3
Ямб, хорей и конструктивная критика от литературного папы | Паблико
74 подписчики

Ямб, хорей и конструктивная критика от литературного папы


01 июл 2022 · 07:49    

Начало в статье "С чего начинается творчество..." И знаете, что? У меня снова не получится рассказать о знакомстве с литературной мамой! Потому что до этого судьбоносного момента я познакомилась с... литературным папой. Вот о нём речь и пойдёт.

Однажды позвонил один из моих абонентов-стихоманов и сообщил, что ему удалось договориться о моей встрече с Михаилом Евсеевичем Вишняковым. 



Таким я запомнила Михаила Евсеевича - человека, которого могу считать своим литературным папой.


Справка со "Стихи.ру" (кратенько):

Михаил Евсеевич Вишняков (1945-2008) - великий российский и забайкальский поэт.
Родился в селе Сухайтуй Шилкинского района Читинской области.

С раннего детства писал стихи. Закончил с отличием Литературный институт имени А.М.Горького. Член Союза писателей СССР с 1978 года. Стихи переведены на многие языки мира. В течение 20 лет поэт перекладывал на современный литературный язык древнее произведение "Слово о полку Игореве". Переклад оценил академик Д.С.Лихачёв.
В 2006 году за выдающиеся достижения в области литературы награждён Всероссийской премией имени М.Ю.Лермонтова. 
С 2009 года вручается литературная премия имени Михаила Евсеевича Вишнякова, учреждённая Губернатором Забайкальского края Р.Ф. Гениатулиным.

Можете представить, как у меня от такой неожиданности... чуть неожиданность не приключилась. Я даже в мыслях не держала возможность такой встречи! Да я даже в сумасшедшем бреду о таком помыслить бы не смела! 

Но поклонник моего стихотворчества (назову его Александром) всё решил за меня. Он работал охранником в деловом центре, где работал и Михаил Евсеевич. Ничтоже сумняшеся Александр подкатил к мэтру отечественной литературы и попросил о встрече с начинающей поэтессой, показав моё стихоплётство. 

Зная мою трусохвостую натуру, Александр заявил, что заедет за мной и лично доставит меня к светилу поэзии. 

В общем, возможностей для отката он мне не оставил. 

И вот в назначенный день трепещущая и обмирающая я была доставлена непреклонным Александром прямиком в офис. 

Михаил Евсеевич провёл со мной в своём кабинете целый час, чем немало удивил коллег по работе. Кто-то говорил мне, что у него с молодыми поэтами разговор короткий: "Это бездарно. Закройте дверь". 

Наверное, наврали. Потому что мне досталось огромное количество внимания, такта и деликатности. 

Михаил Евсеевич терпеливо объяснял мне - не поверите! - чем ямб от хорея отличается! Рассказывал о пустых и бессмысленных словах, которых следует избегать, о значимости образного языка в художественной литературе в целом и поэзии в частности, об элементарных правилах поэтического слога и важности нетривиальных рифм.

За один час он дал мне столько, сколько я в школе на уроках литературы не получила! 

Я слушала его, разинув рот. И он, видимо, понимая, что я впитываю его слова с интенсивностью пустыни, поглощающей влагу, делился и делился своими секретами. 

- Я считаю, что главным показателем является наличие хотя бы одного стихотворения, которое не стыдно напечатать в столичном журнале. У тебя, например, такое стихотворение есть. Вот это: 

Это я. Я несу тебе утра глоток. Попробуй!
Сколько б ни было в мире дорог,
Но важнее исток и итог.
Я буду твоим истоком.

Разомкни сна сиропом сомкнутые веки.
День пьянит и манит ароматом чудесным и терпким.
Это я. Я несу тебе жизни кусочек немалый.
Улыбнись. От улыбки твоей, видишь, утро светлее стало!
Это я. Я всего лишь исток, дня начало.
И итогом твоим я порою вечернею стану.

Просто день. Пей его, наслаждаясь мгновением каждым.
Для чего? Просто так! Ты поверь, это очень важно.

- Правда, последние строчки я бы убрал, или заменил. Они не к месту. 

На тот момент я не могла понять почему. И только спустя какое-то время, до меня дошло - мэтр прав. Это ведь было пожелание для читателей. А если рассматривать этот текст именно с точки зрения поэзии, то да, действительно, окончание должно быть другим. 

- И слово "чудесный" не употребляй. 

- Почему? 

- Потому что оно бессодержательное. Ну вот скажи мне, "чудесный" - это какой? 

Я заскрыпела мозгами  в безуспешных попытках сформулировать, а Михаил Евсеевич с усмешкой наблюдал за моими потугами. 

- Вот "терпкий" - это понятно какой. И то, терпкость она тоже разной бывает. Например" ароматом кофейным терпким" - это уже понятно каким. Это уже можно на вкус ощутить.

Я сидела, мучаясь амбивалетными чувствами: с одной стороны - полнейший восторг от прикосновения к чему-то настоящему, большому, правильному, а с другой стороны - осознание собственной беспомощности, я бы даже сказала ничтожности... 

Судя по всему, этот мой раздрай не прошёл незамеченным, потому что Михаил Евсеевич подытожил: 

- Но ты ведь всё равно будешь писать, правда? 

Я кивнула. 

- Это правильно. Потому что у тебя хорошо получается. Над этим можно поработать. И знаешь, я бы на твоём месте обратился к Лене Стефанович. Всё же она тебе ближе и по полу, и по возрасту. 

Легко сказать... Елена Викторовна - самый известный человек в нашем крае. И самая популярная из литераторов. На какой кривой козе к ней подкатить-то? 

Михаил Евсеевич проводил меня до самых дверей. Даже спускаясь в лифте он декламировал мне свои стихи, попутно разбирая приёмы, которые он использовал для усиления воздействия на читателя. 

***

Он был действительно великим поэтом и великим человеком. За один час он преподал мне не только уроки поэзии. Это был ещё и потрясающий мастер-класс по конструктивной критике. 

Конструктивная критика - это подарок. Её целью является не унижение другого человека и не самолюбование, но искреннее желание поддержать, помочь, улучшить. С тех пор для меня это непреложное правило критики. 

***

И всё же крылья-то у меня опустились. Я перестала писать и публиковать стихи, осознавая собственное несовершенство. 

А, может, я просто перестраивалась. Нужно было время, чтобы уроки великого поэта улеглись в голове и прикипели к душе, став частью меня. 

Одна из моих коллег-подруг (по специальности филолог) вручила мне однажды CD-диск, велев непременно прослушать. На диске оказалась песня Тимура Шаова "Разговор с критиком": 

Он пришёл с лицом убийцы, 
С видом злого кровопийцы, 
Он сказал, что он мой критик 
И добра желатель мой.

Что ему, мол, штиль мой низкий
Эстетически неблизкий.
Я фуфло, а он - Белинский.
Весь неистовый такой! 

Да, эта песня о совсем другом типе критика. Но смех сделал своё дело, низвергнув чрезмерную важность куда-то в поэтический Тартар. И я снова начала творить. Уже более вдумчиво, внимательно, с осознанием того, что полёт души - это прекрасно, но ещё прекрасней, когда он грамотно выражен. 

Коллега, которая поспособствовала моей первой публикации, уволилась и ушла работать корректором. Благодаря ей вышло ещё несколько публикаций моих стихов. 



Мама до сих пор всё это хранит.


Две публикации даже под одним заголовком вышли. :-) Что это за стихотворение, которое так полюбилось редактору? 

Вот она я – в трёх шагах от тебя встала,
Жизни одной нам на двоих мало.
Вот она я, ну, подойди ближе…
Нам не летать грешной земли ниже.

Небо у ног, пьют облака влагу,
Капли росы в листьев ладонь лягут,
Искрой сверкнут, радугой раздробятся…
Райские сны грешной душе не снятся.

Сила не в том, чтобы сдержать чувство,
Сила шагнуть. Молча. И не оглянуться.
Чтоб осудить много ли мужества надо?
Сила – спиной встать к осуждающим взглядам.

Нам ли с тобой стрел этих взглядов бояться?
Райские сны грешной душе не снятся…


***

Михаила Евсеевича Вишнякова не стало 5 июля 2008 года (да, на днях будет уже 14 лет, как он ушёл). 

И так получилось, что узнала я об этом, случайно наткнувшись на его могилу на кладбище. Вы верите в такие случайности? Я - нет. И, знаете, оказывается это очень важно - иметь возможность поклониться человеку (или хотя бы его могиле), который всего за один час сумел кардинально повлиять на твоё творчество.

Напоследок - одно из его стихотворений. 



image.png 638.25 KB



Господи, я это – русский.
Дай мне покой и ночлег
где-нибудь около русла
стылых неведомых рек.

Правдоискатель и грешник,
путник своей колеи,
что в этой жизни кромешной
видели очи мои?

Избы, леса да церквушки.
Сопки, косящие вбок.
Вьюги холодные вьюшки.
Гравий сибирских дорог.

Видимо, с этих истоков
и понесло на раскат
грусть, доброту и жестокость,
и всеавосьный загад.

Смятый и вырванный с корнем,
вбитый в сплошной инояз,
стал я темней и покорней,
в мерзостях мира погряз.

Вбитое быстро забыто.
Но понимаю в конце:
адская топка открыта –
чувствую жар на лице.

Тяжко мне и непробудно,
как только держит земля?
Господи, каюсь прилюдно:
я это, Господи, я.

***

Ну, а о знакомстве с литературной мамой уже абсолютно точно будет в следующей части :-D 

А пока - другие материалы от Мадам Чери Па:

Начало в статье "С чего начинается творчество..." И знаете, что? У меня снова не получится рассказать о знакомстве с литературной мамой! Потому что до этого судьбоносного момента я познакомилась с... литературным папой. Вот о нём речь и пойдёт.

Однажды позвонил один из моих абонентов-стихоманов и сообщил, что ему удалось договориться о моей встрече с Михаилом Евсеевичем Вишняковым. 



Таким я запомнила Михаила Евсеевича - человека, которого могу считать своим литературным папой.


Справка со "Стихи.ру" (кратенько):

Михаил Евсеевич Вишняков (1945-2008) - великий российский и забайкальский поэт.
Родился в селе Сухайтуй Шилкинского района Читинской области.

С раннего детства писал стихи. Закончил с отличием Литературный институт имени А.М.Горького. Член Союза писателей СССР с 1978 года. Стихи переведены на многие языки мира. В течение 20 лет поэт перекладывал на современный литературный язык древнее произведение "Слово о полку Игореве". Переклад оценил академик Д.С.Лихачёв.
В 2006 году за выдающиеся достижения в области литературы награждён Всероссийской премией имени М.Ю.Лермонтова. 
С 2009 года вручается литературная премия имени Михаила Евсеевича Вишнякова, учреждённая Губернатором Забайкальского края Р.Ф. Гениатулиным.

Можете представить, как у меня от такой неожиданности... чуть неожиданность не приключилась. Я даже в мыслях не держала возможность такой встречи! Да я даже в сумасшедшем бреду о таком помыслить бы не смела! 

Но поклонник моего стихотворчества (назову его Александром) всё решил за меня. Он работал охранником в деловом центре, где работал и Михаил Евсеевич. Ничтоже сумняшеся Александр подкатил к мэтру отечественной литературы и попросил о встрече с начинающей поэтессой, показав моё стихоплётство. 

Зная мою трусохвостую натуру, Александр заявил, что заедет за мной и лично доставит меня к светилу поэзии. 

В общем, возможностей для отката он мне не оставил. 

И вот в назначенный день трепещущая и обмирающая я была доставлена непреклонным Александром прямиком в офис. 

Михаил Евсеевич провёл со мной в своём кабинете целый час, чем немало удивил коллег по работе. Кто-то говорил мне, что у него с молодыми поэтами разговор короткий: "Это бездарно. Закройте дверь". 

Наверное, наврали. Потому что мне досталось огромное количество внимания, такта и деликатности. 

Михаил Евсеевич терпеливо объяснял мне - не поверите! - чем ямб от хорея отличается! Рассказывал о пустых и бессмысленных словах, которых следует избегать, о значимости образного языка в художественной литературе в целом и поэзии в частности, об элементарных правилах поэтического слога и важности нетривиальных рифм.

За один час он дал мне столько, сколько я в школе на уроках литературы не получила! 

Я слушала его, разинув рот. И он, видимо, понимая, что я впитываю его слова с интенсивностью пустыни, поглощающей влагу, делился и делился своими секретами. 

- Я считаю, что главным показателем является наличие хотя бы одного стихотворения, которое не стыдно напечатать в столичном журнале. У тебя, например, такое стихотворение есть. Вот это: 

Это я. Я несу тебе утра глоток. Попробуй!
Сколько б ни было в мире дорог,
Но важнее исток и итог.
Я буду твоим истоком.

Разомкни сна сиропом сомкнутые веки.
День пьянит и манит ароматом чудесным и терпким.
Это я. Я несу тебе жизни кусочек немалый.
Улыбнись. От улыбки твоей, видишь, утро светлее стало!
Это я. Я всего лишь исток, дня начало.
И итогом твоим я порою вечернею стану.

Просто день. Пей его, наслаждаясь мгновением каждым.
Для чего? Просто так! Ты поверь, это очень важно.

- Правда, последние строчки я бы убрал, или заменил. Они не к месту. 

На тот момент я не могла понять почему. И только спустя какое-то время, до меня дошло - мэтр прав. Это ведь было пожелание для читателей. А если рассматривать этот текст именно с точки зрения поэзии, то да, действительно, окончание должно быть другим. 

- И слово "чудесный" не употребляй. 

- Почему? 

- Потому что оно бессодержательное. Ну вот скажи мне, "чудесный" - это какой? 

Я заскрыпела мозгами  в безуспешных попытках сформулировать, а Михаил Евсеевич с усмешкой наблюдал за моими потугами. 

- Вот "терпкий" - это понятно какой. И то, терпкость она тоже разной бывает. Например" ароматом кофейным терпким" - это уже понятно каким. Это уже можно на вкус ощутить.

Я сидела, мучаясь амбивалетными чувствами: с одной стороны - полнейший восторг от прикосновения к чему-то настоящему, большому, правильному, а с другой стороны - осознание собственной беспомощности, я бы даже сказала ничтожности... 

Судя по всему, этот мой раздрай не прошёл незамеченным, потому что Михаил Евсеевич подытожил: 

- Но ты ведь всё равно будешь писать, правда? 

Я кивнула. 

- Это правильно. Потому что у тебя хорошо получается. Над этим можно поработать. И знаешь, я бы на твоём месте обратился к Лене Стефанович. Всё же она тебе ближе и по полу, и по возрасту. 

Легко сказать... Елена Викторовна - самый известный человек в нашем крае. И самая популярная из литераторов. На какой кривой козе к ней подкатить-то? 

Михаил Евсеевич проводил меня до самых дверей. Даже спускаясь в лифте он декламировал мне свои стихи, попутно разбирая приёмы, которые он использовал для усиления воздействия на читателя. 

***

Он был действительно великим поэтом и великим человеком. За один час он преподал мне не только уроки поэзии. Это был ещё и потрясающий мастер-класс по конструктивной критике. 

Конструктивная критика - это подарок. Её целью является не унижение другого человека и не самолюбование, но искреннее желание поддержать, помочь, улучшить. С тех пор для меня это непреложное правило критики. 

***

И всё же крылья-то у меня опустились. Я перестала писать и публиковать стихи, осознавая собственное несовершенство. 

А, может, я просто перестраивалась. Нужно было время, чтобы уроки великого поэта улеглись в голове и прикипели к душе, став частью меня. 

Одна из моих коллег-подруг (по специальности филолог) вручила мне однажды CD-диск, велев непременно прослушать. На диске оказалась песня Тимура Шаова "Разговор с критиком": 

Он пришёл с лицом убийцы, 
С видом злого кровопийцы, 
Он сказал, что он мой критик 
И добра желатель мой.

Что ему, мол, штиль мой низкий
Эстетически неблизкий.
Я фуфло, а он - Белинский.
Весь неистовый такой! 

Да, эта песня о совсем другом типе критика. Но смех сделал своё дело, низвергнув чрезмерную важность куда-то в поэтический Тартар. И я снова начала творить. Уже более вдумчиво, внимательно, с осознанием того, что полёт души - это прекрасно, но ещё прекрасней, когда он грамотно выражен. 

Коллега, которая поспособствовала моей первой публикации, уволилась и ушла работать корректором. Благодаря ей вышло ещё несколько публикаций моих стихов. 



Мама до сих пор всё это хранит.


Две публикации даже под одним заголовком вышли. :-) Что это за стихотворение, которое так полюбилось редактору? 

Вот она я – в трёх шагах от тебя встала,
Жизни одной нам на двоих мало.
Вот она я, ну, подойди ближе…
Нам не летать грешной земли ниже.

Небо у ног, пьют облака влагу,
Капли росы в листьев ладонь лягут,
Искрой сверкнут, радугой раздробятся…
Райские сны грешной душе не снятся.

Сила не в том, чтобы сдержать чувство,
Сила шагнуть. Молча. И не оглянуться.
Чтоб осудить много ли мужества надо?
Сила – спиной встать к осуждающим взглядам.

Нам ли с тобой стрел этих взглядов бояться?
Райские сны грешной душе не снятся…


***

Михаила Евсеевича Вишнякова не стало 5 июля 2008 года (да, на днях будет уже 14 лет, как он ушёл). 

И так получилось, что узнала я об этом, случайно наткнувшись на его могилу на кладбище. Вы верите в такие случайности? Я - нет. И, знаете, оказывается это очень важно - иметь возможность поклониться человеку (или хотя бы его могиле), который всего за один час сумел кардинально повлиять на твоё творчество.

Напоследок - одно из его стихотворений. 



image.png 638.25 KB



Господи, я это – русский.
Дай мне покой и ночлег
где-нибудь около русла
стылых неведомых рек.

Правдоискатель и грешник,
путник своей колеи,
что в этой жизни кромешной
видели очи мои?

Избы, леса да церквушки.
Сопки, косящие вбок.
Вьюги холодные вьюшки.
Гравий сибирских дорог.

Видимо, с этих истоков
и понесло на раскат
грусть, доброту и жестокость,
и всеавосьный загад.

Смятый и вырванный с корнем,
вбитый в сплошной инояз,
стал я темней и покорней,
в мерзостях мира погряз.

Вбитое быстро забыто.
Но понимаю в конце:
адская топка открыта –
чувствую жар на лице.

Тяжко мне и непробудно,
как только держит земля?
Господи, каюсь прилюдно:
я это, Господи, я.

***

Ну, а о знакомстве с литературной мамой уже абсолютно точно будет в следующей части :-D 

А пока - другие материалы от Мадам Чери Па:

Читайте также

Комментарии 15

Войдите для комментирования
■ Мозаика жизни 17 июл 2022 в 20:46
Конечно, это большая удача - иметь возможность пообщаться с таким мастером слова.
■ Мадам Че 17 июл 2022 в 21:18
Да, это трудно переоценить.
■ gornica 02 июл 2022 в 02:33
Красиво
■ Мадам Че 02 июл 2022 в 05:11
Спасибо :-)
■ Feikofob 02 июл 2022 в 02:16
Редкий случай.
■ Мадам Че 02 июл 2022 в 05:11
И удивительный.
Развернуть комментарии
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ