В центре Егорьевска - возле Советской (бывшей Соборной) площади - этот дом середины 19 века заметишь сразу. Некогда оно принадлежало купцу второй гильдии Алексею Филипповичу Никитину - двоюродному брату Никифора Михайловича Бардыгина, бессменного городского головы (1872-1901 гг.), который столько всего сделал для Егорьевска.
С 25 сентября 1999 года здесь находится Историко-художественный музей - для меня главная достопримечательность этого подмосковного городка.
Здание Егорьевского историко-художественного музея. Все фотографии в статье мои
В доме была жилая половина, лавки, амбар, красильня, где отделывали пряжу. Хозяева сдавали лавки в аренду, а верхний этаж — под мужскую, а затем женскую гимназии. В 1868 году отсюда, из сушильни, начался страшный пожар: из 323 домов Егорьевска сгорело 233. Дом Никитиных был одним из немногих каменных домов, уцелевших после пожара. В 1914 году Никитины отделали заново фасад дома, придав ему классические черты и украсив портиками, полуколоннами, арками, львиными фигурами и балконом с кованой решеткой.
image.png5.09 MB
До 1989 года особняк - в центре города! - находился в состоянии руины. А музей кочевал, находя приют то в помещении детской спортивной школы, то в здании церкви святой Троицы Мариинского женского монастыря, то в доме купца Кулакова.
Начало же музейной коллекции связано с именем Михаила Никифоровича Бардыгина, точнее - супруги его, Глафиры Постниковой, или даже её брата, коллекционера В. Постникова, владельца антикварного магазина в Москве.
В 1909 году - публичная библиотека с читальным залом при фабрике М. Бардыгина; в 1910-м - Михаил Никифорович откры при своей фабрике публичную библиотеку с читальным залом, а в 1910 году «Частное собрание русской старины» при библиотеке; в 1911-м - собрание объявлено музеем; в 1913-м - музей получил название «Музея русской старины». У этому времени в фондах музея хранилось более 10 000 разнообразных экспонатов (иконы, фарфор, стекло, оружия и т. д.), которые оценивались в 200 000 рублей. Посещение музея было бесплатным. В 1915 г. М. Бардыгин подарил музей городу, но продолжал его финансировать. Таковы этапы становления Егорьевского историко-художественного....
И здание предполагалось построить особое - и его уже спроектировал сам А. Щусев в стиле древней русской архитектуры.
Но вышло, как вышло. И, как написано на сайте музея:
... представлены лучшие образцы российской промышленности и дизайна четырех столетий (XVII-XX вв.): стекло и фарфор, металл и шитьё, резная кость и расписное дерево. Коллекция наполнена сокровищами и редкостями, курьёзами и обманками, диковинами и потешками, которые восхитят своей красотой и подарят улыбку. Живописное собрание не может похвастать громкими именами, но таких интересных сюжетов, самобытных зарисовок провинциальной жизни России XVIII-XIX веков не встретить ни в одном музее мира. Уникальна и загадочна небольшая коллекция икон....
Итак, в музей! Задержу взгляд на некоторых экспонатах. Вот две бутыли молочного стекла. Первая, начала 19 века, изображает... ни кого-нибудь, а самого генерала М. Д. Скобелева, участника Среднеазиатских завоеваний Российской империи, героя Русско-турецкой войны 1877-1878 годов и освободителя Болгарии, прозванного «Белым генералом» - появлялся в сражениях в белом мундире и на белом коне. Действительно, «белый» - стекло-то молочное.
Белый генерал
Вкусы были, однако! Представьте, что вы наливаете какую-нибудь настойку из бутылки в виде... ну, кого-нибудь. Министра обороны РФ, например.
Ваза «Балалаечник» конца 19 века в этом смысле безопаснее.
Фаянсовый «Кувшин-объедало» 19 века, изготовленный фабрике Федяшина в дер. Жировой, Бронницкого уезда Московской губернии. Фабрика, основанная Яковом Федяшиным в 40-х годах 19 века и перешедшая к сыну Никифору, а от него к Осипу Никифоровичу Федяшину, выделывала фарфор, фаянс и опак и закрылась в 1918 г.
Гжель, 19 век
Название «Объедало» - это якобы высмеивание неумеренной страсти к еде. Хотя дама не выглядит ни обжорой, ни выпивохой. Тем более, что чаша копирует произведения английской серии «Тоби», а у тех был реальный прототип - Марта Ганн, очень даже уважаемая женщина, по легенде - купавшая малолетнего принца Уэльского, будущего Георга IV, дожившая, кстати, почти до 90 лет, чего с обжорами и горькими пьяницами, как правило, не случается.
Меня лично больше всего интригует шестипалая правая рука этой сей почтенной дамы.
Кстати, о пьяницах.
Зрителя может изрядно повеселить зеленый водочный штоф, на котором извивается «зелёный змий» и скачет нечисть. На штофе выведена надпись:
"Здорово, стаканчики,
Каково поживали,
Меня поджидали?
Пей, пей - увидишь чертей"
Штоф и стаканчики с чертями
Ещё купеческая шутка: чаша-шутиха, выпить из которой невозможно - она в дырках. Вроде бы пить можно, если заткнуть отверстие под ручкой. Музейный экземпляр выглядит не очень, я её и не фотографировала. Зато современную фарфоровую реплику можно купить в сувенирном магазине при музее.
Фотографировать здесь, кстати, почти невозможно: освещение слабое, блики от окон... да ещё аттракцион «Феерия света»! Вроде бы витрина с коллекцией гравированного, цветного стекла и хрусталя русских заводов, но стоит подойти к ней - заработает светоакустика.
Переливается хрусталь неземными цветами - то он лиловый, то бирюзовый, то малиново-красный.
Световое шоу в хрустале
Очередная купеческая застольная шутка-обманка: маслёнка в форме запечённой куриной тушки, буханки хлеба, калача и даже корня хрена с листочками.
Маслёнки бывают всякие!
Фарфоровые фигурки! Я могу рассматривать их бесконечно. Ну разве не прелесть? Это серия «Народы России». В данном случае -эстонцы.
Эстонцы - народ России!
В 1862 году к 1000-летию российской государственности был выпущен роскошный альбом «Этнографическое описание народов России», подготовленный этнографом Густавом-Теодором Паули при содействии Русского географического общества. Издание сопровождали цветные иллюстрации-литографии; многие были сделаны с натуры.
Иллюстрации стали основой для серии скульптур «Народы России», которая выпускалась на заводе Гарднера в Вербилках Дмитровской губернии (Выкуплен Товариществом М. Кузнецова в1892 году). Каждая скульптурка снабжена названием народности в соответствии с подписью к иллюстрации из альбома.
В коллекцию основателя музея М. Н. Бардыгина попали четыре скульптуры из серии: «Эстонцы», «Мордовка», «Латышка» и «Киргизы».
"Киргизы" - фигуры из скульптурной серии "Народы России". Конец XIX в. Завод братьев Гарднер, Вербилки, Московской губернии. Бисквит, роспись
Фигурки сделаны из бисквита – неглазурованного, прошедшего один обжиг фарфора, раскрашенного матовыми красками. В отдельных местах накладывался тонкий слой специальных красок, придающих блеск.
А вот и бронзовые штучки: «Крестьянка со снопом» и собака- копилка, середина 19 века.
Бронза, литьё
Это экспозиция «Художественный металл»: здесь выставлены изделия заводов Демидовых и Осокиных 18 века -кувшины, магниты, бытовые предметы из черного металла - сечки, безмены...
Эта изящная штуковина и есть сечка
Такой сечкой можно было рубить капусту в деревянном корыте, чтобы её заквасить.
Всякие металлические штучки из города Павлово-на-Оке:
Игольник и копоушка
Игольник - это коробочка для хранения швейных иголок. А копоушка... легко догадаться! Что до Павлова-на-Оке, то жители сего городка и окрестных сел занимались изготовлением художественных металлоизделий уже с 16 века. А в 18-19 веках Павлово превратилось в крупнейший металлообрабатывающий центр России. Здесь делали замки, ножи, навесы, посуду и предметы домашнего обихода. Разные виды металлообработки - ковка, чеканка, литье, гравировка; материал - сталь, серебро, золото; технологии - гравировка, насечка, травление, применение горячих художественных эмалей, серебрение, позолота.
О качестве работы оружейников свидетельствует тот факт, что в 1675 году Павловский мастер Афанасий Чернов с пятью товарищами был принят в Оружейную палату. Не раз забирали в Москву и Петербург лучших мастеров и позднее, особенно при Петре I.
Фигурный замочек
От литого металла - к мягкому, вышитому. Шитьё! Полюбуемся искусством мастериц, которые ткали и украшали шитые изделия, превращая их в шедевры! Облачения священнослужителей, женские платья, мужские кафтаны, головные уборы и платки, кошельки и вышивка....
Вот удивительный чепчик-кокошник из города Торопец Псковской губернии:
Кокошник
18 век, колотый и тёсаный перламутр, вышивка, низание, шитьё по шнуру. В живописном собрании музея я ещё увижу картину, где подобный кокошник на голове купчихи будет представлен во всей красе. Но это дальше, а пока.... кичка!
Из сказки про царевну
Кичка из Костромы, 18 век. Парча, жемчуг, цветное стекло, рубленный перламутр, фольга, галун, тесьма.
В отделе икон:
Символика и атрибуты "древлеправославия" и "нового Никонова" православий
Это не что иное, как наглядное пособие для сравнения обрядности двух ветвей православия.
Что до живописного собрания, первым делом бросается в глаза картина кисти Игоря Грабаря - он ведь учился в Егорьевской мужской прогимназии на нынешней улице Советской. Как вспоминал потом знаменитый художник и реставратор:
... в Егорьевске я чувствовал себя так хорошо, как нигде. Там не было около меня ни одного важного человека, ни одного неприветливого взгляда, и был он для меня каким-то целительным санаторием. Здесь и работалось как-то особенно хорошо. Кого только я тут не переписал!...
И. Грабарь, "Портрет цирюльника П. Егорова", 1888 г.
Однако о картинах - в следующий раз; просто так необъятное не объять.
Что до курьёзов и диковинок, то в отделе «Резная кость» можно подивиться на
.... блохоловку!
image.png5.91 MB
Обратите внимание на многочисленные дырочки! Добро пожаловать, блошки. Сработано из кости в Архангельской губернии в конце 18 - начале 19 веков.
В Архангельской губернии резали также по мамонтовому бивню:
Ажурная резьба по мамонтовому бивню
«Портреты князей, царей и императоров России из» Родословия". 1790-е годы.
А есть ещё.... нечто вовсе чуднОе:
Наглядные пособия
Анатомические разборные модели 19 века из Европы. Слоновая кость, дерево, ткань.
А ещё... деревянная скульптура императора Николая II:
Деревянный Николай II
Скульптура сделана в Егорьевском уезде, в деревне Тимирево. Известно и имя мастера - это В. Т. Савинов. Датируется концом 19 века.
А ещё... вот такие «сеятели»:
image.png6.56 MB
А ещё... каминный зал с невероятным камином и музей московского художника-кварцедува Алексея Олеговича Зеля...
А. Зеля "Игрун", 1988
Кстати, вот он, дракон - символ 2024 года. Так что с наступающим!
*Волшебное стекло А. Зеля находится в Каминном зале, куда нужно брать отдельный билет
А ещё... занимательный сундук с загадками. А ещё... волшебное зеркало, в котором отражаются призраки былого. А ещё... предсказания «студента прохладных вод», знаменитого московского юродивого Ивана Яковлевича Корейши. А ещё... поющая книга. унисонное пение старообрядческих хоров.
В сувенирном магазине при музее вам дадут карту, которая поможет совершить увлекательную прогулку по Егорьевску. А на обратной стороне музейного билета можно....
На конверте - изображение Егорьевского музея, худ. А. Козионов
.... узнать, зачем, собственно, идти в Егорьевский историко-художественный музей!
А хотя бы для того, чтобы стать счастливее!
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В центре Егорьевска - возле Советской (бывшей Соборной) площади - этот дом середины 19 века заметишь сразу. Некогда оно принадлежало купцу второй гильдии Алексею Филипповичу Никитину - двоюродному брату Никифора Михайловича Бардыгина, бессменного городского головы (1872-1901 гг.), который столько всего сделал для Егорьевска. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С 25 сентября 1999 года здесь находится Историко-художественный музей - для меня главная достопримечательность этого подмосковного городка. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Здание Егорьевского историко-художественного музея. Все фотографии в статье мои", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 4259139, "height": 1214, "pic_id": 789412, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/12/30/image_Lzi61V1.jpeg", "width": 1875}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В доме была жилая половина, лавки, амбар, красильня, где отделывали пряжу. Хозяева сдавали лавки в аренду, а верхний этаж — под мужскую, а затем женскую гимназии. В 1868 году отсюда, из сушильни, начался страшный пожар: из 323 домов Егорьевска сгорело 233. Дом Никитиных был одним из немногих каменных домов, уцелевших после пожара. В 1914 году Никитины отделали заново фасад дома, придав ему классические черты и украсив портиками, полуколоннами, арками, львиными фигурами и балконом с кованой решеткой. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 5336387, "height": 1875, "pic_id": 789415, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/12/30/image_ly9Ni7n.jpeg", "width": 1353}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "До 1989 года особняк - в центре города! - находился в состоянии руины. А музей кочевал, находя приют то в помещении детской спортивной школы, то в здании церкви святой Троицы Мариинского женского монастыря, то в доме купца Кулакова. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Начало же музейной коллекции связано с именем Михаила Никифоровича Бардыгина, точнее - супруги его, Глафиры Постниковой, или даже её брата, коллекционера В. Постникова, владельца антикварного магазина в Москве. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1909 году - публичная библиотека с читальным залом при фабрике М. Бардыгина; в 1910-м - Михаил Никифорович откры при своей фабрике публичную библиотеку с читальным залом, а в 1910 году «Частное собрание русской старины» при библиотеке; в 1911-м - собрание объявлено музеем; в 1913-м - музей получил название «Музея русской старины». У этому времени в фондах музея хранилось более 10 000 разнообразных экспонатов (иконы, фарфор, стекло, оружия и т. д.), которые оценивались в 200 000 рублей. Посещение музея было бесплатным. В 1915 г. М. Бардыгин подарил музей городу, но продолжал его финансировать. Таковы этапы становления Егорьевского историко-художественного.... "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И здание предполагалось построить особое - и его уже спроектировал сам А. Щусев в стиле древней русской архитектуры. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но вышло, как вышло. И, как написано на сайте музея: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "... представлены лучшие образцы российской промышленности и дизайна четырех столетий (XVII-XX вв.): стекло и фарфор, металл и шитьё, резная кость и расписное дерево. Коллекция наполнена сокровищами и редкостями, курьёзами и обманками, диковинами и потешками, которые восхитят своей красотой и подарят улыбку. Живописное собрание не может похвастать громкими именами, но таких интересных сюжетов, самобытных зарисовок провинциальной жизни России XVIII-XIX веков не встретить ни в одном музее мира. Уникальна и загадочна небольшая коллекция икон...."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Итак, в музей! Задержу взгляд на некоторых экспонатах. Вот две бутыли молочного стекла. Первая, начала 19 века, изображает... ни кого-нибудь, а самого генерала М. Д. Скобелева, участника Среднеазиатских завоеваний Российской империи, героя Русско-турецкой войны 1877-1878 годов и освободителя Болгарии, прозванного «Белым генералом» - появлялся в сражениях в белом мундире и на белом коне. Действительно, «белый» - стекло-то молочное. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Белый генерал", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 4605826, "height": 1875, "pic_id": 789418, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/12/30/image_aIQQwb6.jpeg", "width": 1386}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вкусы были, однако! Представьте, что вы наливаете какую-нибудь настойку из бутылки в виде... ну, кого-нибудь. Министра обороны РФ, например. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ваза «Балалаечник» конца 19 века в этом смысле безопаснее. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Фаянсовый «Кувшин-объедало» 19 века, изготовленный фабрике Федяшина в дер. Жировой, Бронницкого уезда Московской губернии. Фабрика, основанная Яковом Федяшиным в 40-х годах 19 века и перешедшая к сыну Никифору, а от него к Осипу Никифоровичу Федяшину, выделывала фарфор, фаянс и опак и закрылась в 1918 г. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Гжель, 19 век", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 6671978, "height": 1875, "pic_id": 789421, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/12/30/image_PI5XOPh.jpeg", "width": 1570}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Название «Объедало» - это якобы высмеивание неумеренной страсти к еде. Хотя дама не выглядит ни обжорой, ни выпивохой. Тем более, что чаша копирует произведения английской серии «Тоби», а у тех был реальный прототип - Марта Ганн, очень даже уважаемая женщина, по легенде - купавшая малолетнего принца Уэльского, будущего Георга IV, дожившая, кстати, почти до 90 лет, чего с обжорами и горькими пьяницами, как правило, не случается. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Меня лично больше всего интригует шестипалая правая рука этой сей почтенной дамы. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кстати, о пьяницах. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Зрителя может изрядно повеселить зеленый водочный штоф, на котором извивается «зелёный змий» и скачет нечисть. На штофе выведена надпись: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "\""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Здорово, стаканчики,"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Каково поживали,"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Меня поджидали?"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Пей, пей - увидишь чертей\""}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Штоф и стаканчики с чертями", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 10105977, "height": 1875, "pic_id": 789422, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/12/30/image_9KfVLkr.jpeg", "width": 1827}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ещё купеческая шутка: чаша-шутиха, выпить из которой невозможно - она в дырках. Вроде бы пить можно, если заткнуть отверстие под ручкой. Музейный экземпляр выглядит не очень, я её и не фотографировала. Зато современную фарфоровую реплику можно купить в сувенирном магазине при музее. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Фотографировать здесь, кстати, почти невозможно: освещение слабое, блики от окон... да ещё аттракцион «Феерия света»! Вроде бы витрина с коллекцией гравированного, цветного стекла и хрусталя русских заводов, но стоит подойти к ней - заработает светоакустика. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Переливается хрусталь неземными цветами - то он лиловый, то бирюзовый, то малиново-красный. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Световое шоу в хрустале", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 6729402, "height": 1791, "pic_id": 789424, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/12/30/image_guXxPTb.jpeg", "width": 1875}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Очередная купеческая застольная шутка-обманка: маслёнка в форме запечённой куриной тушки, буханки хлеба, калача и даже корня хрена с листочками. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Маслёнки бывают всякие!", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 4100497, "height": 1311, "pic_id": 789425, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/12/30/image_n47PN5V.jpeg", "width": 1875}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Фарфоровые фигурки! Я могу рассматривать их бесконечно. Ну разве не прелесть? Это серия «Народы России». В данном случае -эстонцы. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Эстонцы - народ России!", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 5574781, "height": 1875, "pic_id": 789426, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/12/30/image_dszWLBU.jpeg", "width": 1291}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1862 году к 1000-летию российской государственности был выпущен роскошный альбом «Этнографическое описание народов России», подготовленный этнографом Густавом-Теодором Паули при содействии Русского географического общества. Издание сопровождали цветные иллюстрации-литографии; многие были сделаны с натуры. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Иллюстрации стали основой для серии скульптур «Народы России», которая выпускалась на заводе Гарднера в Вербилках Дмитровской губернии (Выкуплен Товариществом М. Кузнецова в1892 году). Каждая скульптурка снабжена названием народности в соответствии с подписью к иллюстрации из альбома. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В коллекцию основателя музея М. Н. Бардыгина попали четыре скульптуры из серии: «Эстонцы», «Мордовка», «Латышка» и «Киргизы». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "\"Киргизы\" - фигуры из скульптурной серии \"Народы России\". Конец XIX в. Завод братьев Гарднер, Вербилки, Московской губернии. Бисквит, роспись", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 7953906, "height": 1875, "pic_id": 789427, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/12/30/image_v8ZM2RQ.jpeg", "width": 1395}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Фигурки сделаны из бисквита – неглазурованного, прошедшего один обжиг фарфора, раскрашенного матовыми красками. В отдельных местах накладывался тонкий слой специальных красок, придающих блеск. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А вот и бронзовые штучки: «Крестьянка со снопом» и собака- копилка, середина 19 века. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Бронза, литьё", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 6177528, "height": 1423, "pic_id": 789428, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/12/30/image_kNimwLK.jpeg", "width": 1875}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Это экспозиция «Художественный металл»: здесь выставлены изделия заводов Демидовых и Осокиных 18 века -кувшины, магниты, бытовые предметы из черного металла - сечки, безмены... "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Эта изящная штуковина и есть сечка", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 2396155, "height": 919, "pic_id": 789429, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/12/30/image_jxfbuzE.jpeg", "width": 1875}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Такой сечкой можно было рубить капусту в деревянном корыте, чтобы её заквасить. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Всякие металлические штучки из города Павлово-на-Оке: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Игольник и копоушка", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 4937828, "height": 1400, "pic_id": 789430, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/12/30/image_zkUbgNE.jpeg", "width": 1875}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Игольник - это коробочка для хранения швейных иголок. А копоушка... легко догадаться! Что до Павлова-на-Оке, то жители сего городка и окрестных сел занимались изготовлением художественных металлоизделий уже с 16 века. А в 18-19 веках Павлово превратилось в крупнейший металлообрабатывающий центр России. Здесь делали замки, ножи, навесы, посуду и предметы домашнего обихода. Разные виды металлообработки - ковка, чеканка, литье, гравировка; материал - сталь, серебро, золото; технологии - гравировка, насечка, травление, применение горячих художественных эмалей, серебрение, позолота. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "О качестве работы оружейников свидетельствует тот факт, что в 1675 году Павловский мастер Афанасий Чернов с пятью товарищами был принят в Оружейную палату. Не раз забирали в Москву и Петербург лучших мастеров и позднее, особенно при Петре I. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Фигурный замочек", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 6953587, "height": 1603, "pic_id": 789431, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/12/30/image_0im4lF3.jpeg", "width": 1875}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "От литого металла - к мягкому, вышитому. Шитьё! Полюбуемся искусством мастериц, которые ткали и украшали шитые изделия, превращая их в шедевры! Облачения священнослужителей, женские платья, мужские кафтаны, головные уборы и платки, кошельки и вышивка.... "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вот удивительный чепчик-кокошник из города Торопец Псковской губернии: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Кокошник", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 7618492, "height": 1875, "pic_id": 789432, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/12/30/image_X8Tll4r.jpeg", "width": 1538}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "18 век, колотый и тёсаный перламутр, вышивка, низание, шитьё по шнуру. В живописном собрании музея я ещё увижу картину, где подобный кокошник на голове купчихи будет представлен во всей красе. Но это дальше, а пока.... кичка! "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Из сказки про царевну", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 8555872, "height": 1698, "pic_id": 789434, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/12/30/image_8tAtPk5.jpeg", "width": 1875}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кичка из Костромы, 18 век. Парча, жемчуг, цветное стекло, рубленный перламутр, фольга, галун, тесьма. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В отделе икон: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Символика и атрибуты \"древлеправославия\" и \"нового Никонова\" православий", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 7682872, "height": 1566, "pic_id": 789435, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/12/30/image_LGSPNaV.jpeg", "width": 1875}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Это не что иное, как наглядное пособие для сравнения обрядности двух ветвей православия. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Что до живописного собрания, первым делом бросается в глаза картина кисти Игоря Грабаря - он ведь учился в Егорьевской мужской прогимназии на нынешней улице Советской. Как вспоминал потом знаменитый художник и реставратор: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "... в Егорьевске я чувствовал себя так хорошо, как нигде. Там не было около меня ни одного важного человека, ни одного неприветливого взгляда, и был он для меня каким-то целительным санаторием. Здесь и работалось как-то особенно хорошо. Кого только я тут не переписал!..."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "И. Грабарь, \"Портрет цирюльника П. Егорова\", 1888 г.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 5999219, "height": 1875, "pic_id": 789436, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/12/30/image_KhVwjTR.jpeg", "width": 1381}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Однако о картинах - в следующий раз; просто так необъятное не объять. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Что до курьёзов и диковинок, то в отделе «Резная кость» можно подивиться на "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ".... блохоловку! "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 6201960, "height": 1875, "pic_id": 789437, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/12/30/image_4LWevJH.jpeg", "width": 1580}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Обратите внимание на многочисленные дырочки! Добро пожаловать, блошки. Сработано из кости в Архангельской губернии в конце 18 - начале 19 веков. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В Архангельской губернии резали также по мамонтовому бивню: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Ажурная резьба по мамонтовому бивню", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 5572556, "height": 1875, "pic_id": 789438, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/12/30/image_p1uiIBu.jpeg", "width": 1325}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Портреты князей, царей и императоров России из» Родословия\". 1790-е годы. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А есть ещё.... нечто вовсе чуднОе: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Наглядные пособия", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 7943048, "height": 1770, "pic_id": 789439, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/12/30/image_446LeqB.jpeg", "width": 1875}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Анатомические разборные модели 19 века из Европы. Слоновая кость, дерево, ткань. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А ещё... деревянная скульптура императора Николая II: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Деревянный Николай II", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 3821237, "height": 1875, "pic_id": 789440, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/12/30/image_d4NN4C1.jpeg", "width": 1213}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Скульптура сделана в Егорьевском уезде, в деревне Тимирево. Известно и имя мастера - это В. Т. Савинов. Датируется концом 19 века. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А ещё... вот такие «сеятели»: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 6877611, "height": 1608, "pic_id": 789441, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/12/30/image_1w0fUq1.jpeg", "width": 1875}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А ещё... каминный зал с невероятным камином и музей московского художника-кварцедува Алексея Олеговича Зеля... "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "А. Зеля \"Игрун\", 1988", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 4590501, "height": 1875, "pic_id": 789442, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/12/30/image_Y4Z01XH.jpeg", "width": 1261}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кстати, вот он, дракон - символ 2024 года. Так что с наступающим! "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "*Волшебное стекло А. Зеля находится в Каминном зале, куда нужно брать отдельный билет "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А ещё... занимательный сундук с загадками. А ещё... волшебное зеркало, в котором отражаются призраки былого. А ещё... предсказания «студента прохладных вод», знаменитого московского юродивого Ивана Яковлевича Корейши. А ещё... поющая книга. унисонное пение старообрядческих хоров. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В сувенирном магазине при музее вам дадут карту, которая поможет совершить увлекательную прогулку по Егорьевску. А на обратной стороне музейного билета можно.... "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "На конверте - изображение Егорьевского музея, худ. А. Козионов", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 7239761, "height": 1875, "pic_id": 789443, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/12/30/image_XjjS3G3.jpeg", "width": 1870}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ".... узнать, зачем, собственно, идти в Егорьевский историко-художественный музей! "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А хотя бы для того, чтобы стать счастливее! "}], "attributes": []}], "selectedRange": [9890, 9890]}
Комментарии 4