3
Храм хрусталя на реке Гусь | Паблико

Храм хрусталя на реке Гусь


10 ноя 2024 · 10:12    

Я часто возвращаюсь памятью к той августовской поездке 2020-го... В музей - галопом через три области; в затерянный в мещёрских лесах городок на реке Гусь, в Музей хрусталя, что в бывшем храме, к хрупким чудесам, с россыпями иск в хрустальных гранях. 



Музей хрусталя в бывшем Георгиевском соборе. Все фотографии в статье мои


Поражает уже само здание музея - ещё бы, ведь это - бывший собор в «русском стиле», построенный в 1892-1895 годах по проекту Леонтия Николаевича Бенуа. Сам архитектор писал: " В этот храм я все вложил, что мог, и, может быть, он останется лучшим из моих произведений".

Здание было спроектировано трехнефной базиликой - высокий средний неф и низкие боковые. Колокольня венчалась легким и нарядным шатром, вознесенным на высоту 45 метров. Среднему шатру отвечали меньшие боковые. Трехшатровая композиция перекликалась с тремя главами на алтарной восточной стороне.

Нынешний собор-музей напоминает московскую Третьяковскую галерею - там тоже «русский стиль», вошедший в архитектурную моду в 19 веке на волне славянофильства. Сочетание белого и красного камня, многослойные арки, узорчатые оклады на окнах, теремочно-барочные декоративные детали - всё это отсылки к национальному, допетровскому зодчеству.



Деталь


Хозяина Гусевской хрустальной фабрики, промышленника, дипломата, коллекционера и мецената Юрия Степановича Нечаева-Мальцова (1834-1913) часто спрашивали, почему он не пожалел огромных денег для украшения фабричной церкви в глуши Владимирской губернии. " А отчего стоит город Орвието в Италии? Для его собора ездят иностранцы издалека. Будет время, когда художники и ценители русского искусства станут ездить и на наш Гусь..." - отвечал Ю. С. Нечаев-Мальцов.

Когда он унаследовал стекольный завод от дяди, там трудилось 744 человека, а к началу Первой мировой войны - 13 тысяч. Ю. С. Нечаев-Мальцов дал три миллиона золотом для создания Музея изящных искусств - ныне Пушкинский музей - в Москве. Так и здесь, в Гусь-Хрустальном: Георгиевский собор стоил ему 550 тысяч рублей золотом. Строился он одиннадцать лет - с 1892 по 1903 годы.

А вот и предок мецената, Аким Васильевич Мальцов, зачинатель стекольного дела в здешних краях:



Памятник был открыт в 2006 году, к 250-летию города Гусь-Хрустальный, его авторы - скульптор Игорь Черноглазов и архитектор Владимир Торопов.


Орловский купец Аким Мальцов держит в руке свиток с чертежами для будущего завода и датой - 1756. В этот год перевёл он свой стекольный заводик из-под Можайска в имение Никулино Владимирского уезда Московской области, что на реке Гусь - здесь были найдены залежи прекрасного белого песка, необходимого сырья для варки стекла.

Внутри же собор-музей больше похож на католическую базилику. Прямоугольное здание разделено на три галереи; своды опираются на колонны из чёрного лабрадорита, который называют «глазом Бога». Считается, что камень этот, чёрный, с перламутровыми переливами, обладает магической силой. Колонны венчают капители с мальтийскими крестами. По бокам стены прорезают арочные окна - по форме они напоминают окно, которое можно видеть на картине Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком» - последним хозяином живописного шедевра был как раз Леонтий Бенуа.

Специально для собора гусевские мастера создали 12 электрических люстр - каждая состояла из 101 части и весила 350 килограммов. В тридцатых годах все люстры исчезли - осталась последняя, тринадцатая, уцелевшая лишь потому, что висела в мастерской в качестве образца.



В музее. Колонны из чёрного лабрадорита и загадочные кресты на капителях. Центральный подиум. На заднем плане - мозаика "О тебе радуется, Благодатная!" и композиция "Гимн стеклу"


Над внутренней отделкой Георгиевского храма трудился уже известный к тому времени художник Виктор Михайлович Васнецов. Для Георгиевского собора он написал пять работ, из которых сохранились только две. Во-первых, живописное полотно «Страшный суд» размером в 49 квадратных метров (700×680 см) на западной стене. "Вся история человечества есть борьба человека-зверя с человеком духовным", - писал В. Васнецов о символизме своей картины.



372. Фреска ''Страшный суд''РЕ.JPG 1.59 MB


Ангел держит в руке весы. Но и сама композиция картины - это огромные весы, на чашах которых праведники и грешники. Свет и тьма.... Среди праведников - фигуры византийских правителей Константина и Елены, княгини Ольги, князя Владимира, Сергия Радонежского, Александра Невского. Среди грешников - император Нерон, хан Батый, римские кардиналы.... И персонажи-аллегории. С одной стороны - Вера, Надежда, Любовь, София, Милосердие. Против них - Алчность, Пьянство, Гнев, Разбой....

"Страшная оратория вне времени и пространства: одно из тех немногих истинно художественных творений, которые стоит увидеть раз, чтобы запомнить навсегда, - писал критик о картине В. Васнецова, которая впервые была представлена публике в Историческом музее (не прошла в Третьяковку по габаритам!).

После революции картину догадались спрятать в Успенском соборе во Владимире. Там она и хранилась долгие годы.

Лишь в 1970 году храм был взят под охрану государства. После реставрации здания собора, которая продолжалась одиннадцать лет, Владимиро-Суздальский музей-заповедник приступил к реставрации семиметрового полотна - оно было в очень плохом состоянии: при перевозке холст порвался, в местах сгибов краска осыпалась. Стоимость реставрационных работ оценивалась в 220 тыс. рублей, что на 40 тыс. больше всего годового бюджета музея. Мало того, холст надо было дублировать, а ткани шириной 7 метров взять было негде, таких форматов в стране не ткали. Но и это ещё не вся проблема. Для восстановления красок картины требовалось 40 кг натурального мёда, 12 кг осетрового клея и многое другое. За восстановление картины взялся петербургский художник и реставратор Яков Казаков - это он вернул былой вид росписям Исаакиевского собора.

Реставрация началась в августе 1981, и закончилась в мае 1983 года. День возвращения картины «Страшный суд» на своё законное место и считается днём открытия Музея хрусталя в Гусь-Хрустальном....

А место это, законное, как раз напротив алтаря, где сохранилось ещё одно произведение, созданное по эскизам В. Васнецова и воплощённое в жизнь петербургским мастером Владимиром Фроловым - младшим сыном Александра Фролова, создавшего мозаики в храме Христа Спасителя, храме Вознесения Христова (Спас на Крови) и Исаакиевского собора.

Это мозаика «О тебе радуется, Благодатная!».



Мозаика "О тебе радуется, благодатная!" и композиция "Гимн стеклу"


В. Фролову на тот момент было всего 23 года. Виктор Васнецов назвал его исполнение образа Богоматери - с воздетыми к небу руками, в окружении сонма ангелов - безукоризненным. Чтобы мозаика была лучше освещена, в большом куполе над алтарной частью было прорезано большое окно.

Работая над мозаикой, молодой художник познакомился с Ниной Бенуа, дочерью архитектора собора, которая стала его женой.

В журнале «Художественные сокровища России» за 1905 г. П. Гнедич писал об этой работе: " Впечатление ошеломляющее... Тут и великие итальянцы, и упадочники, и Византия, а главное - наши старые, московского письма, иконы... Я думаю, в той фабричной церкви г. Нечаева-Мальцова, для которой писал эту икону Васнецов, картина эта будет предметом бесконечного удивления не только местных прихожан, но и создаст целую армию паломников... Это одно из тех немногих истинно художественных творений, которое стоит увидеть раз, чтобы запомнить навсегда".

Богоматерь-защитница! Здесь библейская метафора обрела реальную силу - в году библиотечно-складского запустения (Господи, что они там всё складывали, в осквернённых храмах?) мозаика чудом сохранилась: её не сбили, а заштукатурили и закрасили.

В пространство апсиды органично вписалась шестиметровая композиция «Гимн стеклу», созданная прославленными мастерами Гусевского завода Владимиром Сергеевичем Муратовым и Владимиром Ивановичем Касаткиным. Ажурное кованое дерево, на котором распустились 330 хрустальных цветка, с порхающими между ними разноцветными птицами и серебряными колоколами, устремляется ввысь.

Скульптура из синего и бесцветного хрусталя состоит из 361 детали.



370. Композиция ''Гимн стеклу'' 1.JPG 6.24 MB


Вокруг неё возник спор - можно ли выставлять её в алтаре? Один из авторов композиции, Владимир Касаткин, тоже сомневался, уместна ли она там. Вопрос непростой: тем более, что не так давно в здании музея, бывшем храме, прошла первая церковная служба. 

Место ли музею в храме? Десять лет назад Владимирская епархия обратилась в Росимущество с просьбой вернуть здание музея РПЦ. Потом, к радости музейного сообщества, видимо, сочли, что слишком затратное это дело - восстанавливать колокольню и купола! Пришли к компромиссу: в музее иногда проводятся службы.

А в далёких уже 80-х годах будущий музей ждал большой подарок.

Неожиданно в подвалах завода нашлось хранилище изделий из хрусталя. Они лежали там ещё с XIX века – без описи, в обычных ящиках, пересыпанные стружкой. В таком виде ценности дожили до наших дней - всего 5236 предметов.

Тогда установили огромный низкий стеклянный подиум, который занимает всю центральную часть огромного пространства, на котором и выставлены экспонаты. По бокам от подиума разместились витрины с изделиями из стекла и хрусталя, которые создавались с 18 века по наши дни.

С первых дней существования завода, в «образцовой комнате» собирались все образцы продукции из стекла и хрусталя, которая выпускалась на заводе. Поэтому в музее можно увидеть и старинное стекло, и массовую продукцию разных лет, и уникальные авторские работы художников.



На переднем плане композиция С. П. Верина "застывшие звуки". Хрусталь, 1984 год. Фрагмент фрески "Страшный суд"


Так был найден знаменитый «стеклянный букет» Разумея Васильева, с которым связаны удивительные легенды, добрые или... страшные. 

Так оно было, или нет? Умелых мастеров загоняли на «хрустальную каторгу» любой ценой. К примеру, гравёра Степана Лагутина Мальцовы умудрились незаконно обратить в крепость со всей семьёй; притом, что его отец - купец, между прочим, - приятельствовал с самим Акимом. Лишь в 1766 году, после долгих судебных разбирательств, Лагутин был восстановлен в купеческом сословии и получил вольную.



"Стеклянный букет" Разумея Васильева. Стекло, гутная техника, выдувание


Подтвердить реальность событий, о которых рассказывает легенда о знаменитом стеклянном букете, не представляется возможным. Зато про мастера доподлинно известно вот что: в 1837-1838 гг. Разумей Васильев проходил по делу о заговоре мастеровых против хозяйского произвола и был сослан на пожизненную каторгу в Сибирь. Там и сгинул. Но в именном списке посессионных мастеров Гусевской хрустальной фабрики 1858 года числились сыновья Разумея - Николай и Михаил Разумеевы. После отмены крепостного права потомки автора стеклянного букета получили фамилию Любимовых и продолжали трудиться на хрустальном заводе.

Это уже при каком Мальцове было? Да при Иване Сергеевиче, внуке Акима. Делами фабрики он как раз и занялся вплотную в 1830 г. Иван Сергеевич! Европейски образованный человек, по молодости лет друживший с многими будущими декабристами. Дипломат Министерства иностранных дел, первый секретарь диппредставительства России в Персии в 1828-1830 гг., между прочим, единственный, кто уцелел в той резне, стоившей жизни А. С. Грибоедову. Предприниматель - умелый и увлечённый своим делом. А позже - и благотворитель, построивший добротные каменные дома для инженеров и рабочих, комплекс зданий училища и богадельню. Вот один из таких домиков, постройки 1898 г., ныне Историко-художественный музей. Но это уже эпоха Юрия Степановича Нечаева-Мальцова, племянника И. С. Мальцова, унаследовавшего завод в 1880 году.



На площади перед музеем. Мальцовские дома - многие до сих пор в обычном жилом фонде, но, по отзывам тех, кто в них живёт, отчаянно нуждаются в ремонте


А река Гусь - что ж, она так и катит свои воды среди берегов, сложенных из золотого песка, без которого не было бы ни стекольного промысла в здешних краях, ни города, ни завода, ни храма, ни музея. 

Такой вот удивительный вышел день однажды в августе...



Смотровая площадка



Я часто возвращаюсь памятью к той августовской поездке 2020-го... В музей - галопом через три области; в затерянный в мещёрских лесах городок на реке Гусь, в Музей хрусталя, что в бывшем храме, к хрупким чудесам, с россыпями иск в хрустальных гранях. 



Музей хрусталя в бывшем Георгиевском соборе. Все фотографии в статье мои


Поражает уже само здание музея - ещё бы, ведь это - бывший собор в «русском стиле», построенный в 1892-1895 годах по проекту Леонтия Николаевича Бенуа. Сам архитектор писал: " В этот храм я все вложил, что мог, и, может быть, он останется лучшим из моих произведений".

Здание было спроектировано трехнефной базиликой - высокий средний неф и низкие боковые. Колокольня венчалась легким и нарядным шатром, вознесенным на высоту 45 метров. Среднему шатру отвечали меньшие боковые. Трехшатровая композиция перекликалась с тремя главами на алтарной восточной стороне.

Нынешний собор-музей напоминает московскую Третьяковскую галерею - там тоже «русский стиль», вошедший в архитектурную моду в 19 веке на волне славянофильства. Сочетание белого и красного камня, многослойные арки, узорчатые оклады на окнах, теремочно-барочные декоративные детали - всё это отсылки к национальному, допетровскому зодчеству.



Деталь


Хозяина Гусевской хрустальной фабрики, промышленника, дипломата, коллекционера и мецената Юрия Степановича Нечаева-Мальцова (1834-1913) часто спрашивали, почему он не пожалел огромных денег для украшения фабричной церкви в глуши Владимирской губернии. " А отчего стоит город Орвието в Италии? Для его собора ездят иностранцы издалека. Будет время, когда художники и ценители русского искусства станут ездить и на наш Гусь..." - отвечал Ю. С. Нечаев-Мальцов.

Когда он унаследовал стекольный завод от дяди, там трудилось 744 человека, а к началу Первой мировой войны - 13 тысяч. Ю. С. Нечаев-Мальцов дал три миллиона золотом для создания Музея изящных искусств - ныне Пушкинский музей - в Москве. Так и здесь, в Гусь-Хрустальном: Георгиевский собор стоил ему 550 тысяч рублей золотом. Строился он одиннадцать лет - с 1892 по 1903 годы.

А вот и предок мецената, Аким Васильевич Мальцов, зачинатель стекольного дела в здешних краях:



Памятник был открыт в 2006 году, к 250-летию города Гусь-Хрустальный, его авторы - скульптор Игорь Черноглазов и архитектор Владимир Торопов.


Орловский купец Аким Мальцов держит в руке свиток с чертежами для будущего завода и датой - 1756. В этот год перевёл он свой стекольный заводик из-под Можайска в имение Никулино Владимирского уезда Московской области, что на реке Гусь - здесь были найдены залежи прекрасного белого песка, необходимого сырья для варки стекла.

Внутри же собор-музей больше похож на католическую базилику. Прямоугольное здание разделено на три галереи; своды опираются на колонны из чёрного лабрадорита, который называют «глазом Бога». Считается, что камень этот, чёрный, с перламутровыми переливами, обладает магической силой. Колонны венчают капители с мальтийскими крестами. По бокам стены прорезают арочные окна - по форме они напоминают окно, которое можно видеть на картине Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком» - последним хозяином живописного шедевра был как раз Леонтий Бенуа.

Специально для собора гусевские мастера создали 12 электрических люстр - каждая состояла из 101 части и весила 350 килограммов. В тридцатых годах все люстры исчезли - осталась последняя, тринадцатая, уцелевшая лишь потому, что висела в мастерской в качестве образца.



В музее. Колонны из чёрного лабрадорита и загадочные кресты на капителях. Центральный подиум. На заднем плане - мозаика "О тебе радуется, Благодатная!" и композиция "Гимн стеклу"


Над внутренней отделкой Георгиевского храма трудился уже известный к тому времени художник Виктор Михайлович Васнецов. Для Георгиевского собора он написал пять работ, из которых сохранились только две. Во-первых, живописное полотно «Страшный суд» размером в 49 квадратных метров (700×680 см) на западной стене. "Вся история человечества есть борьба человека-зверя с человеком духовным", - писал В. Васнецов о символизме своей картины.



372. Фреска ''Страшный суд''РЕ.JPG 1.59 MB


Ангел держит в руке весы. Но и сама композиция картины - это огромные весы, на чашах которых праведники и грешники. Свет и тьма.... Среди праведников - фигуры византийских правителей Константина и Елены, княгини Ольги, князя Владимира, Сергия Радонежского, Александра Невского. Среди грешников - император Нерон, хан Батый, римские кардиналы.... И персонажи-аллегории. С одной стороны - Вера, Надежда, Любовь, София, Милосердие. Против них - Алчность, Пьянство, Гнев, Разбой....

"Страшная оратория вне времени и пространства: одно из тех немногих истинно художественных творений, которые стоит увидеть раз, чтобы запомнить навсегда, - писал критик о картине В. Васнецова, которая впервые была представлена публике в Историческом музее (не прошла в Третьяковку по габаритам!).

После революции картину догадались спрятать в Успенском соборе во Владимире. Там она и хранилась долгие годы.

Лишь в 1970 году храм был взят под охрану государства. После реставрации здания собора, которая продолжалась одиннадцать лет, Владимиро-Суздальский музей-заповедник приступил к реставрации семиметрового полотна - оно было в очень плохом состоянии: при перевозке холст порвался, в местах сгибов краска осыпалась. Стоимость реставрационных работ оценивалась в 220 тыс. рублей, что на 40 тыс. больше всего годового бюджета музея. Мало того, холст надо было дублировать, а ткани шириной 7 метров взять было негде, таких форматов в стране не ткали. Но и это ещё не вся проблема. Для восстановления красок картины требовалось 40 кг натурального мёда, 12 кг осетрового клея и многое другое. За восстановление картины взялся петербургский художник и реставратор Яков Казаков - это он вернул былой вид росписям Исаакиевского собора.

Реставрация началась в августе 1981, и закончилась в мае 1983 года. День возвращения картины «Страшный суд» на своё законное место и считается днём открытия Музея хрусталя в Гусь-Хрустальном....

А место это, законное, как раз напротив алтаря, где сохранилось ещё одно произведение, созданное по эскизам В. Васнецова и воплощённое в жизнь петербургским мастером Владимиром Фроловым - младшим сыном Александра Фролова, создавшего мозаики в храме Христа Спасителя, храме Вознесения Христова (Спас на Крови) и Исаакиевского собора.

Это мозаика «О тебе радуется, Благодатная!».



Мозаика "О тебе радуется, благодатная!" и композиция "Гимн стеклу"


В. Фролову на тот момент было всего 23 года. Виктор Васнецов назвал его исполнение образа Богоматери - с воздетыми к небу руками, в окружении сонма ангелов - безукоризненным. Чтобы мозаика была лучше освещена, в большом куполе над алтарной частью было прорезано большое окно.

Работая над мозаикой, молодой художник познакомился с Ниной Бенуа, дочерью архитектора собора, которая стала его женой.

В журнале «Художественные сокровища России» за 1905 г. П. Гнедич писал об этой работе: " Впечатление ошеломляющее... Тут и великие итальянцы, и упадочники, и Византия, а главное - наши старые, московского письма, иконы... Я думаю, в той фабричной церкви г. Нечаева-Мальцова, для которой писал эту икону Васнецов, картина эта будет предметом бесконечного удивления не только местных прихожан, но и создаст целую армию паломников... Это одно из тех немногих истинно художественных творений, которое стоит увидеть раз, чтобы запомнить навсегда".

Богоматерь-защитница! Здесь библейская метафора обрела реальную силу - в году библиотечно-складского запустения (Господи, что они там всё складывали, в осквернённых храмах?) мозаика чудом сохранилась: её не сбили, а заштукатурили и закрасили.

В пространство апсиды органично вписалась шестиметровая композиция «Гимн стеклу», созданная прославленными мастерами Гусевского завода Владимиром Сергеевичем Муратовым и Владимиром Ивановичем Касаткиным. Ажурное кованое дерево, на котором распустились 330 хрустальных цветка, с порхающими между ними разноцветными птицами и серебряными колоколами, устремляется ввысь.

Скульптура из синего и бесцветного хрусталя состоит из 361 детали.



370. Композиция ''Гимн стеклу'' 1.JPG 6.24 MB


Вокруг неё возник спор - можно ли выставлять её в алтаре? Один из авторов композиции, Владимир Касаткин, тоже сомневался, уместна ли она там. Вопрос непростой: тем более, что не так давно в здании музея, бывшем храме, прошла первая церковная служба. 

Место ли музею в храме? Десять лет назад Владимирская епархия обратилась в Росимущество с просьбой вернуть здание музея РПЦ. Потом, к радости музейного сообщества, видимо, сочли, что слишком затратное это дело - восстанавливать колокольню и купола! Пришли к компромиссу: в музее иногда проводятся службы.

А в далёких уже 80-х годах будущий музей ждал большой подарок.

Неожиданно в подвалах завода нашлось хранилище изделий из хрусталя. Они лежали там ещё с XIX века – без описи, в обычных ящиках, пересыпанные стружкой. В таком виде ценности дожили до наших дней - всего 5236 предметов.

Тогда установили огромный низкий стеклянный подиум, который занимает всю центральную часть огромного пространства, на котором и выставлены экспонаты. По бокам от подиума разместились витрины с изделиями из стекла и хрусталя, которые создавались с 18 века по наши дни.

С первых дней существования завода, в «образцовой комнате» собирались все образцы продукции из стекла и хрусталя, которая выпускалась на заводе. Поэтому в музее можно увидеть и старинное стекло, и массовую продукцию разных лет, и уникальные авторские работы художников.



На переднем плане композиция С. П. Верина "застывшие звуки". Хрусталь, 1984 год. Фрагмент фрески "Страшный суд"


Так был найден знаменитый «стеклянный букет» Разумея Васильева, с которым связаны удивительные легенды, добрые или... страшные. 

Так оно было, или нет? Умелых мастеров загоняли на «хрустальную каторгу» любой ценой. К примеру, гравёра Степана Лагутина Мальцовы умудрились незаконно обратить в крепость со всей семьёй; притом, что его отец - купец, между прочим, - приятельствовал с самим Акимом. Лишь в 1766 году, после долгих судебных разбирательств, Лагутин был восстановлен в купеческом сословии и получил вольную.



"Стеклянный букет" Разумея Васильева. Стекло, гутная техника, выдувание


Подтвердить реальность событий, о которых рассказывает легенда о знаменитом стеклянном букете, не представляется возможным. Зато про мастера доподлинно известно вот что: в 1837-1838 гг. Разумей Васильев проходил по делу о заговоре мастеровых против хозяйского произвола и был сослан на пожизненную каторгу в Сибирь. Там и сгинул. Но в именном списке посессионных мастеров Гусевской хрустальной фабрики 1858 года числились сыновья Разумея - Николай и Михаил Разумеевы. После отмены крепостного права потомки автора стеклянного букета получили фамилию Любимовых и продолжали трудиться на хрустальном заводе.

Это уже при каком Мальцове было? Да при Иване Сергеевиче, внуке Акима. Делами фабрики он как раз и занялся вплотную в 1830 г. Иван Сергеевич! Европейски образованный человек, по молодости лет друживший с многими будущими декабристами. Дипломат Министерства иностранных дел, первый секретарь диппредставительства России в Персии в 1828-1830 гг., между прочим, единственный, кто уцелел в той резне, стоившей жизни А. С. Грибоедову. Предприниматель - умелый и увлечённый своим делом. А позже - и благотворитель, построивший добротные каменные дома для инженеров и рабочих, комплекс зданий училища и богадельню. Вот один из таких домиков, постройки 1898 г., ныне Историко-художественный музей. Но это уже эпоха Юрия Степановича Нечаева-Мальцова, племянника И. С. Мальцова, унаследовавшего завод в 1880 году.



На площади перед музеем. Мальцовские дома - многие до сих пор в обычном жилом фонде, но, по отзывам тех, кто в них живёт, отчаянно нуждаются в ремонте


А река Гусь - что ж, она так и катит свои воды среди берегов, сложенных из золотого песка, без которого не было бы ни стекольного промысла в здешних краях, ни города, ни завода, ни храма, ни музея. 

Такой вот удивительный вышел день однажды в августе...



Смотровая площадка



Читайте также

Комментарии 15

Войдите для комментирования
■ Ни дня без рубля 12 ноя 2024 в 03:10
Красивые вещи
Невероятные!
Хотелось бы там побывать...Спасибо, очень интересный рассказ.
Спасибо!
■ ЭЛЛИНА ВЛАДИС 10 ноя 2024 в 22:43
Очень познавательно и интересно, спасибо 👍
И Вам спасибо! Рада, что понравилось
Развернуть комментарии
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ