3
Работоспособность у ребенка | Паблико

Работоспособность у ребенка


07 ноя 2022 · 13:59    



Из Яндекс.Фото


Для многих детей проблемы с обучением в школе связаны с низкой работоспособностью. Такие дети на уроках делают меньше, чем их сверстники. Иногда у детей с низкой работоспособностью проявляется неуверенность в собственных силах, недостаточно развитая связная речь и застенчивость.

Психологи выделяют следующие факторы работоспособности ребенка:

  1. Физиологические факторы. Большое влияние на уровень работоспособности ребенка оказывает состояние его здоровья и остро перенесенные заболевания. По статистике, в дошкольном возрасте у 15-20% детей диагностируют хронические заболевания и более чем у 50% - функциональные отклонения. У 70-80% детей младшего школьного возраста организм функционирует в режиме перенапряжения и дезадаптации. Практически каждый пятый ребенок, начиная с 11 летнего возраста, является хроником. К 16-17 годам в России насчитывают только 3-6% здоровых детей. Для детей с отклонениями в состоянии здоровья характерна низкая работоспособность. Иногда усталость – это симптом патологии. Если ребенок жалуется на усталость, наступившую внезапно, при отсутствии изменений в физической и умственной нагрузке, необходимо внимательно присмотреться к дополнительным признакам и проанализировать состояние его здоровья. Причиной повышенной утомляемости могут стать многие опасные заболевания: сахарный диабет, нарушения работы миокарда, сосудистые заболевания, снижение иммунитета, аутоимунные заболевания, заболевания крови. В пубертатный период хроническая усталость и апатия часто вызываются гормональными перестройками и изменением функции нервной системы. После стабилизации работы эндокринного аппарата состояние с работоспособностью обычно нормализуется.
  2. Биоритмологические факторы. Прежде всего, это режим дня. У большинства детей активность физиологических систем повышается от момента пробуждения и достигает оптимума где-то между 11 и 13 часов. Затем следует естественный спад активности с последующим ее относительно менее длительным и выраженным подъемом в 16-18 часов. Чем младше ребенок, тем короче у него период активного бодрствования, тем чаще и больше он должен спать, чтобы восстановить силы. Детям младшего школьного возраста необходим сон в течение примерно 11 часов. Значение имеет и календарный период. В середине сентября показатели работоспособности у школьников достигают более высокого уровня по сравнению с тем, который наблюдается в начале мая.
  3. Закаливание. Наряду с соблюдением правил гигиены нервной системы надо постоянно закаливать ребенка и гулять на свежем воздухе.
  4. Характер семейных отношений. На работоспособность ребенка могут отрицательно влиять неблагополучные семейные отношения.
  5. Возраст ребенка и возрастные кризисы. При обучении в детском саду усидчивость от младшего к старшему возрасту повышается, что позволяет увеличить продолжительность занятий и их количество. С возрастом работоспособность повышается. Повышение ее общего уровня происходит за счет ежедневных занятий, в процессе которых осуществляется общая тренированность всех систем и функций организма. Об этом свидетельствует то, что у детей в детском саду, и у тех, кто поступил из дома, работоспособность разная. Скорость и продуктивность работы за первые 3 годы обучения нарастают одинаково на 37-42% по сравнению с уровнем этих показателей при поступлении детей в школу. За период с 10-11 до 12-13 лет продуктивность работы увеличивается на 63%, а качество – точность лишь на 9%. За равное время работы дети 6-8 лет могут выполнить 39-53% объема заданий, выполняемых 15-17 летними учащимися. При этом качество работы на 45-64% ниже, чем у вторых. Возрастные кризисы сопровождаются снижением работоспособности и депрессивным настроением. Они возникают у школьников в различные временные периоды, но чаще бывают в 1, 5 и 9 классах.
  6. Высокие нагрузки. Если ребенок жалуется на усталость, причиной могут быть высокие умственные и физические нагрузки. Исследования показывают, что самыми сложными предметами для школьников являются математика и иностранный язык, затем русский и литература. Активные и одаренные дети устают быстрее, так как стремительнее расходуют энергетические запасы. Посещение нескольких секций разных направленностей, большая загруженность в школе и занятия дома приводят к переутомлению и постоянному чувству усталости.
  7. Нейродинамические характеристики. Умственная работоспособность включает в себя особенности нейродинамических характеристик деятельности (в частности, характеристики памяти и внимания). Такие характеристики у всех детей различаются. Недостаточно развитая память и неумение концентрировать внимание приводят к интеллектуальной пассивности на уроках. И если родители вовремя не обратят внимание, то обучение ребенка в школе приведет к сложностям и конфликтам.

Родители должны позаботиться, чтобы любая деятельность ребенка протекала в наиболее благоприятных и интересных для него условиях. 

Психологи дают следующие рекомендации по повышению работоспособности:

  1. Не требуйте от ребенка немедленного включения в работу. Помните, что его активность в выполнении нового вида заданий нарастает постепенно.
  2. Не настаивайте на необходимости решения задания разными способами и не требуйте оригинальности в их выполнении, особенно если это касается новых и необычных заданий. Помните, что для медлительных детей они особенно трудны.
  3. Не отвлекайте и не переключайте внимание ребенка в момент выполнения заданий.
  4. Необходим полноценный отдых. Ночной сон должен длиться не менее 9 часов. Днем школьнику требуется 1-2 часа сна или полного спокойствия.
  5. Умственные и физические нагрузки необходимо чередовать и делать между ними перерывы. Нельзя сразу после футбола заставлять ребенка решать логарифмы. Необходим отдых для равномерного распределения нагрузки на нервную систему и мозг.
  6. Организация правильного питания играет определенную роль для эмоционального состояния ребенка. В течение дня нужно не менее 5 приемов пищи. Еда должна быть разнообразной и включать в себя большое количество витаминов, микроэлементов, белка, сложных углеводов и клетчатки.
  7. Минимизируйте количество времени, проводимого за телевизором и электронными гаджетами. Оно негативно сказывается на работе нервной системы, повышает агрессию и физическую усталость.
  8. Не менее 2 раз в год необходимо проходить диспансеризацию: ЭКГ, сдачу крови для биохимического обследования, общий анализ мочи, проверку зрения и внутриглазного давления, посещение невролога. Чаще всего усталость проявляется в период респираторных заболеваний, когда появляются повышенная сонливость, неуклюжесть, капризы. В зависимости от того, что вызвало хроническую усталость, необходима коррекция образа жизни, рациона питания или лекарственная терапия.

***

Еще на тему «работоспособность у ребенка»:

Утомление ребенка

Рабочее место школьника

Здоровый сон ребенка

Здоровье ребенка



Из Яндекс.Фото


Для многих детей проблемы с обучением в школе связаны с низкой работоспособностью. Такие дети на уроках делают меньше, чем их сверстники. Иногда у детей с низкой работоспособностью проявляется неуверенность в собственных силах, недостаточно развитая связная речь и застенчивость.

Психологи выделяют следующие факторы работоспособности ребенка:

  1. Физиологические факторы. Большое влияние на уровень работоспособности ребенка оказывает состояние его здоровья и остро перенесенные заболевания. По статистике, в дошкольном возрасте у 15-20% детей диагностируют хронические заболевания и более чем у 50% - функциональные отклонения. У 70-80% детей младшего школьного возраста организм функционирует в режиме перенапряжения и дезадаптации. Практически каждый пятый ребенок, начиная с 11 летнего возраста, является хроником. К 16-17 годам в России насчитывают только 3-6% здоровых детей. Для детей с отклонениями в состоянии здоровья характерна низкая работоспособность. Иногда усталость – это симптом патологии. Если ребенок жалуется на усталость, наступившую внезапно, при отсутствии изменений в физической и умственной нагрузке, необходимо внимательно присмотреться к дополнительным признакам и проанализировать состояние его здоровья. Причиной повышенной утомляемости могут стать многие опасные заболевания: сахарный диабет, нарушения работы миокарда, сосудистые заболевания, снижение иммунитета, аутоимунные заболевания, заболевания крови. В пубертатный период хроническая усталость и апатия часто вызываются гормональными перестройками и изменением функции нервной системы. После стабилизации работы эндокринного аппарата состояние с работоспособностью обычно нормализуется.
  2. Биоритмологические факторы. Прежде всего, это режим дня. У большинства детей активность физиологических систем повышается от момента пробуждения и достигает оптимума где-то между 11 и 13 часов. Затем следует естественный спад активности с последующим ее относительно менее длительным и выраженным подъемом в 16-18 часов. Чем младше ребенок, тем короче у него период активного бодрствования, тем чаще и больше он должен спать, чтобы восстановить силы. Детям младшего школьного возраста необходим сон в течение примерно 11 часов. Значение имеет и календарный период. В середине сентября показатели работоспособности у школьников достигают более высокого уровня по сравнению с тем, который наблюдается в начале мая.
  3. Закаливание. Наряду с соблюдением правил гигиены нервной системы надо постоянно закаливать ребенка и гулять на свежем воздухе.
  4. Характер семейных отношений. На работоспособность ребенка могут отрицательно влиять неблагополучные семейные отношения.
  5. Возраст ребенка и возрастные кризисы. При обучении в детском саду усидчивость от младшего к старшему возрасту повышается, что позволяет увеличить продолжительность занятий и их количество. С возрастом работоспособность повышается. Повышение ее общего уровня происходит за счет ежедневных занятий, в процессе которых осуществляется общая тренированность всех систем и функций организма. Об этом свидетельствует то, что у детей в детском саду, и у тех, кто поступил из дома, работоспособность разная. Скорость и продуктивность работы за первые 3 годы обучения нарастают одинаково на 37-42% по сравнению с уровнем этих показателей при поступлении детей в школу. За период с 10-11 до 12-13 лет продуктивность работы увеличивается на 63%, а качество – точность лишь на 9%. За равное время работы дети 6-8 лет могут выполнить 39-53% объема заданий, выполняемых 15-17 летними учащимися. При этом качество работы на 45-64% ниже, чем у вторых. Возрастные кризисы сопровождаются снижением работоспособности и депрессивным настроением. Они возникают у школьников в различные временные периоды, но чаще бывают в 1, 5 и 9 классах.
  6. Высокие нагрузки. Если ребенок жалуется на усталость, причиной могут быть высокие умственные и физические нагрузки. Исследования показывают, что самыми сложными предметами для школьников являются математика и иностранный язык, затем русский и литература. Активные и одаренные дети устают быстрее, так как стремительнее расходуют энергетические запасы. Посещение нескольких секций разных направленностей, большая загруженность в школе и занятия дома приводят к переутомлению и постоянному чувству усталости.
  7. Нейродинамические характеристики. Умственная работоспособность включает в себя особенности нейродинамических характеристик деятельности (в частности, характеристики памяти и внимания). Такие характеристики у всех детей различаются. Недостаточно развитая память и неумение концентрировать внимание приводят к интеллектуальной пассивности на уроках. И если родители вовремя не обратят внимание, то обучение ребенка в школе приведет к сложностям и конфликтам.

Родители должны позаботиться, чтобы любая деятельность ребенка протекала в наиболее благоприятных и интересных для него условиях. 

Психологи дают следующие рекомендации по повышению работоспособности:

  1. Не требуйте от ребенка немедленного включения в работу. Помните, что его активность в выполнении нового вида заданий нарастает постепенно.
  2. Не настаивайте на необходимости решения задания разными способами и не требуйте оригинальности в их выполнении, особенно если это касается новых и необычных заданий. Помните, что для медлительных детей они особенно трудны.
  3. Не отвлекайте и не переключайте внимание ребенка в момент выполнения заданий.
  4. Необходим полноценный отдых. Ночной сон должен длиться не менее 9 часов. Днем школьнику требуется 1-2 часа сна или полного спокойствия.
  5. Умственные и физические нагрузки необходимо чередовать и делать между ними перерывы. Нельзя сразу после футбола заставлять ребенка решать логарифмы. Необходим отдых для равномерного распределения нагрузки на нервную систему и мозг.
  6. Организация правильного питания играет определенную роль для эмоционального состояния ребенка. В течение дня нужно не менее 5 приемов пищи. Еда должна быть разнообразной и включать в себя большое количество витаминов, микроэлементов, белка, сложных углеводов и клетчатки.
  7. Минимизируйте количество времени, проводимого за телевизором и электронными гаджетами. Оно негативно сказывается на работе нервной системы, повышает агрессию и физическую усталость.
  8. Не менее 2 раз в год необходимо проходить диспансеризацию: ЭКГ, сдачу крови для биохимического обследования, общий анализ мочи, проверку зрения и внутриглазного давления, посещение невролога. Чаще всего усталость проявляется в период респираторных заболеваний, когда появляются повышенная сонливость, неуклюжесть, капризы. В зависимости от того, что вызвало хроническую усталость, необходима коррекция образа жизни, рациона питания или лекарственная терапия.

***

Еще на тему «работоспособность у ребенка»:

Утомление ребенка

Рабочее место школьника

Здоровый сон ребенка

Здоровье ребенка

Читайте также

Комментарии 0

Войдите для комментирования
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ