3
Ошибки у ребенка | Паблико

Ошибки у ребенка


05 ноя 2022 · 18:55    



Из Яндекс.Фото


Ошибки – это естественный и неизбежный результат не только взросления, но и жизни как таковой.

Ошибки могут (и должны) быть полезными, т. е., из ошибок нужно извлекать уроки. Но для этого их не нужно бояться.

Откуда же у ребенка берется страх совершить ошибку?

По мнению психологов, причин может быть несколько:

  1. Может перейти по наследству. Например, если родители постоянно отмечают неудачи детей. Или если родители просто общаются так, подтрунивая между собой, постоянно указывают на ошибки, пусть даже в благих целях, чтобы сделать друг друга лучше.
  2. Страх может появиться в детском саду или кружке. В любом коллективе, где есть взрослый, которого ребенок воспринимает как авторитет. Если взрослый часто отмечает ошибки, говорит что и где исправить, ребенок со временем начнет бояться ошибаться.
  3. Многие родители допускают ошибки в воспитании, и это негативно сказывается на физических возможностях ребенка и его психическом состоянии.

Как сделать ошибки полезными и не развить в ребенке страх ошибиться?

Психологи советуют следовать простым правилам:

  1. Показывайте ребенку, что ошибаться – это нормально, это часть жизни. И ошибаются абсолютно все. Все люди совершают ошибки – таков неизбежный закон жизни. Любая деятельность человека изначально рассчитана на то, что он может ошибиться, и его исправят. Конечно, существуют ошибки, которые более значительные, чем другие, а есть и те, от которых намного труднее прийти в себя, но, так или иначе, все они являются частью повседневности. Повторяйте ребенку: “совершать ошибки – это абсолютно нормально”. Дети (особенно одаренные) часто страдают от перфекционизма. Они стремятся быть идеальными и безупречными во всем. Когда ошибка все же случается (что неизбежно), ребенок чувствует себя опустошенным. И интерпретирует ее как знак того, что он недостойный. Поэтому чаще напоминайте ребенку, что совершать ошибки – это нормально. Это происходит со всеми. Ошибку можно исправить, а если нельзя, можно просто перетерпеть последствия и в другой раз уже ее не допустить. Но не все так безнадежно, можно помочь ребенку научиться справляться с ошибками, предложив определенные стратегии, с помощью которых он начнет превращать свои ошибки в прекрасную возможность научиться чему-то новому. В процессе преодоления ошибок также неизбежно повышается самооценка.
  2. Нет смысла кричать. Крик и другие не очень приятные интонации нужно пренебречь для экстренных ситуаций. И исключительных случаев.
  3. Предложите ребенку ТРИЗ – подход, в котором ошибку воспринимают не как ошибку, а как задачу. Если сможете привить такой подход ребенку, он будет одновременно учиться решать задачи и постигать связь действий с последствиями.
  4. Займитесь самооценкой ребенка. Дети с высокой самооценкой гораздо лучше справляются с ошибками, иногда делая это поистине впечатляющим образом. Упав, они в буквальном смысле встают, отряхивают колени и говорят: “Да, я проиграл. И что нужно сделать в следующий раз? Что нужно изменить? ” Они осознают, что допустили ошибку и признают ее как факт. Но самое главное, такие дети разрабатывают поведенческую стратегию, которая позволяет не только исправить ошибку, но и не повторять ее снова. По сути, то, что они делают – это и есть учеба на ошибках. Дети с низкой самооценкой взаимодействуют со сделанной ошибкой совершенно иначе. Чаще всего они используют негативный опыт, чтобы девальвировать свою ценность. “Видите, я говорил вам, что не могу сделать ничего правильно” – так они реагируют на итог неудавшейся попытки. Вместо того, чтобы рассматривать ошибки как возможность учиться, такие дети интерпретируют неудачный опыт как причину все бросить и никогда не начинать снова. Такой подход не способствует повышению самооценки, тем самым замыкая порочный круг.
  5. Признавайте ошибки. Есть множество способов помочь детям избавиться от мысли, что ошибки – это плохо. Имейте в виду, что изменение поведения требует времени, упорства и регулярности. Помните, способ взаимодействия родителей с ошибками - это самый важный урок, который можно преподать на эту тему. Родителям важно признать, что они тоже совершают ошибки. Расскажите ребенку об ошибках, которые недавно совершили, или которые совершали в детстве. Показывайте примеры исправления ошибок, моделируйте правильное отношение к ним. И родители, и дети совершают ошибки, но успешные люди умеют учиться. Как только ребенок признал ошибку, не забудьте сказать, что именно ему нужно исправить в следующий раз.
  6. Учите ребенка позитивному внутреннему диалогу. Если вы замечаете, что ребенок слишком напряжен и озабочен ошибками, помогите ему научиться говорить себе позитивные утверждения: “Я спокоен и держу эмоции под контролем”. Или: “Я приложу все силы и добьюсь успеха”. Чем чаще он будет обращаться к себе подобным образом, тем лучше.
  7. Помогайте ребенку. Помогите ребенку видеть в ошибке интересную задачу, а не винить себя в ней. Суть ошибки часто заключается не в самой ошибке, а в реакции на нее. Помогите ребенку признать, что он допустил ошибку, а затем помогите ему определить дальнейшую задачу, а не винить себя в неудаче.
  8. Спланируйте стратегию на будущее. После того, как ребенок признает ошибку и поймет задачу, которая требует решения (перестав обвинять себя), разработайте план исправления на будущее: “Вот как я поступлю в следующий раз”.
  9. Расскажите про риск. Процесс обучения на ошибках – важный жизненный навык, потому что обучение неизбежно включает в себя элементы неопределенности, непредсказуемости и риска. Поскольку ребенок постоянно пробует какие-то новые способы решения задачи, всегда есть шанс, что у него получится. В свою очередь, каждый новый успех укрепляет самооценку, а положительный опыт побуждает желание пробовать еще раз.

***

Еще на тему «ошибки в воспитании»:

Ошибки в воспитании детей

Как наказывать ребенка

Крайности в воспитании ребенка

Замечания ребенку

Дурные наклонности у ребенка

Детские капризы



Из Яндекс.Фото


Ошибки – это естественный и неизбежный результат не только взросления, но и жизни как таковой.

Ошибки могут (и должны) быть полезными, т. е., из ошибок нужно извлекать уроки. Но для этого их не нужно бояться.

Откуда же у ребенка берется страх совершить ошибку?

По мнению психологов, причин может быть несколько:

  1. Может перейти по наследству. Например, если родители постоянно отмечают неудачи детей. Или если родители просто общаются так, подтрунивая между собой, постоянно указывают на ошибки, пусть даже в благих целях, чтобы сделать друг друга лучше.
  2. Страх может появиться в детском саду или кружке. В любом коллективе, где есть взрослый, которого ребенок воспринимает как авторитет. Если взрослый часто отмечает ошибки, говорит что и где исправить, ребенок со временем начнет бояться ошибаться.
  3. Многие родители допускают ошибки в воспитании, и это негативно сказывается на физических возможностях ребенка и его психическом состоянии.

Как сделать ошибки полезными и не развить в ребенке страх ошибиться?

Психологи советуют следовать простым правилам:

  1. Показывайте ребенку, что ошибаться – это нормально, это часть жизни. И ошибаются абсолютно все. Все люди совершают ошибки – таков неизбежный закон жизни. Любая деятельность человека изначально рассчитана на то, что он может ошибиться, и его исправят. Конечно, существуют ошибки, которые более значительные, чем другие, а есть и те, от которых намного труднее прийти в себя, но, так или иначе, все они являются частью повседневности. Повторяйте ребенку: “совершать ошибки – это абсолютно нормально”. Дети (особенно одаренные) часто страдают от перфекционизма. Они стремятся быть идеальными и безупречными во всем. Когда ошибка все же случается (что неизбежно), ребенок чувствует себя опустошенным. И интерпретирует ее как знак того, что он недостойный. Поэтому чаще напоминайте ребенку, что совершать ошибки – это нормально. Это происходит со всеми. Ошибку можно исправить, а если нельзя, можно просто перетерпеть последствия и в другой раз уже ее не допустить. Но не все так безнадежно, можно помочь ребенку научиться справляться с ошибками, предложив определенные стратегии, с помощью которых он начнет превращать свои ошибки в прекрасную возможность научиться чему-то новому. В процессе преодоления ошибок также неизбежно повышается самооценка.
  2. Нет смысла кричать. Крик и другие не очень приятные интонации нужно пренебречь для экстренных ситуаций. И исключительных случаев.
  3. Предложите ребенку ТРИЗ – подход, в котором ошибку воспринимают не как ошибку, а как задачу. Если сможете привить такой подход ребенку, он будет одновременно учиться решать задачи и постигать связь действий с последствиями.
  4. Займитесь самооценкой ребенка. Дети с высокой самооценкой гораздо лучше справляются с ошибками, иногда делая это поистине впечатляющим образом. Упав, они в буквальном смысле встают, отряхивают колени и говорят: “Да, я проиграл. И что нужно сделать в следующий раз? Что нужно изменить? ” Они осознают, что допустили ошибку и признают ее как факт. Но самое главное, такие дети разрабатывают поведенческую стратегию, которая позволяет не только исправить ошибку, но и не повторять ее снова. По сути, то, что они делают – это и есть учеба на ошибках. Дети с низкой самооценкой взаимодействуют со сделанной ошибкой совершенно иначе. Чаще всего они используют негативный опыт, чтобы девальвировать свою ценность. “Видите, я говорил вам, что не могу сделать ничего правильно” – так они реагируют на итог неудавшейся попытки. Вместо того, чтобы рассматривать ошибки как возможность учиться, такие дети интерпретируют неудачный опыт как причину все бросить и никогда не начинать снова. Такой подход не способствует повышению самооценки, тем самым замыкая порочный круг.
  5. Признавайте ошибки. Есть множество способов помочь детям избавиться от мысли, что ошибки – это плохо. Имейте в виду, что изменение поведения требует времени, упорства и регулярности. Помните, способ взаимодействия родителей с ошибками - это самый важный урок, который можно преподать на эту тему. Родителям важно признать, что они тоже совершают ошибки. Расскажите ребенку об ошибках, которые недавно совершили, или которые совершали в детстве. Показывайте примеры исправления ошибок, моделируйте правильное отношение к ним. И родители, и дети совершают ошибки, но успешные люди умеют учиться. Как только ребенок признал ошибку, не забудьте сказать, что именно ему нужно исправить в следующий раз.
  6. Учите ребенка позитивному внутреннему диалогу. Если вы замечаете, что ребенок слишком напряжен и озабочен ошибками, помогите ему научиться говорить себе позитивные утверждения: “Я спокоен и держу эмоции под контролем”. Или: “Я приложу все силы и добьюсь успеха”. Чем чаще он будет обращаться к себе подобным образом, тем лучше.
  7. Помогайте ребенку. Помогите ребенку видеть в ошибке интересную задачу, а не винить себя в ней. Суть ошибки часто заключается не в самой ошибке, а в реакции на нее. Помогите ребенку признать, что он допустил ошибку, а затем помогите ему определить дальнейшую задачу, а не винить себя в неудаче.
  8. Спланируйте стратегию на будущее. После того, как ребенок признает ошибку и поймет задачу, которая требует решения (перестав обвинять себя), разработайте план исправления на будущее: “Вот как я поступлю в следующий раз”.
  9. Расскажите про риск. Процесс обучения на ошибках – важный жизненный навык, потому что обучение неизбежно включает в себя элементы неопределенности, непредсказуемости и риска. Поскольку ребенок постоянно пробует какие-то новые способы решения задачи, всегда есть шанс, что у него получится. В свою очередь, каждый новый успех укрепляет самооценку, а положительный опыт побуждает желание пробовать еще раз.

***

Еще на тему «ошибки в воспитании»:

Ошибки в воспитании детей

Как наказывать ребенка

Крайности в воспитании ребенка

Замечания ребенку

Дурные наклонности у ребенка

Детские капризы

Читайте также

Комментарии 2

Войдите для комментирования
■ nata 06 ноя 2022 в 10:07
Хорошие советы
Спасибо
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ