3
Гусь-Хрустальный: храм хрусталя, храм Божий | Паблико

Гусь-Хрустальный: храм хрусталя, храм Божий


09 май 2024 · 08:35    

Тонкое стекло - прозрачное или цветное, позолота,... техники... россыпь пронзительных искр в хрустальных гранях... Прекрасный материал в умелых руках художника - со всей страны во Владимирскую область, маленький Гусь-Хрустальный приезжают, чтобы видеть чудеса, собранные в Музее хрусталя, домом которому стал памятник архитектуры конца 19-начала 20 веков - Георгиевский собор.

Сейчас здание Музея выглядит так:



Музей хрусталя, бывший Георгиевский храм. Все фотографии и рисунок в статье мои


Нет ли здесь ощущения какой-то незавершённости, обрубленности? И неслучайно: ведь это нарядное здание - бывший собор в «русском стиле» , построенный в 1892-1895 годах по проекту Леонтия Николаевича Бенуа. Сам архитектор писал: " В этот храм я все вложил, что мог, и, может быть, он останется лучшим из моих произведений".

Здание было спроектировано трехнефной базиликой - высокий средний неф и низкие боковые. Колокольня венчалась легким и нарядным шатром, вознесенным на высоту 45 метров. Среднему шатру отвечали меньшие боковые. Трехшатровая композиция перекликалась с тремя главами на алтарной восточной стороне.

И выглядело это примерно так, отсылая зрителя к прекрасным образам ярославских соборов 17 века:



Примерно таким был некогда Георгиевский собор города Гусь-Хрустальный


Зато нынешний собор-музей напоминает московскую Третьяковскую галерею - там тоже «русский стиль», вошедший в архитектурную моду в 19 веке на волне славянофильства. Сочетание белого и красного камня, многослойные арки, узорчатые оклады на окнах, теремочно-барочные декоративные детали - всё это отсылки к национальному, допетровскому зодчеству.



Святой Георгий и Змей


Хозяина Гусевской хрустальной фабрики, промышленника, дипломата, коллекционера, мецената Юрия Степановича Нечаева-Мальцова (1834-1913) часто спрашивали, почему он не пожалел колоссальных средств для украшения фабричной церкви в глуши Владимирской губернии. " А отчего стоит город Орвието в Италии? Для его собора ездят иностранцы издалека. Будет время, когда художники и ценители русского искусства станут ездить и на наш Гусь..." - отвечал Нечаев-Мальцов.



image.png 7.21 MB


Когда он унаследовал стекольный завод от дяди, там трудилось 744 человека, а к началу Первой мировой войны - 13 тысяч. Ю. С. Нечаев-Мальцов дал три миллиона золотом для создания Музея изящных искусств - ныне Пушкинский музей - в Москве. Так и здесь, в Гусь-Хрустальном: Георгиевский собор стоил ему 550 тысяч рублей золотом. Строился он одиннадцать лет - с 1892 по 1903 годы.

А вот и предок мецената, Аким Васильевич Мальцов, зачинатель стекольного дела в здешних краях:



image.png 8.54 MB


Орловский купец Аким Мальцов держит в руке свиток с чертежами для будущего завода и датой - 1756. В этот год перевёл он свой стекольный заводик из-под Можайска в имение Никулино Владимирского уезда Московской области, что на реке Гусь - здесь были найдены залежи прекрасного белого песка, необходимого сырья для варки стекла.

Памятник был открыт в 2006 году, к 250-летию города Гусь-Хрустальный, его авторы - скульптор Игорь Черноглазов и архитектор Владимир Торопов.

Внутри же собор-музей больше похож на католическую базилику. Прямоугольное здание разделено на три галереи; своды опираются на колонны из чёрного лабрадорита, который называют «глазом Бога». Считается, что камень этот, чёрный, с перламутровыми переливами, обладает магической силой. Колонны венчают капители с мальтийскими крестами. По бокам стены прорезают арочные окна - по форме они напоминают окно, которое можно видеть на картине Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком» - последним хозяином живописного шедевра был как раз Леонтий Бенуа.

Специально для собора гусевские мастера создали 12 электрических люстр - каждая состояла из 101 части и весила 350 килограммов. В тридцатых годах все люстры исчезли - осталась последняя, тринадцатая, уцелевшая лишь потому, что висела в мастерской в качестве образца.



Колонна из чёрного лабрадорита и загадочные кресты на её капители. На переднем плане композиция С. П. Верина "застывшие звуки". Хрусталь, 1984 год. И фрагмент фрески "Страшный суд"


А в советское время.... Почти сразу после революции 17-го года Георгиевский собор был закрыт и превратился в Дворец труда, внутри которого разместились кинотеатр, швейная учебная мастерская, библиотека, школа и - в конце концов, как водится - склад.

Но кое-что уцелело.

Над внутренней отделкой Георгиевского храма трудился уже известный к тому времени художник Виктор Михайлович Васнецов. Для Георгиевского собора он написал пять работ, из которых сохранились только две. Во-первых, живописное полотно «Страшный суд» размером в 49 квадратных метров (700×680 см) на западной стене. "Вся история человечества есть борьба человека-зверя с человеком духовным", - писал В. Васнецов о символизме своей картины.



image.png 10.12 MB


Ангел держит в руке весы. Но и сама композиция картины - это огромные весы, на чашах которых праведники и грешники. Свет и тьма.... Среди праведников - фигуры византийских правителей Константина и Елены, княгини Ольги, князя Владимира, Сергия Радонежского, Александра Невского. Среди грешников - император Нерон, хан Батый, римские кардиналы.... И персонажи-аллегории. С одной стороны - Вера, Надежда, Любовь, София, Милосердие. Против них - Алчность, Пьянство, Гнев, Разбой....

"Страшная оратория вне времени и пространства: одно из тех немногих истинно художественных творений, которые стоит увидеть раз, чтобы запомнить навсегда, - писал критик о картине В. Васнецова, которая впервые была представлена публике в Историческом музее (не прошла в Третьяковку по габаритам!).

После революции картину догадались спрятать в Успенском соборе во Владимире. Там она и хранилась долгие годы.

Лишь в 1970 году храм был взят под охрану государства. После реставрации здания собора, которая продолжалась одиннадцать лет, Владимиро-Суздальский музей-заповедник приступил к реставрации семиметрового полотна - оно было в очень плохом состоянии: при перевозке холст порвался, в местах сгибов краска осыпалась. Стоимость реставрационных работ оценивалась в 220 тыс. рублей, что на 40 тыс. больше всего годового бюджета музея. Мало того, холст надо было дублировать, а ткани шириной 7 метров взять было негде, таких форматов в стране не ткали. Но и это ещё не вся проблема. Для восстановления красок картины требовалось 40 кг натурального мёда, 12 кг осетрового клея и многое другое. За восстановление картины взялся петербургский художник и реставратор Яков Казаков - это он вернул былой вид росписям Исаакиевского собора.

Реставрация началась в августе 1981, и закончилась в мае 1983 года. День возвращения картины «Страшный суд»  на своё законное место и считается днём открытия Музея хрусталя....

А место это, законное, как раз напротив алтаря, где сохранилось ещё одно произведение, созданное по эскизам В. Васнецова и воплощённое в жизнь петербургским мастером Владимиром Фроловым - младшим сыном Александра Фролова, создавшего мозаики в храме Христа Спасителя, храме Вознесения Христова (Спас на Крови) и Исаакиевского собора.

Это мозаика «О тебе радуется, Благодатная!»



Мозаика "О тебе радуется, благодатная!" и композиция "Гимн стеклу"


В. Фролову на тот момент было всего 23 года. Виктор Васнецов назвал его исполнение образа Богоматери - с воздетыми к небу руками, в окружении сонма ангелов - безукоризненным. Чтобы мозаика была лучше освещена, в большом куполе над алтарной частью было прорезано большое окно.

Работая над мозаикой, молодой художник познакомился с Ниной Бенуа, дочерью архитектора собора, которая стала его женой.

В журнале «Художественные сокровища России» за 1905 г. П. Гнедич писал об этой работе: " Впечатление ошеломляющее... Тут и великие итальянцы, и упадочники, и Византия, а главное - наши старые, московского письма, иконы... Я думаю, в той фабричной церкви г. Нечаева-Мальцова, для которой писал эту икону Васнецов, картина эта будет предметом бесконечного удивления не только местных прихожан, но и создаст целую армию паломников... Это одно из тех немногих истинно художественных творений, которое стоит увидеть раз, чтобы запомнить навсегда".

Богоматерь-защитница! Здесь библейская метафора обрела реальную силу - в году библиотечно-складского запустения (Господи, что они там всё складывали, в осквернённых храмах?) мозаика чудом сохранилась: её не сбили, а заштукатурили и закрасили.

В пространство апсиды органично вписалась шестиметровая композиция «Гимн стеклу», созданная прославленными мастерами Гусевского завода Владимиром Сергеевичем Муратовым и Владимиром Ивановичем Касаткиным. Ажурное кованое дерево, на котором распустились 330 хрустальных цветка, с порхающими между ними разноцветными птицами и серебряными колоколами, устремляется ввысь.



"Гимн стеклу"


Скульптура из синего и бесцветного хрусталя состоит из 361 детали.

Вокруг неё возник спор - можно ли выставлять её в алтаре? Один из авторов композиции, Владимир Касаткин, тоже сомневался, уместна ли она там. Вопрос непростой: тем более, что не так давно в здании музея, бывшем храме, прошла первая церковная служба. Место ли музею в храме? Десять лет назад Владимирская епархия обратилась в Росимущество с просьбой вернуть здание музея РПЦ.

Потом, к радости музейного сообщества, видимо, сочли, что слишком затратное это дело - восстанавливать колокольню и купола! Пришли к компромиссу: в музее иногда проводятся службы.

А в далёких уже 80-х гг. будущий музей, словно в награду за труды и старания реставраторов и музейщиков, ждал большой подарок.

Неожиданно в подвалах завода нашлось хранилище изделий из хрусталя. Они лежали там ещё с XIX века – без описи, в обычных ящиках, пересыпанные стружкой. В таком виде ценности дожили до наших дней - всего 5236 предметов.

Установили огромный низкий стеклянный подиум, который занимает всю центральную часть огромного пространства, на котором и выставлены шедевры из стекла и хрусталя. По бокам от подиума разместились витрины с экспонатами, которые создавались с 18 века по наши дни.



В музейном зале


С первых дней существования завода, в «образцовой комнате» собирались все образцы продукции из стекла и хрусталя, которая выпускалась на заводе. Поэтому в музее можно увидеть и старинное стекло, и массовую продукцию разных лет, и уникальные авторские работы художников.

В заключение - одна из работ с символическим названием - «Посвящается Гусь-Хрустальному», созданная в 2006 году Луизой Матосян - одно время она работала главным художником завода - в гутной технике. Стекло, нацвет, нити и цветная крошка.



Луиза Матосян, "Посвящается Гусь-Хрустальному"


Ещё один гимн стеклу. И городу на Владимирской земле, с хрустальным названием....

Тонкое стекло - прозрачное или цветное, позолота,... техники... россыпь пронзительных искр в хрустальных гранях... Прекрасный материал в умелых руках художника - со всей страны во Владимирскую область, маленький Гусь-Хрустальный приезжают, чтобы видеть чудеса, собранные в Музее хрусталя, домом которому стал памятник архитектуры конца 19-начала 20 веков - Георгиевский собор.

Сейчас здание Музея выглядит так:



Музей хрусталя, бывший Георгиевский храм. Все фотографии и рисунок в статье мои


Нет ли здесь ощущения какой-то незавершённости, обрубленности? И неслучайно: ведь это нарядное здание - бывший собор в «русском стиле» , построенный в 1892-1895 годах по проекту Леонтия Николаевича Бенуа. Сам архитектор писал: " В этот храм я все вложил, что мог, и, может быть, он останется лучшим из моих произведений".

Здание было спроектировано трехнефной базиликой - высокий средний неф и низкие боковые. Колокольня венчалась легким и нарядным шатром, вознесенным на высоту 45 метров. Среднему шатру отвечали меньшие боковые. Трехшатровая композиция перекликалась с тремя главами на алтарной восточной стороне.

И выглядело это примерно так, отсылая зрителя к прекрасным образам ярославских соборов 17 века:



Примерно таким был некогда Георгиевский собор города Гусь-Хрустальный


Зато нынешний собор-музей напоминает московскую Третьяковскую галерею - там тоже «русский стиль», вошедший в архитектурную моду в 19 веке на волне славянофильства. Сочетание белого и красного камня, многослойные арки, узорчатые оклады на окнах, теремочно-барочные декоративные детали - всё это отсылки к национальному, допетровскому зодчеству.



Святой Георгий и Змей


Хозяина Гусевской хрустальной фабрики, промышленника, дипломата, коллекционера, мецената Юрия Степановича Нечаева-Мальцова (1834-1913) часто спрашивали, почему он не пожалел колоссальных средств для украшения фабричной церкви в глуши Владимирской губернии. " А отчего стоит город Орвието в Италии? Для его собора ездят иностранцы издалека. Будет время, когда художники и ценители русского искусства станут ездить и на наш Гусь..." - отвечал Нечаев-Мальцов.



image.png 7.21 MB


Когда он унаследовал стекольный завод от дяди, там трудилось 744 человека, а к началу Первой мировой войны - 13 тысяч. Ю. С. Нечаев-Мальцов дал три миллиона золотом для создания Музея изящных искусств - ныне Пушкинский музей - в Москве. Так и здесь, в Гусь-Хрустальном: Георгиевский собор стоил ему 550 тысяч рублей золотом. Строился он одиннадцать лет - с 1892 по 1903 годы.

А вот и предок мецената, Аким Васильевич Мальцов, зачинатель стекольного дела в здешних краях:



image.png 8.54 MB


Орловский купец Аким Мальцов держит в руке свиток с чертежами для будущего завода и датой - 1756. В этот год перевёл он свой стекольный заводик из-под Можайска в имение Никулино Владимирского уезда Московской области, что на реке Гусь - здесь были найдены залежи прекрасного белого песка, необходимого сырья для варки стекла.

Памятник был открыт в 2006 году, к 250-летию города Гусь-Хрустальный, его авторы - скульптор Игорь Черноглазов и архитектор Владимир Торопов.

Внутри же собор-музей больше похож на католическую базилику. Прямоугольное здание разделено на три галереи; своды опираются на колонны из чёрного лабрадорита, который называют «глазом Бога». Считается, что камень этот, чёрный, с перламутровыми переливами, обладает магической силой. Колонны венчают капители с мальтийскими крестами. По бокам стены прорезают арочные окна - по форме они напоминают окно, которое можно видеть на картине Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком» - последним хозяином живописного шедевра был как раз Леонтий Бенуа.

Специально для собора гусевские мастера создали 12 электрических люстр - каждая состояла из 101 части и весила 350 килограммов. В тридцатых годах все люстры исчезли - осталась последняя, тринадцатая, уцелевшая лишь потому, что висела в мастерской в качестве образца.



Колонна из чёрного лабрадорита и загадочные кресты на её капители. На переднем плане композиция С. П. Верина "застывшие звуки". Хрусталь, 1984 год. И фрагмент фрески "Страшный суд"


А в советское время.... Почти сразу после революции 17-го года Георгиевский собор был закрыт и превратился в Дворец труда, внутри которого разместились кинотеатр, швейная учебная мастерская, библиотека, школа и - в конце концов, как водится - склад.

Но кое-что уцелело.

Над внутренней отделкой Георгиевского храма трудился уже известный к тому времени художник Виктор Михайлович Васнецов. Для Георгиевского собора он написал пять работ, из которых сохранились только две. Во-первых, живописное полотно «Страшный суд» размером в 49 квадратных метров (700×680 см) на западной стене. "Вся история человечества есть борьба человека-зверя с человеком духовным", - писал В. Васнецов о символизме своей картины.



image.png 10.12 MB


Ангел держит в руке весы. Но и сама композиция картины - это огромные весы, на чашах которых праведники и грешники. Свет и тьма.... Среди праведников - фигуры византийских правителей Константина и Елены, княгини Ольги, князя Владимира, Сергия Радонежского, Александра Невского. Среди грешников - император Нерон, хан Батый, римские кардиналы.... И персонажи-аллегории. С одной стороны - Вера, Надежда, Любовь, София, Милосердие. Против них - Алчность, Пьянство, Гнев, Разбой....

"Страшная оратория вне времени и пространства: одно из тех немногих истинно художественных творений, которые стоит увидеть раз, чтобы запомнить навсегда, - писал критик о картине В. Васнецова, которая впервые была представлена публике в Историческом музее (не прошла в Третьяковку по габаритам!).

После революции картину догадались спрятать в Успенском соборе во Владимире. Там она и хранилась долгие годы.

Лишь в 1970 году храм был взят под охрану государства. После реставрации здания собора, которая продолжалась одиннадцать лет, Владимиро-Суздальский музей-заповедник приступил к реставрации семиметрового полотна - оно было в очень плохом состоянии: при перевозке холст порвался, в местах сгибов краска осыпалась. Стоимость реставрационных работ оценивалась в 220 тыс. рублей, что на 40 тыс. больше всего годового бюджета музея. Мало того, холст надо было дублировать, а ткани шириной 7 метров взять было негде, таких форматов в стране не ткали. Но и это ещё не вся проблема. Для восстановления красок картины требовалось 40 кг натурального мёда, 12 кг осетрового клея и многое другое. За восстановление картины взялся петербургский художник и реставратор Яков Казаков - это он вернул былой вид росписям Исаакиевского собора.

Реставрация началась в августе 1981, и закончилась в мае 1983 года. День возвращения картины «Страшный суд»  на своё законное место и считается днём открытия Музея хрусталя....

А место это, законное, как раз напротив алтаря, где сохранилось ещё одно произведение, созданное по эскизам В. Васнецова и воплощённое в жизнь петербургским мастером Владимиром Фроловым - младшим сыном Александра Фролова, создавшего мозаики в храме Христа Спасителя, храме Вознесения Христова (Спас на Крови) и Исаакиевского собора.

Это мозаика «О тебе радуется, Благодатная!»



Мозаика "О тебе радуется, благодатная!" и композиция "Гимн стеклу"


В. Фролову на тот момент было всего 23 года. Виктор Васнецов назвал его исполнение образа Богоматери - с воздетыми к небу руками, в окружении сонма ангелов - безукоризненным. Чтобы мозаика была лучше освещена, в большом куполе над алтарной частью было прорезано большое окно.

Работая над мозаикой, молодой художник познакомился с Ниной Бенуа, дочерью архитектора собора, которая стала его женой.

В журнале «Художественные сокровища России» за 1905 г. П. Гнедич писал об этой работе: " Впечатление ошеломляющее... Тут и великие итальянцы, и упадочники, и Византия, а главное - наши старые, московского письма, иконы... Я думаю, в той фабричной церкви г. Нечаева-Мальцова, для которой писал эту икону Васнецов, картина эта будет предметом бесконечного удивления не только местных прихожан, но и создаст целую армию паломников... Это одно из тех немногих истинно художественных творений, которое стоит увидеть раз, чтобы запомнить навсегда".

Богоматерь-защитница! Здесь библейская метафора обрела реальную силу - в году библиотечно-складского запустения (Господи, что они там всё складывали, в осквернённых храмах?) мозаика чудом сохранилась: её не сбили, а заштукатурили и закрасили.

В пространство апсиды органично вписалась шестиметровая композиция «Гимн стеклу», созданная прославленными мастерами Гусевского завода Владимиром Сергеевичем Муратовым и Владимиром Ивановичем Касаткиным. Ажурное кованое дерево, на котором распустились 330 хрустальных цветка, с порхающими между ними разноцветными птицами и серебряными колоколами, устремляется ввысь.



"Гимн стеклу"


Скульптура из синего и бесцветного хрусталя состоит из 361 детали.

Вокруг неё возник спор - можно ли выставлять её в алтаре? Один из авторов композиции, Владимир Касаткин, тоже сомневался, уместна ли она там. Вопрос непростой: тем более, что не так давно в здании музея, бывшем храме, прошла первая церковная служба. Место ли музею в храме? Десять лет назад Владимирская епархия обратилась в Росимущество с просьбой вернуть здание музея РПЦ.

Потом, к радости музейного сообщества, видимо, сочли, что слишком затратное это дело - восстанавливать колокольню и купола! Пришли к компромиссу: в музее иногда проводятся службы.

А в далёких уже 80-х гг. будущий музей, словно в награду за труды и старания реставраторов и музейщиков, ждал большой подарок.

Неожиданно в подвалах завода нашлось хранилище изделий из хрусталя. Они лежали там ещё с XIX века – без описи, в обычных ящиках, пересыпанные стружкой. В таком виде ценности дожили до наших дней - всего 5236 предметов.

Установили огромный низкий стеклянный подиум, который занимает всю центральную часть огромного пространства, на котором и выставлены шедевры из стекла и хрусталя. По бокам от подиума разместились витрины с экспонатами, которые создавались с 18 века по наши дни.



В музейном зале


С первых дней существования завода, в «образцовой комнате» собирались все образцы продукции из стекла и хрусталя, которая выпускалась на заводе. Поэтому в музее можно увидеть и старинное стекло, и массовую продукцию разных лет, и уникальные авторские работы художников.

В заключение - одна из работ с символическим названием - «Посвящается Гусь-Хрустальному», созданная в 2006 году Луизой Матосян - одно время она работала главным художником завода - в гутной технике. Стекло, нацвет, нити и цветная крошка.



Луиза Матосян, "Посвящается Гусь-Хрустальному"


Ещё один гимн стеклу. И городу на Владимирской земле, с хрустальным названием....

Читайте также

Комментарии 17

Войдите для комментирования
Была я в этом музее. Там просто нельзя уйти, пока все не перефотографируешь. А, кстати, когда Иван Цветаев организовывал в Москве Музей изящных искусств, то большую часть денег ему пожертвовал как раз Мальцов-Нечаев.
Да. И Цветаевы ещё жаловались на скупость Нечаева. Уму непостижимо
А ведь он дал намного больше, чем Император!
■ Фильм продолжается 09 май 2024 в 16:43
С Днем Победы! Интересная статья
Благодарю! С днём Великой победы!
■ Надежда 09 май 2024 в 14:32
Спасибо 🌷
И вам спасибо! С праздником!
■ Надежда 10 май 2024 в 08:18
Сегодня на оценку мне пришла эта ваша статья. А я с ней уже знакома. 👍
Развернуть комментарии
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ