Тонкое стекло - прозрачное или цветное, позолота,... техники... россыпь пронзительных искр в хрустальных гранях... Прекрасный материал в умелых руках художника - со всей страны во Владимирскую область, маленький Гусь-Хрустальный приезжают, чтобы видеть чудеса, собранные в Музее хрусталя, домом которому стал памятник архитектуры конца 19-начала 20 веков - Георгиевский собор.
Сейчас здание Музея выглядит так:
Музей хрусталя, бывший Георгиевский храм. Все фотографии и рисунок в статье мои
Нет ли здесь ощущения какой-то незавершённости, обрубленности? И неслучайно: ведь это нарядное здание - бывший собор в «русском стиле» , построенный в 1892-1895 годах по проекту ЛеонтияНиколаевичаБенуа. Сам архитектор писал: " В этот храм я все вложил, что мог, и, может быть, он останется лучшим из моих произведений".
Здание было спроектировано трехнефной базиликой - высокий средний неф и низкие боковые. Колокольня венчалась легким и нарядным шатром, вознесенным на высоту 45 метров. Среднему шатру отвечали меньшие боковые. Трехшатровая композиция перекликалась с тремя главами на алтарной восточной стороне.
И выглядело это примерно так, отсылая зрителя к прекрасным образам ярославских соборов 17 века:
Примерно таким был некогда Георгиевский собор города Гусь-Хрустальный
Зато нынешний собор-музей напоминает московскую Третьяковскую галерею - там тоже «русский стиль», вошедший в архитектурную моду в 19 веке на волне славянофильства. Сочетание белого и красного камня, многослойные арки, узорчатые оклады на окнах, теремочно-барочные декоративные детали - всё это отсылки к национальному, допетровскому зодчеству.
Святой Георгий и Змей
Хозяина Гусевской хрустальной фабрики, промышленника, дипломата, коллекционера, мецената Юрия СтепановичаНечаева-Мальцова (1834-1913) часто спрашивали, почему он не пожалел колоссальных средств для украшения фабричной церкви в глуши Владимирской губернии. " А отчего стоит город Орвието в Италии? Для его собора ездят иностранцы издалека. Будет время, когда художники и ценители русского искусства станут ездить и на наш Гусь..." - отвечал Нечаев-Мальцов.
image.png7.21 MB
Когда он унаследовал стекольный завод от дяди, там трудилось 744 человека, а к началу Первой мировой войны - 13 тысяч. Ю. С. Нечаев-Мальцов дал три миллиона золотом для создания Музея изящных искусств - ныне Пушкинский музей - в Москве. Так и здесь, в Гусь-Хрустальном: Георгиевский собор стоил ему 550 тысяч рублей золотом. Строился он одиннадцать лет - с 1892 по 1903 годы.
А вот и предок мецената, Аким Васильевич Мальцов, зачинатель стекольного дела в здешних краях:
image.png8.54 MB
Орловский купец Аким Мальцов держит в руке свиток с чертежами для будущего завода и датой - 1756. В этот год перевёл он свой стекольный заводик из-под Можайска в имение Никулино Владимирского уезда Московской области, что на реке Гусь - здесь были найдены залежи прекрасного белого песка, необходимого сырья для варки стекла.
Памятник был открыт в 2006 году, к 250-летию города Гусь-Хрустальный, его авторы - скульптор Игорь Черноглазов и архитектор Владимир Торопов.
Внутри же собор-музей больше похож на католическую базилику. Прямоугольное здание разделено на три галереи; своды опираются на колонны из чёрного лабрадорита, который называют «глазом Бога». Считается, что камень этот, чёрный, с перламутровыми переливами, обладает магической силой. Колонны венчают капители с мальтийскими крестами. По бокам стены прорезают арочные окна - по форме они напоминают окно, которое можно видеть на картине Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком» - последним хозяином живописного шедевра был как раз Леонтий Бенуа.
Специально для собора гусевские мастера создали 12 электрических люстр - каждая состояла из 101 части и весила 350 килограммов. В тридцатых годах все люстры исчезли - осталась последняя, тринадцатая, уцелевшая лишь потому, что висела в мастерской в качестве образца.
Колонна из чёрного лабрадорита и загадочные кресты на её капители. На переднем плане композиция С. П. Верина "застывшие звуки". Хрусталь, 1984 год. И фрагмент фрески "Страшный суд"
А в советское время.... Почти сразу после революции 17-го года Георгиевский собор был закрыт и превратился в Дворец труда, внутри которого разместились кинотеатр, швейная учебная мастерская, библиотека, школа и - в конце концов, как водится - склад.
Но кое-что уцелело.
Над внутренней отделкой Георгиевского храма трудился уже известный к тому времени художник Виктор МихайловичВаснецов. Для Георгиевского собора он написал пять работ, из которых сохранились только две. Во-первых, живописное полотно «Страшный суд» размером в 49 квадратных метров (700×680 см) на западной стене. "Вся история человечества есть борьба человека-зверя с человеком духовным", - писал В. Васнецов о символизме своей картины.
image.png10.12 MB
Ангел держит в руке весы. Но и сама композиция картины - это огромные весы, на чашах которых праведники и грешники. Свет и тьма.... Среди праведников - фигуры византийских правителей Константина и Елены, княгини Ольги, князя Владимира, Сергия Радонежского, Александра Невского. Среди грешников - император Нерон, хан Батый, римские кардиналы.... И персонажи-аллегории. С одной стороны - Вера, Надежда, Любовь, София, Милосердие. Против них - Алчность, Пьянство, Гнев, Разбой....
"Страшная оратория вне времени и пространства: одно из тех немногих истинно художественных творений, которые стоит увидеть раз, чтобы запомнить навсегда, - писал критик о картине В. Васнецова, которая впервые была представлена публике в Историческом музее (не прошла в Третьяковку по габаритам!).
После революции картину догадались спрятать в Успенском соборе во Владимире. Там она и хранилась долгие годы.
Лишь в 1970 году храм был взят под охрану государства. После реставрации здания собора, которая продолжалась одиннадцать лет, Владимиро-Суздальский музей-заповедник приступил к реставрации семиметрового полотна - оно было в очень плохом состоянии: при перевозке холст порвался, в местах сгибов краска осыпалась. Стоимость реставрационных работ оценивалась в 220 тыс. рублей, что на 40 тыс. больше всего годового бюджета музея. Мало того, холст надо было дублировать, а ткани шириной 7 метров взять было негде, таких форматов в стране не ткали. Но и это ещё не вся проблема. Для восстановления красок картины требовалось 40 кг натурального мёда, 12 кг осетрового клея и многое другое. За восстановление картины взялся петербургский художник и реставратор Яков Казаков - это он вернул былой вид росписям Исаакиевского собора.
Реставрация началась в августе 1981, и закончилась в мае 1983 года. День возвращения картины «Страшный суд» на своё законное место и считается днём открытия Музея хрусталя....
А место это, законное, как раз напротив алтаря, где сохранилось ещё одно произведение, созданное по эскизам В. Васнецова и воплощённое в жизнь петербургским мастером Владимиром Фроловым - младшим сыном Александра Фролова, создавшего мозаики в храме Христа Спасителя, храме Вознесения Христова (Спас на Крови) и Исаакиевского собора.
Это мозаика «О тебе радуется, Благодатная!»
Мозаика "О тебе радуется, благодатная!" и композиция "Гимн стеклу"
В. Фролову на тот момент было всего 23 года. Виктор Васнецов назвал его исполнение образа Богоматери - с воздетыми к небу руками, в окружении сонма ангелов - безукоризненным. Чтобы мозаика была лучше освещена, в большом куполе над алтарной частью было прорезано большое окно.
Работая над мозаикой, молодой художник познакомился с Ниной Бенуа, дочерью архитектора собора, которая стала его женой.
В журнале «Художественные сокровища России» за 1905 г. П. Гнедич писал об этой работе: " Впечатление ошеломляющее... Тут и великие итальянцы, и упадочники, и Византия, а главное - наши старые, московского письма, иконы... Я думаю, в той фабричной церкви г. Нечаева-Мальцова, для которой писал эту икону Васнецов, картина эта будет предметом бесконечного удивления не только местных прихожан, но и создаст целую армию паломников... Это одно из тех немногих истинно художественных творений, которое стоит увидеть раз, чтобы запомнить навсегда".
Богоматерь-защитница! Здесь библейская метафора обрела реальную силу - в году библиотечно-складского запустения (Господи, что они там всё складывали, в осквернённых храмах?) мозаика чудом сохранилась: её не сбили, а заштукатурили и закрасили.
В пространство апсиды органично вписалась шестиметровая композиция «Гимн стеклу», созданная прославленными мастерами Гусевского завода Владимиром СергеевичемМуратовым и Владимиром Ивановичем Касаткиным. Ажурное кованое дерево, на котором распустились 330 хрустальных цветка, с порхающими между ними разноцветными птицами и серебряными колоколами, устремляется ввысь.
"Гимн стеклу"
Скульптура из синего и бесцветного хрусталя состоит из 361 детали.
Вокруг неё возник спор - можно ли выставлять её в алтаре? Один из авторов композиции, Владимир Касаткин, тоже сомневался, уместна ли она там. Вопрос непростой: тем более, что не так давно в здании музея, бывшем храме, прошла первая церковная служба. Место ли музею в храме? Десять лет назад Владимирская епархия обратилась в Росимущество с просьбой вернуть здание музея РПЦ.
Потом, к радости музейного сообщества, видимо, сочли, что слишком затратное это дело - восстанавливать колокольню и купола! Пришли к компромиссу: в музее иногда проводятся службы.
А в далёких уже 80-х гг. будущий музей, словно в награду за труды и старания реставраторов и музейщиков, ждал большой подарок.
Неожиданно в подвалах завода нашлось хранилище изделий из хрусталя. Они лежали там ещё с XIX века – без описи, в обычных ящиках, пересыпанные стружкой. В таком виде ценности дожили до наших дней - всего 5236 предметов.
Установили огромный низкий стеклянный подиум, который занимает всю центральную часть огромного пространства, на котором и выставлены шедевры из стекла и хрусталя. По бокам от подиума разместились витрины с экспонатами, которые создавались с 18 века по наши дни.
В музейном зале
С первых дней существования завода, в «образцовой комнате» собирались все образцы продукции из стекла и хрусталя, которая выпускалась на заводе. Поэтому в музее можно увидеть и старинное стекло, и массовую продукцию разных лет, и уникальные авторские работы художников.
В заключение - одна из работ с символическим названием - «Посвящается Гусь-Хрустальному», созданная в 2006 году Луизой Матосян - одно время она работала главным художником завода - в гутной технике. Стекло, нацвет, нити и цветная крошка.
Луиза Матосян, "Посвящается Гусь-Хрустальному"
Ещё один гимн стеклу. И городу на Владимирской земле, с хрустальным названием....
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Тонкое "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "стекло"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " - прозрачное или цветное, позолота,... техники... россыпь пронзительных искр в хрустальных гранях... Прекрасный материал в умелых руках художника - со всей страны во "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Владимирскую область"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", маленький"}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": " Гусь-Хрустальный"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " приезжают, чтобы видеть чудеса, собранные в "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Музее хрусталя"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", домом которому стал памятник архитектуры конца 19-начала 20 веков - "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Георгиевский собор"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сейчас здание Музея выглядит так:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Музей хрусталя, бывший Георгиевский храм. Все фотографии и рисунок в статье мои", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 6578230, "height": 1331, "pic_id": 856415, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/05/03/image_qZKjZVE.jpeg", "width": 1875}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Нет ли здесь ощущения какой-то незавершённости, обрубленности? И неслучайно: ведь это нарядное здание - "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "бывший собор "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "в "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "«русском стиле» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", построенный в 1892-1895 годах по проекту "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Леонтия"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Николаевича"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Бенуа"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Сам архитектор писал: \" "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "В этот храм я все вложил, что мог, и, может быть, он останется лучшим из моих произведений"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "\"."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Здание было спроектировано "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "трехнефной базиликой "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "- высокий средний неф и низкие боковые. Колокольня венчалась легким и нарядным шатром, вознесенным на высоту 45 метров. Среднему шатру отвечали меньшие боковые. Трехшатровая композиция перекликалась с тремя главами на "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "алтарной восточной стороне"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И выглядело это примерно так, отсылая зрителя к прекрасным образам ярославских соборов 17 века:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Примерно таким был некогда Георгиевский собор города Гусь-Хрустальный", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 618279, "height": 711, "pic_id": 856416, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/05/03/image_NfVob6r.jpeg", "width": 980}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Зато нынешний собор-музей напоминает московскую Третьяковскую галерею - там тоже «русский стиль», вошедший в архитектурную моду в 19 веке на волне славянофильства. Сочетание белого и красного камня, многослойные арки, узорчатые оклады на окнах, теремочно-барочные декоративные детали - всё это отсылки к национальному, допетровскому зодчеству."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Святой Георгий и Змей", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 6303172, "height": 1875, "pic_id": 856417, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/05/03/image_vtlf7Qp.jpeg", "width": 1266}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Хозяина Гусевской хрустальной фабрики, промышленника, дипломата, коллекционера, мецената "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Юрия Степановича"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Нечаева-Мальцова (1834-1913)"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " часто спрашивали, почему он не пожалел колоссальных средств для украшения фабричной церкви в глуши Владимирской губернии. \" "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "А отчего стоит город Орвието в Италии? Для его собора ездят иностранцы издалека. Будет время, когда художники и ценители русского искусства станут ездить и на наш Гусь..."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "\" - отвечал Нечаев-Мальцов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 7559425, "height": 1627, "pic_id": 856418, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/05/03/image_Vhin0lh.jpeg", "width": 1875}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Когда он унаследовал стекольный завод от дяди, там трудилось 744 человека, а к началу Первой мировой войны - 13 тысяч. Ю. С. Нечаев-Мальцов дал три миллиона золотом для создания Музея изящных искусств - ныне Пушкинский музей - в Москве. Так и здесь, в Гусь-Хрустальном: Георгиевский собор стоил ему 550 тысяч рублей золотом. Строился он одиннадцать лет - с 1892 по 1903 годы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А вот и предок мецената, "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Аким Васильевич Мальцов"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", зачинатель стекольного дела в здешних краях:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 8952788, "height": 1666, "pic_id": 856419, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/05/03/image_cTHqAH5.jpeg", "width": 1875}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Орловский купец Аким Мальцов держит в руке свиток с чертежами для будущего завода и датой - 1756. В этот год перевёл он свой стекольный заводик из-под Можайска в имение Никулино Владимирского уезда Московской области, что на реке Гусь - здесь были найдены залежи прекрасного белого песка, необходимого сырья для варки стекла."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Памятник"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " был открыт в 2006 году, к 250-летию города Гусь-Хрустальный, его авторы - скульптор Игорь Черноглазов и архитектор Владимир Торопов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Внутри же собор-музей больше похож на католическую базилику. Прямоугольное здание разделено на три галереи; своды опираются на колонны из чёрного лабрадорита, который называют «глазом Бога». Считается, что камень этот, чёрный, с перламутровыми переливами, обладает магической силой. Колонны венчают капители с мальтийскими крестами. По бокам стены прорезают арочные окна - по форме они напоминают окно, которое можно видеть на картине Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком» - последним хозяином живописного шедевра был как раз Леонтий Бенуа."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Специально для собора гусевские мастера создали 12 электрических люстр - каждая состояла из 101 части и весила 350 килограммов. В тридцатых годах все люстры исчезли - осталась последняя, тринадцатая, уцелевшая лишь потому, что висела в мастерской в качестве образца."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Колонна из чёрного лабрадорита и загадочные кресты на её капители. На переднем плане композиция С. П. Верина \"застывшие звуки\". Хрусталь, 1984 год. И фрагмент фрески \"Страшный суд\"", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 7191367, "height": 1355, "pic_id": 856420, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/05/03/image_bgurArO.jpeg", "width": 1875}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А в советское время.... Почти сразу после революции 17-го года Георгиевский собор был закрыт и превратился в Дворец труда, внутри которого разместились кинотеатр, швейная учебная мастерская, библиотека, школа и - в конце концов, как водится - склад."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но кое-что уцелело."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Над внутренней отделкой Георгиевского храма трудился уже известный к тому времени художник "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Виктор Михайлович"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Васнецов"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Для Георгиевского собора он написал пять работ, из которых сохранились только две. Во-первых, живописное полотно «Страшный суд» размером в 49 квадратных метров (700×680 см) на западной стене. "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "\"Вся история человечества есть борьба человека-зверя с человеком духовным"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "\", - писал В. Васнецов о символизме своей картины."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 10613122, "height": 1858, "width": 1875}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ангел держит в руке весы. Но и сама композиция картины - это огромные весы, на чашах которых праведники и грешники. Свет и тьма.... Среди праведников - фигуры византийских правителей Константина и Елены, княгини Ольги, князя Владимира, Сергия Радонежского, Александра Невского. Среди грешников - император Нерон, хан Батый, римские кардиналы.... И персонажи-аллегории. С одной стороны - Вера, Надежда, Любовь, София, Милосердие. Против них - Алчность, Пьянство, Гнев, Разбой...."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "\""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Страшная оратория вне времени и пространства: одно из тех немногих истинно художественных творений, которые стоит увидеть раз, чтобы запомнить навсегда, - "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "писал критик о картине В. Васнецова, которая впервые была представлена публике в Историческом музее (не прошла в Третьяковку по габаритам!)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "После революции картину догадались спрятать в Успенском соборе во Владимире. Там она и хранилась долгие годы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Лишь в 1970 году храм был взят под охрану государства. После реставрации здания собора, которая продолжалась одиннадцать лет, Владимиро-Суздальский музей-заповедник приступил к реставрации семиметрового полотна - оно было в очень плохом состоянии: при перевозке холст порвался, в местах сгибов краска осыпалась. Стоимость реставрационных работ оценивалась в 220 тыс. рублей, что на 40 тыс. больше всего годового бюджета музея. Мало того, холст надо было дублировать, а ткани шириной 7 метров взять было негде, таких форматов в стране не ткали. Но и это ещё не вся проблема. Для восстановления красок картины требовалось 40 кг натурального мёда, 12 кг осетрового клея и многое другое. За восстановление картины взялся петербургский художник и реставратор "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Яков Казаков"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " - это он вернул былой вид росписям Исаакиевского собора."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Реставрация началась в августе 1981, и закончилась в мае 1983 года. День возвращения "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "картины «Страшный суд» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " на своё законное место и считается днём открытия "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Музея хрусталя"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "...."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А место это, законное, как раз напротив алтаря, где сохранилось ещё одно произведение, созданное по эскизам В. Васнецова и воплощённое в жизнь петербургским мастером "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Владимиром Фроловым - "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "младшим сыном Александра Фролова, создавшего мозаики в храме Христа Спасителя, храме Вознесения Христова (Спас на Крови) и Исаакиевского собора."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Это мозаика "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "«О тебе радуется, Благодатная!» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Мозаика \"О тебе радуется, благодатная!\" и композиция \"Гимн стеклу\"", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 6365230, "height": 1875, "pic_id": 856421, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/05/03/image_Vp3Tfra.jpeg", "width": 1214}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В. Фролову на тот момент было всего 23 года. Виктор Васнецов назвал его исполнение образа Богоматери - с воздетыми к небу руками, в окружении сонма ангелов - безукоризненным. Чтобы мозаика была лучше освещена, в большом куполе над алтарной частью было прорезано большое окно."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Работая над мозаикой, молодой художник познакомился с Ниной Бенуа, дочерью архитектора собора, которая стала его женой."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В журнале «Художественные сокровища России» за 1905 г. П. Гнедич писал об этой работе: \" "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Впечатление ошеломляющее... Тут и великие итальянцы, и упадочники, и Византия, а главное - наши старые, московского письма, иконы... Я думаю, в той фабричной церкви г. Нечаева-Мальцова, для которой писал эту икону Васнецов, картина эта будет предметом бесконечного удивления не только местных прихожан, но и создаст целую армию паломников... Это одно из тех немногих истинно художественных творений, которое стоит увидеть раз, чтобы запомнить навсегда"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "\"."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Богоматерь-защитница"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "! Здесь библейская метафора обрела реальную силу - в году библиотечно-складского запустения (Господи, что они там всё складывали, в осквернённых храмах?) мозаика чудом сохранилась: её не сбили, а заштукатурили и закрасили."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В пространство апсиды органично вписалась шестиметровая "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "композиция «Гимн стеклу», "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "созданная прославленными мастерами Гусевского завода "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Владимиром Сергеевичем"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Муратовым"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " и "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Владимиром Ивановичем Касаткиным"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Ажурное кованое дерево, на котором распустились 330 хрустальных цветка, с порхающими между ними разноцветными птицами и серебряными колоколами, устремляется ввысь."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "\"Гимн стеклу\"", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 7276488, "height": 1875, "pic_id": 856423, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/05/03/image_fVfUyRY.jpeg", "width": 1309}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Скульптура из синего и бесцветного хрусталя состоит из 361 детали."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вокруг неё возник спор - можно ли выставлять её в алтаре? Один из авторов композиции, Владимир Касаткин, тоже сомневался, уместна ли она там. Вопрос непростой: тем более, что не так давно в здании музея, бывшем храме, прошла первая церковная служба. Место ли музею в храме? Десять лет назад Владимирская епархия обратилась в Росимущество с просьбой вернуть здание музея РПЦ."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Потом, к радости музейного сообщества, видимо, сочли, что слишком затратное это дело - восстанавливать колокольню и купола! Пришли к компромиссу: в музее иногда проводятся службы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А в далёких уже 80-х гг. будущий музей, словно в награду за труды и старания реставраторов и музейщиков, ждал большой подарок."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Неожиданно в подвалах завода нашлось х"}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "ранилище изделий из хрусталя"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Они лежали там ещё с XIX века – без описи, в обычных ящиках, пересыпанные стружкой. В таком виде ценности дожили до наших дней - всего 5236 предметов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Установили огромный низкий стеклянный подиум, который занимает всю центральную часть огромного пространства, на котором и выставлены шедевры из стекла и хрусталя. По бокам от подиума разместились витрины с экспонатами, которые создавались с 18 века по наши дни."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "В музейном зале", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 5200168, "height": 1247, "pic_id": 856425, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/05/03/image_3Wu1yIK.jpeg", "width": 1875}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С первых дней существования завода, в «образцовой комнате» собирались все образцы продукции из стекла и хрусталя, которая выпускалась на заводе. Поэтому в музее можно увидеть и старинное стекло, и массовую продукцию разных лет, и уникальные авторские работы художников."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В заключение - одна из работ с символическим названием - «Посвящается Гусь-Хрустальному», созданная в 2006 году Луизой Матосян - одно время она работала главным художником завода - в гутной технике. Стекло, нацвет, нити и цветная крошка."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Луиза Матосян, \"Посвящается Гусь-Хрустальному\"", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 10006192, "height": 1783, "pic_id": 856427, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/05/03/image_a3uj3KH.jpeg", "width": 1875}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ещё один гимн стеклу. И городу на Владимирской земле, с хрустальным названием...."}], "attributes": []}], "selectedRange": [10001, 10001]}
Была я в этом музее. Там просто нельзя уйти, пока все не перефотографируешь. А, кстати, когда Иван Цветаев организовывал в Москве Музей изящных искусств, то большую часть денег ему пожертвовал как раз Мальцов-Нечаев.
Комментарии 17