Было ли математическое образование в СССР на самом деле самым лучшим
05 май 2023 · 09:16
Здравствуйте, уважаемые читатели!
Думаю, что ни для кого уже не новость, что современное российское образование, в частности, математическое не является конкурентоспособным и давно не оправдывает возложенных на него ожиданий. В связи с этим в обществе бытует мнение, что в годыСССР ситуация была обратная - советская школа сильна своей физико-математической подготовкой. Кажется, что для советских людей этот тезис кажется бесспорным. Но так ли это? Давайте разбираться.
Поводом для написания этой статьи и вообще рассуждения на данную тему стали научные статьи, обнаруженные на просторах Интернета. В них сделан глубокий анализ советского математического образования, начиная от становления СССР и до его распада.
0105.png362.71 KB
Основные тезисы, которые можно вынести из их содержания, следующие:
1920 год: При поступлении в вузы учащиеся демонстрируют незнание основ математики (арифметики, алгебры, геометрии). Наблюдается катастрофическая безграмотность письма.
1960 годы: Теоретические положения усвоены формально, понимания сути определений (в частности, общего определения функции), низкая логическая культура (грубые логические ошибки).
1970годы: Было выявлено, что знания учащихся страдают формализмом, навыки вычислений, элементарных алгебраических преобразований, решения уравнений – фактически отсутствуют. Абитуриенты оказались не готовы к изучению математики в вузах.
В конце 70-ых г.: неспособность детей мыслить, большая часть подростков России испытывает трудности с пониманием содержания текстов.
2009 г.:«Атрофия» способности осмысленно воспринимать знания. И школьники и студенты стали необучаемыми.
Объяснить безграмотность населения в 1920 годах, наверное, ещё хоть как-то можно: Первая Мировая война, революции, Гражданская война - вряд ли в России той эпохи очень волновали вопросы массового образования и его важности для будущего страны. Однако обратите внимание: отсутствуют данные за период правления И. В. Сталина. Именно этот период считают наиболее успешным и «золотым временем» для физико-математического образования. Но если это так, а образованных людей стало больше, то почему уже в 60-х годах мы снова наблюдаем начало падения математического образования, которое продолжается по сей день?
Главной и коренной проблемой, повлиявшей на качество образования, современные эксперты в области образования называют необычайное наукообразие (порой принимающее чрезмерные масштабы), которое стало активно внедряться в 60-х годах реформаторами того времени. Дело всё в том, что в период правления И. В. Сталина был осознан успешный опыт обучения, имеющийся в дореволюционной России. В частности, имеет место говорить об очень удачных в методическом плане школьных учебниках математики такого педагога, как А. П. Киселёва и учебников по математическому анализу Грэнвиля-Лузина. Данные авторы пытались не просто верно изложить математический материал, в своих трудах они старались учесть возрастные особенности учащихся, методические принципы, делающее изложение материала наглядным, простым и понятным; создали такую систему обучения, с помощью которой оказалось возможным детально проработать тот или иной материал, чтобы сформировать у учащихся умения и позволить овладеть необходимыми навыками. Конечно же, проявлялась и обратная сторона такого изложения: страдала строгость предъявляемого материала, требовалось больше времени, чтобы добраться до изучения серьёзной математики и др. Но согласитесь: вряд ли изучение сразу сухого и строгого вузовского курса математики со всеми его формулировками будет осознано и понято учащимися школы. Оттого многие упрощения - это просто необходимость для успешного усвоения большинством учащимися материала.
Два светила математического образования - А. П. Киселёв и Н. Н. Лузин
Видимо, описанные выше причины и не устроили многих академиков того времени. И пока было сильным влияние академиков старой закалки, внедривших правильные тенденции в образовании, страна могла спать спокойно. Но со временем новые реформаторы стали вытеснять старых, а, значит, в образовании наметились перемены: предлагалось усечение традиционного материала (арифметика заканчивалась в 5 классе) ради высвобождения места для изучения высшей математики (например, в 10 классе - математический анализ, аналитическая геометрия, теория вероятностей).
Чтобы наиболее наглядно представить результаты методических нововведений, привожу пример определения равных фигур, которое предлагается в учебнике по геометрии за 6 класс 1977 года, автор А. Н. Колмогоров:
Если фигуру Ф можно отобразить на фигуру Ф1 так, что расстояние между любыми двумя точками фигуры Ф равно расстоянию между соответствующими им точками фигуры Ф1, то говорят, что фигура Ф конгруэнтна фигуре Ф1.
Да, позже было осознано, что первые реформы в математическом образовании явно провалились, но дальнейшее исправление ситуации не приводило к изменению ситуации: вместо того, чтобы вернуться к истокам (методическим материалам, разработанным А. П. Киселёвым и Н. Н. Лузиным), созданию подобных аналогов, продолжалась трансформация и без того вредных идей. Итог: уже начиная с начальной школы, произошла смесь арифметики с алгеброй, геометрией и теорией множеств. В 9-10 классах алгебра была скрещена с тригонометрией и математическим анализом. Главный дидактический принцип обучения - принцип системности явно был изгнан из школы!
Также отдельно хочется вспомнить ещё одно интересное веяние в образовании во время правления И. В. Сталина - изучение всеми гражданами СССР логики - науки о том, как правильно думать! Да, изначально в стране победившего социализма логику было решено изгнать (к слову, в Российской империи логика изучалась, первые советские вожди были выходцами, знакомыми с её основами), поскольку она является цитаделью метафизического мышления, несовместимой с диалектикой. Логика имеет буржуазную природу и явно вступает в противоречие с пролетарской наукой. Однако осознание отцом народов, что стране нужны грамотные и умные люди, сделало своё дело: в начале 1940-х годов Сталин вдруг вспоминает о существовании логики. По его поручению был написан соответствующий учебник, по которому даже успели отучиться некоторые школьники.
И. В. Сталин и тот самый учебник логики
Однако участь данного предмета незавидна: по стечению обстоятельств И. В. Сталин умирает, а примерно к 60-м годам XX века, новый генсек Н. С. Хрущёв вновь убирает логику из школы. И как видите, это происходит примерно в то же самое время, когда в стране начинаются негативные реформы математического образования.
Теперь несложно понять, что результаты всех описанных выше трансформаций в образовании не заставили себя долго ждать: большинство учащихся с огромным отторжением и неприязнью стали относиться к математической науке! А ведь это лишь малая часть того, что удалось достичь благодаря вредным идеям в математическом образовании!
Таким образом, сложно согласиться с тезисом об успешности лучшего математического образования в СССР, если зачатки того, что мы наблюдаем сегодня, уже видны тогда. Нет, безусловно, огромные достижения в математике имелись, однако массово это имело место в эпоху раннего СССР, а также за счёт выученности специалистов в этот и более ранний период (выпускники Российской империи), которые затем частным образом смогли передать свой опыт более молодому поколению. Однако начиная примерно с 60-х годов, наблюдается тенденция, что понимание математики в масштабах всей страны в некотором смысле стало делом избранных.
P. S. А на сегодня это всё. Если Вам понравилась публикация, не забудьте как всегда поставить лайк и подписаться на канал.
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Здравствуйте, уважаемые читатели!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Думаю, что ни для кого уже не новость, что современное российское образование, в частности, математическое не является конкурентоспособным и давно не оправдывает возложенных на него ожиданий. В связи с этим в обществе бытует мнение, что "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "в годы"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "СССР ситуация была обратная - советская школа сильна своей физико-математической подготовкой."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Кажется, что для советских людей этот тезис кажется бесспорным. Но так ли это? Давайте разбираться."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Поводом для написания этой статьи и вообще рассуждения на данную тему стали научные статьи, обнаруженные на просторах Интернета. В них сделан глубокий анализ советского математического образования, начиная от становления СССР и до его распада."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "0105.png", "filesize": 371418, "height": 488, "pic_id": 552908, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/05/05/0105.jpeg", "width": 654}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Основные тезисы, которые можно вынести из их содержания, следующие:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "1920 год:"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " При поступлении в вузы учащиеся демонстрируют "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "незнание основ математики"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " (арифметики, алгебры, геометрии). Наблюдается "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "катастрофическая безграмотность письма"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "1960 годы"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ": Теоретические положения усвоены формально, понимания сути определений (в частности, общего определения функции), "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "низкая логическая культура"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " (грубые логические ошибки)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "1970"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "годы"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ": "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Было выявлено,"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " что знания учащихся страдают "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "формализмом"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", навыки вычислений, элементарных алгебраических преобразований, решения уравнений – фактически отсутствуют. "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Абитуриенты оказались не готовы к изучению математики в вузах"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В конце 70-ых г.: "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "неспособность детей мыслить"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "большая часть подростков"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " России "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "испытывает трудности с пониманием содержания текстов"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "2009 г.:"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "«Атрофия» способности осмысленно воспринимать знания. И школьники и студенты стали необучаемыми."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Объяснить безграмотность населения в 1920 годах, наверное, ещё хоть как-то можно: Первая Мировая война, революции, Гражданская война - вряд ли в России той эпохи очень волновали вопросы массового образования и его важности для будущего страны. "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Однако обратите внимание: отсутствуют данные за период правления И. В. Сталина. Именно этот период считают наиболее успешным и «золотым временем» для физико-математического образования."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Но если это так, а образованных людей стало больше, то почему уже в 60-х годах мы снова наблюдаем начало падения математического образования, которое продолжается по сей день?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Главной и коренной проблемой, повлиявшей на качество образования, современные эксперты в области образования называют "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "необычайное наукообразие (порой принимающее чрезмерные масштабы), которое стало активно внедряться в 60-х годах реформаторами того времени"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Дело всё в том, что в период правления И. В. Сталина был осознан успешный опыт обучения, имеющийся в дореволюционной России. В частности, имеет место говорить об очень удачных в методическом плане школьных учебниках математики такого педагога, как А. П. Киселёва и учебников по математическому анализу Грэнвиля-Лузина. Данные авторы пытались "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "не просто верно изложить математический материал, в своих трудах они старались учесть возрастные особенности учащихся, методические принципы, делающее изложение материала наглядным, простым и понятным; создали такую систему обучения, с помощью которой оказалось возможным детально проработать тот или иной материал, чтобы сформировать у учащихся умения и позволить овладеть необходимыми навыками"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Конечно же, проявлялась и обратная сторона такого изложения: страдала строгость предъявляемого материала, требовалось больше времени, чтобы добраться до изучения серьёзной математики и др. Но согласитесь: вряд ли изучение сразу сухого и строгого вузовского курса математики со всеми его формулировками будет осознано и понято учащимися школы. Оттого многие упрощения - это просто необходимость для успешного усвоения большинством учащимися материала."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Два светила математического образования - А. П. Киселёв и Н. Н. Лузин", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "светила.png", "filesize": 254475, "height": 371, "pic_id": 552909, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/05/05/%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%B0.jpeg", "width": 575}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Видимо, описанные выше причины и не устроили многих академиков того времени. И пока было сильным влияние академиков старой закалки, внедривших правильные тенденции в образовании, страна могла спать спокойно. Но со временем новые реформаторы стали вытеснять старых, а, значит, в образовании наметились перемены: предлагалось усечение традиционного материала (арифметика заканчивалась в 5 классе) ради высвобождения места для изучения высшей математики (например, в 10 классе - математический анализ, аналитическая геометрия, теория вероятностей)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Чтобы наиболее наглядно представить результаты методических нововведений, привожу пример определения равных фигур, которое предлагается "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "в учебнике по геометрии за 6 класс 1977 года"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", автор А. Н. Колмогоров:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Если фигуру Ф можно отобразить на фигуру Ф1 так, что расстояние между любыми двумя точками фигуры Ф равно расстоянию между соответствующими им точками фигуры Ф1, то говорят, что фигура Ф конгруэнтна фигуре Ф1."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Да, позже было осознано, что первые реформы в математическом образовании явно провалились, но дальнейшее исправление ситуации не приводило к изменению ситуации: "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "вместо того, чтобы вернуться к истокам (методическим материалам, разработанным А. П. Киселёвым и Н. Н. Лузиным), созданию подобных аналогов, продолжалась трансформация и без того вредных идей"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Итог: уже начиная с начальной школы, произошла смесь арифметики с алгеброй, геометрией и теорией множеств. В 9-10 классах алгебра была скрещена с тригонометрией и математическим анализом. Главный дидактический принцип обучения - "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "принцип системности явно был изгнан из школы"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Также отдельно хочется вспомнить ещё одно "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "интересное веяние в образовании во время правления И. В. Сталина - изучение всеми гражданами СССР логики - науки о том, как правильно думать"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "! Да, изначально в стране победившего социализма логику было решено изгнать (к слову, в Российской империи логика изучалась, первые советские вожди были выходцами, знакомыми с её основами), поскольку она является цитаделью метафизического мышления, несовместимой с диалектикой. Логика имеет буржуазную природу и явно вступает в противоречие с пролетарской наукой. Однако "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "осознание отцом народов, что стране нужны грамотные и умные люди, сделало своё дело:"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " в начале 1940-х годов Сталин вдруг вспоминает о существовании логики. По его поручению был написан соответствующий учебник, по которому даже успели отучиться некоторые школьники."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "И. В. Сталин и тот самый учебник логики", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "сталин и логика.png", "filesize": 777899, "height": 497, "pic_id": 552912, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/05/05/%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD_%D0%B8_%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0.jpeg", "width": 685}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Однако участь данного предмета незавидна: по стечению обстоятельств И. В. Сталин умирает, а примерно к 60-м годам XX века, новый генсек Н. С. Хрущёв вновь убирает логику из школы. И как видите, это происходит примерно в то же самое время, когда в стране начинаются негативные реформы математического образования."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Теперь несложно понять, что результаты всех описанных выше трансформаций в образовании не заставили себя долго ждать: большинство учащихся с "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "огромным отторжением и неприязнью стали относиться к математической науке! А ведь это лишь малая часть того, что удалось достичь благодаря вредным идеям в математическом образовании"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Таким образом, сложно согласиться с тезисом об успешности лучшего математического образования в СССР, если зачатки того, что мы наблюдаем сегодня, уже видны тогда. Нет, безусловно, огромные достижения в математике имелись, однако массово это имело место в эпоху раннего СССР, а также за счёт выученности специалистов в этот и более ранний период (выпускники Российской империи), которые затем частным образом смогли передать свой опыт более молодому поколению. Однако начиная примерно с 60-х годов, наблюдается тенденция, что понимание математики в масштабах всей страны в некотором смысле стало делом избранных."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "P. S. А на сегодня это всё. Если Вам понравилась публикация, не забудьте как всегда поставить лайк и подписаться на канал."}], "attributes": []}], "selectedRange": [4417, 4417]}
Комментарии 0