3
Подмосковный Егорьевск: зачем идти в музей | Паблико

Подмосковный Егорьевск: зачем идти в музей


30 дек 2023 · 21:53    

В центре Егорьевска - возле Советской (бывшей Соборной) площади - этот дом середины 19 века заметишь сразу. Некогда оно принадлежало купцу второй гильдии Алексею Филипповичу Никитину - двоюродному брату Никифора Михайловича Бардыгина, бессменного городского головы (1872-1901 гг.), который столько всего сделал для Егорьевска. 

С 25 сентября 1999 года здесь находится Историко-художественный музей - для меня главная достопримечательность этого подмосковного городка. 



Здание Егорьевского историко-художественного музея. Все фотографии в статье мои


В доме была жилая половина, лавки, амбар, красильня, где отделывали пряжу. Хозяева сдавали лавки в аренду, а верхний этаж — под мужскую, а затем женскую гимназии. В 1868 году отсюда, из сушильни, начался страшный пожар: из 323 домов Егорьевска сгорело 233. Дом Никитиных был одним из немногих каменных домов, уцелевших после пожара. В 1914 году Никитины отделали заново фасад дома, придав ему классические черты и украсив портиками, полуколоннами, арками, львиными фигурами и балконом с кованой решеткой. 



image.png 5.09 MB


До 1989 года особняк - в центре города! - находился в состоянии руины. А музей кочевал, находя приют то в помещении детской спортивной школы, то в здании церкви святой Троицы Мариинского женского монастыря, то в доме купца Кулакова. 

Начало же музейной коллекции связано с именем Михаила Никифоровича Бардыгина, точнее - супруги его, Глафиры Постниковой, или даже её брата, коллекционера В. Постникова, владельца антикварного магазина в Москве. 

В 1909 году - публичная библиотека с читальным залом при фабрике М. Бардыгина; в 1910-м - Михаил Никифорович откры при своей фабрике публичную библиотеку с читальным залом, а в 1910 году «Частное собрание русской старины» при библиотеке; в 1911-м - собрание объявлено музеем; в 1913-м - музей получил название «Музея русской старины». У этому времени в фондах музея хранилось более 10 000 разнообразных экспонатов (иконы, фарфор, стекло, оружия и т. д.), которые оценивались в 200 000 рублей. Посещение музея было бесплатным. В 1915 г. М. Бардыгин подарил музей городу, но продолжал его финансировать. Таковы этапы становления Егорьевского историко-художественного.... 

И здание предполагалось построить особое - и его уже спроектировал сам А. Щусев в стиле древней русской архитектуры. 

Но вышло, как вышло. И, как написано на сайте музея: 

... представлены лучшие образцы российской промышленности и дизайна четырех столетий (XVII-XX вв.): стекло и фарфор, металл и шитьё, резная кость и расписное дерево. Коллекция наполнена сокровищами и редкостями, курьёзами и обманками, диковинами и потешками, которые восхитят своей красотой и подарят улыбку. Живописное собрание не может похвастать громкими именами, но таких интересных сюжетов, самобытных зарисовок провинциальной жизни России XVIII-XIX веков не встретить ни в одном музее мира. Уникальна и загадочна небольшая коллекция икон....

Итак, в музей! Задержу взгляд на некоторых экспонатах. Вот две бутыли молочного стекла. Первая, начала 19 века, изображает... ни кого-нибудь, а самого генерала М. Д. Скобелева, участника Среднеазиатских завоеваний Российской империи, героя Русско-турецкой войны 1877-1878 годов и освободителя Болгарии, прозванного «Белым генералом» - появлялся в сражениях в белом мундире и на белом коне. Действительно, «белый» - стекло-то молочное. 



Белый генерал


Вкусы были, однако! Представьте, что вы наливаете какую-нибудь настойку из бутылки в виде... ну, кого-нибудь. Министра обороны РФ, например. 

Ваза «Балалаечник» конца 19 века в этом смысле безопаснее. 

Фаянсовый «Кувшин-объедало» 19 века, изготовленный фабрике Федяшина в дер. Жировой, Бронницкого уезда Московской губернии. Фабрика, основанная Яковом Федяшиным в 40-х годах 19 века и перешедшая к сыну Никифору, а от него к Осипу Никифоровичу Федяшину, выделывала фарфор, фаянс и опак и закрылась в 1918 г. 



Гжель, 19 век


Название «Объедало» - это якобы высмеивание неумеренной страсти к еде. Хотя дама не выглядит ни обжорой, ни выпивохой. Тем более, что чаша копирует произведения английской серии «Тоби», а у тех был реальный прототип - Марта Ганн, очень даже уважаемая женщина, по легенде - купавшая малолетнего принца Уэльского, будущего Георга IV, дожившая, кстати, почти до 90 лет, чего с обжорами и горькими пьяницами, как правило, не случается. 

Меня лично больше всего интригует шестипалая правая рука этой сей почтенной дамы. 

Кстати, о пьяницах. 

Зрителя может изрядно повеселить зеленый водочный штоф, на котором извивается «зелёный змий» и скачет нечисть. На штофе выведена надпись: 

"Здорово, стаканчики,

Каково поживали,

Меня поджидали?

Пей, пей - увидишь чертей"



Штоф и стаканчики с чертями


Ещё купеческая шутка: чаша-шутиха, выпить из которой невозможно - она в дырках. Вроде бы пить можно, если заткнуть отверстие под ручкой. Музейный экземпляр выглядит не очень, я её и не фотографировала. Зато современную фарфоровую реплику можно купить в сувенирном магазине при музее. 

Фотографировать здесь, кстати, почти невозможно: освещение слабое, блики от окон... да ещё аттракцион «Феерия света»! Вроде бы витрина с коллекцией гравированного, цветного стекла и хрусталя русских заводов, но стоит подойти к ней - заработает светоакустика. 

Переливается хрусталь неземными цветами - то он лиловый, то бирюзовый, то малиново-красный. 



Световое шоу в хрустале


Очередная купеческая застольная шутка-обманка: маслёнка в форме запечённой куриной тушки, буханки хлеба, калача и даже корня хрена с листочками. 



Маслёнки бывают всякие!


Фарфоровые фигурки! Я могу рассматривать их бесконечно. Ну разве не прелесть? Это серия «Народы России». В данном случае -эстонцы. 



Эстонцы - народ России!


В 1862 году к 1000-летию российской государственности был выпущен роскошный альбом «Этнографическое описание народов России», подготовленный этнографом Густавом-Теодором Паули при содействии Русского географического общества. Издание сопровождали цветные иллюстрации-литографии; многие были сделаны с натуры. 

Иллюстрации стали основой для серии скульптур «Народы России», которая выпускалась на заводе Гарднера в Вербилках Дмитровской губернии (Выкуплен Товариществом М. Кузнецова в1892 году). Каждая скульптурка снабжена названием народности в соответствии с подписью к иллюстрации из альбома. 

В коллекцию основателя музея М. Н. Бардыгина попали четыре скульптуры из серии: «Эстонцы», «Мордовка», «Латышка» и «Киргизы». 



"Киргизы" - фигуры из скульптурной серии "Народы России". Конец XIX в. Завод братьев Гарднер, Вербилки, Московской губернии. Бисквит, роспись


Фигурки сделаны из бисквита – неглазурованного, прошедшего один обжиг фарфора, раскрашенного матовыми красками. В отдельных местах накладывался тонкий слой специальных красок, придающих блеск. 

А вот и бронзовые штучки: «Крестьянка со снопом» и собака- копилка, середина 19 века. 



Бронза, литьё


Это экспозиция «Художественный металл»: здесь выставлены изделия заводов Демидовых и Осокиных 18 века -кувшины, магниты, бытовые предметы из черного металла - сечки, безмены... 



Эта изящная штуковина и есть сечка


Такой сечкой можно было рубить капусту в деревянном корыте, чтобы её заквасить. 

Всякие металлические штучки из города Павлово-на-Оке: 



Игольник и копоушка


Игольник - это коробочка для хранения швейных иголок. А копоушка... легко догадаться! Что до Павлова-на-Оке, то жители сего городка и окрестных сел занимались изготовлением художественных металлоизделий уже с 16 века. А в 18-19 веках Павлово превратилось в крупнейший металлообрабатывающий центр России. Здесь делали замки, ножи, навесы, посуду и предметы домашнего обихода. Разные виды металлообработки - ковка, чеканка, литье, гравировка; материал - сталь, серебро, золото; технологии - гравировка, насечка, травление, применение горячих художественных эмалей, серебрение, позолота. 

О качестве работы оружейников свидетельствует тот факт, что в 1675 году Павловский мастер Афанасий Чернов с пятью товарищами был принят в Оружейную палату. Не раз забирали в Москву и Петербург лучших мастеров и позднее, особенно при Петре I. 



Фигурный замочек


От литого металла - к мягкому, вышитому. Шитьё! Полюбуемся искусством мастериц, которые ткали и украшали шитые изделия, превращая их в шедевры! Облачения священнослужителей, женские платья, мужские кафтаны, головные уборы и платки, кошельки и вышивка.... 

Вот удивительный чепчик-кокошник из города Торопец Псковской губернии: 



Кокошник


18 век, колотый и тёсаный перламутр, вышивка, низание, шитьё по шнуру. В живописном собрании музея я ещё увижу картину, где подобный кокошник на голове купчихи будет представлен во всей красе. Но это дальше, а пока.... кичка! 



Из сказки про царевну


Кичка из Костромы, 18 век. Парча, жемчуг, цветное стекло, рубленный перламутр, фольга, галун, тесьма. 

В отделе икон: 



Символика и атрибуты "древлеправославия" и "нового Никонова" православий


Это не что иное, как наглядное пособие для сравнения обрядности двух ветвей православия. 

Что до живописного собрания, первым делом бросается в глаза картина кисти Игоря Грабаря - он ведь учился в Егорьевской мужской прогимназии на нынешней улице Советской. Как вспоминал потом знаменитый художник и реставратор: 

... в Егорьевске я чувствовал себя так хорошо, как нигде. Там не было около меня ни одного важного человека, ни одного неприветливого взгляда, и был он для меня каким-то целительным санаторием. Здесь и работалось как-то особенно хорошо. Кого только я тут не переписал!...



И. Грабарь, "Портрет цирюльника П. Егорова", 1888 г.


Однако о картинах - в следующий раз; просто так необъятное не объять. 

Что до курьёзов и диковинок, то в отделе «Резная кость» можно подивиться на 

.... блохоловку! 



image.png 5.91 MB


Обратите внимание на многочисленные дырочки! Добро пожаловать, блошки. Сработано из кости в Архангельской губернии в конце 18 - начале 19 веков. 

В Архангельской губернии резали также по мамонтовому бивню: 



Ажурная резьба по мамонтовому бивню


«Портреты князей, царей и императоров России из» Родословия". 1790-е годы. 

А есть ещё.... нечто вовсе чуднОе: 



Наглядные пособия


Анатомические разборные модели 19 века из Европы. Слоновая кость, дерево, ткань. 

А ещё... деревянная скульптура императора Николая II: 



Деревянный Николай II


Скульптура сделана в Егорьевском уезде, в деревне Тимирево. Известно и имя мастера - это В. Т. Савинов. Датируется концом 19 века. 

А ещё... вот такие «сеятели»: 



image.png 6.56 MB


А ещё... каминный зал с невероятным камином и музей московского художника-кварцедува Алексея Олеговича Зеля... 



А. Зеля "Игрун", 1988


Кстати, вот он, дракон - символ 2024 года. Так что с наступающим! 

*Волшебное стекло А. Зеля находится в Каминном зале, куда нужно брать отдельный билет 

А ещё... занимательный сундук с загадками. А ещё... волшебное зеркало, в котором отражаются призраки былого. А ещё... предсказания «студента прохладных вод», знаменитого московского юродивого Ивана Яковлевича Корейши. А ещё... поющая книга. унисонное пение старообрядческих хоров. 

В сувенирном магазине при музее вам дадут карту, которая поможет совершить увлекательную прогулку по Егорьевску. А на обратной стороне музейного билета можно.... 



На конверте - изображение Егорьевского музея, худ. А. Козионов


.... узнать, зачем, собственно, идти в Егорьевский историко-художественный музей! 

А хотя бы для того, чтобы стать счастливее! 

В центре Егорьевска - возле Советской (бывшей Соборной) площади - этот дом середины 19 века заметишь сразу. Некогда оно принадлежало купцу второй гильдии Алексею Филипповичу Никитину - двоюродному брату Никифора Михайловича Бардыгина, бессменного городского головы (1872-1901 гг.), который столько всего сделал для Егорьевска. 

С 25 сентября 1999 года здесь находится Историко-художественный музей - для меня главная достопримечательность этого подмосковного городка. 



Здание Егорьевского историко-художественного музея. Все фотографии в статье мои


В доме была жилая половина, лавки, амбар, красильня, где отделывали пряжу. Хозяева сдавали лавки в аренду, а верхний этаж — под мужскую, а затем женскую гимназии. В 1868 году отсюда, из сушильни, начался страшный пожар: из 323 домов Егорьевска сгорело 233. Дом Никитиных был одним из немногих каменных домов, уцелевших после пожара. В 1914 году Никитины отделали заново фасад дома, придав ему классические черты и украсив портиками, полуколоннами, арками, львиными фигурами и балконом с кованой решеткой. 



image.png 5.09 MB


До 1989 года особняк - в центре города! - находился в состоянии руины. А музей кочевал, находя приют то в помещении детской спортивной школы, то в здании церкви святой Троицы Мариинского женского монастыря, то в доме купца Кулакова. 

Начало же музейной коллекции связано с именем Михаила Никифоровича Бардыгина, точнее - супруги его, Глафиры Постниковой, или даже её брата, коллекционера В. Постникова, владельца антикварного магазина в Москве. 

В 1909 году - публичная библиотека с читальным залом при фабрике М. Бардыгина; в 1910-м - Михаил Никифорович откры при своей фабрике публичную библиотеку с читальным залом, а в 1910 году «Частное собрание русской старины» при библиотеке; в 1911-м - собрание объявлено музеем; в 1913-м - музей получил название «Музея русской старины». У этому времени в фондах музея хранилось более 10 000 разнообразных экспонатов (иконы, фарфор, стекло, оружия и т. д.), которые оценивались в 200 000 рублей. Посещение музея было бесплатным. В 1915 г. М. Бардыгин подарил музей городу, но продолжал его финансировать. Таковы этапы становления Егорьевского историко-художественного.... 

И здание предполагалось построить особое - и его уже спроектировал сам А. Щусев в стиле древней русской архитектуры. 

Но вышло, как вышло. И, как написано на сайте музея: 

... представлены лучшие образцы российской промышленности и дизайна четырех столетий (XVII-XX вв.): стекло и фарфор, металл и шитьё, резная кость и расписное дерево. Коллекция наполнена сокровищами и редкостями, курьёзами и обманками, диковинами и потешками, которые восхитят своей красотой и подарят улыбку. Живописное собрание не может похвастать громкими именами, но таких интересных сюжетов, самобытных зарисовок провинциальной жизни России XVIII-XIX веков не встретить ни в одном музее мира. Уникальна и загадочна небольшая коллекция икон....

Итак, в музей! Задержу взгляд на некоторых экспонатах. Вот две бутыли молочного стекла. Первая, начала 19 века, изображает... ни кого-нибудь, а самого генерала М. Д. Скобелева, участника Среднеазиатских завоеваний Российской империи, героя Русско-турецкой войны 1877-1878 годов и освободителя Болгарии, прозванного «Белым генералом» - появлялся в сражениях в белом мундире и на белом коне. Действительно, «белый» - стекло-то молочное. 



Белый генерал


Вкусы были, однако! Представьте, что вы наливаете какую-нибудь настойку из бутылки в виде... ну, кого-нибудь. Министра обороны РФ, например. 

Ваза «Балалаечник» конца 19 века в этом смысле безопаснее. 

Фаянсовый «Кувшин-объедало» 19 века, изготовленный фабрике Федяшина в дер. Жировой, Бронницкого уезда Московской губернии. Фабрика, основанная Яковом Федяшиным в 40-х годах 19 века и перешедшая к сыну Никифору, а от него к Осипу Никифоровичу Федяшину, выделывала фарфор, фаянс и опак и закрылась в 1918 г. 



Гжель, 19 век


Название «Объедало» - это якобы высмеивание неумеренной страсти к еде. Хотя дама не выглядит ни обжорой, ни выпивохой. Тем более, что чаша копирует произведения английской серии «Тоби», а у тех был реальный прототип - Марта Ганн, очень даже уважаемая женщина, по легенде - купавшая малолетнего принца Уэльского, будущего Георга IV, дожившая, кстати, почти до 90 лет, чего с обжорами и горькими пьяницами, как правило, не случается. 

Меня лично больше всего интригует шестипалая правая рука этой сей почтенной дамы. 

Кстати, о пьяницах. 

Зрителя может изрядно повеселить зеленый водочный штоф, на котором извивается «зелёный змий» и скачет нечисть. На штофе выведена надпись: 

"Здорово, стаканчики,

Каково поживали,

Меня поджидали?

Пей, пей - увидишь чертей"



Штоф и стаканчики с чертями


Ещё купеческая шутка: чаша-шутиха, выпить из которой невозможно - она в дырках. Вроде бы пить можно, если заткнуть отверстие под ручкой. Музейный экземпляр выглядит не очень, я её и не фотографировала. Зато современную фарфоровую реплику можно купить в сувенирном магазине при музее. 

Фотографировать здесь, кстати, почти невозможно: освещение слабое, блики от окон... да ещё аттракцион «Феерия света»! Вроде бы витрина с коллекцией гравированного, цветного стекла и хрусталя русских заводов, но стоит подойти к ней - заработает светоакустика. 

Переливается хрусталь неземными цветами - то он лиловый, то бирюзовый, то малиново-красный. 



Световое шоу в хрустале


Очередная купеческая застольная шутка-обманка: маслёнка в форме запечённой куриной тушки, буханки хлеба, калача и даже корня хрена с листочками. 



Маслёнки бывают всякие!


Фарфоровые фигурки! Я могу рассматривать их бесконечно. Ну разве не прелесть? Это серия «Народы России». В данном случае -эстонцы. 



Эстонцы - народ России!


В 1862 году к 1000-летию российской государственности был выпущен роскошный альбом «Этнографическое описание народов России», подготовленный этнографом Густавом-Теодором Паули при содействии Русского географического общества. Издание сопровождали цветные иллюстрации-литографии; многие были сделаны с натуры. 

Иллюстрации стали основой для серии скульптур «Народы России», которая выпускалась на заводе Гарднера в Вербилках Дмитровской губернии (Выкуплен Товариществом М. Кузнецова в1892 году). Каждая скульптурка снабжена названием народности в соответствии с подписью к иллюстрации из альбома. 

В коллекцию основателя музея М. Н. Бардыгина попали четыре скульптуры из серии: «Эстонцы», «Мордовка», «Латышка» и «Киргизы». 



"Киргизы" - фигуры из скульптурной серии "Народы России". Конец XIX в. Завод братьев Гарднер, Вербилки, Московской губернии. Бисквит, роспись


Фигурки сделаны из бисквита – неглазурованного, прошедшего один обжиг фарфора, раскрашенного матовыми красками. В отдельных местах накладывался тонкий слой специальных красок, придающих блеск. 

А вот и бронзовые штучки: «Крестьянка со снопом» и собака- копилка, середина 19 века. 



Бронза, литьё


Это экспозиция «Художественный металл»: здесь выставлены изделия заводов Демидовых и Осокиных 18 века -кувшины, магниты, бытовые предметы из черного металла - сечки, безмены... 



Эта изящная штуковина и есть сечка


Такой сечкой можно было рубить капусту в деревянном корыте, чтобы её заквасить. 

Всякие металлические штучки из города Павлово-на-Оке: 



Игольник и копоушка


Игольник - это коробочка для хранения швейных иголок. А копоушка... легко догадаться! Что до Павлова-на-Оке, то жители сего городка и окрестных сел занимались изготовлением художественных металлоизделий уже с 16 века. А в 18-19 веках Павлово превратилось в крупнейший металлообрабатывающий центр России. Здесь делали замки, ножи, навесы, посуду и предметы домашнего обихода. Разные виды металлообработки - ковка, чеканка, литье, гравировка; материал - сталь, серебро, золото; технологии - гравировка, насечка, травление, применение горячих художественных эмалей, серебрение, позолота. 

О качестве работы оружейников свидетельствует тот факт, что в 1675 году Павловский мастер Афанасий Чернов с пятью товарищами был принят в Оружейную палату. Не раз забирали в Москву и Петербург лучших мастеров и позднее, особенно при Петре I. 



Фигурный замочек


От литого металла - к мягкому, вышитому. Шитьё! Полюбуемся искусством мастериц, которые ткали и украшали шитые изделия, превращая их в шедевры! Облачения священнослужителей, женские платья, мужские кафтаны, головные уборы и платки, кошельки и вышивка.... 

Вот удивительный чепчик-кокошник из города Торопец Псковской губернии: 



Кокошник


18 век, колотый и тёсаный перламутр, вышивка, низание, шитьё по шнуру. В живописном собрании музея я ещё увижу картину, где подобный кокошник на голове купчихи будет представлен во всей красе. Но это дальше, а пока.... кичка! 



Из сказки про царевну


Кичка из Костромы, 18 век. Парча, жемчуг, цветное стекло, рубленный перламутр, фольга, галун, тесьма. 

В отделе икон: 



Символика и атрибуты "древлеправославия" и "нового Никонова" православий


Это не что иное, как наглядное пособие для сравнения обрядности двух ветвей православия. 

Что до живописного собрания, первым делом бросается в глаза картина кисти Игоря Грабаря - он ведь учился в Егорьевской мужской прогимназии на нынешней улице Советской. Как вспоминал потом знаменитый художник и реставратор: 

... в Егорьевске я чувствовал себя так хорошо, как нигде. Там не было около меня ни одного важного человека, ни одного неприветливого взгляда, и был он для меня каким-то целительным санаторием. Здесь и работалось как-то особенно хорошо. Кого только я тут не переписал!...



И. Грабарь, "Портрет цирюльника П. Егорова", 1888 г.


Однако о картинах - в следующий раз; просто так необъятное не объять. 

Что до курьёзов и диковинок, то в отделе «Резная кость» можно подивиться на 

.... блохоловку! 



image.png 5.91 MB


Обратите внимание на многочисленные дырочки! Добро пожаловать, блошки. Сработано из кости в Архангельской губернии в конце 18 - начале 19 веков. 

В Архангельской губернии резали также по мамонтовому бивню: 



Ажурная резьба по мамонтовому бивню


«Портреты князей, царей и императоров России из» Родословия". 1790-е годы. 

А есть ещё.... нечто вовсе чуднОе: 



Наглядные пособия


Анатомические разборные модели 19 века из Европы. Слоновая кость, дерево, ткань. 

А ещё... деревянная скульптура императора Николая II: 



Деревянный Николай II


Скульптура сделана в Егорьевском уезде, в деревне Тимирево. Известно и имя мастера - это В. Т. Савинов. Датируется концом 19 века. 

А ещё... вот такие «сеятели»: 



image.png 6.56 MB


А ещё... каминный зал с невероятным камином и музей московского художника-кварцедува Алексея Олеговича Зеля... 



А. Зеля "Игрун", 1988


Кстати, вот он, дракон - символ 2024 года. Так что с наступающим! 

*Волшебное стекло А. Зеля находится в Каминном зале, куда нужно брать отдельный билет 

А ещё... занимательный сундук с загадками. А ещё... волшебное зеркало, в котором отражаются призраки былого. А ещё... предсказания «студента прохладных вод», знаменитого московского юродивого Ивана Яковлевича Корейши. А ещё... поющая книга. унисонное пение старообрядческих хоров. 

В сувенирном магазине при музее вам дадут карту, которая поможет совершить увлекательную прогулку по Егорьевску. А на обратной стороне музейного билета можно.... 



На конверте - изображение Егорьевского музея, худ. А. Козионов


.... узнать, зачем, собственно, идти в Егорьевский историко-художественный музей! 

А хотя бы для того, чтобы стать счастливее! 

Читайте также

Комментарии 4

Войдите для комментирования
■ Худеем легко 31 дек 2023 в 22:30
Спасибо за интересный рассказ-обзор музея.
■ ТАЙНЫ ИСТОРИИ 31 дек 2023 в 19:40
С наступающим Новым Годом!
Много интересного собрали в музее!
Развернуть комментарии
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ