В зависимости от стиля педагогического общения американские психологи выявили три типа учителей:
“Проактивный” учитель инициативен в организации общения в классе, причем общения как группового, так и парного (учитель-ученик). Он четко индивидуализирует контакты с учениками, но его установки меняются в соответствии с опытом, т. е. такой учитель не ищет обязательного подтверждения раз сложившейся установки. Он знает, что хочет и понимает, что в его собственном поведении и/или поведении учеников способствует достижению этой цели.
“Реактивный” учитель тоже гибок в своих установках, но он внутренне слаб, подчинен, стихийно общается. Различие в его установках на отдельных учеников – не различие в стратегии, а различия в поведении самих учеников. Другими словами, не он сам, а школьники диктуют характер его общения с классом. У него расплывчатые цели, он приспосабливается и подстраивается к ученикам.
“Сверхактивный” учитель, замечая индивидуальные различия, тут же строит совершенно нереальную модель, преувеличивающую эти различия во много раз и считает, что эта модель и есть действительность. Если ученик чуть активнее других, в его глазах он бунтарь и хулиган, если чуть пассивнее – лодырь и кретин. Такой учитель имеет дело не с реальными, а с выдуманными им учениками и ведет себя соответствующим образом. А выдумывает он на самом деле стереотипы, подгоняя под них реальных, совершенно нестереотипных школьников. Ученики при этом – его личные враги, а его поведение – код защитного психологического механизма.
Как показывают исследования психологов, учителя чаще обращаются к школьникам, которые вызывают у них то или иное эмоционально-смысловое отношение – симпатии, озабоченность, неприязнь, в то время, как безразличные им ученики остаются обойденными учительским вниманием.
Учитель склонен лучше относиться к более “интеллектуальным”, более дисциплинированным, исполнительным ученикам.
На втором месте стоят пассивно-зависимые и спокойные.
На третьем – “растяпы”, поддающиеся влиянию, но плохо управляемые. Самые нелюбимые – независимые, активные и самоуверенные ученики.
Существенным фактором является внешность школьника. Так, в одном из экспериментов четыремстам учителям были предложены для оценки личные “дела” учеников. Задача состояла в следующем: определить уровень интеллекта ученика, отношение его родителей к школе, его планы в смысле дальнейшего образования, отношения к нему сверстников. Секрет был в том, что всем давалось одно и то же дело, но к нему были предложены две разные фотографии – заведомо привлекательная и заведомо непривлекательная.
Оказалось, что “привлекательным” детям при прочих равных условиях учителя приписывают более высокий интеллект, лучший статус в группе сверстников и даже родителей, больше обнаруживали желание заниматься их воспитанием.
Учитель оказывается непроизвольно стремится больше обращаться к тем ученикам, которые сидят на первых партах, непосредственно перед ними, и что эти школьники оцениваются ими при прочих равных условиях более высоко. Учитель, особенно, если у него самого хороший почерк, предпочитает “каллиграфов”, он очень чувствителен к неправильностям речи и даже к звуку голоса.
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Из Яндекс.Фото", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "art_2018_09_04_05.jpg", "filesize": 78564, "height": 644, "pic_id": 234283, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/11/art_2018_09_04_05.jpeg", "width": 966}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В зависимости от стиля педагогического общения американские психологи выявили три типа учителей:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "“Проактивный” учитель"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " инициативен в организации общения в классе, причем общения как группового, так и парного (учитель-ученик). Он четко индивидуализирует контакты с учениками, но его установки меняются в соответствии с опытом, т. е. такой учитель не ищет обязательного подтверждения раз сложившейся установки. Он знает, что хочет и понимает, что в его собственном поведении и/или поведении учеников способствует достижению этой цели."}], "attributes": ["numberList", "number"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "“Реактивный” учитель"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " тоже гибок в своих установках, но он внутренне слаб, подчинен, стихийно общается. Различие в его установках на отдельных учеников – не различие в стратегии, а различия в поведении самих учеников. Другими словами, не он сам, а школьники диктуют характер его общения с классом. У него расплывчатые цели, он приспосабливается и подстраивается к ученикам."}], "attributes": ["numberList", "number"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "“Сверхактивный” учитель"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", замечая индивидуальные различия, тут же строит совершенно нереальную модель, преувеличивающую эти различия во много раз и считает, что эта модель и есть действительность. Если ученик чуть активнее других, в его глазах он бунтарь и хулиган, если чуть пассивнее – лодырь и кретин. Такой учитель имеет дело не с реальными, а с выдуманными им учениками и ведет себя соответствующим образом. А выдумывает он на самом деле стереотипы, подгоняя под них реальных, совершенно нестереотипных школьников. Ученики при этом – его личные враги, а его поведение – код защитного психологического механизма."}], "attributes": ["numberList", "number"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Как показывают исследования психологов, учителя чаще обращаются к школьникам, которые вызывают у них то или иное эмоционально-смысловое отношение – симпатии, озабоченность, неприязнь, в то время, как безразличные им ученики остаются обойденными учительским вниманием. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Учитель склонен лучше относиться к более “интеллектуальным”, более дисциплинированным, исполнительным ученикам. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На втором месте стоят пассивно-зависимые и спокойные. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На третьем – “растяпы”, поддающиеся влиянию, но плохо управляемые. Самые нелюбимые – независимые, активные и самоуверенные ученики."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Существенным фактором является "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "внешность школьника"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Так, в одном из экспериментов четыремстам учителям были предложены для оценки личные “дела” учеников. Задача состояла в следующем: определить уровень интеллекта ученика, отношение его родителей к школе, его планы в смысле дальнейшего образования, отношения к нему сверстников. Секрет был в том, что всем давалось одно и то же дело, но к нему были предложены две разные фотографии – заведомо привлекательная и заведомо непривлекательная."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Оказалось, что “привлекательным” детям при прочих равных условиях учителя приписывают более высокий интеллект, лучший статус в группе сверстников и даже родителей, больше обнаруживали желание заниматься их воспитанием."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Учитель оказывается непроизвольно стремится больше обращаться к тем ученикам, которые "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "сидят на первых партах"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", непосредственно перед ними, и что эти школьники оцениваются ими при прочих равных условиях более высоко. Учитель, особенно, если у него самого хороший почерк, предпочитает “каллиграфов”, он очень чувствителен к неправильностям речи и даже к звуку голоса."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "***"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Еще на тему “обучение в школе”:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@laboratory/rabochee_mesto_shkolnika-67626/"}, "string": "Рабочее место школьника"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@laboratory/pered_shkoloj_voprosy_k_rebenku-66910/"}, "string": "Перед школой: вопросы к ребенку"}], "attributes": []}], "selectedRange": [1523, 1523]}
Комментарии 2