Воронежский И. А. Бунин. Все фотографии в статье мои
Это - Иван Алексеевич Бунин. Сидит на поваленном стволе дерева, у ног трётся собака, преданно заглядывая в глаза. Памятник к 125-й годовщине рождения писателя был поставлен в Воронеже - родном для него городе - 13 октября 1995 года по заказу крупного местного банка. Автор памятника - московский скульптор Александр Николаевич Бурганов.
Не кажется ли вам, что губы писателя чуть изогнуты в улыбке? А ведь изображён он в час расставания с Россией - той Россией, которую он знал и любил, уподобленную здесь поверженному стволу могучего дерева.
Вот только причём здесь собака? Оказывается, автором идеи подарить Бунину собаку была журналистка Лилия Гущина.
По-другому не получается: дальше будет много длинных цитат. И первая - из бунинского «Одиночества»:
... Сегодня идут без конца
Те же тучи — гряда за грядой.
Твой след под дождём у крыльца
Расплылся, налился водой.
И мне больно глядеть одному
В предвечернюю серую тьму.
Мне крикнуть хотелось вослед:
«Воротись, я сроднился с тобой!»
Но для женщины прошлого нет:
Разлюбила — и стал ей чужой.
Что ж! Камин затоплю, буду пить…
Хорошо бы собаку купить.
Ну, а дальше слово самой Лилии Гущиной. Лучше, чем она сама, хоть умри - не расскажешь:
.... А еще я бы позволила ему улыбаться, почти незаметно, по-джокондовски, только краешками губ. Я никогда не могла понять, почему портретам улыбаться можно, а памятникам – нельзя. Особенно мрачными у ваятелей получаются писатели и поэты, самые жизнелюбивые и беспечные люди на земле. Они или стоят со скорбно склонённой головой, точно у края свежей могилы, или сидят, погружённые в свои думы, и совершенно ясно, что ничего отрадного в этих думах нет. Смотришь и не веришь, что эти буки и меланхолики могли сочинить что-то кроме некрологов и эпитафий.
... Идея, озвученная меценату и скульптору, казалась мне замечательной. Всем известна острая ревность Бунина-поэта к безоговорочному предпочтению читателями Бунина-прозаика, его болезненная реакция на невнимание к своим стихам. Я и сама остаюсь безучастной к отточенной и холодноватой бунинской лирике. Но сама обида меня бесконечно трогала, как и неутоленная жажда путешествий Пушкина и детское пристрастие Мандельштама к шоколаду. В своих мечтах я дарила Александру Сергеевичу кругосветный круиз, Осипу Эмильевичу – кондитерскую фабрику, Достоевскому – казино, Ахматовой – симпатичный особняк в Царском селе, Цветаевой – коллекцию розовых платьев, а Бунина увенчивала званием короля поэтов.
В памятнике мне увиделся уникальный шанс исполнить страстное желание классика. Я рассуждала так: посмотрит культурный прохожий на собаку и задумается – зачем она тут? Какое имеет отношение к нобелевскому лауреату? И непременно, поднатужившись, вспомнит – «что ж, камин затоплю...». А тот, кто не задумается, тому и не надо. Студенты же непременно заведут традицию перед экзаменами гладить зверя по носу или по лапе, и через какое-то время они у него весело заблестят, как у пограничной овчарки на станции метро «Площадь революции» в Москве и у средневекового пса на Карловом мосту в Праге. В результате всем будет хорошо – и воронежцам, и Бунину.
Меценат и скульптор идею поддержали. И вот...
... Мне уже снились перспективные сны, в которых сдергивали белое покрывало то с бронзового Пушкина, радостно смотрящего из кибитки на поднятый перед ним пограничный шлагбаум, то с Тургенева, одевающего обручальное кольцо на пальчик Виардо, то с юного Блока в гамлетовском берете. Но когда в областной газете был опубликован проект памятника, разразился скандал. Особенно разбушевался один краевед-филолог. Он требовал придать лицу юбиляра более трагическое выражение и лишить его четвероногого друга – «ибо Бунин не Тургенев и не Пришвин».
Я была совершенно согласна, что Бунин – не Тургенев, не Пришвин, а так же не Чехов, не Толстой, не Куприн, и уж никак не Тэффи или Зинаида Гиппиус, и никогда никем из них, слава богу, не станет. Но при чем тут бедное животное? Допустить, что литературоведу не известна знаменитая бунинская строчка, я не могла. Еще более удручающей была мысль, что всё прекрасно известно и дело не в некомпетентности, а в профессиональном садизме: русский писатель обязан иметь горестную судьбу, изо всех сил страдать и мучиться, а человек, у которого есть собака, уже не может быть абсолютно несчастным. В общем, если бы Дантес выстрелил в воздух, многие литературоведы ему бы этого не простили.
..... Мы увидели друг друга одновременно. Пёс еле заметно вильнул хвостом, у его хозяина дрогнули уголки губ. Аллея, ведущая к памятнику, была устлана желтой листвой. На постаменте у собачьих лап лежало печенье. А нос, как и полагается, был мокрым и холодным.
Сквер возле Никитинской библиотеки, где стоит бронзовый Бунин, теперь называют Бунинским.
А с творчеством Александра Бурганова мельком знакомы все, кто пользуется станцией московского метро «Коньково»: там есть «Муза с Пегасом» (крылатым конём) и конный же памятник генералу А. П. Ермолову - «Коньково» же! Оба произведения... скажем так, вызывают разногласия, а при взгляде на «Музу» особо чувствительных и вовсе оторопь берёт.
В московском парке искусств "Музеон"
Вот ещё одна работа А. Н. Бурганова, городская парковая скульптура «Золотой Пегас». Возвышенный (высота памятника 10 метров) страж сокровищ, собранных в новом здании Третьяковской галереи и установленный в парке искусств «Музеон».
Мне же кажется невероятным, что и сюрреалистическая Муза, и пронзительный Бунин созданы одним и тем же скульптором - кстати, его авторству принадлежит ещё один бунинский памятник, который стоит в Москве на Поварской. Но самое невероятное - то, что музеоновского «Золотого Пегаса» однажды стырили. То есть, не этого, что на фото, а его предшественника. Каким образом?! Тяжеленную махину с десятиметровой высоты?! Не сам же Пегас улетел на своих золотых крыльях... Как бы то ни было, зловещая «Белая Рука» (хорошо хоть, не чёрная) долго вздымала в небеса осиротевший пустой палец.
Чей-то садик-огородик нынче украшает краденый Пегас.... А то люди всё лебедей, сварганенных из старых покрышек, втыкают посреди родимых соток....
Торжественное возвращение «Золотого Пегаса» (№2) состоялось только в марте 2020-го, к 85-летней годовщине мастера.
Но к И. А. Бунину вся эта суета, конечно, не относится.
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Воронежский И. А. Бунин. Все фотографии в статье мои", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "13. Любимому писателю 222.jpg", "filesize": 3051643, "height": 2934, "pic_id": 448231, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/27/13._%D0%9B%D1%8E%D0%B1%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BC%D1%83_%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8E_222.jpeg", "width": 2398}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Это - Иван Алексеевич Бунин. Сидит на поваленном стволе дерева, у ног трётся собака, преданно заглядывая в глаза. Памятник к 125-й годовщине рождения писателя был поставлен в Воронеже - родном для него городе - 13 октября 1995 года по заказу крупного местного банка. Автор памятника - московский скульптор Александр Николаевич Бурганов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Не кажется ли вам, что губы писателя чуть изогнуты в улыбке? А ведь изображён он в час расставания с Россией - той Россией, которую он знал и любил, уподобленную здесь поверженному стволу могучего дерева."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вот только причём здесь собака? Оказывается, автором идеи подарить Бунину собаку была журналистка Лилия Гущина."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "По-другому не получается: дальше будет много длинных цитат. И первая - из бунинского «Одиночества»:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ".."}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": ". Сегодня идут без конца"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Те же тучи — гряда за грядой."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Твой след под дождём у крыльца"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Расплылся, налился водой."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "И мне больно глядеть одному"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "В предвечернюю серую тьму."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Мне крикнуть хотелось вослед:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": " «Воротись, я сроднился с тобой!» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Но для женщины прошлого нет:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Разлюбила — и стал ей чужой."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Что ж! Камин затоплю, буду пить…"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Хорошо бы собаку купить."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ну, а дальше слово самой Лилии Гущиной. Лучше, чем она сама, хоть умри - не расскажешь:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": ".... А еще я бы позволила ему улыбаться, почти незаметно, по-джокондовски, только краешками губ. Я никогда не могла понять, почему портретам улыбаться можно, а памятникам – нельзя. Особенно мрачными у ваятелей получаются писатели и поэты, самые жизнелюбивые и беспечные люди на земле. Они или стоят со скорбно склонённой головой, точно у края свежей могилы, или сидят, погружённые в свои думы, и совершенно ясно, что ничего отрадного в этих думах нет. Смотришь и не веришь, что эти буки и меланхолики могли сочинить что-то кроме некрологов и эпитафий."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "... Идея, озвученная меценату и скульптору, казалась мне замечательной. Всем известна острая ревность Бунина-поэта к безоговорочному предпочтению читателями Бунина-прозаика, его болезненная реакция на невнимание к своим стихам. Я и сама остаюсь безучастной к отточенной и холодноватой бунинской лирике. Но сама обида меня бесконечно трогала, как и неутоленная жажда путешествий Пушкина и детское пристрастие Мандельштама к шоколаду. В своих мечтах я дарила Александру Сергеевичу кругосветный круиз, Осипу Эмильевичу – кондитерскую фабрику, Достоевскому – казино, Ахматовой – симпатичный особняк в Царском селе, Цветаевой – коллекцию розовых платьев, а Бунина увенчивала званием короля поэтов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "В памятнике мне увиделся уникальный шанс исполнить страстное желание классика. Я рассуждала так: посмотрит культурный прохожий на собаку и задумается – зачем она тут? Какое имеет отношение к нобелевскому лауреату? И непременно, поднатужившись, вспомнит – «что ж, камин затоплю...». А тот, кто не задумается, тому и не надо. Студенты же непременно заведут традицию перед экзаменами гладить зверя по носу или по лапе, и через какое-то время они у него весело заблестят, как у пограничной овчарки на станции метро «Площадь революции» в Москве и у средневекового пса на Карловом мосту в Праге. В результате всем будет хорошо – и воронежцам, и Бунину."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Меценат и скульптор идею поддержали"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": ". "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "И вот.."}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "... Мне уже снились перспективные сны, в которых сдергивали белое покрывало то с бронзового Пушкина, радостно смотрящего из кибитки на поднятый перед ним пограничный шлагбаум, то с Тургенева, одевающего обручальное кольцо на пальчик Виардо, то с юного Блока в гамлетовском берете. Но когда в областной газете был опубликован проект памятника, разразился скандал. Особенно разбушевался один краевед-филолог. Он требовал придать лицу юбиляра более трагическое выражение и лишить его четвероногого друга – «ибо Бунин не Тургенев и не Пришвин»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Я была совершенно согласна, что Бунин – не Тургенев, не Пришвин, а так же не Чехов, не Толстой, не Куприн, и уж никак не Тэффи или Зинаида Гиппиус, и никогда никем из них, слава богу, не станет. Но при чем тут бедное животное? Допустить, что литературоведу не известна знаменитая бунинская строчка, я не могла. Еще более удручающей была мысль, что всё прекрасно известно и дело не в некомпетентности, а в профессиональном садизме: русский писатель обязан иметь горестную судьбу, изо всех сил страдать и мучиться, а человек, у которого есть собака, уже не может быть абсолютно несчастным. В общем, если бы Дантес выстрелил в воздух, многие литературоведы ему бы этого не простили."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "..... Мы увидели друг друга одновременно. Пёс еле заметно вильнул хвостом, у его хозяина дрогнули уголки губ. Аллея, ведущая к памятнику, была устлана желтой листвой. На постаменте у собачьих лап лежало печенье. А нос, как и полагается, был мокрым и холодным."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сквер возле Никитинской библиотеки, где стоит бронзовый Бунин, теперь называют Бунинским."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А с творчеством Александра Бурганова мельком знакомы все, кто пользуется станцией московского метро «Коньково»: там есть «Муза с Пегасом» (крылатым конём) и конный же памятник генералу А. П. Ермолову - «Коньково» же! Оба произведения... скажем так, вызывают разногласия, а при взгляде на «Музу» особо чувствительных и вовсе оторопь берёт. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "В московском парке искусств \"Музеон\"", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "73 Золотой Пегас на11 Благословляющей руке - А. Н. Бурганов.JPG", "filesize": 7626003, "height": 5192, "pic_id": 448240, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/27/73_%D0%97%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B9_%D0%9F%D0%B5%D0%B3%D0%B0%D1%81_%D0%BD%D0%B011_%D0%91%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D1%8F%D1%8E%D1%89%D0%B5%D0%B9_%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%B5_-_%D0%90._%D0%9D._%D0%91%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2.jpeg", "width": 3647}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вот ещё одна работа А. Н. Бурганова, городская парковая скульптура «Золотой Пегас». Возвышенный (высота памятника 10 метров) страж сокровищ, собранных в новом здании Третьяковской галереи и установленный в парке искусств «Музеон»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Мне же кажется невероятным, что и сюрреалистическая Муза, и пронзительный Бунин созданы одним и тем же скульптором - кстати, его авторству принадлежит ещё один бунинский памятник, который стоит в Москве на Поварской. Но самое невероятное - то, что музеоновского «Золотого Пегаса» однажды стырили. То есть, не этого, что на фото, а его предшественника. Каким образом?! Тяжеленную махину с десятиметровой высоты?! Не сам же Пегас улетел на своих золотых крыльях... Как бы то ни было, зловещая «Белая Рука» (хорошо хоть, не чёрная) долго вздымала в небеса осиротевший пустой палец."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Чей-то садик-огородик нынче украшает краденый Пегас.... А то люди всё лебедей, сварганенных из старых покрышек, втыкают посреди родимых соток...."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Торжественное возвращение «Золотого Пегаса» (№2) состоялось только в марте 2020-го, к 85-летней годовщине мастера."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но к И. А. Бунину вся эта суета, конечно, не относится."}], "attributes": []}], "selectedRange": [5057, 5057]}
Заходите в гости:) непонятно как тут все работает, но посещать друг друга важно) мне ответили с 1 марта правила изменят, не будет рекламы в статьях, меняется алгорит поверки оригинальности материалов.. поживем увидим
Комментарии 6