Ошибки – это естественный и неизбежный результат не только взросления, но и жизни как таковой.
Ошибки могут (и должны) быть полезными, т. е., из ошибок нужно извлекать уроки. Но для этого их не нужно бояться.
Откуда же у ребенка берется страх совершить ошибку?
По мнению психологов, причин может быть несколько:
Может перейти по наследству. Например, если родители постоянно отмечают неудачи детей. Или если родители просто общаются так, подтрунивая между собой, постоянно указывают на ошибки, пусть даже в благих целях, чтобы сделать друг друга лучше.
Страх может появиться в детском саду или кружке. В любом коллективе, где есть взрослый, которого ребенок воспринимает как авторитет. Если взрослый часто отмечает ошибки, говорит что и где исправить, ребенок со временем начнет бояться ошибаться.
Многие родители допускают ошибки в воспитании, и это негативно сказывается на физических возможностях ребенка и его психическом состоянии.
Как сделать ошибки полезными и не развить в ребенке страх ошибиться?
Психологи советуют следовать простым правилам:
Показывайте ребенку, что ошибаться – это нормально, это часть жизни. И ошибаются абсолютно все. Все люди совершают ошибки – таков неизбежный закон жизни. Любая деятельность человека изначально рассчитана на то, что он может ошибиться, и его исправят. Конечно, существуют ошибки, которые более значительные, чем другие, а есть и те, от которых намного труднее прийти в себя, но, так или иначе, все они являются частью повседневности. Повторяйте ребенку: “совершать ошибки – это абсолютно нормально”. Дети (особенно одаренные) часто страдают от перфекционизма. Они стремятся быть идеальными и безупречными во всем. Когда ошибка все же случается (что неизбежно), ребенок чувствует себя опустошенным. И интерпретирует ее как знак того, что он недостойный. Поэтому чаще напоминайте ребенку, что совершать ошибки – это нормально. Это происходит со всеми. Ошибку можно исправить, а если нельзя, можно просто перетерпеть последствия и в другой раз уже ее не допустить. Но не все так безнадежно, можно помочь ребенку научиться справляться с ошибками, предложив определенные стратегии, с помощью которых он начнет превращать свои ошибки в прекрасную возможность научиться чему-то новому. В процессе преодоления ошибок также неизбежно повышается самооценка.
Нет смысла кричать. Крик и другие не очень приятные интонации нужно пренебречь для экстренных ситуаций. И исключительных случаев.
Предложите ребенку ТРИЗ – подход, в котором ошибку воспринимают не как ошибку, а как задачу. Если сможете привить такой подход ребенку, он будет одновременно учиться решать задачи и постигать связь действий с последствиями.
Займитесь самооценкой ребенка. Дети с высокой самооценкой гораздо лучше справляются с ошибками, иногда делая это поистине впечатляющим образом. Упав, они в буквальном смысле встают, отряхивают колени и говорят: “Да, я проиграл. И что нужно сделать в следующий раз? Что нужно изменить? ” Они осознают, что допустили ошибку и признают ее как факт. Но самое главное, такие дети разрабатывают поведенческую стратегию, которая позволяет не только исправить ошибку, но и не повторять ее снова. По сути, то, что они делают – это и есть учеба на ошибках. Дети с низкой самооценкой взаимодействуют со сделанной ошибкой совершенно иначе. Чаще всего они используют негативный опыт, чтобы девальвировать свою ценность. “Видите, я говорил вам, что не могу сделать ничего правильно” – так они реагируют на итог неудавшейся попытки. Вместо того, чтобы рассматривать ошибки как возможность учиться, такие дети интерпретируют неудачный опыт как причину все бросить и никогда не начинать снова. Такой подход не способствует повышению самооценки, тем самым замыкая порочный круг.
Признавайте ошибки. Есть множество способов помочь детям избавиться от мысли, что ошибки – это плохо. Имейте в виду, что изменение поведения требует времени, упорства и регулярности. Помните, способ взаимодействия родителей с ошибками - это самый важный урок, который можно преподать на эту тему. Родителям важно признать, что они тоже совершают ошибки. Расскажите ребенку об ошибках, которые недавно совершили, или которые совершали в детстве. Показывайте примеры исправления ошибок, моделируйте правильное отношение к ним. И родители, и дети совершают ошибки, но успешные люди умеют учиться. Как только ребенок признал ошибку, не забудьте сказать, что именно ему нужно исправить в следующий раз.
Учите ребенка позитивному внутреннему диалогу. Если вы замечаете, что ребенок слишком напряжен и озабочен ошибками, помогите ему научиться говорить себе позитивные утверждения: “Я спокоен и держу эмоции под контролем”. Или: “Я приложу все силы и добьюсь успеха”. Чем чаще он будет обращаться к себе подобным образом, тем лучше.
Помогайте ребенку. Помогите ребенку видеть в ошибке интересную задачу, а не винить себя в ней. Суть ошибки часто заключается не в самой ошибке, а в реакции на нее. Помогите ребенку признать, что он допустил ошибку, а затем помогите ему определить дальнейшую задачу, а не винить себя в неудаче.
Спланируйте стратегию на будущее. После того, как ребенок признает ошибку и поймет задачу, которая требует решения (перестав обвинять себя), разработайте план исправления на будущее: “Вот как я поступлю в следующий раз”.
Расскажите про риск. Процесс обучения на ошибках – важный жизненный навык, потому что обучение неизбежно включает в себя элементы неопределенности, непредсказуемости и риска. Поскольку ребенок постоянно пробует какие-то новые способы решения задачи, всегда есть шанс, что у него получится. В свою очередь, каждый новый успех укрепляет самооценку, а положительный опыт побуждает желание пробовать еще раз.
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Из Яндекс.Фото", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Проблемы-в-воспитании-детей..jpg", "filesize": 97768, "height": 700, "pic_id": 222595, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/05/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D1%8B-%D0%B2-%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9..jpeg", "width": 1000}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ошибки – это естественный и неизбежный результат не только взросления, но и жизни как таковой."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ошибки могут (и должны) быть полезными, т. е., из ошибок нужно извлекать уроки. Но для этого их не нужно бояться."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Откуда же у ребенка берется страх совершить ошибку?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "По мнению психологов, причин может быть несколько:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Может перейти "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "по наследству"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Например, если родители постоянно отмечают неудачи детей. Или если родители просто общаются так, подтрунивая между собой, постоянно указывают на ошибки, пусть даже в благих целях, чтобы сделать друг друга лучше."}], "attributes": ["numberList", "number"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Страх может появиться "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "в детском саду или кружке"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". В любом коллективе, где есть взрослый, которого ребенок воспринимает как авторитет. Если взрослый часто отмечает ошибки, говорит что и где исправить, ребенок со временем начнет бояться ошибаться."}], "attributes": ["numberList", "number"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Многие родители допускают "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@laboratory/oshibki_v_vospitanii_detej-66776/"}, "string": "ошибки в воспитании"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", и это негативно сказывается на физических возможностях ребенка и его психическом состоянии."}], "attributes": ["numberList", "number"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Как сделать ошибки полезными и не развить в ребенке страх ошибиться?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Психологи советуют следовать простым "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "правилам"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ":"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Показывайте ребенку, что "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "ошибаться – это нормально"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", это часть жизни. И ошибаются абсолютно все. Все люди совершают ошибки – таков неизбежный закон жизни. Любая деятельность человека изначально рассчитана на то, что он может ошибиться, и его исправят. Конечно, существуют ошибки, которые более значительные, чем другие, а есть и те, от которых намного труднее прийти в себя, но, так или иначе, все они являются частью повседневности. Повторяйте ребенку: “совершать ошибки – это абсолютно нормально”. Дети (особенно "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@laboratory/operezhajuschee_razvitie_rebenka-66576/"}, "string": "одаренные"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ") часто страдают от перфекционизма. Они стремятся быть идеальными и безупречными во всем. Когда ошибка все же случается (что неизбежно), ребенок чувствует себя опустошенным. И интерпретирует ее как знак того, что он недостойный. Поэтому чаще напоминайте ребенку, что совершать ошибки – это нормально. Это происходит со всеми. Ошибку можно исправить, а если нельзя, можно просто перетерпеть последствия и в другой раз уже ее не допустить. Но не все так безнадежно, можно помочь ребенку научиться справляться с ошибками, предложив определенные стратегии, с помощью которых он начнет превращать свои ошибки в прекрасную возможность научиться чему-то новому. В процессе преодоления ошибок также неизбежно повышается самооценка."}], "attributes": ["numberList", "number"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Нет смысла кричать."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Крик и другие "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@laboratory/obschenie_s_rebenkom-66353/"}, "string": "не очень приятные интонации"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " нужно пренебречь для экстренных ситуаций. И исключительных случаев."}], "attributes": ["numberList", "number"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Предложите ребенку "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "ТРИЗ – подход"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", в котором ошибку воспринимают не как ошибку, а как задачу. Если сможете привить такой подход ребенку, он будет одновременно учиться решать задачи и постигать связь действий с последствиями."}], "attributes": ["numberList", "number"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Займитесь самооценкой ребенка"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Дети с высокой самооценкой гораздо лучше справляются с ошибками, иногда делая это поистине впечатляющим образом. Упав, они в буквальном смысле встают, отряхивают колени и говорят: “Да, я проиграл. И что нужно сделать в следующий раз? Что нужно изменить? ” Они осознают, что допустили ошибку и признают ее как факт. Но самое главное, такие дети разрабатывают поведенческую стратегию, которая позволяет не только исправить ошибку, но и не повторять ее снова. По сути, то, что они делают – это и есть учеба на ошибках. Дети с низкой самооценкой взаимодействуют со сделанной ошибкой совершенно иначе. Чаще всего они используют негативный опыт, чтобы девальвировать свою ценность. “Видите, я говорил вам, что не могу сделать ничего правильно” – так они реагируют на итог неудавшейся попытки. Вместо того, чтобы рассматривать ошибки как возможность учиться, такие дети интерпретируют неудачный опыт как причину все бросить и никогда не начинать снова. Такой подход не способствует повышению самооценки, тем самым замыкая порочный круг."}], "attributes": ["numberList", "number"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Признавайте ошибки"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Есть множество способов помочь детям избавиться от мысли, что ошибки – это плохо. Имейте в виду, что изменение поведения требует времени, упорства и регулярности. Помните, способ взаимодействия родителей с ошибками - это самый важный урок, который можно преподать на эту тему. Родителям важно признать, что они тоже совершают ошибки. Расскажите ребенку об ошибках, которые недавно совершили, или которые совершали в детстве. Показывайте примеры исправления ошибок, моделируйте правильное отношение к ним. И родители, и дети совершают ошибки, но успешные люди умеют учиться. Как только ребенок признал ошибку, не забудьте сказать, что именно ему нужно исправить в следующий раз."}], "attributes": ["numberList", "number"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Учите ребенка позитивному внутреннему диалогу"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Если вы замечаете, что ребенок слишком напряжен и озабочен ошибками, помогите ему научиться говорить себе позитивные утверждения: “Я спокоен и держу эмоции под контролем”. Или: “Я приложу все силы и добьюсь успеха”. Чем чаще он будет обращаться к себе подобным образом, тем лучше."}], "attributes": ["numberList", "number"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Помогайте ребенку"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Помогите ребенку видеть в ошибке интересную задачу, а не винить себя в ней. Суть ошибки часто заключается не в самой ошибке, а в реакции на нее. Помогите ребенку признать, что он допустил ошибку, а затем помогите ему определить дальнейшую задачу, а не винить себя в неудаче. "}], "attributes": ["numberList", "number"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Спланируйте стратегию на будущее"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". После того, как ребенок признает ошибку и поймет задачу, которая требует решения (перестав обвинять себя), разработайте план исправления на будущее: “Вот как я поступлю в следующий раз”."}], "attributes": ["numberList", "number"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Расскажите про риск"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Процесс обучения на ошибках – важный жизненный навык, потому что обучение неизбежно включает в себя элементы неопределенности, непредсказуемости и риска. Поскольку ребенок постоянно пробует какие-то новые способы решения задачи, всегда есть шанс, что у него получится. В свою очередь, каждый новый успех укрепляет самооценку, а положительный опыт побуждает желание пробовать еще раз. "}], "attributes": ["numberList", "number"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "***"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Еще на тему «ошибки в воспитании»:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@laboratory/oshibki_v_vospitanii_detej-66776/"}, "string": "Ошибки в воспитании детей"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@laboratory/kak_nakazyvat_rebenka-66261/"}, "string": "Как наказывать ребенка"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@laboratory/krajnosti_v_vospitanii_detej-65727/"}, "string": "Крайности в воспитании ребенка"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@laboratory/zamechanija_rebenku-64984/"}, "string": "Замечания ребенку"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@laboratory/durnye_naklonnosti_u_rebenka-64707/"}, "string": "Дурные наклонности у ребенка"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@laboratory/detskie_kaprizy-64217/"}, "string": "Детские капризы"}], "attributes": []}], "selectedRange": [2415, 2415]}
Комментарии 2