготовкой. Кажется, что для советских людей этот тезис кажется бесспорным. Но так ли это? Давайте разбираться.

Поводом для написания этой статьи и вообще рассуждения на данную тему стали научные статьи, обнаруженные на просторах Интернета. В них сделан глубокий анализ советского математического образования, начиная от становления СССР и до его распада.



0105.png 362.71 KB


Основные тезисы, которые можно вынести из их содержания, следующие:

1920 год: При поступлении в вузы учащиеся демонстрируют незнание основ математики (арифметики, алгебры, геометрии). Наблюдается катастрофическая безграмотность письма.

1960 годы: Теоретические положения усвоены формально, понимания сути определений (в частности, общего определения функции), низкая логическая культура (грубые логические ошибки).

1970 годы: Было выявлено, что знания учащихся страдают формализмом, навыки вычислений, элементарных алгебраических преобразований, решения уравнений – фактически отсутствуют. Абитуриенты оказались не готовы к изучению математики в вузах.

В конце 70-ых г.: неспособность детей мыслить, большая часть подростков России испытывает трудности с пониманием содержания текстов.

2009 г.: «Атрофия» способности осмысленно воспринимать знания. И школьники и студенты стали необучаемыми.

Объяснить безграмотность населения в 1920 годах, наверное, ещё хоть как-то можно: Первая Мировая война, революции, Гражданская война - вряд ли в России той эпохи очень волновали вопросы массового образования и его важности для будущего страны. Однако обратите внимание: отсутствуют данные за период правления И. В. Сталина. Именно этот период считают наиболее успешным и «золотым временем» для физико-математического образования. Но если это так, а образованных людей стало больше, то почему уже в 60-х годах мы снова наблюдаем начало падения математического образования, которое продолжается по сей день?

Главной и коренной проблемой, повлиявшей на качество образования, современные эксперты в области образования называют необычайное наукообразие (порой принимающее чрезмерные масштабы), которое стало активно внедряться в 60-х годах реформаторами того времени. Дело всё в том, что в период правления И. В. Сталина был осознан успешный опыт обучения, имеющийся в дореволюционной России. В частности, имеет место говорить об очень удачных в методическом плане школьных учебниках математики такого педагога, как А. П. Киселёва и учебников по математическому анализу Грэнвиля-Лузина. Данные авторы пытались не просто верно изложить математический материал, в своих трудах они старались учесть возрастные особенности учащихся, методические принципы, делающее изложение материала наглядным, простым и понятным; создали такую систему обучения, с помощью которой оказалось возможным детально проработать тот или иной материал, чтобы сформировать у учащихся умения и позволить овладеть необходимыми навыками. Конечно же, проявлялась и обратная сторона такого изложения: страдала строгость предъявляемого материала, требовалось больше времени, чтобы добраться до изучения серьёзной математики и др. Но согласитесь: вряд ли изучение сразу сухого и строгого вузовского курса математики со всеми его формулировками будет осознано и понято учащимися школы. Оттого многие упрощения - это просто необходимость для успешного усвоения большинством учащимися материала.



Два светила математического образования - А. П. Киселёв и Н. Н. Лузин


Видимо, описанные выше причины и не устроили многих академиков того времени. И пока было сильным влияние академиков старой закалки, внедривших правильные тенденции в образовании, страна могла спать спокойно. Но со временем новые реформаторы стали вытеснять старых, а, значит, в образовании наметились перемены: предлагалось усечение традиционного материала (арифметика заканчивалась в 5 классе) ради высвобождения места для изучения высшей математики (например, в 10 классе - математический анализ, аналитическая геометрия, теория вероятностей).

Чтобы наиболее наглядно представить результаты методических нововведений, привожу пример определения равных фигур, которое предлагается в учебнике по геометрии за 6 класс 1977 года, автор А. Н. Колмогоров:

Если фигуру Ф можно отобразить на фигуру Ф1 так, что расстояние между любыми двумя точками фигуры Ф равно расстоянию между соответствующими им точками фигуры Ф1, то говорят, что фигура Ф конгруэнтна фигуре Ф1.

Да, позже было осознано, что первые реформы в математическом образовании явно провалились, но дальнейшее исправление ситуации не приводило к изменению ситуации: вместо того, чтобы вернуться к истокам (методическим материалам, разработанным А. П. Киселёвым и Н. Н. Лузиным), созданию подобных аналогов, продолжалась трансформация и без того вредных идей. Итог: уже начиная с начальной школы, произошла смесь арифметики с алгеброй, геометрией и теорией множеств. В 9-10 классах алгебра была скрещена с тригонометрией и математическим анализом. Главный дидактический принцип обучения - принцип системности явно был изгнан из школы!

Также отдельно хочется вспомнить ещё одно интересное веяние в образовании во время правления И. В. Сталина - изучение всеми гражданами СССР логики - науки о том, как правильно думать! Да, изначально в стране победившего социализма логику было решено изгнать (к слову, в Российской империи логика изучалась, первые советские вожди были выходцами, знакомыми с её основами), поскольку она является цитаделью метафизического мышления, несовместимой с диалектикой. Логика имеет буржуазную природу и явно вступает в противоречие с пролетарской наукой. Однако осознание отцом народов, что стране нужны грамотные и умные люди, сделало своё дело: в начале 1940-х годов Сталин вдруг вспоминает о существовании логики. По его поручению был написан соответствующий учебник, по которому даже успели отучиться некоторые школьники.



И. В. Сталин и тот самый учебник логики


Однако участь данного предмета незавидна: по стечению обстоятельств И. В. Сталин умирает, а примерно к 60-м годам XX века, новый генсек Н. С. Хрущёв вновь убирает логику из школы. И как видите, это происходит примерно в то же самое время, когда в стране начинаются негативные реформы математического образования.

Теперь несложно понять, что результаты всех описанных выше трансформаций в образовании не заставили себя долго ждать: большинство учащихся с огромным отторжением и неприязнью стали относиться к математической науке! А ведь это лишь малая часть того, что удалось достичь благодаря вредным идеям в математическом образовании!

Таким образом, сложно согласиться с тезисом об успешности лучшего математического образования в СССР, если зачатки того, что мы наблюдаем сегодня, уже видны тогда. Нет, безусловно, огромные достижения в математике имелись, однако массово это имело место в эпоху раннего СССР, а также за счёт выученности специалистов в этот и более ранний период (выпускники Российской империи), которые затем частным образом смогли передать свой опыт более молодому поколению. Однако начиная примерно с 60-х годов, наблюдается тенденция, что понимание математики в масштабах всей страны в некотором смысле стало делом избранных.

P. S. А на сегодня это всё. Если Вам понравилась публикация, не забудьте как всегда поставить лайк и подписаться на канал.

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Думаю, что ни для кого уже не новость, что современное российское образование, в частности, математическое не является конкурентоспособным и давно не оправдывает возложенных на него ожиданий. В связи с этим в обществе бытует мнение, что в годы СССР ситуация была обратная - советская школа сильна своей физико-математической подготовкой. Кажется, что для советских людей этот тезис кажется бесспорным. Но так ли это? Давайте разбираться.

Поводом для написания этой статьи и вообще рассуждения на данную тему стали научные статьи, обнаруженные на просторах Интернета. В них сделан глубокий анализ советского математического образования, начиная от становления СССР и до его распада.



0105.png 362.71 KB


Основные тезисы, которые можно вынести из их содержания, следующие:

1920 год: При поступлении в вузы учащиеся демонстрируют незнание основ математики (арифметики, алгебры, геометрии). Наблюдается катастрофическая безграмотность письма.

1960 годы: Теоретические положения усвоены формально, понимания сути определений (в частности, общего определения функции), низкая логическая культура (грубые логические ошибки).

1970 годы: Было выявлено, что знания учащихся страдают формализмом, навыки вычислений, элементарных алгебраических преобразований, решения уравнений – фактически отсутствуют. Абитуриенты оказались не готовы к изучению математики в вузах.

В конце 70-ых г.: неспособность детей мыслить, большая часть подростков России испытывает трудности с пониманием содержания текстов.

2009 г.: «Атрофия» способности осмысленно воспринимать знания. И школьники и студенты стали необучаемыми.

Объяснить безграмотность населения в 1920 годах, наверное, ещё хоть как-то можно: Первая Мировая война, революции, Гражданская война - вряд ли в России той эпохи очень волновали вопросы массового образования и его важности для будущего страны. Однако обратите внимание: отсутствуют данные за период правления И. В. Сталина. Именно этот период считают наиболее успешным и «золотым временем» для физико-математического образования. Но если это так, а образованных людей стало больше, то почему уже в 60-х годах мы снова наблюдаем начало падения математического образования, которое продолжается по сей день?

Главной и коренной проблемой, повлиявшей на качество образования, современные эксперты в области образования называют необычайное наукообразие (порой принимающее чрезмерные масштабы), которое стало активно внедряться в 60-х годах реформаторами того времени. Дело всё в том, что в период правления И. В. Сталина был осознан успешный опыт обучения, имеющийся в дореволюционной России. В частности, имеет место говорить об очень удачных в методическом плане школьных учебниках математики такого педагога, как А. П. Киселёва и учебников по математическому анализу Грэнвиля-Лузина. Данные авторы пытались не просто верно изложить математический материал, в своих трудах они старались учесть возрастные особенности учащихся, методические принципы, делающее изложение материала наглядным, простым и понятным; создали такую систему обучения, с помощью которой оказалось возможным детально проработать тот или иной материал, чтобы сформировать у учащихся умения и позволить овладеть необходимыми навыками. Конечно же, проявлялась и обратная сторона такого изложения: страдала строгость предъявляемого материала, требовалось больше времени, чтобы добраться до изучения серьёзной математики и др. Но согласитесь: вряд ли изучение сразу сухого и строгого вузовского курса математики со всеми его формулировками будет осознано и понято учащимися школы. Оттого многие упрощения - это просто необходимость для успешного усвоения большинством учащимися материала.



Два светила математического образования - А. П. Киселёв и Н. Н. Лузин


Видимо, описанные выше причины и не устроили многих академиков того времени. И пока было сильным влияние академиков старой закалки, внедривших правильные тенденции в образовании, страна могла спать спокойно. Но со временем новые реформаторы стали вытеснять старых, а, значит, в образовании наметились перемены: предлагалось усечение традиционного материала (арифметика заканчивалась в 5 классе) ради высвобождения места для изучения высшей математики (например, в 10 классе - математический анализ, аналитическая геометрия, теория вероятностей).

Чтобы наиболее наглядно представить результаты методических нововведений, привожу пример определения равных фигур, которое предлагается в учебнике по геометрии за 6 класс 1977 года, автор А. Н. Колмогоров:

Если фигуру Ф можно отобразить на фигуру Ф1 так, что расстояние между любыми двумя точками фигуры Ф равно расстоянию между соответствующими им точками фигуры Ф1, то говорят, что фигура Ф конгруэнтна фигуре Ф1.

Да, позже было осознано, что первые реформы в математическом образовании явно провалились, но дальнейшее исправление ситуации не приводило к изменению ситуации: вместо того, чтобы вернуться к истокам (методическим материалам, разработанным А. П. Киселёвым и Н. Н. Лузиным), созданию подобных аналогов, продолжалась трансформация и без того вредных идей. Итог: уже начиная с начальной школы, произошла смесь арифметики с алгеброй, геометрией и теорией множеств. В 9-10 классах алгебра была скрещена с тригонометрией и математическим анализом. Главный дидактический принцип обучения - принцип системности явно был изгнан из школы!

Также отдельно хочется вспомнить ещё одно интересное веяние в образовании во время правления И. В. Сталина - изучение всеми гражданами СССР логики - науки о том, как правильно думать! Да, изначально в стране победившего социализма логику было решено изгнать (к слову, в Российской империи логика изучалась, первые советские вожди были выходцами, знакомыми с её основами), поскольку она является цитаделью метафизического мышления, несовместимой с диалектикой. Логика имеет буржуазную природу и явно вступает в противоречие с пролетарской наукой. Однако осознание отцом народов, что стране нужны грамотные и умные люди, сделало своё дело: в начале 1940-х годов Сталин вдруг вспоминает о существовании логики. По его поручению был написан соответствующий учебник, по которому даже успели отучиться некоторые школьники.



И. В. Сталин и тот самый учебник логики


Однако участь данного предмета незавидна: по стечению обстоятельств И. В. Сталин умирает, а примерно к 60-м годам XX века, новый генсек Н. С. Хрущёв вновь убирает логику из школы. И как видите, это происходит примерно в то же самое время, когда в стране начинаются негативные реформы математического образования.

Теперь несложно понять, что результаты всех описанных выше трансформаций в образовании не заставили себя долго ждать: большинство учащихся с огромным отторжением и неприязнью стали относиться к математической науке! А ведь это лишь малая часть того, что удалось достичь благодаря вредным идеям в математическом образовании!

Таким образом, сложно согласиться с тезисом об успешности лучшего математического образования в СССР, если зачатки того, что мы наблюдаем сегодня, уже видны тогда. Нет, безусловно, огромные достижения в математике имелись, однако массово это имело место в эпоху раннего СССР, а также за счёт выученности специалистов в этот и более ранний период (выпускники Российской империи), которые затем частным образом смогли передать свой опыт более молодому поколению. Однако начиная примерно с 60-х годов, наблюдается тенденция, что понимание математики в масштабах всей страны в некотором смысле стало делом избранных.

P. S. А на сегодня это всё. Если Вам понравилась публикация, не забудьте как всегда поставить лайк и подписаться на канал.

Читайте также

Комментарии 0

Войдите для комментирования
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ