Психологи и педагоги выделяют следующие соответствия речевого развития возрасту ребенка:
1. В 1, 5-3 месяца ребенок добавляет эмоции в крики. Нужно при этом учитывать, что крики удовольствия и неудовольствия сложно различать.
2. В 4-5 месяцев ребенок осваивает гласные и согласные звуки и простые слоги. Это стадия активного голосового и доречевого развития.
3. От 8 месяцев – до 1 год 4 месяцев проходит стадия “лепетания”. Ребенок говорит простые слова из 2-3 слогов и имитирует звуки животных. Он уже понимает речь и реагирует на слова больше, чем на ситуацию.
4. От 1 года 6 месяцев – до 2 лет 2 месяцев у ребенка начинается фаза речевого развития: он начинает составлять фразы из двух слов. Для этого возраста нормально искажать и путать звуки. К 2 годам у ребенка должна сформироваться фразовая речь.
5. От 1 года 9 месяцев – до 2 лет 6 месяцев происходит активное пополнение словарного запаса. Ребенок начинает спрашивать названия предметов.
6. От 2 лет 4 месяцев – до 3 лет 6 месяцев в речи ребенка появляются грамматические формы слов: падежи, числа, род. Ребенок начинает проговаривать свои действия.
7. От 2 лет 6 месяцев – до 3 лет 7 месяцев речевое развитие ребенка активизируется. Вмешивается фантазия и творчество: ребенок начинает придумывать новые, несуществующие слова. Но уделяет внимание и соблюдению правил родного языка. Появляются первые попытки построения фразовой и связной речи.
Как видите, разные стадии пересекаются. И у многих из них есть довольно большой временной лаг. Развитие речи у каждого ребенка носит индивидуальный характер и является результатом пересечения как физиологических и психологических факторов, так и социальных.
Тем не менее, у некоторых детей наблюдаются задержки речевого развития. Исследователи выделяют несколько признаков и стадий:
1. Если к 9 месяцам малыш не лепечет, не произносит элементарные слоги: “ма-ма, ба-ба”.
2. Если в 1, 5 года ребенок не реагирует на свое имя, не произносит простых слов: “мама, папа, дай”. Не понимает несложных просьб: “Иди на ручки”, “Сядь! ”.
3. Когда в 2-3 года ребенок использует только 2-3 простых слова и не пытается выучить новые, хотя при этом хорошо понимает взрослых.
4. Если ребенок в 3 года говорит слишком быстро и неразборчиво или, наоборот, растягивает слова, глотает окончания.
5. Если ребенок не сам строит фразы, а повторяет услышанные от взрослых или по телевизору, из книжек или мультфильмов.
6. Когда ребенок использует мимику и жесты, но не речь как основной способ коммуникации.
7. Если ребенок искажает звуки: шепелявит, картавит.
Возраст в 2-3 года является критическим в плане речевого развития. Это самое важное время в формировании речи.
Если возникают сомнения по поводу речи ребенка, то нужно как можно раньше обратиться к логопеду или логопеду – дефектологу. Исправить проблему намного сложнее, чем предупредить.
Если к 2 годам ребенок не говорит, то следует показать его оториноларингологу, детскому стоматологу и неврологу. Врачи должны исключить проблемы со слухом, аномалии речевого аппарата и неврологические нарушения.
Нужно быть готовым, что результаты обследований и консультаций могут вас обескуражить. Не стоит отчаиваться: покажите ребенка еще нескольким специалистам данного профиля. Если они будут сходиться во мнениях, то начинайте работу с ребенком как можно раньше. От этого зависит эффективность лечения.
Неисправленное звукопроизношение может остаться на всю жизнь. Если после 5 лет ребенок произносит слова неправильно, и это не укладывается в нормативы, то требуется консультация логопеда.
Логопеды выделяют следующие причины задержки и нарушения речи:
1. Родители не разговаривают с ребенком. С самого рождения важно говорить с ребенком, описывать окружающий мир, читать сказки и петь песенки. Сейчас родители дают ребенку в руки телефон, он сидит и не мешает. Однако заговорит он позже, чем его сверстники, которые игрались с обычными, а не цифровыми игрушками.
2. Гиперопека и лень родителей. Некоторые родители сильно опекают ребенка и не дают ему возможность заговорить самому. Они понимают ребенка с полуслова и удовлетворяют его потребности до того, как он их озвучит. Ребенок обходится языком жестов и гримасами. У него нет нужды выражать потребности словами, поэтому он ленится говорить.
3. Индивидуальное развитие ребенка. Все дети разные. У всех разные темпы и способности к обучению. Дети, у которых раннее развитие, разговаривают предложениями уже в год, но таких единицы. Есть и другая крайность: ребенок начинает говорить в 3-4 года. В этой ситуации следует обратить внимание на родителей, поскольку генетика имеет значение. Если родители тоже заговорили поздно, то нет поводов для беспокойства.
4. Стрессы. Ссоры родителей, крики и необоснованная критика не способствуют тому, чтобы ребенок заговорил.
5. Заболевания. Это связано с физическим состоянием здоровья ребенка. Врожденная глухота, аномальный речевой аппарат, неправильный прикус, задержка интеллектуального развития. Дефицит внимания к ребенку тоже приводит к нарушениям речи.
Логопеды и педагоги выделяют следующие вид речевых трудностей:
1. Задержка на стадии называния. Ребенок может вслед за взрослым повторять названия различных предметов, но сам не говорит. Часто родители таких детей учат их названию предметов, но мало разговаривают с ними, мало взаимодействуют, не читают. Слово, не включенное во взаимодействие с окружающими людьми, активным стать не может.
2. Задержка на стадии эмоционального общения со взрослыми. Ребенку не хватает положительных эмоций.
3. Ориентация на предметный мир. Обычно такой ребенок завален игрушками, он с удовольствием ими манипулирует, но не стремится к взаимодействию с другими людьми. В этом случае необходимо включать в предметную деятельность сотрудничество со взрослыми: вместе играть, читать книги.
4. Доминирование детских слов. Детские слова могут препятствовать развитию нормальной речи. Подобная задержка часто характерна для близнецов, которые интенсивно общаются друг с другом на общем для них детском языке.
5. Стремительность речевого развития. Если ребенок хорошо говорит, но при этом плохо спит, у него много страхов, он плачет, это значит, что он не справляется с информационной нагрузкой. Такого ребенка необходимо ограничить от лишних речевых впечатлений: больше гулять, играть, взаимодействовать со сверстниками.
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Из Яндекс.Фото", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Ребенок.jpg", "filesize": 187713, "height": 853, "pic_id": 215404, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/02/%D0%A0%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%BA.jpeg", "width": 1275}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Психологи и педагоги выделяют следующие соответствия речевого развития возрасту ребенка:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "1. В "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "1, 5-3 месяца"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " ребенок добавляет эмоции в крики. Нужно при этом учитывать, что крики удовольствия и неудовольствия сложно различать."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "2. В "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "4-5 месяцев"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " ребенок осваивает гласные и согласные звуки и простые слоги. Это стадия активного голосового и доречевого развития."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "3. От "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "8 месяцев – до 1 год 4 месяцев"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " проходит стадия “лепетания”. Ребенок говорит простые слова из 2-3 слогов и имитирует звуки животных. Он уже понимает речь и реагирует на слова больше, чем на ситуацию."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "4. От "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "1 года 6 месяцев – до 2 лет 2 месяцев"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " у ребенка начинается фаза речевого развития: он начинает составлять фразы из двух слов. Для этого возраста нормально искажать и путать звуки. К 2 годам у ребенка должна сформироваться фразовая речь."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "5. От "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "1 года 9 месяцев – до 2 лет 6 месяцев"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " происходит активное пополнение словарного запаса. Ребенок начинает спрашивать названия предметов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "6. От "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "2 лет 4 месяцев – до 3 лет 6 месяцев"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " в речи ребенка появляются грамматические формы слов: падежи, числа, род. Ребенок начинает проговаривать свои действия."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "7. От "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "2 лет 6 месяцев – до 3 лет 7 месяцев"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " речевое развитие ребенка активизируется. Вмешивается фантазия и творчество: ребенок начинает придумывать новые, несуществующие слова. Но уделяет внимание и соблюдению правил родного языка. Появляются первые попытки построения фразовой и связной речи."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Как видите, разные стадии пересекаются. И у многих из них есть довольно большой временной лаг. Развитие речи у каждого ребенка носит индивидуальный характер и является результатом пересечения как физиологических и психологических факторов, так и социальных. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Тем не менее, у некоторых детей наблюдаются задержки речевого развития. Исследователи выделяют несколько признаков и стадий:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "1. Если к "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "9 месяцам"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " малыш не лепечет, не произносит элементарные слоги: “ма-ма, ба-ба”."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "2. Если в "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "1, 5 года"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " ребенок не реагирует на свое имя, не произносит простых слов: “мама, папа, дай”. Не понимает несложных просьб: “Иди на ручки”, “Сядь! ”."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "3. Когда в "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "2-3 года"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " ребенок использует только 2-3 простых слова и не пытается выучить новые, хотя при этом хорошо понимает взрослых."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "4. Если ребенок в "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "3 года"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " говорит слишком быстро и неразборчиво или, наоборот, растягивает слова, глотает окончания."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "5. Если ребенок не сам строит фразы, а "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "повторяет услышанные"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " от взрослых или по телевизору, из книжек или мультфильмов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "6. Когда ребенок "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "использует мимику и жесты"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", но не речь как основной способ коммуникации."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "7. Если ребенок "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "искажает звуки"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ": шепелявит, картавит."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Возраст в 2-3 года является критическим в плане речевого развития. Это самое важное время в формировании речи. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Если возникают сомнения по поводу речи ребенка, то нужно как можно раньше обратиться к логопеду или логопеду – дефектологу. Исправить проблему намного сложнее, чем предупредить."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Если к 2 годам ребенок не говорит, то следует показать его оториноларингологу, детскому стоматологу и неврологу. Врачи должны исключить проблемы со слухом, аномалии речевого аппарата и неврологические нарушения. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Нужно быть готовым, что результаты обследований и консультаций могут вас обескуражить. Не стоит отчаиваться: покажите ребенка еще нескольким специалистам данного профиля. Если они будут сходиться во мнениях, то начинайте работу с ребенком как можно раньше. От этого зависит эффективность лечения."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Неисправленное звукопроизношение может остаться на всю жизнь. Если после 5 лет ребенок произносит слова неправильно, и это не укладывается в нормативы, то требуется консультация логопеда."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Логопеды выделяют следующие причины задержки и нарушения речи:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "1. "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Родители не разговаривают с ребенком"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". С самого рождения важно говорить с ребенком, описывать окружающий мир, читать сказки и петь песенки. Сейчас родители дают ребенку в руки телефон, он сидит и не мешает. Однако заговорит он позже, чем его сверстники, которые игрались с обычными, а не цифровыми игрушками."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "2. "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Гиперопека и лень родителей"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Некоторые родители сильно опекают ребенка и не дают ему возможность заговорить самому. Они понимают ребенка с полуслова и удовлетворяют его потребности до того, как он их озвучит. Ребенок обходится языком жестов и гримасами. У него нет нужды выражать потребности словами, поэтому он ленится говорить."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "3. "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Индивидуальное развитие ребенка"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Все дети разные. У всех разные темпы и способности к обучению. Дети, у которых раннее развитие, разговаривают предложениями уже в год, но таких единицы. Есть и другая крайность: ребенок начинает говорить в 3-4 года. В этой ситуации следует обратить внимание на родителей, поскольку генетика имеет значение. Если родители тоже заговорили поздно, то нет поводов для беспокойства."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "4. "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Стрессы"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Ссоры родителей, крики и необоснованная критика не способствуют тому, чтобы ребенок заговорил."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "5. "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Заболевания"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Это связано с физическим состоянием здоровья ребенка. Врожденная глухота, аномальный речевой аппарат, неправильный прикус, задержка интеллектуального развития. Дефицит внимания к ребенку тоже приводит к нарушениям речи. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Логопеды и педагоги выделяют следующие вид речевых трудностей:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "1. "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Задержка на стадии называния"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Ребенок может вслед за взрослым повторять названия различных предметов, но сам не говорит. Часто родители таких детей учат их названию предметов, но мало разговаривают с ними, мало взаимодействуют, не читают. Слово, не включенное во взаимодействие с окружающими людьми, активным стать не может."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "2. "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Задержка на стадии эмоционального общения со взрослыми"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Ребенку не хватает положительных эмоций."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "3. "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Ориентация на предметный мир"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Обычно такой ребенок завален игрушками, он с удовольствием ими манипулирует, но не стремится к взаимодействию с другими людьми. В этом случае необходимо включать в предметную деятельность сотрудничество со взрослыми: вместе играть, читать книги."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "4. "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Доминирование детских слов"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Детские слова могут препятствовать развитию нормальной речи. Подобная задержка часто характерна для близнецов, которые интенсивно общаются друг с другом на общем для них детском языке."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "5. "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Стремительность речевого развития"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Если ребенок хорошо говорит, но при этом плохо спит, у него много страхов, он плачет, это значит, что он не справляется с информационной нагрузкой. Такого ребенка необходимо ограничить от лишних речевых впечатлений: больше гулять, играть, взаимодействовать со сверстниками."}], "attributes": []}], "selectedRange": [3780, 3780]}
Комментарии 0