3
Типы учителей и ученики | Паблико

Типы учителей и ученики


11 ноя 2022 · 14:18    



Из Яндекс.Фото


В зависимости от стиля педагогического общения американские психологи выявили три типа учителей:

  1. “Проактивный” учитель инициативен в организации общения в классе, причем общения как группового, так и парного (учитель-ученик). Он четко индивидуализирует контакты с учениками, но его установки меняются в соответствии с опытом, т. е. такой учитель не ищет обязательного подтверждения раз сложившейся установки. Он знает, что хочет и понимает, что в его собственном поведении и/или поведении учеников способствует достижению этой цели.
  2. “Реактивный” учитель тоже гибок в своих установках, но он внутренне слаб, подчинен, стихийно общается. Различие в его установках на отдельных учеников – не различие в стратегии, а различия в поведении самих учеников. Другими словами, не он сам, а школьники диктуют характер его общения с классом. У него расплывчатые цели, он приспосабливается и подстраивается к ученикам.
  3. “Сверхактивный” учитель, замечая индивидуальные различия, тут же строит совершенно нереальную модель, преувеличивающую эти различия во много раз и считает, что эта модель и есть действительность. Если ученик чуть активнее других, в его глазах он бунтарь и хулиган, если чуть пассивнее – лодырь и кретин. Такой учитель имеет дело не с реальными, а с выдуманными им учениками и ведет себя соответствующим образом. А выдумывает он на самом деле стереотипы, подгоняя под них реальных, совершенно нестереотипных школьников. Ученики при этом – его личные враги, а его поведение – код защитного психологического механизма.

Как показывают исследования психологов, учителя чаще обращаются к школьникам, которые вызывают у них то или иное эмоционально-смысловое отношение – симпатии, озабоченность, неприязнь, в то время, как безразличные им ученики остаются обойденными учительским вниманием. 

Учитель склонен лучше относиться к более “интеллектуальным”, более дисциплинированным, исполнительным ученикам. 

На втором месте стоят пассивно-зависимые и спокойные. 

На третьем – “растяпы”, поддающиеся влиянию, но плохо управляемые. Самые нелюбимые – независимые, активные и самоуверенные ученики.

Существенным фактором является внешность школьника. Так, в одном из экспериментов четыремстам учителям были предложены для оценки личные “дела” учеников. Задача состояла в следующем: определить уровень интеллекта ученика, отношение его родителей к школе, его планы в смысле дальнейшего образования, отношения к нему сверстников. Секрет был в том, что всем давалось одно и то же дело, но к нему были предложены две разные фотографии – заведомо привлекательная и заведомо непривлекательная.

Оказалось, что “привлекательным” детям при прочих равных условиях учителя приписывают более высокий интеллект, лучший статус в группе сверстников и даже родителей, больше обнаруживали желание заниматься их воспитанием.

Учитель оказывается непроизвольно стремится больше обращаться к тем ученикам, которые сидят на первых партах, непосредственно перед ними, и что эти школьники оцениваются ими при прочих равных условиях более высоко. Учитель, особенно, если у него самого хороший почерк, предпочитает “каллиграфов”, он очень чувствителен к неправильностям речи и даже к звуку голоса.

***

Еще на тему “обучение в школе”:

Рабочее место школьника

Перед школой: вопросы к ребенку



Из Яндекс.Фото


В зависимости от стиля педагогического общения американские психологи выявили три типа учителей:

  1. “Проактивный” учитель инициативен в организации общения в классе, причем общения как группового, так и парного (учитель-ученик). Он четко индивидуализирует контакты с учениками, но его установки меняются в соответствии с опытом, т. е. такой учитель не ищет обязательного подтверждения раз сложившейся установки. Он знает, что хочет и понимает, что в его собственном поведении и/или поведении учеников способствует достижению этой цели.
  2. “Реактивный” учитель тоже гибок в своих установках, но он внутренне слаб, подчинен, стихийно общается. Различие в его установках на отдельных учеников – не различие в стратегии, а различия в поведении самих учеников. Другими словами, не он сам, а школьники диктуют характер его общения с классом. У него расплывчатые цели, он приспосабливается и подстраивается к ученикам.
  3. “Сверхактивный” учитель, замечая индивидуальные различия, тут же строит совершенно нереальную модель, преувеличивающую эти различия во много раз и считает, что эта модель и есть действительность. Если ученик чуть активнее других, в его глазах он бунтарь и хулиган, если чуть пассивнее – лодырь и кретин. Такой учитель имеет дело не с реальными, а с выдуманными им учениками и ведет себя соответствующим образом. А выдумывает он на самом деле стереотипы, подгоняя под них реальных, совершенно нестереотипных школьников. Ученики при этом – его личные враги, а его поведение – код защитного психологического механизма.

Как показывают исследования психологов, учителя чаще обращаются к школьникам, которые вызывают у них то или иное эмоционально-смысловое отношение – симпатии, озабоченность, неприязнь, в то время, как безразличные им ученики остаются обойденными учительским вниманием. 

Учитель склонен лучше относиться к более “интеллектуальным”, более дисциплинированным, исполнительным ученикам. 

На втором месте стоят пассивно-зависимые и спокойные. 

На третьем – “растяпы”, поддающиеся влиянию, но плохо управляемые. Самые нелюбимые – независимые, активные и самоуверенные ученики.

Существенным фактором является внешность школьника. Так, в одном из экспериментов четыремстам учителям были предложены для оценки личные “дела” учеников. Задача состояла в следующем: определить уровень интеллекта ученика, отношение его родителей к школе, его планы в смысле дальнейшего образования, отношения к нему сверстников. Секрет был в том, что всем давалось одно и то же дело, но к нему были предложены две разные фотографии – заведомо привлекательная и заведомо непривлекательная.

Оказалось, что “привлекательным” детям при прочих равных условиях учителя приписывают более высокий интеллект, лучший статус в группе сверстников и даже родителей, больше обнаруживали желание заниматься их воспитанием.

Учитель оказывается непроизвольно стремится больше обращаться к тем ученикам, которые сидят на первых партах, непосредственно перед ними, и что эти школьники оцениваются ими при прочих равных условиях более высоко. Учитель, особенно, если у него самого хороший почерк, предпочитает “каллиграфов”, он очень чувствителен к неправильностям речи и даже к звуку голоса.

***

Еще на тему “обучение в школе”:

Рабочее место школьника

Перед школой: вопросы к ребенку

Читайте также

Комментарии 2

Войдите для комментирования
■ Путешествия 21 ноя 2022 в 23:11
Очень интересная и познавательная статья. Большое спасибо за статью! Лайки и клики
Спасибо за рекомендации
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ