23 фев 2023 · 11:53    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Цветок - явление мимолётное. Лень, два - и нет, только увядшие лепестки на земле. Но есть на свете букет стеклянных цветов - при всей своей хрупкости переживший без малого двести лет. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "... У здания Музея хрусталя в Гусь-Хрустальном стоит памятник орловскому купцу Акиму Мальцову, который держит в руке свиток с чертежами и датой - 1756. В этот год перевёл он свой стекольный заводик из-под Можайска в имение Никулино Владимирского уезда Московской области, что на реке Гусь - здесь были найдены залежи прекрасного белого песка, необходимого сырья для варки стекла."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Знаменательная дата - дата основания стекольного производства. Все фотографии в статье мои", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "365. Создателю завода в 4444 Гусь-Хрустальном.JPG", "filesize": 313148, "height": 715, "pic_id": 441624, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/23/365._%D0%A1%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8E_%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B0_%D0%B2_4444_%D0%93%D1%83%D1%81%D1%8C-%D0%A5%D1%80%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%BC_kSctciG.jpeg", "width": 544}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "1756 год! Больше ста лет до отмены крепостного права. Значит, трудились на Гусевском заводе крепостные - как и в соседнем Гусь-Железном, где плавили железную руду. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Писатель Д. В. Григорович - между прочим, наш сосед, живший в наших же мёдовских краях, в селе Дулебине, от нас в 5 км по прямой и на 200 лет раньше - собиратель русского хрусталя и стекла, так писал о них:"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": " «Какое удивительное чувство красоты и формы было в мастерах прежнего времени! Ведь вот почти вое формы более сложных и дорогих произведений русского старинного стеклянного дела взяты с образцов западного мастерства. А наши, никому неведомые Ваньки и Петьки, проводившие всю жизнь между душной мастерской и тесной застольной, ухитрялись по-своему перерабатывать эти образцы и создавать вещи, в которых замечательно отразилось их время...."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Так уж повелось, что о каждом знаменитом заводе или промысле ходят истории да легенды. И если в Гусь-Железном рассказывали страшное, то здесь, в Гусь-Хрустальном, есть история светлая и радостная - как светел и радостен хрусталь, творимый руками здешних мастеров. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Разумей Васильев. \"Стеклянный букет\", вторая четверть 19 века", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "440. Букет.JPG", "filesize": 9865430, "height": 5655, "pic_id": 441635, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/23/440._%D0%91%D1%83%D0%BA%D0%B5%D1%82.jpeg", "width": 3920}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вот он, пожалуй, главный экспонат в Музее хрусталя города Гусь-Хрустального! Бывает, мимо какой вазочки иной посетитель и проходит мимо - ну не зацепило! - то перед этим все стоят, затаив дыхание. «Стеклянный букет», 1830-е годы. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Процитирую поэтессу Ирину Седову-Мещерскую: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "В стеклянной вазе солнца свет и изумруд лесной."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Букет сиянием согрет, умыт росой ночной."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Головки солнечных цветов склонились, чуть дыша,"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Ты запах их вдохнуть готов, в них мастера душа!"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Создана эта красота мастером-стекольщиком Разумеем Васильевым. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В зимнюю стужу заболела у мастера маленькая дочка. Жар, горячечный бред.... Ей вспоминались лето, тепло, яркие цветы.... "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Метались детские мечты, в бреду, в огне, в жару."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Ей снились летние цветы, что рвали поутру..."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вынырнув на минуту из забытья, умирающая девочка прошептала: «Хочу лета, чтобы цвели цветы....» И отец за одну ночь сотворил для дочери целую вазу с цветами - капля раскалённого стекла, которую посредством щипцов, зажимов, ножниц тянули, скручивали, отрезали... - какая тонкая, кропотливая работа! - превращалась то в изящно закрученную травинку, то в нежный венчик цветка. Это так называемая гутная техника, требующая от стекольщика не только художественного мастерства, но и большой физической силы, ведь изделие делалось на весу и выдувалось ртом. И действовать нужно было быстро, пока не остывал расплав.... Невесомая, хрупкая красота - простое и цветное стекло, позолота. Можно представить радость девочки, увидевшей поутру возле своей постели сияющий живыми красками букет. Цветы посреди зимы, «обыкновенное» чудо отцовской любви. Целительное чудо, потому что девочка выздоровела. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А стеклянный букет был немедленно взят заводчиком в «образцовую комнату», в мальцовскую коллекцию, которая спустя полтора века составила основу собрания нынешнего музея. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Так оно было или нет, кто знает? Добрая сказка, в которую хочется верить. А можно рассказать и другую - то ли слышала я краем уха, то ли придумалось? А что, если мастер, к примеру, хотел сделать хозяину-барину такое подношение, чтобы выкупить из крепостной неволи любимую? А тот отказал? Тогдашняя действительность была... невесёлой. Умелых мастеров загоняли на «хрустальную каторгу» любой ценой. К примеру, гравёра Степана Лагутина Мальцовы умудрились незаконно обратить в крепость со всей семьёй; притом, что его отец - купец, между прочим, - приятельствовал с самим Акимом. Лишь в 1766 году, после долгих судебных разбирательств, Лагутин был восстановлен в купеческом сословии и получил вольную. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "... Итак, подтвердить реальность событий, о которых рассказывает легенда о знаменитом стеклянном букете, не представляется возможным. Зато про мастера доподлинно известно вот что: в 1837-1838 гг. Разумей Васильев проходил по делу о заговоре мастеровых против хозяйского произвола и был сослан на пожизненную каторгу в Сибирь. Там и сгинул. Но в именном списке посессионных мастеров Гусевской хрустальной фабрики 1858 года числились сыновья Разумея - Николай и Михаил Разумеевы. После отмены крепостного права потомки автора стеклянного букета получили фамилию Любимовых и продолжали трудиться на хрустальном заводе. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Это уже при каком Мальцове было? Да при Иване Сергеевиче, внуке Акима. Делами фабрики он как раз и занялся вплотную в 1830 г. Иван Сергеевич! Европейски образованный человек, по молодости лет друживший с многими будущими декабристами. Дипломат Министерства иностранных дел, первый секретарь диппредставительства России в Персии в 1828-1830 гг., между прочим, единственный, кто уцелел в той резне, стоившей жизни А. С. Грибоедову. Предприниматель - умелый и увлечённый своим делом. А позже - и благотворитель, построивший добротные каменные дома для инженеров и рабочих, комплекс зданий училища и богадельню. Вот один из таких домиков, постройки 1898 г., ныне Историко-художественный музей. Но это уже эпоха Юрия Степановича Нечаева-Мальцова, племянника И. С. Мальцова, унаследовавшего завод в 1880 году. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Историко-художественный музей г. Гусь-Хрустальный", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "454.Городской музей.JPG", "filesize": 8477239, "height": 3884, "pic_id": 441637, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/23/454.%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9_gDVcCrx.jpeg", "width": 5767}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Историко-художественный музей г. Гусь-Хрустальный "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вот такая легенда живёт в Гусь-Хрустальном, одна из многих - так и талантливых мастеров было много, вот только имена их затерялись во времени"}], "attributes": []}], "selectedRange": [5772, 5772]}
Комментарии 8