3
Гусь-Хрустальный: хрустальных дел волшебники | Паблико

Гусь-Хрустальный: хрустальных дел волшебники


15 ноя 2024 · 11:14    

В музей хрусталя, что в городе Гусь-Хрустальный, Владимирской области, я любезных своих читателей уже водила. Вспомним: бывший Георгиевский собор в неорусском стиле, фреска В. Васнецова, мозаика В. Фролова - «» О тебе радуется, Благодатная! «- и современная работа,» Гимн стеклу". Скульптура из синего и бесцветного хрусталя, состоящая из 361 детали, была создана прославленными мастерами Гусевского завода Владимиром Сергеевичем Муратовым и Владимиром Ивановичем Касаткиным.

Ажурное кованое дерево, на котором распустились 330 хрустальных цветка, с порхающими между ними разноцветными птицами и серебряными колоколами, устремляется ввысь.



"Гимн стеклу"


В музее выставлены и другие работы этих художников, волшебников стекольно-хрустального дела. 

Владимир Сергеевич Муратов (1929 -2005) работал на Гусевском заводе с 1966 года. Наработав опыт, в 1970 году становится членом Союза художников СССР. Именно он начал работать над восстановлением утраченной техники гутного с стекла. Более того, он усовершенствовал эту старинную технику. 

В. Муратов, «Солярис» 1988:



379. В.С.Муратов ''Солярис'' хрусталь 1988 г.РЕ.JPG 1.79 MB


Гутная техника стекла - это горячий способ декоративной обработки, который предполагает создание изделий вручную из горячего стекла сразу после плавления. Методы формования здесь очень разные - это и свободное выдувание и выдувание в форму, и сплавление между собой отдельных фрагментов и деталей, и фигурная отделка краёв изделий, и разноцветные накладные слои (нацветы), и узоры из цветных нитей, рельефных жгутов и лент...

В. Муратов, «Синяя Птица», 1986: 



380. В.С.Муратов'' Синяя птица'' хрустальРЕ 1986.JPG 2.23 MB


Каждое изделие, выполненное в гутной технике, — уникальное произведение искусства, создать два одинаковых предмета невозможно. 

Вот, например, так называемая «Малая серия» - «Птицы», 1970:



421. МалыеРЕ серии. В.Муратов'' Птицы'' 1970-1974.JPG 1.57 MB


Или «Лев»: 



420. Малые серии.Лев1 РЕ.JPG 1.78 MB


А ещё Владимир Сергеевич был неутомимым путешественником, объездившим всю Россию и многие страны мира. Из каждой поездки он привозил множество впечатлений - и акварельных зарисовок, из которых потом рождались новые произведения... Хрустальная «Согдиана»:



378. В.С.Муратов ''Согдиана'' хрусталь РЕ 1980.JPG 2 MB


Будущий мастер родился в алтайском селе Хмелёвка - вот откуда эта композиция, «Голубой Алтай»! 



377. ..хрусталь, выдувание в РЕформу, гутная техника,1974.JPG 1.62 MB


Контуры будущего произведения тщательно прорисовывались карандашом на листе бумаги. Хрусталь, выдувание в форму, гутная техника, 1974: 



376. В.С.Муратов ''Голубой Алтай''..РЕ.JPG 1.77 MB


А вот массовое производство. С. Пивоваров, «Петухи», 1968: 



425. С.Пивоваров Массовое 1РЕ производство ''Петухи'' 1968.JPG 1.7 MB


На чью голову эти хрустальные шишаки? В. И. Касаткин, композиция «Русь» - стилизованные шлемы былинных богатырей, передающие драгоценность классического бесцветного хрусталя за счёт орнамента на основе рисунка «русский камень»:



Тут ещё чёрная ваза "Пришельцы", авторства Е. Рогова, 1986


Заслуженный художник России Владимир Иванович Касаткин пришёл на Гусевский завод в 1965 году и проработал здесь 40 лет. 

«Солярис», 1988. Хрусталь:



415. В.Касаткин, ''Солярис'' хрусталь, 1988.JPG 1.21 MB


Композиция «Лавры», 1975 год. Здесь использованы традиции гутного стекла, переосмысленные с позиций современности В этой многопредметной композиции цветной хрусталь приобрёл полную свободу пластики, раскрыв всё богатство заложенных в нём декоративных свойств:



414. В.Касаткин, ''Лавры'', хрусталь, 1975ЗУ.JPG 1.69 MB


Одна из самых запоминающихся - композиция «Скорбь» - две стилизованные фигуры справа и сзади - передает целую гамму чувств. Здесь и горечь и боль, страдание и надежда, светлый разум и бессильная ярость. «Скорбь» - это боль и покаяние нашего обожженного войнами века...

А на первом плане композиция «Волна» - цветной хрусталь: 



413. В.И.Касаткин, ''Волна'', цвет.хрусталь, ''Скорбь'', хрусталь, ''Лавры''хрусталь, 1975 РЕ.JPG 1.37 MB


Композиция «Застывшие звуки» посвящена величественной архитектуре Георгиевского собора - взлетающие вверх тонкие струны с каплями-нотами на концах. Кажется, ещё чуть-чуть - и растают они, растворятся под сводами храма. Воплощённая музыка в стекле!



image.png 6.86 MB


Напоследок - немного цветного стекла. Простой вроде материал. Но как красиво.... кто только придумал, что всё это вышло из моды? Лично я насмотреться не могу. Прибор для вина «Катенька», 70-е гг. На заднем плане - ваза «Космос»:



427. В.Филатов, прибор для вина''Катенька'',1970.РЕ Ваза ''Космос'' 1959.JPG 1.84 MB


Приземистые, устойчивые рюмки из цветного стекла на короткой ножке, украшенной бусиной-балясинкой, создают настроение домашнего уюта и милой нарядной простоты...

У меня в Мёдове есть похожие рюмочки...

В музей хрусталя, что в городе Гусь-Хрустальный, Владимирской области, я любезных своих читателей уже водила. Вспомним: бывший Георгиевский собор в неорусском стиле, фреска В. Васнецова, мозаика В. Фролова - «» О тебе радуется, Благодатная! «- и современная работа,» Гимн стеклу". Скульптура из синего и бесцветного хрусталя, состоящая из 361 детали, была создана прославленными мастерами Гусевского завода Владимиром Сергеевичем Муратовым и Владимиром Ивановичем Касаткиным.

Ажурное кованое дерево, на котором распустились 330 хрустальных цветка, с порхающими между ними разноцветными птицами и серебряными колоколами, устремляется ввысь.



"Гимн стеклу"


В музее выставлены и другие работы этих художников, волшебников стекольно-хрустального дела. 

Владимир Сергеевич Муратов (1929 -2005) работал на Гусевском заводе с 1966 года. Наработав опыт, в 1970 году становится членом Союза художников СССР. Именно он начал работать над восстановлением утраченной техники гутного с стекла. Более того, он усовершенствовал эту старинную технику. 

В. Муратов, «Солярис» 1988:



379. В.С.Муратов ''Солярис'' хрусталь 1988 г.РЕ.JPG 1.79 MB


Гутная техника стекла - это горячий способ декоративной обработки, который предполагает создание изделий вручную из горячего стекла сразу после плавления. Методы формования здесь очень разные - это и свободное выдувание и выдувание в форму, и сплавление между собой отдельных фрагментов и деталей, и фигурная отделка краёв изделий, и разноцветные накладные слои (нацветы), и узоры из цветных нитей, рельефных жгутов и лент...

В. Муратов, «Синяя Птица», 1986: 



380. В.С.Муратов'' Синяя птица'' хрустальРЕ 1986.JPG 2.23 MB


Каждое изделие, выполненное в гутной технике, — уникальное произведение искусства, создать два одинаковых предмета невозможно. 

Вот, например, так называемая «Малая серия» - «Птицы», 1970:



421. МалыеРЕ серии. В.Муратов'' Птицы'' 1970-1974.JPG 1.57 MB


Или «Лев»: 



420. Малые серии.Лев1 РЕ.JPG 1.78 MB


А ещё Владимир Сергеевич был неутомимым путешественником, объездившим всю Россию и многие страны мира. Из каждой поездки он привозил множество впечатлений - и акварельных зарисовок, из которых потом рождались новые произведения... Хрустальная «Согдиана»:



378. В.С.Муратов ''Согдиана'' хрусталь РЕ 1980.JPG 2 MB


Будущий мастер родился в алтайском селе Хмелёвка - вот откуда эта композиция, «Голубой Алтай»! 



377. ..хрусталь, выдувание в РЕформу, гутная техника,1974.JPG 1.62 MB


Контуры будущего произведения тщательно прорисовывались карандашом на листе бумаги. Хрусталь, выдувание в форму, гутная техника, 1974: 



376. В.С.Муратов ''Голубой Алтай''..РЕ.JPG 1.77 MB


А вот массовое производство. С. Пивоваров, «Петухи», 1968: 



425. С.Пивоваров Массовое 1РЕ производство ''Петухи'' 1968.JPG 1.7 MB


На чью голову эти хрустальные шишаки? В. И. Касаткин, композиция «Русь» - стилизованные шлемы былинных богатырей, передающие драгоценность классического бесцветного хрусталя за счёт орнамента на основе рисунка «русский камень»:



Тут ещё чёрная ваза "Пришельцы", авторства Е. Рогова, 1986


Заслуженный художник России Владимир Иванович Касаткин пришёл на Гусевский завод в 1965 году и проработал здесь 40 лет. 

«Солярис», 1988. Хрусталь:



415. В.Касаткин, ''Солярис'' хрусталь, 1988.JPG 1.21 MB


Композиция «Лавры», 1975 год. Здесь использованы традиции гутного стекла, переосмысленные с позиций современности В этой многопредметной композиции цветной хрусталь приобрёл полную свободу пластики, раскрыв всё богатство заложенных в нём декоративных свойств:



414. В.Касаткин, ''Лавры'', хрусталь, 1975ЗУ.JPG 1.69 MB


Одна из самых запоминающихся - композиция «Скорбь» - две стилизованные фигуры справа и сзади - передает целую гамму чувств. Здесь и горечь и боль, страдание и надежда, светлый разум и бессильная ярость. «Скорбь» - это боль и покаяние нашего обожженного войнами века...

А на первом плане композиция «Волна» - цветной хрусталь: 



413. В.И.Касаткин, ''Волна'', цвет.хрусталь, ''Скорбь'', хрусталь, ''Лавры''хрусталь, 1975 РЕ.JPG 1.37 MB


Композиция «Застывшие звуки» посвящена величественной архитектуре Георгиевского собора - взлетающие вверх тонкие струны с каплями-нотами на концах. Кажется, ещё чуть-чуть - и растают они, растворятся под сводами храма. Воплощённая музыка в стекле!



image.png 6.86 MB


Напоследок - немного цветного стекла. Простой вроде материал. Но как красиво.... кто только придумал, что всё это вышло из моды? Лично я насмотреться не могу. Прибор для вина «Катенька», 70-е гг. На заднем плане - ваза «Космос»:



427. В.Филатов, прибор для вина''Катенька'',1970.РЕ Ваза ''Космос'' 1959.JPG 1.84 MB


Приземистые, устойчивые рюмки из цветного стекла на короткой ножке, украшенной бусиной-балясинкой, создают настроение домашнего уюта и милой нарядной простоты...

У меня в Мёдове есть похожие рюмочки...

Читайте также

Комментарии 21

Войдите для комментирования
■ Ни дня без рубля 16 ноя 2024 в 16:44
Красивые вещи
Работы мастеров...
■ Lira - Vision 15 ноя 2024 в 22:24
Очень красиво, известные места...спасибо большое...
Уникальный музей, прекрасные вещи
■ Алёна Телегина 15 ноя 2024 в 21:36
Супер красивые изделия, с удовольствием посмотрела
Работы мастеров...
Развернуть комментарии
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ