3
Выделялись ли лучники в Древней Руси в отдельный род войск? | Паблико
4 подписчики

Выделялись ли лучники в Древней Руси в отдельный род войск?


05 фев 2023 · 09:05    

Вопрос, конечно, слегка праздный, но тем не менее интересный. Нашему современнику привычна четкая классификация и разделение по воинским специализациям. Это проявляется в том числе и, например, в различных компьютерных играх, где практически всегда легкая пехота - отдельно, тяжелая - отдельно, а лучники - отдельно. Стрелковая кавалерия и кавалерия ближнего боя также в большинстве случаев - отдельные юниты...)

Тем сложнее этот вопрос, если поднимать его применительно к воинской страте Древней Руси - то есть домонгольской, с X по XIII приблизительно век. Поскольку сам факт использования в бою лука русичами (восточными славянами) под сомнение ставить глупо - слишком много наконечников стрел, знаете ли, найдено в городах той эпохи, самых разных форм...))

Да, «во первых строках письма» должен повиниться за несколько некорректное использование термина. На Руси той эпохи лучник - это мастер по производству луков. Сам воин именовался «стрелец», но если бы это слово было вынесено в заголовок - это выглядело бы странно для большинства читателей, поскольку стрельцами мы привыкли называть исключительно регулярную (или прото-регулярную) стрелковую пехоту XVI-XVII веков, пищальников-аркебузир в разноцветных кафтанах. Эта ассоциация для большинства людей слишком уж устойчива.

Но именно о «первобытных» стрельцах из лука и пойдет сейчас речь.



2023-02-01_12-58-10.png 1.42 MB


Впервые этот термин - стрельцы - встречается в летописях, как ни странно, довольно поздно - относительно 1093 года, в описании сражения князей Святополка Изяславича, Владимира и Ростислава Всеволодовичей с половцами на реке Стугне (Лаврентьевская и Ипатьевская летописи). И это выглядит достаточно удивительно, поскольку более ранних сведений о применении луков русичами в боях предостаточно. Правда, есть кое-какая специфика...

Например, византиец Лев Диакон, описывая битвы ромеев с русичами Святослава в Балканской войне, упоминает, что луки они использовали только в оборонительных боях, стреляя со стен Преславы и Доростола по наступающим имперским воинам:

... Укрепив таким образом лагерь, [Иоанн] на следующий день выстроил войско и двинул его к [городской] стене. Показываясь из-за башен, скифы метали на ромейскую фалангу стрелы, камни и все, что можно было выпустить из метательных орудий. [Ромеи] же защищались от скифов, стреляя снизу из луков и пращей. Сражение не пошло дальше этой перестрелки, и ромеи удалились в лагерь, чтобы поесть, а скифы к концу дня выехали из города верхом — они впервые появились тогда на конях. Они всегда прежде шли в бой в пешем строю, а ездить верхом и сражаться с врагами [на лошадях] не умели.

В полевых же боях «скифы», то есть воины Святослава, в то время бились исключительно пешим строем - ромеи называли его фалангой, судя по всему, это и было нечто вроде знаменитой северной «стены щитов». И в полевых сражениях предпочитали исключительно ближний бой.

В общем, лук, конечно, на войне использовался, но довольно ограниченно, в основном в осадных, оборонительных боях. И как отдельный род войск «стрельцов» тогда у русичей не выделяли. Просто-напросто, скорее всего, стрелять из лука умел каждый или почти каждый профессиональный воин-дружинник.



2023-02-01_12-58-35.png 1.66 MB


Но! Начиная примерно с XI века военная машина наших предков претерпевает значительные изменения. Дружины становятся не пешими, а в большинстве своем конными, каковая тенденция и будет сохраняться вплоть до монгольского вторжения - и значительно после него. Особенно в Южной Руси, на границе со Степью, где и до монголов всякой нечисти шлялось немерено - и вся, что характерно, на лошадях.

И первые «стрельци», которые упоминаются в летописях - это, судя по всему, именно конные лучники. Во всяком случае, в описании битвы на Стугне этот термин применен и к русичам, и к половцам.

«... И вот половцы пошли навстречу, и стрельцы перед ними. Наши же, встав между валами, поставили стяги свои, и вышли стрельцы из-за вала. И половцы, подойдя к валам, поставили стяги свои. И налегли сперва на Святополка, и прорвали полк его. Святополк же стоял крепко, и побежали люди его, не стерпев натиска вражеского, и после побежал Святополк...» 

Здесь «вышли» - это значит «выдвинулись вообще», а не указание на то, что именно пешком вышли. Половцев классическая историческая наука рисует как сплошь конных воинов, попытка выставить против них пеших стрелков, да еще и выведя их из-за вала - это, мягко говоря, свидетельство некоего княжеского дебилизма. А вот конных стрелков, аналогичных половецким (если не по качеству, то хотя бы просто как само явление) - это уже совсем другой коленкор.

На всякий случай напомню: даже знаменитые английские пешие лучники одерживали победы над конницей, только заняв хорошо укрепленные позиции, утыкав поле перед собой заостренными кольями, да еще и желательно чтоб распутица была, чтоб копыта лошадей в грязи вязли. А иначе сметут быстрее, чем ты третью стрелу выпустишь...

Далее. За период с 1093 по 1232 (последний «домонгольский» случай использования термина) стрельцы упомянутых в различных летописях более 30 раз. Указаний на то, конные это были воины или пешие, в большинстве своем нет, однако есть обратный термин - «пешцы вышедше из города и стреляющися» . Употребляется в тех случаях, когда речь идет о пеших воинах. Само по себе их появление на поле боя того времени - это уже некий акт отчаяния: это обычно люди из городского ополчения, вышедшие отбиваться уж как получится. Профессиональная русская (точнее, южно-русская) княжеская дружина того периода - исключительно всадники.

В Европе, к слову, тогда обстояло примерно так же. Пехоты как таковой, в общем, почти нет, есть то, что можно назвать тыловыми частями, лагерной обслугой. Это боевые слуги, занимающиеся лагерем и вступающие в бой от случая к случаю, либо опять-таки городское ополчение. Но это вовсе не полноценная пехота, ее время придет гораздо позже. Пока что на поле боя царствует рыцарь - в его французском, немецком или русском варианте...

Кроме того, термин «стрельцы» в русских летописях в подавляющем большинстве случаев применяется по отношению к воинам именно южных княжеств. Пограничных со Степью. На Севере и на Северо-Востоке «стрелци» - редкость. Напомню, именно Русский Север, в основном Новгородчина, тогда как раз предпочитал бой пешим строем и имел неплохую пехоту. Ну, Галицко-Волынское княжество еще, если брать из южных - насчет него есть упоминания о наличии профессиональной пехоты, но, правда, уже монгольского времени. Что выходит за временные рамки, рассматриваемые в данной статье...

Но зато лучники Новгорода и Пскова частенько упоминаются в западных источниках, например в «Старшей ливонской рифмованной хронике». Лучники - это, правда, уже в переводе на современный русский...

... В замке было немало смелых мужей, 
 Кто для его защиты к братьям примкнул. 
 Это радовало домский капитул. 
 А русские вовсе не были рады, 
 Был обстрел им в великую досаду. 
Их лучники в ответ постреляли, 
 Потом отходить от замка стали. 
 Но в целом все были походом довольны
 И, захватив добычу и невольников, 
 Домой повернули тотчас....А среди них были искусные стрелки 
 Прибыли они на псковский берег реки. 
 Очень рад этой встрече Юрий был: 
 Мир хороший с магистром заключил, 
 Которым и русские довольны были....И людей со стороны призвал: 
 Лучших стрелков на помощь позвал. 
 Русские лучники это были, 
 И их стрелы очень метко били. 
 Многие ранены ими оказались...

В оригинале стрелки там названы "im schutzen gut", кстати. Но это старонемецкий, он очень сильно отличается от современного.

Но и, кстати, даже в этом источнике стрелки в основном упомянуты в контексте ведения оборонительных действий, при защите крепостей и замков. И очень сложно сказать, выделялись ли они в отдельный род войск, поскольку неизвестно, принадлежали ли к «дружинной прослойке», социальной страте дружинников. Поскольку хороший лучник в то время -= это просто-напросто любой охотник...

А вот южнорусские стрельцы с большой долей вероятности таки принадлежали. Правда, к младшей дружине, к «молоди». В различных описаниях княжеских междоусобиц они чаще всего выступали в роли авангарда, разведки или «застрельщиков» - зачинщиков боя. Были они конными, как и все дружинники (низкоранговые рыцари, грубо говоря).

А появились как раз в рамках симметричного ответа русских на половецкие набеги - тяжелому коннику за легким гоняться несподручно как-то...))

Основной источник - А. В. Терещенко, «ДРЕВНЕРУССКИЕ СТРЕЛЬЦЫ (по летописным данным)» 

Вопрос, конечно, слегка праздный, но тем не менее интересный. Нашему современнику привычна четкая классификация и разделение по воинским специализациям. Это проявляется в том числе и, например, в различных компьютерных играх, где практически всегда легкая пехота - отдельно, тяжелая - отдельно, а лучники - отдельно. Стрелковая кавалерия и кавалерия ближнего боя также в большинстве случаев - отдельные юниты...)

Тем сложнее этот вопрос, если поднимать его применительно к воинской страте Древней Руси - то есть домонгольской, с X по XIII приблизительно век. Поскольку сам факт использования в бою лука русичами (восточными славянами) под сомнение ставить глупо - слишком много наконечников стрел, знаете ли, найдено в городах той эпохи, самых разных форм...))

Да, «во первых строках письма» должен повиниться за несколько некорректное использование термина. На Руси той эпохи лучник - это мастер по производству луков. Сам воин именовался «стрелец», но если бы это слово было вынесено в заголовок - это выглядело бы странно для большинства читателей, поскольку стрельцами мы привыкли называть исключительно регулярную (или прото-регулярную) стрелковую пехоту XVI-XVII веков, пищальников-аркебузир в разноцветных кафтанах. Эта ассоциация для большинства людей слишком уж устойчива.

Но именно о «первобытных» стрельцах из лука и пойдет сейчас речь.



2023-02-01_12-58-10.png 1.42 MB


Впервые этот термин - стрельцы - встречается в летописях, как ни странно, довольно поздно - относительно 1093 года, в описании сражения князей Святополка Изяславича, Владимира и Ростислава Всеволодовичей с половцами на реке Стугне (Лаврентьевская и Ипатьевская летописи). И это выглядит достаточно удивительно, поскольку более ранних сведений о применении луков русичами в боях предостаточно. Правда, есть кое-какая специфика...

Например, византиец Лев Диакон, описывая битвы ромеев с русичами Святослава в Балканской войне, упоминает, что луки они использовали только в оборонительных боях, стреляя со стен Преславы и Доростола по наступающим имперским воинам:

... Укрепив таким образом лагерь, [Иоанн] на следующий день выстроил войско и двинул его к [городской] стене. Показываясь из-за башен, скифы метали на ромейскую фалангу стрелы, камни и все, что можно было выпустить из метательных орудий. [Ромеи] же защищались от скифов, стреляя снизу из луков и пращей. Сражение не пошло дальше этой перестрелки, и ромеи удалились в лагерь, чтобы поесть, а скифы к концу дня выехали из города верхом — они впервые появились тогда на конях. Они всегда прежде шли в бой в пешем строю, а ездить верхом и сражаться с врагами [на лошадях] не умели.

В полевых же боях «скифы», то есть воины Святослава, в то время бились исключительно пешим строем - ромеи называли его фалангой, судя по всему, это и было нечто вроде знаменитой северной «стены щитов». И в полевых сражениях предпочитали исключительно ближний бой.

В общем, лук, конечно, на войне использовался, но довольно ограниченно, в основном в осадных, оборонительных боях. И как отдельный род войск «стрельцов» тогда у русичей не выделяли. Просто-напросто, скорее всего, стрелять из лука умел каждый или почти каждый профессиональный воин-дружинник.



2023-02-01_12-58-35.png 1.66 MB


Но! Начиная примерно с XI века военная машина наших предков претерпевает значительные изменения. Дружины становятся не пешими, а в большинстве своем конными, каковая тенденция и будет сохраняться вплоть до монгольского вторжения - и значительно после него. Особенно в Южной Руси, на границе со Степью, где и до монголов всякой нечисти шлялось немерено - и вся, что характерно, на лошадях.

И первые «стрельци», которые упоминаются в летописях - это, судя по всему, именно конные лучники. Во всяком случае, в описании битвы на Стугне этот термин применен и к русичам, и к половцам.

«... И вот половцы пошли навстречу, и стрельцы перед ними. Наши же, встав между валами, поставили стяги свои, и вышли стрельцы из-за вала. И половцы, подойдя к валам, поставили стяги свои. И налегли сперва на Святополка, и прорвали полк его. Святополк же стоял крепко, и побежали люди его, не стерпев натиска вражеского, и после побежал Святополк...» 

Здесь «вышли» - это значит «выдвинулись вообще», а не указание на то, что именно пешком вышли. Половцев классическая историческая наука рисует как сплошь конных воинов, попытка выставить против них пеших стрелков, да еще и выведя их из-за вала - это, мягко говоря, свидетельство некоего княжеского дебилизма. А вот конных стрелков, аналогичных половецким (если не по качеству, то хотя бы просто как само явление) - это уже совсем другой коленкор.

На всякий случай напомню: даже знаменитые английские пешие лучники одерживали победы над конницей, только заняв хорошо укрепленные позиции, утыкав поле перед собой заостренными кольями, да еще и желательно чтоб распутица была, чтоб копыта лошадей в грязи вязли. А иначе сметут быстрее, чем ты третью стрелу выпустишь...

Далее. За период с 1093 по 1232 (последний «домонгольский» случай использования термина) стрельцы упомянутых в различных летописях более 30 раз. Указаний на то, конные это были воины или пешие, в большинстве своем нет, однако есть обратный термин - «пешцы вышедше из города и стреляющися» . Употребляется в тех случаях, когда речь идет о пеших воинах. Само по себе их появление на поле боя того времени - это уже некий акт отчаяния: это обычно люди из городского ополчения, вышедшие отбиваться уж как получится. Профессиональная русская (точнее, южно-русская) княжеская дружина того периода - исключительно всадники.

В Европе, к слову, тогда обстояло примерно так же. Пехоты как таковой, в общем, почти нет, есть то, что можно назвать тыловыми частями, лагерной обслугой. Это боевые слуги, занимающиеся лагерем и вступающие в бой от случая к случаю, либо опять-таки городское ополчение. Но это вовсе не полноценная пехота, ее время придет гораздо позже. Пока что на поле боя царствует рыцарь - в его французском, немецком или русском варианте...

Кроме того, термин «стрельцы» в русских летописях в подавляющем большинстве случаев применяется по отношению к воинам именно южных княжеств. Пограничных со Степью. На Севере и на Северо-Востоке «стрелци» - редкость. Напомню, именно Русский Север, в основном Новгородчина, тогда как раз предпочитал бой пешим строем и имел неплохую пехоту. Ну, Галицко-Волынское княжество еще, если брать из южных - насчет него есть упоминания о наличии профессиональной пехоты, но, правда, уже монгольского времени. Что выходит за временные рамки, рассматриваемые в данной статье...

Но зато лучники Новгорода и Пскова частенько упоминаются в западных источниках, например в «Старшей ливонской рифмованной хронике». Лучники - это, правда, уже в переводе на современный русский...

... В замке было немало смелых мужей, 
 Кто для его защиты к братьям примкнул. 
 Это радовало домский капитул. 
 А русские вовсе не были рады, 
 Был обстрел им в великую досаду. 
Их лучники в ответ постреляли, 
 Потом отходить от замка стали. 
 Но в целом все были походом довольны
 И, захватив добычу и невольников, 
 Домой повернули тотчас....А среди них были искусные стрелки 
 Прибыли они на псковский берег реки. 
 Очень рад этой встрече Юрий был: 
 Мир хороший с магистром заключил, 
 Которым и русские довольны были....И людей со стороны призвал: 
 Лучших стрелков на помощь позвал. 
 Русские лучники это были, 
 И их стрелы очень метко били. 
 Многие ранены ими оказались...

В оригинале стрелки там названы "im schutzen gut", кстати. Но это старонемецкий, он очень сильно отличается от современного.

Но и, кстати, даже в этом источнике стрелки в основном упомянуты в контексте ведения оборонительных действий, при защите крепостей и замков. И очень сложно сказать, выделялись ли они в отдельный род войск, поскольку неизвестно, принадлежали ли к «дружинной прослойке», социальной страте дружинников. Поскольку хороший лучник в то время -= это просто-напросто любой охотник...

А вот южнорусские стрельцы с большой долей вероятности таки принадлежали. Правда, к младшей дружине, к «молоди». В различных описаниях княжеских междоусобиц они чаще всего выступали в роли авангарда, разведки или «застрельщиков» - зачинщиков боя. Были они конными, как и все дружинники (низкоранговые рыцари, грубо говоря).

А появились как раз в рамках симметричного ответа русских на половецкие набеги - тяжелому коннику за легким гоняться несподручно как-то...))

Основной источник - А. В. Терещенко, «ДРЕВНЕРУССКИЕ СТРЕЛЬЦЫ (по летописным данным)» 

Читайте также

Комментарии 0

Войдите для комментирования
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ