18 фев 2024 · 13:15    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Большая коллекция живописи в Егорьевском музее имеет одну отличительную черту, весьма бросающуюся в глаза: все они принадлежат кисти «неизвестных художников» - так называемых «нахалов». Кто они? Самоучки из крепостных или небогатых горожан, ученики иконописных мастерских. Вот, например, «Дворец царевича Димитрия в Угличе», 19 век. Образчик наивной живописи? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Все фотографии в статье мои", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 7967117, "height": 1520, "pic_id": 817812, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/02/08/image_30vLm3l.jpeg", "width": 1875}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И ни одной картины, подписанной художником - хоть знаменитым, хоть малоизвестным. Случайность? Бедность собрания? Да ни в коем случае! Призову на помощь сборник «Егорьевские диковины. Сокровища, редкости, курьёзы и прочие замечательные вещи из коллекции М. Н. Бардыгина, ныне собрания Егорьевского историко-художественного музея», где сказано вот что: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«Живописная часть собрания... сложившаяся трудами двух поколений семьи Бардыгиных... является редким по силе выразительности образцом купеческого коллекционирования. Её состав настолько своеобразен, что воссоздаёт черты личности собирателя....» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Собирал С. И. Щукин полотна Сезанна, Гогена и прочих, а М. Н. Бардыгина интересовало родное - бытовая культура и уклад жизни купеческого и крестьянского сословий - а ведь для этих сословий музей и создавался. Не царственные особы (за исключением императоров АлександраI и Александра II) смотрят с портретов, но... немолодая купчиха в кружевном чепце: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "\"Портрет пожилой купчихи\" , 19 в. Поразительное лицо, не находите?", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 7397401, "height": 1875, "pic_id": 817813, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/02/08/image_Ysn1twx.jpeg", "width": 1505}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Бытовой портрет - как без него? Главной задачей живописца здесь было сходство с изображаемым человеком. Притом, что портрет мог быть и посмертным: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Такого рода \"портретов\" в музее несколько", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 7888611, "height": 1875, "pic_id": 817814, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/02/08/image_bA4m9Xj.jpeg", "width": 1492}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Успение рабы божьей Анны», конец 1830-х гг. В нижней части картины идёт текст, который объясняет печальный сюжет картины - женщина-то умерла родами, за два года до того потеряв двоих сыновей и троих дочерей. Фёдору, супругу несчастной женщины, было видение, предсказавшее смерть жены и новорожденного сына.... Вон он, плачет над женой.... Но как соединены здесь драматические события одной человеческой жизни! И вечная тема - напоминание о неизбежности смерти.... "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А что до исторических персонажей, то их образы складывались под влиянием литературных произведений и служили иллюстрациями на темы особых моментов русской истории - например, для тех, кто, может быть, и читать-то не умел. Таков сюжет картины «Самозванец и царь Борис Фёдорович Годунов», совпадающий с текстом и иллюстрацией сочинения Ф. Булгарина «Дмитрий Самозванец»: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 8304819, "height": 1875, "pic_id": 817815, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/02/08/image_EPaOAEe.jpeg", "width": 1534}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Исходная гравюра была чёрно-белой, но художник воспроизвёл цвета, описанные в тексте романа - зелёные обои, красные бархатные подушки дубового кресла. Две свечи, библия в серебряном окладе, мудрый царь, сидящий за столом своего «рабочего кабинета». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В коллекции музея много картин, рассказывающих о жизни царя Петра I - а эта личность живо занимала умы, представляясь в придворных кругах творцом истории. Однако в провинции.... Процитирую-ка лучше статью из вышеупомянутого сборника о Егорьевском музее: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«Однако огромная художественная провинция (которой, за исключением новой столицы, была вся Россия) пребывала за пределами цензурных запретов. Приверженные старой вере художественные центры, в том числе и близкие к Егорьевску подмосковные Гуслицы, оставались средоточием» третьей культуры «примитива, близкой к народному искусству, но не чуждавшейся заимствований из сферы» высокого «учёного искусства» (Прокофьев В. Н.)"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "То есть, как хотели, так и рисовали «нахалы»; а ведь в старообрядческой среде Пётр I виделся не иначе, как «варвар с топором» и злодей-антихрист, что и нашло отражение в некоторых сюжетах из егорьевского собрания. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Три канонических «петровских» сюжета копируют гравюры серии 1833 года, изданной А. Логиновым. Вот одна из них - «Пётр I коронует Екатерину», где действующие лица облачены в старорусское платье, которое ещё нескоро войдёт в придворную моду: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Пётр I и национальные традиции?", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 6288467, "height": 1388, "pic_id": 817816, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/02/08/image_nADSFXJ.jpeg", "width": 1875}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Следующая картина - о чудесном спасении царя со спутниками во время бури. Здесь Пётр I также вполне канонический и - отважный герой: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "НХ. середина 19 в.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 6873457, "height": 1284, "pic_id": 817817, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/02/08/image_aFAJPY2.jpeg", "width": 1875}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Картина называется «Пётр Великий в бурю на Ладожском озере» (1876 г.) и восходит к картине К. Штейбена 1812 г., с которой делалось множество гравюр и литографий. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "О «неизвестных художниках», «петровских сюжетах», портретах и вообще о Егорьевском музее на канале есть несколько статей. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "Зато на картине «Казнь в присутствии императора Петра I» монарх - стоящий на эшафоте с отрубленной головой в руках - предстаёт в образе жестоком и отвратительном. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Речь идёт о казни шотландской красавицы Марии Гамильтон, камер-фрейлины Екатерины I и фаворитки Петра I. Уличенная в убийстве своего незаконнорожденного ребенка, она - несмотря на заступничество Екатерины - была казнена 14 марта 1719 года. Пётр I присутствовал при этой казни, а сразу после её совершения поднял отрубленную голову и стал демонстрировать собравшимся устройство кровеносной системы, питающей мозг. Голова несчастной женщины, помещенная в спиртовой раствор, долго хранилась в Кунсткамере. Такой вот урок анатомии. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Живой интерес присутствующих", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1404069, "height": 778, "pic_id": 817818, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/02/08/image_Z37roWC.jpeg", "width": 709}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А ещё картины-притчи! Библейские, евангельские сюжеты, тема бренности бытия, жертвенности, искушения и преодоления грехов - они свойственны старообрядческой культуре. В статье Н. Перевезенцевой из сборника о Егорьевском музее читаем: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "\""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Созданные в лапидарной архаичной манере во второй половине 19 - начале 20 века, нередко с образцов печатного религиозного лубка, эти картины имеют... эстетику, близкую массовой, так называемой «расхожей» иконе. \""}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вот, например, «Валаамова ослица»: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Бедное животное...", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 7829586, "height": 1464, "pic_id": 817819, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/02/08/image_pa5FzFi.jpeg", "width": 1875}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Библейская притча, предостерегающая от «обольщения мздой», об ослице, которая заговорила человеческим голосом, дабы остановить беззаконие. Такие картины - «святости» могли быть рисованы в монастырях, для продажи паломникам. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ещё один сюжет из Ветхого Завета - «Юдифь с головой Олоферна»: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Решительная дама с мечом и отрубленной головой. Первая половина 19 века", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 7343472, "height": 1875, "pic_id": 817820, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/02/08/image_PgoMPWQ.jpeg", "width": 1530}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Это история о том, как вдова Юдифь отправилась в лагерь ассирийцев и отрубила голову уснувшему военачальнику царя Навуходоносора Олоферну его же мечом. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Висела же такая картина у кого-то в гостиной! Это вам не пейзажик повесить или там букетик ромашек.... "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Снова Ветхий Завет: «Ной с сыновьями», вторая половина 19 века. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 9445867, "height": 1875, "pic_id": 817821, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/02/08/image_lrYcwuY.jpeg", "width": 1659}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В картушах - вольный пересказ библейских текстов. Справа сцены потопа, жертвоприношения и опьянения Ноя напоминают житийные клейма. Фигура Ноя, гениального кораблестроителя, а также спасителя человечества и прочих «тварей по паре», довлеет над всем, и его сыновья Хам, Сим и Яфет - взрослые дяденьки-бородачи - по сравнению с папенькой выглядят скромно. По масштабу личностей, однако! "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Пеликан! Да не тот, что в зоопарке, а персонаж славянского бестиария 17 века. Там пеликан - мифическая птица, которая разрывает себе грудь, чтобы собственной кровью питать птенцов - стала символом искупительной жертвы Христа. Конечно, речь не о еде: пеликанчиков ужалил змий, и кровь матери должна оживить её мёртвых детей.... "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "\"Пеликан, питающий птенцов своей кровью\", вторая половина 19 века", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 8199232, "height": 1875, "pic_id": 817823, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/02/08/image_M6HDXWl.jpeg", "width": 1569}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вон и змий-погубитель, чёрный, огромный, с пресловутым яблоком. Вверху справа - чаша причастия. Такой сюжет известен в живописи уже с конца 18 века. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Справа же - мёртвый птенец, которому уже не ожить. Смерть! Она, может быть, стоит у тебя за плечом. «Не уйдёшь от того, кто за тобой», - гласит надпись в центре. Да вот и гробик очень кстати стоит наготове. А купчина-то - не замечает.... «Купец и смерть», неизвестный художник, вторая половина 19 века. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "О тщете земной жизни", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 7849960, "height": 1875, "pic_id": 817824, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/02/08/image_GLIYv8T.jpeg", "width": 1355}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вероятно, такие картины могли висеть где-нибудь рядом с иконами, и их назначение состояло в назидании человека на протяжении его жизненного пути. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Нам, конечно, этот выбор может показаться странным. Но - какова эпоха, таковы и нравы... Тем более, в староверческой среде."}], "attributes": []}], "selectedRange": [4182, 4182]}
Комментарии 18