Две башенки - иллюстрация к цифре 2. Все фотографии в статье мои
Невероятно талантливый Фёдор - он же Франц-Альберт - Осипович Шехтель спроектировал множество прекрасных зданий, которыми мы любуемся в Москве. Ярославский вокзал, например. Или элегантный особняк Рябушинского. А начинал-то он в провинции - вероятно, потому, что не имел диплома о законченном архитектурном образовании - отчислили из училища: много прогуливал. Вот в провинцию и заглянем.
Сначала - в Ярославскую область, в село Великое - некогда действительно великое. В древности - арена кровопролитных битв, потом царская вотчина, потом - большое торговое село. Ярмарки, промышленные предприятия в округе... имена промышленников и благотворителей... вот и до Локаловых с Иродовыми добрались.
Дом П. Д. Иродова - ему принадлежала вторая по величине, после локаловской, фабрика -тоже творение Шехтеля, в стиле модерн. Он попроще. А вот двухэтажный особняк Александра Алексеевича Локалова....
Нарядный "теремок" А. А. Локалова - промышленника и благотворителя
«Теремок» А. А. Локалова в русском стиле, где второй этаж традиционно украшен богаче, чем первый - там и витые полуколонны, и изразцы разных форм. Башенка над парадным входом в форме шатра со шпилем с флюгером - это уже зарождение эпохи модерна в архитектуре - украшена «кокошниками». Над ними — «стрелы». Крыльцо смещено с центра в сторону, что также свойственно стилю модерн.
Убранство второго этажа, башенка, флюгер. Башенка, щипцовая крыша - похоже на Ярославский вокзал в Москве
Целыми остались столбы ворот и кованая ограда, орнамент которой напоминает о древнерусских мотивах: вьющиеся побеги, трилистник, переплетающиеся кольца.
Мотив трилистника в кованой ограде - символ "вечного древа жизни"
Кто он, Александр Алексеевич Локалов? Сын выходца из крепостных крестьян, построившего льнопрядильную фабрику, он сделался одним из богатейших промышленников в России. Помимо мануфактур, построил и больницу, и богадельню, и фабричную школу и училища. Основал общество «Христианская помощь» для искоренения нищеты. А ещё - занимался выведением новых сортов льна. Лён и мел - из этих материалов в особняке был устроен «соляной грот», в виде карстовой пещеры со сталактитами-сосульками, главное чудо внутреннего убранства дома. А ещё в доме мраморные лестницы - мрамор везли из Италии! А ещё - «голубой зал» в стиле рококо, лепнина на потолке... Дубовые панели, резьба, фонтан... «не дом, а игрушечка»!
Он видел Локалова!
Строился особняк в 1888-1890-х годах. Кстати, почему в селе, а не где-нибудь в столицах? А поближе к производству: мануфактуры стояли в селе Гаврилов-Ям, что примерно в семи километрах от Великого. Вот только сам Александр Алексеевич успел пожить в нём всего год. Дочери-наследницы вышли замуж за купцов Лопатиных. В 1918 году дом был национализирован и стал сначала музеем, а в 1942 году - детским домом для детей-сирот из блокадного Ленинграда.
И по сей день здесь детский дом семейного типа. Поэтому интерьерные чудеса для осмотра недоступны. Говорят, проводятся экскурсии, но.... Это уж как ветер подует. Мы - внутрь не проникли.
Куда-то ветер подует
... Нет, не звенели в доме детские голоса, когда в один прекрасный июльский день мы стояли перед оградой. Царила тишина, на детской площадке напротив - там, видимо, было современное здание детдома - сиротливо валялся забытый мячик. То ли тихий час был, толи вывезли детей в летний лагерь. Хорошо бы на тёплое море, в Анапу, например, а не оставили в Ярославской области. Муж до сих пор с содроганием вспоминает, как их, детей моряков-полярников, отправляли на лето в славный Переславль- Залесский. Какие там были КОМАРЫ!
А теперь - в Рязанскую область, в село Кирицы, что в восьмидесяти километрах от Рязани. Здесь находится ещё один шедевр Фёдора Шехтеля, «одно из семи чудес Рязанской области».
62 регион - Рязанская область
Вот она, усадьба С. П. фон Дервиза, какой её можно видеть с дороги:
Сказочный зАмок, да и только
Кто такой Сергей Павлович фон Дервиз? Сын «железнодорожного короля» Павла Григорьевича фон Дервиза, который вместе с фон Мекком строил Московско-Рязанскую и Рязанско-Козловскую железную дорогу, да так умело строил, что основные барыши достались именно ему, а не фон Мекку. А заодно скупил основную часть акций Рязанско-Козловской дороги, став фактически её полновластным хозяином. А дружба с министром финансов графом Рейтерном, товарищем фон Дервиза по Училищу правоведения, окончательно развязывала ему руки....
Избалованный роскошью Сергей Павлович, старший сын «русского Монте-Кристо», пытался учиться в Московском университете - бросил. Ввязался в сомнительное дело разработки серебряных руд в Семипалатинске - потерял сразу 200 тыс. рублей. Пытался наладить зеркальное производство в Кирицах - после реформы 1861 года завод стал убыточным.
Зато приобретенные вместе с зеркальным заводом живописные рязанские земли понравились Сергею Павловичу настолько, что именно здесь, в Кирицах, он и возвёл пышный усадебный ансамбль с дворцом, каскадом лестниц и причудливыми «Красными воротами». Дворец отлично просматривается с из современного села, дороги....
Башни и шпили
Есть версия, что дворец в Кирицах прославился, «засветившись» в фильме «Золушка» 1947 года: именно по его парадной лестнице якобы сбегает Золушка-Жеймо, теряя хрустальную туфельку... Хотя доподлинно известно, что «Золушку» снимали в декорациях Ленфильма....
Беседка и лестницы
Собственно, начинать-то статью надо было бы именно с Кириц. Считается, что именно этот дворец, или, как его еще называют, «театральный дом» на основе старого двухэтажного здания, и стал дебютом Фёдора Осиповича Шехтеля.
Знакомство с А. А. Локаловым произошло позже. Сравним, однако, эти работы.
Конечно, фон-дервизов «дворец» куда как «навороченнее» локаловского особняка. Недаром окончательная дата его постройки - 1891 год. Здесь и готика с псевдоготикой - например, фронтон, образованный двумя башенками. И мавританский стиль - взгляните на круглые башни! И зубчатый парапет! Элементы русского классицизма и барокко; нарушенная симметрия, характерная для стиля модерн. Колонны с пышными капителями! Арки! А какой балкончик! Всё лучшее сразу! А выглядит гармонично....
Зато флюгер - будто близнец того, что в Великом:
Угловая башенка, флюгер...
Насчёт благотворительных устремлений Сергея Павловича известно, что в 1889 году он делал пожертвование в пользу нуждающихся студентов Московской консерватории. В следующем году он вошёл - в качестве почётного члена - в состав дирекции консерватории вместо С. М. Третьякова.
Зато Ф. О. Шехтель упоминал фон Дервиза в 1926 году, в письме к книгоиздателю И. Сытину, в котором просил содействия в продаже своей коллекции произведений искусства - всё, что на тот момент у него оставалось:
«.... Я строил всем Морозовым, Рябушинским, фон Дервизам и остался нищим...»
Сначала - Первая мировая, отнявшая заказы и вынудившая сменить имя - скрыть немецкие корни. Тогда-то Франц-Альберт и стал Фёдором Осиповичем. А потом и вовсе - революция...
Всё прахом
Сейчас главный дом усадьбы отреставрирован. Восстановлена также усадебная ограда, которая после отъезда фон Дервизов из России была утрачена. Восстановлены также и скульптуры парка. Только увидеть всё это великолепие опять-таки нельзя!
Потому что в усадьбе размещается санаторий для больных туберкулёзом детей - и, говорят, очень хороший санаторий. Здесь лечат несколько форм туберкулёза - например, костно-суставный; по странному - мистическому - совпадению, от костного туберкулёза умерли брат и сестра Сергея Павловича.
... - А нельзя ли пройти посмотреть парк? - спрашиваем мы у охранника возле шлагбаума.
-Нельзя! Здесь дети! Шляетесь везде, москвичи... (такие-то), из-за вас зараза везде! Катитесь в свою Москву!
Формально-то он прав. На дворе 2021 год, «заразу» окончательно не изжили. А здесь дети, к тому же и без того больные. Но почему так грубо? С подобной злобой в адрес москвичей я лично столкнулась впервые. И мы покатили. Только не в «свою Москву», а в Саранск. Путь неблизкий, а на Кирицы мы и так потратили полдня.
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Две башенки - иллюстрация к цифре 2. Все фотографии в статье мои", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "DSC_0151 капители, арки.JPG", "filesize": 1514571, "height": 2211, "pic_id": 669789, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/08/15/DSC_0151_%D0%BA%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8_%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B8.jpeg", "width": 1652}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Невероятно талантливый Фёдор - он же Франц-Альберт - Осипович Шехтель спроектировал множество прекрасных зданий, которыми мы любуемся в Москве. Ярославский вокзал, например. Или элегантный особняк Рябушинского. А начинал-то он в провинции - вероятно, потому, что не имел диплома о законченном архитектурном образовании - отчислили из училища: много прогуливал. Вот в провинцию и заглянем. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сначала - в Ярославскую область, в село Великое - некогда действительно великое. В древности - арена кровопролитных битв, потом царская вотчина, потом - большое торговое село. Ярмарки, промышленные предприятия в округе... имена промышленников и благотворителей... вот и до Локаловых с Иродовыми добрались. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Дом П. Д. Иродова - ему принадлежала вторая по величине, после локаловской, фабрика -тоже творение Шехтеля, в стиле модерн. Он попроще. А вот двухэтажный особняк Александра Алексеевича Локалова.... "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Нарядный \"теремок\" А. А. Локалова - промышленника и благотворителя", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "DSC_0052 Особняк детдом.JPG", "filesize": 5888468, "height": 5211, "pic_id": 669796, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/08/15/DSC_0052_%D0%9E%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BD%D1%8F%D0%BA_%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B4%D0%BE%D0%BC.jpeg", "width": 3290}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Теремок» А. А. Локалова в русском стиле, где второй этаж традиционно украшен богаче, чем первый - там и витые полуколонны, и изразцы разных форм. Башенка над парадным входом в форме шатра со шпилем с флюгером - это уже зарождение эпохи модерна в архитектуре - украшена «кокошниками». Над ними — «стрелы». Крыльцо смещено с центра в сторону, что также свойственно стилю модерн. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Убранство второго этажа, башенка, флюгер. Башенка, щипцовая крыша - похоже на Ярославский вокзал в Москве", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "DSC_0046 Крыша.JPG", "filesize": 3300334, "height": 3834, "pic_id": 669799, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/08/15/DSC_0046_%D0%9A%D1%80%D1%8B%D1%88%D0%B0.jpeg", "width": 3035}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Целыми остались столбы ворот и кованая ограда, орнамент которой напоминает о древнерусских мотивах: вьющиеся побеги, трилистник, переплетающиеся кольца. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Мотив трилистника в кованой ограде - символ \"вечного древа жизни\"", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "DSC_0056 Мотив трилистника в кованой ограде.JPG", "filesize": 3471046, "height": 3152, "pic_id": 669801, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/08/15/DSC_0056_%D0%9C%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2_%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%B2_%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B5.jpeg", "width": 2638}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кто он, Александр Алексеевич Локалов? Сын выходца из крепостных крестьян, построившего льнопрядильную фабрику, он сделался одним из богатейших промышленников в России. Помимо мануфактур, построил и больницу, и богадельню, и фабричную школу и училища. Основал общество «Христианская помощь» для искоренения нищеты. А ещё - занимался выведением новых сортов льна. Лён и мел - из этих материалов в особняке был устроен «соляной грот», в виде карстовой пещеры со сталактитами-сосульками, главное чудо внутреннего убранства дома. А ещё в доме мраморные лестницы - мрамор везли из Италии! А ещё - «голубой зал» в стиле рококо, лепнина на потолке... Дубовые панели, резьба, фонтан... «не дом, а игрушечка»! "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Он видел Локалова!", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "DSC_0057 Он видел Локалова.JPG", "filesize": 248383, "height": 694, "pic_id": 669803, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/08/15/DSC_0057_%D0%9E%D0%BD_%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BB_%D0%9B%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0.jpeg", "width": 832}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Строился особняк в 1888-1890-х годах. Кстати, почему в селе, а не где-нибудь в столицах? А поближе к производству: мануфактуры стояли в селе Гаврилов-Ям, что примерно в семи километрах от Великого. Вот только сам Александр Алексеевич успел пожить в нём всего год. Дочери-наследницы вышли замуж за купцов Лопатиных. В 1918 году дом был национализирован и стал сначала музеем, а в 1942 году - детским домом для детей-сирот из блокадного Ленинграда. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И по сей день здесь детский дом семейного типа. Поэтому интерьерные чудеса для осмотра недоступны. Говорят, проводятся экскурсии, но.... Это уж как ветер подует. Мы - внутрь не проникли. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Куда-то ветер подует", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "DSC_0048 Ветер перемен.JPG", "filesize": 4974984, "height": 3256, "pic_id": 669805, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/08/15/DSC_0048_%D0%92%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD.jpeg", "width": 4898}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "... Нет, не звенели в доме детские голоса, когда в один прекрасный июльский день мы стояли перед оградой. Царила тишина, на детской площадке напротив - там, видимо, было современное здание детдома - сиротливо валялся забытый мячик. То ли тихий час был, толи вывезли детей в летний лагерь. Хорошо бы на тёплое море, в Анапу, например, а не оставили в Ярославской области. Муж до сих пор с содроганием "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "вспоминает, как их, детей моряков-полярников, отправляли на лето в славный Переславль- Залесский. Какие там были КОМАРЫ!"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А теперь - в Рязанскую область, в село Кирицы, что в восьмидесяти километрах от Рязани. Здесь находится ещё один шедевр Фёдора Шехтеля, «одно из семи чудес Рязанской области». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "62 регион - Рязанская область", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "DSC_0160 62-й регион.JPG", "filesize": 6157501, "height": 5379, "pic_id": 669814, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/08/15/DSC_0160_62-%D0%B9_%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%BE%D0%BD.jpeg", "width": 3584}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вот она, усадьба С. П. фон Дервиза, какой её можно видеть с дороги: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Сказочный зАмок, да и только", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "DSC_0142 Творение Шехтеля в рязанской глубинке.JPG", "filesize": 7074628, "height": 3847, "pic_id": 669819, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/08/15/DSC_0142_%D0%A2%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%A8%D0%B5%D1%85%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F_%D0%B2_%D1%80%D1%8F%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%B3%D0%BB%D1%83%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B5.jpeg", "width": 5653}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кто такой Сергей Павлович фон Дервиз? Сын «железнодорожного короля» Павла Григорьевича фон Дервиза, который вместе с фон Мекком строил Московско-Рязанскую и Рязанско-Козловскую железную дорогу, да так умело строил, что основные барыши достались именно ему, а не фон Мекку. А заодно скупил основную часть акций Рязанско-Козловской дороги, став фактически её полновластным хозяином. А дружба с министром финансов графом Рейтерном, товарищем фон Дервиза по Училищу правоведения, окончательно развязывала ему руки.... "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Избалованный роскошью Сергей Павлович, старший сын «русского Монте-Кристо», пытался учиться в Московском университете - бросил. Ввязался в сомнительное дело разработки серебряных руд в Семипалатинске - потерял сразу 200 тыс. рублей. Пытался наладить зеркальное производство в Кирицах - после реформы 1861 года завод стал убыточным. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Зато приобретенные вместе с зеркальным заводом живописные рязанские земли понравились Сергею Павловичу настолько, что именно здесь, в Кирицах, он и возвёл пышный усадебный ансамбль с дворцом, каскадом лестниц и причудливыми «Красными воротами». Дворец отлично просматривается с из современного села, дороги.... "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Башни и шпили", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "DSC_0152 Мавританский стиль и модерн.JPG", "filesize": 3700736, "height": 3619, "pic_id": 669820, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/08/15/DSC_0152_%D0%9C%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BB%D1%8C_%D0%B8_%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%BD.jpeg", "width": 3481}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Есть версия, что дворец в Кирицах прославился, «засветившись» в фильме «Золушка» 1947 года: именно по его парадной лестнице якобы сбегает Золушка-Жеймо, теряя хрустальную туфельку... Хотя доподлинно известно, что «Золушку» снимали в декорациях Ленфильма.... "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Беседка и лестницы", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "DSC_0147 ..сына 'русского Монте-Кристо'.JPG", "filesize": 8396345, "height": 3818, "pic_id": 669821, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/08/15/DSC_0147_..%D1%81%D1%8B%D0%BD%D0%B0_%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B5-%D0%9A%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE.jpeg", "width": 5744}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Собственно, начинать-то статью надо было бы именно с Кириц. Считается, что именно этот дворец, или, как его еще называют, «театральный дом» на основе старого двухэтажного здания, и стал дебютом Фёдора Осиповича Шехтеля. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Знакомство с А. А. Локаловым произошло позже. Сравним, однако, эти работы. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Конечно, фон-дервизов «дворец» куда как «навороченнее» локаловского особняка. Недаром окончательная дата его постройки - 1891 год. Здесь и готика с псевдоготикой - например, фронтон, образованный двумя башенками. И мавританский стиль - взгляните на круглые башни! И зубчатый парапет! Элементы русского классицизма и барокко; нарушенная симметрия, характерная для стиля модерн. Колонны с пышными капителями! Арки! А какой балкончик! Всё лучшее сразу! А выглядит гармонично.... "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Зато флюгер - будто близнец того, что в Великом: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Угловая башенка, флюгер...", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "DSC_0156 Флюгер.JPG", "filesize": 3744984, "height": 3026, "pic_id": 669822, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/08/15/DSC_0156_%D0%A4%D0%BB%D1%8E%D0%B3%D0%B5%D1%80.jpeg", "width": 3548}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Насчёт благотворительных устремлений Сергея Павловича известно, что в 1889 году он делал пожертвование в пользу нуждающихся студентов Московской консерватории. В следующем году он вошёл - в качестве почётного члена - в состав дирекции консерватории вместо С. М. Третьякова"}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%8C%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%B2,_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87_(%D0%BC%D0%B5%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D1%82)"}, "string": "."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Зато Ф. О. Шехтель упоминал фон Дервиза в 1926 году, в письме к книгоиздателю И. Сытину, в котором просил содействия в продаже своей коллекции произведений искусства - всё, что на тот момент у него оставалось: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«.... Я строил всем Морозовым, Рябушинским, фон Дервизам и остался нищим...» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сначала - Первая мировая, отнявшая заказы и вынудившая сменить имя - скрыть немецкие корни. Тогда-то Франц-Альберт и стал Фёдором Осиповичем. А потом и вовсе - революция... "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Всё прахом", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "DSC_0148 руины башен.JPG", "filesize": 7615076, "height": 3708, "pic_id": 669826, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/08/15/DSC_0148_%D1%80%D1%83%D0%B8%D0%BD%D1%8B_%D0%B1%D0%B0%D1%88%D0%B5%D0%BD.jpeg", "width": 4815}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сейчас главный дом усадьбы отреставрирован. Восстановлена также усадебная ограда, которая после отъезда фон Дервизов из России была утрачена. Восстановлены также и скульптуры парка. Только увидеть всё это великолепие опять-таки нельзя! "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Потому что в усадьбе размещается санаторий для больных туберкулёзом детей - и, говорят, очень хороший санаторий. Здесь лечат несколько форм туберкулёза - например, костно-суставный; по странному - мистическому - совпадению, от костного туберкулёза умерли брат и сестра Сергея Павловича. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "... - А нельзя ли пройти посмотреть парк? - спрашиваем мы у охранника возле шлагбаума."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "-Нельзя! Здесь дети! Шляетесь везде, москвичи... (такие-то), из-за вас зараза везде! Катитесь в свою Москву!"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Формально-то он прав. На дворе 2021 год, «заразу» окончательно не изжили. А здесь дети, к тому же и без того больные. Но почему так грубо? С подобной злобой в адрес москвичей я лично столкнулась впервые. И мы покатили. Только не в «свою Москву», а в Саранск. Путь неблизкий, а на Кирицы мы и так потратили полдня."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}], "selectedRange": [6545, 6545]}
Интересно,с удовольствием прочла,жаль,что не удалось попасть ни туда,ни сюда,а какие здания роскошные, Шехтель это Шехтель, большое спасибо за рассказ ❤️
Комментарии 3