31 янв 2024 · 18:58    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И снова - Егорьевский историко-художественный музей, живописное собрание. Картин ещё много! Сегодня - жанровые сценки, что на грани столь любимого народом лубка. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вот он, лубочный стиль: Пейзажи, портреты, жанровые сценки, кисти «нахалов», то есть, «неизвестных художников». Мы не знаем, кто они: эти художники либо не имели права подписи, либо вовсе скрывали свои имена. Многие - выученики иконописных мастерских. Большей частью - самоучки, они работали в меру умения и сообразно вкусам и потребностям заказчиков - уездных или поместных дворян, купцов или крестьян. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Фотография в статье моя. Сканы открыток из личной коллекции", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 4924247, "height": 1361, "pic_id": 809214, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/01/27/image_1buxZSS.jpeg", "width": 1531}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Картина «Благословение на ополчение», конец 19 века. Копия картины И. Лучанинова «Благословение на ополчение 1812 г.» Холст, масло. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Что ж, это вам не «высокое искусство»! Очень крупные руки и маленькие ступни; лица несоразмерно велики, а головы повёрнуты на три четверти. Ноги развернуты, а у молодой женщины слева второй ноги вроде бы и вовсе нет.... "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Не ладится с перспективой и светотенями - но взгляните, картина-то «разговаривает», понятна и тогдашнему, и современному зрителю, заставляет сопереживать тому, что изображено. Сидит паренёк, в красной рубашечке, прощается с родным домом - вон, косит глазом усатый солдат, явившийся забрать новобранца. Старик-отец благословляет иконой... Скорбно смотрит мать, горюет молодая жена. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Предметы крестьянского быта (коса и цеп на стене), и русские национальные костюмы - оживает картина своими безыскусными подробностями.... "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И не случайно, что эти лубки стали частью фестиваля «Живые картины», который проводит Егорьевский историко-художественный музей с 2018 года. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Живые картины» были популярным развлечением в среде просвещенной молодежи во второй половине XIX – начале ХХ вв. Они представляли собой костюмированную инсценировку сюжетов из популярных произведений литературы или живописи и давали возможность продемонстрировать и эрудицию, и художественный вкус, и даже остроумие. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Тогда, в 2018-м, было отобрано девять живописных сюжетов из собрания музея, выполненных в разных стилях и посвященных разным историческим эпохам. 9 молодежных команд, в общей сложности около 100 человек, под руководством музейных кураторов в течение 2-х месяцев посещали занятия в музее. Первым этапом стала свободная дискуссия, методика которой заимствована из арсенала Государственного Русского музея. Затем участники прорабатывали эпоху, историю костюма, традиции и быт времени. А сам сюжет им предстояло развить в небольшую сценку, которая заканчивалась живой картиной, поданной с юмором или, напротив, драматизмом. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Картину «Благословение на ополчение 1812 г.» «оживили» учащиеся Колледжа педагогики и искусства. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Семик в Малороссии», 30-е годы 19 века. Холст, масло. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Скан открытки из личной коллекции. Гарные дивчины, хлопцы, разлюли-малина...", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 3287666, "height": 941, "pic_id": 809215, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/01/27/image_oApwfuO.jpeg", "width": 1344}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Семик - восточнославянский праздник, отмечаемый на седьмой четверг после Пасхи, который означает прощание с весной и встречу лета. Устраивали обряд «кумления»: девушки - обычно парами - подходили к берёзе, на которой висел венок, через него целовались и дарили друг другу подарки. Целовали и крестик, который был подвешен к венку. Обряд предназначался для совершеннолетних девушек и молодых женщин, у которых не было детей. Ну, и конечно, приготовленный вскладчину пир на зелёной траве. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А Егорьевский техникум представил картину «Смотрины»: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Стакан-то один, что ли?", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 7851963, "height": 1303, "pic_id": 809219, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/01/27/image_Ij4CBTJ.jpeg", "width": 1875}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Это уже из боярской жизни. Смотрины невесты! Главное действие -заключение свадебной рядной записи: точно записывались размеры приданого и назначали срок венчания. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Техника картины - олеография, то есть, печать на металле. Такое можно было и в крестьянской избе повесить: долговечная штука! "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Особое место во вкусах провинциальной публики и, следовательно, творчестве «неизвестных художников» занимает жизнеописание царя-государя Петра I, который был популярным героем народных сказок, исторических анекдотов и лубочной живописи, конечно! Две из «Живых картин» были сделаны по вольным копиям с гравюр мастерской А. Логинова 1833 года. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Такие копии издавались даже в виде раскрасок! "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Пётр I берёт у Меньшикова Екатерину», вторая половина 19 века. Холст, масло: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Открытка из личной коллекции", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 5209471, "height": 1392, "pic_id": 809220, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/01/27/image_xAM3f0J.jpeg", "width": 1453}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Осенью 1703 г. Пётр, находясь в гостях у Меньшикова, приметил служанку, Марту Скавронскую. Венчание царя и бывшей служанки, вошедшей в историю как Екатерина I, венчались 19 февраля 1712 г. Забавно, что дамы на картине носят русские национальные костюмы. Марта, рождённая на территории то ли нынешней Латвии, то ли Эстонии, не была ни русской, ни православной. Да и Пётр исконных одежд не жаловал. Как известно, придворное женское платье в русском стиле вошло в моду только при дворе императора Николая I. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Картину на фестивале представляла команда МГТУ «Станкин». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ещё образчик наивного искусства: «Пётр I перед статуей герцога Ришелье», вторая половина 19 века. Холст. масло. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Открытка из личной коллекции", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 3954507, "height": 1108, "pic_id": 809221, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/01/27/image_0yxnm81.jpeg", "width": 1373}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Здесь Пётр облачён в кафтан в старорусском стиле. Видимо, чтобы зритель, упаси боже, не перепутал его с французами. На всякий случай: русская делегация - слева, французская знать - справа. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Надгробие кардинала Ришелье (Арман Жан дю Плесси, герцог де Ришелье, тот самый, что в «Трёх мушкетёрах») русский царь посетил в 1717 году во время своего визита в Париж, целью которого, по В. Ключевскому, было устройство брака дочери царя Елизаветы (на тот момент восьми лет) и дофина, будущего Людовика XV (семи лет от роду). "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вольтер так описывает один из моментов этого визита: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ".."}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": ". обняв сию статую, воскликнул: Великий человек! Я отдал бы половину своего царства, чтобы научиться у тебя управлять другою!"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Не кажется ли вам, что статуя испуганно пытается уклониться от объятий? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ещё о «петровских» сюжетах будет в продолжении статьи, которое - непременно - следует! "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А мой фаворит в серии «Живых картин» - «Прогулка», бумага, гуашь, первая половина 19 века. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Открытка из личной коллекции", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 4240400, "height": 1783, "pic_id": 809222, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/01/27/image_zj9tlGm.jpeg", "width": 1288}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Картина была написана неизвестным художником в 1840 г. и была куплена М. Н. Бардыгиным в 1914 г. Юноша при встрече снял цилиндр, а девушка ответила оценивающим взглядом. Прорисованы и внешний вид, и одежда, и аксессуары, и причёски - «окно» в 19 век! Умиляют завитые волосы у щёголя, молодого купца. Интересно, что он - в перчатках, а она - без.... "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А «оживили» картину ученики 9-10 классов. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вот так музей: оторвал-таки подрастающее поколение от планшетов-телефонов! "}], "attributes": []}], "selectedRange": [5638, 5638]}
Комментарии 3