10 ноя 2024 · 10:12    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Я часто возвращаюсь памятью к той августовской поездке 2020-го... В музей - галопом через три области; в затерянный в мещёрских лесах городок на реке Гусь, в Музей хрусталя, что в бывшем храме, к хрупким чудесам, с россыпями иск в хрустальных гранях. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Музей хрусталя в бывшем Георгиевском соборе. Все фотографии в статье мои", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "DSC_0216 Добро пожаловать! РЕ.JPG", "filesize": 2018940, "height": 1653, "pic_id": 922645, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/11/05/DSC_0216_%D0%94%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%BE_%D0%BF%D0%BE%D0%B6%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C_%D0%A0%D0%95.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20241105%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20241105T062635Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=e817c96efd8001f5872946e19fa339d20f7a550fde20e8cd31bf80358e5ba749", "width": 2221}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Поражает уже само здание музея - ещё бы, ведь это - бывший собор"}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": " "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "в «русском стиле», построенный в 1892-1895 годах по проекту Леонтия Николаевича Бенуа. Сам архитектор писал: \" "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "В этот храм я все вложил, что мог, и, может быть, он останется лучшим из моих произведений"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "\"."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Здание было спроектировано трехнефной базиликой"}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": " "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "- высокий средний неф и низкие боковые. Колокольня венчалась легким и нарядным шатром, вознесенным на высоту 45 метров. Среднему шатру отвечали меньшие боковые. Трехшатровая композиция перекликалась с тремя главами на алтарной восточной стороне."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Нынешний собор-музей напоминает московскую Третьяковскую галерею - там тоже «русский стиль», вошедший в архитектурную моду в 19 веке на волне славянофильства. Сочетание белого и красного камня, многослойные арки, узорчатые оклады на окнах, теремочно-барочные декоративные детали - всё это отсылки к национальному, допетровскому зодчеству."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Деталь", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "DSC_0213 БАшенка РЕ.JPG", "filesize": 1277168, "height": 1600, "pic_id": 922646, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/11/05/DSC_0213_%D0%91%D0%90%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0_%D0%A0%D0%95.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20241105%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20241105T062813Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=f4cf536874329dd4695f95217cc11a8d2634c61c41cca53f77f6c00470fe77bd", "width": 2406}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Хозяина Гусевской хрустальной фабрики, промышленника, дипломата, коллекционера и мецената Юрия Степановича Нечаева-Мальцова (1834-1913) часто спрашивали, почему он не пожалел огромных денег для украшения фабричной церкви в глуши Владимирской губернии. \" "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "А отчего стоит город Орвието в Италии? Для его собора ездят иностранцы издалека. Будет время, когда художники и ценители русского искусства станут ездить и на наш Гусь..."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "\" - отвечал Ю. С. Нечаев-Мальцов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Когда он унаследовал стекольный завод от дяди, там трудилось 744 человека, а к началу Первой мировой войны - 13 тысяч. Ю. С. Нечаев-Мальцов дал три миллиона золотом для создания Музея изящных искусств - ныне Пушкинский музей - в Москве. Так и здесь, в Гусь-Хрустальном: Георгиевский собор стоил ему 550 тысяч рублей золотом. Строился он одиннадцать лет - с 1892 по 1903 годы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А вот и предок мецената, Аким Васильевич Мальцов, зачинатель стекольного дела в здешних краях:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Памятник был открыт в 2006 году, к 250-летию города Гусь-Хрустальный, его авторы - скульптор Игорь Черноглазов и архитектор Владимир Торопов.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "DSC_0224 РЕ.JPG", "filesize": 2142347, "height": 2183, "pic_id": 922647, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/11/05/DSC_0224__%D0%A0%D0%95.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20241105%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20241105T063008Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=08c0ebd8204594a59ec04717c5dd7471e6735426628ff4c3e8f141eac1763ff7", "width": 1878}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Орловский купец Аким Мальцов держит в руке свиток с чертежами для будущего завода и датой - 1756. В этот год перевёл он свой стекольный заводик из-под Можайска в имение Никулино Владимирского уезда Московской области, что на реке Гусь - здесь были найдены залежи прекрасного белого песка, необходимого сырья для варки стекла."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Внутри же собор-музей больше похож на католическую базилику. Прямоугольное здание разделено на три галереи; своды опираются на колонны из чёрного лабрадорита, который называют «глазом Бога». Считается, что камень этот, чёрный, с перламутровыми переливами, обладает магической силой. Колонны венчают капители с мальтийскими крестами. По бокам стены прорезают арочные окна - по форме они напоминают окно, которое можно видеть на картине Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком» - последним хозяином живописного шедевра был как раз Леонтий Бенуа."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Специально для собора гусевские мастера создали 12 электрических люстр - каждая состояла из 101 части и весила 350 килограммов. В тридцатых годах все люстры исчезли - осталась последняя, тринадцатая, уцелевшая лишь потому, что висела в мастерской в качестве образца."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "В музее. Колонны из чёрного лабрадорита и загадочные кресты на капителях. Центральный подиум. На заднем плане - мозаика \"О тебе радуется, Благодатная!\" и композиция \"Гимн стеклу\"", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "366. Мы в музее стекла РЕ.JPG", "filesize": 2176158, "height": 1960, "pic_id": 922652, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/11/05/366._%D0%9C%D1%8B_%D0%B2_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B5_%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%BB%D0%B0_%D0%A0%D0%95.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20241105%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20241105T063644Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=9dd0adf95897c7e0c37b922959974c826497f9bb34a4bd5c419d45ac5225af7a", "width": 2948}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Над внутренней отделкой Георгиевского храма трудился уже известный к тому времени художник Виктор Михайлович Васнецов. Для Георгиевского собора он написал пять работ, из которых сохранились только две. Во-первых, живописное полотно «Страшный суд» размером в 49 квадратных метров (700×680 см) на западной стене. "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "\"Вся история человечества есть борьба человека-зверя с человеком духовным"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "\", - писал В. Васнецов о символизме своей картины."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "372. Фреска ''Страшный суд''РЕ.JPG", "filesize": 1666612, "height": 1576, "pic_id": 922698, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/11/05/372._%D0%A4%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0_%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%88%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%A0%D0%95.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20241105%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20241105T072320Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=6a89b268f89713211c2143bb2ae6c7ab370c63f3d5e3096b94c69982cd61cdf7", "width": 1591}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ангел держит в руке весы. Но и сама композиция картины - это огромные весы, на чашах которых праведники и грешники. Свет и тьма.... Среди праведников - фигуры византийских правителей Константина и Елены, княгини Ольги, князя Владимира, Сергия Радонежского, Александра Невского. Среди грешников - император Нерон, хан Батый, римские кардиналы.... И персонажи-аллегории. С одной стороны - Вера, Надежда, Любовь, София, Милосердие. Против них - Алчность, Пьянство, Гнев, Разбой...."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "\""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Страшная оратория вне времени и пространства: одно из тех немногих истинно художественных творений, которые стоит увидеть раз, чтобы запомнить навсегда, - "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "писал критик о картине В. Васнецова, которая впервые была представлена публике в Историческом музее (не прошла в Третьяковку по габаритам!)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "После революции картину догадались спрятать в Успенском соборе во Владимире. Там она и хранилась долгие годы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Лишь в 1970 году храм был взят под охрану государства. После реставрации здания собора, которая продолжалась одиннадцать лет, Владимиро-Суздальский музей-заповедник приступил к реставрации семиметрового полотна - оно было в очень плохом состоянии: при перевозке холст порвался, в местах сгибов краска осыпалась. Стоимость реставрационных работ оценивалась в 220 тыс. рублей, что на 40 тыс. больше всего годового бюджета музея. Мало того, холст надо было дублировать, а ткани шириной 7 метров взять было негде, таких форматов в стране не ткали. Но и это ещё не вся проблема. Для восстановления красок картины требовалось 40 кг натурального мёда, 12 кг осетрового клея и многое другое. За восстановление картины взялся петербургский художник и реставратор Яков Казаков - это он вернул былой вид росписям Исаакиевского собора."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Реставрация началась в августе 1981, и закончилась в мае 1983 года. День возвращения картины «Страшный суд» на своё законное место и считается днём открытия Музея хрусталя в Гусь-Хрустальном...."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А место это, законное, как раз напротив алтаря, где сохранилось ещё одно произведение, созданное по эскизам В. Васнецова и воплощённое в жизнь петербургским мастером Владимиром Фроловым "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "- "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "младшим сыном Александра Фролова, создавшего мозаики в храме Христа Спасителя, храме Вознесения Христова (Спас на Крови) и Исаакиевского собора."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Это мозаика «О тебе радуется, Благодатная!»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Мозаика \"О тебе радуется, благодатная!\" и композиция \"Гимн стеклу\"", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 6365230, "height": 1875, "pic_id": 922651, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/11/05/image_Byg1F2N.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20241105%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20241105T063410Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=2b845ef6f762002ba9c9ed4fcb858837b6ebcabff669db8f48b721e2438f30eb", "width": 1214}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В. Фролову на тот момент было всего 23 года. Виктор Васнецов назвал его исполнение образа Богоматери - с воздетыми к небу руками, в окружении сонма ангелов - безукоризненным. Чтобы мозаика была лучше освещена, в большом куполе над алтарной частью было прорезано большое окно."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Работая над мозаикой, молодой художник познакомился с Ниной Бенуа, дочерью архитектора собора, которая стала его женой."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В журнале «Художественные сокровища России» за 1905 г. П. Гнедич писал об этой работе: \" "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Впечатление ошеломляющее... Тут и великие итальянцы, и упадочники, и Византия, а главное - наши старые, московского письма, иконы... Я думаю, в той фабричной церкви г. Нечаева-Мальцова, для которой писал эту икону Васнецов, картина эта будет предметом бесконечного удивления не только местных прихожан, но и создаст целую армию паломников... Это одно из тех немногих истинно художественных творений, которое стоит увидеть раз, чтобы запомнить навсегда"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "\"."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Богоматерь-защитница! Здесь библейская метафора обрела реальную силу - в году библиотечно-складского запустения (Господи, что они там всё складывали, в осквернённых храмах?) мозаика чудом сохранилась: её не сбили, а заштукатурили и закрасили."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В пространство апсиды органично вписалась шестиметровая композиция"}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": " "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Гимн стеклу», созданная прославленными мастерами Гусевского завода Владимиром Сергеевичем Муратовым и Владимиром Ивановичем"}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": " "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "Касаткиным. Ажурное кованое дерево, на котором распустились 330 хрустальных цветка, с порхающими между ними разноцветными птицами и серебряными колоколами, устремляется ввысь."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Скульптура из синего и бесцветного хрусталя состоит из 361 детали."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "370. Композиция ''Гимн стеклу'' 1.JPG", "filesize": 6538156, "height": 5186, "pic_id": 922657, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/11/05/370._%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%93%D0%B8%D0%BC%D0%BD_%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%BB%D1%83_1.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20241105%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20241105T064409Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=13796dd4722e57edaa9702e796618b1db4cc6b0068f93c6dd91f06afa6f5e0d8", "width": 3338}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вокруг неё возник спор - можно ли выставлять её в алтаре? Один из авторов композиции, Владимир Касаткин, тоже сомневался, уместна ли она там. Вопрос непростой: тем более, что не так давно в здании музея, бывшем храме, прошла первая церковная служба. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Место ли музею в храме? Десять лет назад Владимирская епархия обратилась в Росимущество с просьбой вернуть здание музея РПЦ. Потом, к радости музейного сообщества, видимо, сочли, что слишком затратное это дело - восстанавливать колокольню и купола! Пришли к компромиссу: в музее иногда проводятся службы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А в далёких уже 80-х годах будущий музей ждал большой подарок."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Неожиданно в подвалах завода нашлось хранилище изделий из"}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": " "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "хрусталя. Они лежали там ещё с XIX века – без описи, в обычных ящиках, пересыпанные стружкой. В таком виде ценности дожили до наших дней - всего 5236 предметов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Тогда установили огромный низкий стеклянный подиум, который занимает всю центральную часть огромного пространства, на котором и выставлены экспонаты. По бокам от подиума разместились витрины с изделиями из стекла и хрусталя, которые создавались с 18 века по наши дни."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С первых дней существования завода, в «образцовой комнате» собирались все образцы продукции из стекла и хрусталя, которая выпускалась на заводе. Поэтому в музее можно увидеть и старинное стекло, и массовую продукцию разных лет, и уникальные авторские работы художников."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "На переднем плане композиция С. П. Верина \"застывшие звуки\". Хрусталь, 1984 год. Фрагмент фрески \"Страшный суд\"", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 7191367, "height": 1355, "pic_id": 922661, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/11/05/image_9A6dBbW.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20241105%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20241105T064528Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=2657737110da837ce49dfc15932b76611787622e887eee87c825afa85b84e439", "width": 1875}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Так был найден знаменитый «стеклянный букет» Разумея Васильева, с которым связаны удивительные легенды, добрые или... страшные. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Так оно было, или нет? Умелых мастеров загоняли на «хрустальную каторгу» любой ценой. К примеру, гравёра Степана Лагутина Мальцовы умудрились незаконно обратить в крепость со всей семьёй; притом, что его отец - купец, между прочим, - приятельствовал с самим Акимом. Лишь в 1766 году, после долгих судебных разбирательств, Лагутин был восстановлен в купеческом сословии и получил вольную."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "\"Стеклянный букет\" Разумея Васильева. Стекло, гутная техника, выдувание", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "440. Разумей Васильев, Букет, 1930-е Цвет. стекло, гутная техника.РЕ выдувание.JPG", "filesize": 1758498, "height": 1967, "pic_id": 922675, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/11/05/440._%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%B9_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2_%D0%91%D1%83%D0%BA%D0%B5%D1%82_1930-%D0%B5_%D0%A6%D0%B2%D0%B5%D1%82._%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%BB%D0%BE_%D0%B3%D1%83%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%82_MdLx5GF.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20241105%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20241105T065732Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=4c86affe34fc6c6556cb2b28f723e9bb029cf1bd97653d595fad66f39bbdc1a9", "width": 1328}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Подтвердить реальность событий, о которых рассказывает легенда о знаменитом стеклянном букете, не представляется возможным. Зато про мастера доподлинно известно вот что: в 1837-1838 гг. Разумей Васильев проходил по делу о заговоре мастеровых против хозяйского произвола и был сослан на пожизненную каторгу в Сибирь. Там и сгинул. Но в именном списке посессионных мастеров Гусевской хрустальной фабрики 1858 года числились сыновья Разумея - Николай и Михаил Разумеевы. После отмены крепостного права потомки автора стеклянного букета получили фамилию Любимовых и продолжали трудиться на хрустальном заводе."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Это уже при каком Мальцове было? Да при Иване Сергеевиче, внуке Акима. Делами фабрики он как раз и занялся вплотную в 1830 г. Иван Сергеевич! Европейски образованный человек, по молодости лет друживший с многими будущими декабристами. Дипломат Министерства иностранных дел, первый секретарь диппредставительства России в Персии в 1828-1830 гг., между прочим, единственный, кто уцелел в той резне, стоившей жизни А. С. Грибоедову. Предприниматель - умелый и увлечённый своим делом. А позже - и благотворитель, построивший добротные каменные дома для инженеров и рабочих, комплекс зданий училища и богадельню. Вот один из таких домиков, постройки 1898 г., ныне Историко-художественный музей. Но это уже эпоха Юрия Степановича Нечаева-Мальцова, племянника И. С. Мальцова, унаследовавшего завод в 1880 году."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "На площади перед музеем. Мальцовские дома - многие до сих пор в обычном жилом фонде, но, по отзывам тех, кто в них живёт, отчаянно нуждаются в ремонте", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "453. На площади РЕ.JPG", "filesize": 1858725, "height": 1998, "pic_id": 922684, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/11/05/453._%D0%9D%D0%B0_%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D1%89%D0%B0%D0%B4%D0%B8_%D0%A0%D0%95.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20241105%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20241105T070322Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=05caa27bf06c9867d3829dbaf06d62395137dce81153559e5eb21108ee48a0c3", "width": 2537}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А река Гусь - что ж, она так и катит свои воды среди берегов, сложенных из золотого песка, без которого не было бы ни стекольного промысла в здешних краях, ни города, ни завода, ни храма, ни музея. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Такой вот удивительный вышел день однажды в августе..."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Смотровая площадка", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "457.Смотровая площадка РЕ.JPG", "filesize": 621404, "height": 1424, "pic_id": 922688, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/11/05/457.%D0%A1%D0%BC%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D1%89%D0%B0%D0%B4%D0%BA%D0%B0_%D0%A0%D0%95.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20241105%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20241105T070525Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=b6ee198e2b5efc2e386e8851b1d758e6d665cd0591ad4a9351aa87f02d3285b2", "width": 1698}}], "attributes": []}], "selectedRange": [3662, 3662]}
Комментарии 15