Мотивация – это то, что заставляет человека действовать определенным образом. Мотивация может быть внутренней и внешней. Как говорил Ж-Ж Руссо, “гармоничное развитие ребенка происходит тогда, когда он делает то, чего он хочет, а хочет он то, чего хочет его воспитатель”.
Для развития у ребенка мотивации психологи советуют следующие методы:
Устанавливайте цели. Самый простой способ мотивировать ребенка – поставить перед ним цели. Цели дают ребенку перспективу и направление, которые упрощают выполнение задачи. Цели могут быть простыми: вовремя лечь спать, чтобы утром пойти в школу. Они могут быть долгосрочными и приведут ребенка к успеху в учебе. Дети часто сосредоточены на текущем моменте, а не на широкой перспективе. Если ребенок не любит ходить в школу, он все равно поймет преимущества учебы, если расскажете, какие перспективы ему даст образование. Однако ни одна цель не является конечной. Это просто очередной шаг, чтобы достичь более высокого уровня.
Планируйте. Если знаете, в каком направлении двигаться и что делать, это значит, что есть план. С ним легче достичь цели. Планирование мотивирует ребенка достигать цели, поскольку оно дает направление и руководство на каждом этапе. Помогите ребенку спланировать детали в том, к чему он проявляет интерес.
Поощряйте. Поощрение – это самый распространенный способ мотивации. Ребенку трудно выносить длинные дистанции. Ему нужны маленькие поощрения. Замотивировать ребенка проще, если показать ему реальную выгоду и пользу конкретного действия. Причем это необязательно должно быть что-то материальное. Статус и уважительное отношение – тоже отличная мотивация. Главное, знать меру в оценке детских трудов, чтобы не привить ему привычку всегда ждать одобрения действий. Ребенок не должен зависеть от внешних оценок, чтобы быть уверенным в себе. Это поможет ему избегать “синдрома самозванца” и “синдрома отличника”. А вот материальные поощрения – это почти всегда хорошо. Ребенок будет знать, зачем он что-либо делает. Это сформирует у него адекватное представление о собственном труде и вознаграждении в будущем. Для ребенка в качестве поощрения можно использовать что-то простое: например, разрешить ему смотреть телевизор, играть в компьютерные игры, купить мороженое или игрушку. Но не стоит превращать поощрение в подкуп: поощрение рано или поздно исчезнет, а вместе с тем - и желаемое поведение ребенка. Задайте себе вопросы: «Как долго сможете использовать внешнюю мотивацию, чтобы мотивировать ребенка? Что произойдет, если перестанете мотивировать ребенка?» Поощрение срабатывает в определенных ситуациях, но оно не поможет в формировании характера и жизненных ценностей. Более значимым поощрением может быть дополнительное время, которое ребенок проведет с родителями (например, семейная прогулка в выходной день). Иногда удовлетворение от того, что делаешь что-то хорошее, само по себе может быть поощрением. После выполнения работы спросите ребенка, как он себя чувствует. Так он поймет, что вознаграждение не всегда должно быть материальным.
Объясняйте. Чтобы что-то сделать, нам нужно, чтобы нас поняли. В разговорах с ребенком важно объяснять, почему разумно поступать именно так, а не иначе. Дети любопытны, и они хотят получить ответы на все вопросы.
Вдохновляйте. Независимо от того, что родители рассказывают ребенку, он будет замечать, как они поступаете сами. Подавайте хороший пример и вдохновляйте ребенка на хорошие поступки. Логика проста: если хотите, чтобы ребенок хорошо себя вел, хорошо учился в школе, был ответственным и позитивным, покажите ему на своем примере, как это сделать.
Поддерживайте. Ребенок не может всегда и во всем добиваться успеха. Неудачи способны демотивировать. Поддержка родителей позволит ему проявлять настойчивость в достижении цели, несмотря на трудности. Подбадривая ребенка, говорите о конкретных вещах. Мотивируйте его сделать еще раз то, в чем ранее он потерпел неудачу. Так ребенок поймет, что родители в него верят – и это достаточная мотивация, чтобы попробовать еще раз.
Цените ребенка. Цените усилия, которые ребенок прилагает для достижения цели. Ребенок заслуживает того, чтобы его похвалили. Показывайте ребенку, что цените его усилия. Это мотивирует продолжать демонстрировать хорошее поведение
Превращайте задания в соревнования. Соревнуясь, дети стараются победить. Это может мотивировать к новым достижениям. Один из способов мотивировать детей – превратить задания в соревнования. Например, можете сказать детям: кто первый все съест, тот первым сможет поиграть в игру. Это мотивирует их быстрее пообедать.
Давайте выбор и объясняйте последствия. Один из способов мотивировать ребенка – дать ему контроль над тем, что он делает, предоставив выбор. Например, предложите ребенку выбрать одежду в школу из двух вариантов. Ребенок не может выбирать, идти к школу или нет, но он может выбрать, в чем пойти. Создавайте иллюзию выбора, предоставляя два хороших варианта. Дети более склонны делать то, что они выбрали, а не то, чего ожидают родители. Наличие выбора мотивирует их.
Не будьте навязчивыми. Мотивация – это хорошо. Но проявление навязчивости демотивирует ребенка и может вызвать у него реактивное сопротивление, в результате чего он просто откажется делать то, что от него хотят..
Помогите ребенку приобрести новые навыки. Получив новую игрушку, ребенок сразу хочет ею поиграть. Также он стремится испытать любой полученный навык. Мотивируйте ребенка лучше заниматься в школе, обучая его правильным навыкам и предоставляя правильные инструменты.
Помогите ребенку принять его недостатки. Недостатки есть у каждого. Но они не должны определять, достигнете ли ребенок успеха в жизни. Учите ребенка принимать его недостатки. Например, он может быть невысокого роста и не подходить для игры в баскетбол. Посоветуйте ему попробовать футбол или плавание. Помогайте ребенку найти способы извлекать пользу из его недостатков.
Иногда самый лучший способ мотивировать ребенка – это найти в занятиях что-то веселое.
Относитесь к ребенку как к равному. Это правило применимо ко всем сферам взаимодействия с детьми. Ребенок – это полноценная, самодостаточная личность, и он не должен быть похожим на родителей, соглашаться с ними во всем, интересоваться чем-то определенным. Не нужно давить на него и навязывать свое мнение и интересы. Важная потребность у ребенка – это потребность во взрослении. Дети любят в игре брать на себя обязанности взрослого человека. Формула “ты уже взрослый” подразумевает общение с ребенком на равных и проявление доверия.
Начните совместную деятельность с ребенком. Ребенок понимает только те чувства, которые сам переживает. Когда родители делают что-то вместе с ребенком, то мотивация лучше работает. Коллективная и семейная мотивация – это мощный инструмент при условии, что дети дорожат принадлежностью к семье.
Используйте занятия и игры, которые мотивируют ребенка. Детям не нужны мотивационные речи. Им нужны занятия, которые пробудят в них внутреннюю мотивацию (например, викторины). Там, где есть соревнование, есть мотивация. Цените усилия, которые ребенок прилагает, чтобы выиграть, а не сам результат.
В некоторых ситуациях мотивация не помогает:
Ребенку не нравится. Если у ребенка не лежит душа к чему-то, если он капризничает, то он вряд ли будет мотивирован на занятия. И здесь важно не столько воодушевлять, сколько понять, так ли важно продолжать выбранное дело, лучше попробовать заинтересовать его чем-то иным.
Ребенок не видит смысла в занятии. Далеко не всегда ребенок понимает, зачем ему учить стихотворение или решать задачу. То, что это развивает в ментальном и эмоциональном плане, ему может быть еще не важно. Родителям нужно показать профит и перспективы от выполнения действия, дать ребенку конечную цель, к которой будет приятно стремиться. Она должна быть достижима.
Ребенок устал. Высокая нагрузка современных детей может быть причиной переутомления и раннего выгорания. Если у ребенка нет сил, то даже самое интересное занятие он оставит без внимания, предпочитая просто отдохнуть. И нужно дать ему отдых. Мотивация начинается там, где заканчивается утомление. И в отдыхе тоже можно найти массу полезного.
Ребенок боится начинать. Страх “чистого листа” знаком многим, его не всегда легко преодолеть. Любое новое или не очень легкое дело может вызвать опасения: “вдруг не получится”, “вдруг не смогу закончить”, “вдруг потерплю неудачу”. Будет, кстати, полезным личный пример родителя из разряда: “я думал, что у меня ничего не получится, но, как видишь, теперь я успешен в этом и знаю, что делать”. Рассказать можно о чем угодно, где есть элемент преодоления страха. Вероятнее всего, уверенность родителей вдохновит ребенок.
У ребенка проблемы или недопонимание с педагогом (воспитателем). Внешние и сопутствующие проблемы тоже могут стать помехой для желания что-либо делать. У ребенка может быть какая-то личная причина противиться действию (смущение, конфликт с педагогом и пр.). Учить английский, если есть конфликт с преподавателем, вряд ли захочется. Поэтому стоит проявить чуткость и узнать, почему ему не хочется. Оставайтесь на стороне ребенка, тогда ему будет несложно поделиться своими переживаниями и вместе сможете все улучшить.
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Из Яндекс.Фото", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "afc2a7da2257c6c4383e37f85b7c5947.jpg", "filesize": 130150, "height": 768, "pic_id": 229701, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/08/afc2a7da2257c6c4383e37f85b7c5947.jpeg", "width": 1024}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Мотивация – это то, что заставляет человека действовать определенным образом. Мотивация может быть внутренней и внешней. Как говорил Ж-Ж Руссо, “гармоничное развитие ребенка происходит тогда, когда он делает то, чего он хочет, а хочет он то, чего хочет его воспитатель”."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Для развития у ребенка мотивации психологи советуют "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "следующие методы"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ":"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Устанавливайте цели"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Самый простой способ мотивировать ребенка – поставить перед ним цели. Цели дают ребенку перспективу и направление, которые упрощают выполнение задачи. Цели могут быть простыми: вовремя лечь спать, чтобы утром пойти в школу. Они могут быть долгосрочными и приведут ребенка к успеху в учебе. Дети часто сосредоточены на текущем моменте, а не на широкой перспективе. Если ребенок не любит ходить в школу, он все равно поймет преимущества учебы, если расскажете, какие перспективы ему даст образование. Однако ни одна цель не является конечной. Это просто очередной шаг, чтобы достичь более высокого уровня."}], "attributes": ["numberList", "number"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Планируйте"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Если знаете, в каком направлении двигаться и что делать, это значит, что есть план. С ним легче достичь цели. Планирование мотивирует ребенка достигать цели, поскольку оно дает направление и руководство на каждом этапе. Помогите ребенку спланировать детали в том, к чему он проявляет интерес."}], "attributes": ["numberList", "number"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Поощряйте"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@laboratory/pooschrenie_rebenka-66983/"}, "string": "Поощрение"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " – это самый распространенный способ мотивации. Ребенку трудно выносить длинные дистанции. Ему нужны маленькие поощрения. Замотивировать ребенка проще, если показать ему реальную выгоду и пользу конкретного действия. Причем это необязательно должно быть что-то материальное. Статус и уважительное отношение – тоже отличная мотивация. Главное, знать меру в оценке детских трудов, чтобы не привить ему привычку всегда ждать одобрения действий. Ребенок не должен зависеть от внешних оценок, чтобы быть уверенным в себе. Это поможет ему избегать “"}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "синдрома самозванца"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "” и “"}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "синдрома отличника"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "”. А вот материальные поощрения – это почти всегда хорошо. Ребенок будет знать, зачем он что-либо делает. Это сформирует у него адекватное представление о собственном труде и вознаграждении в будущем. Для ребенка в качестве поощрения можно использовать что-то простое: например, разрешить ему смотреть телевизор, "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@laboratory/vred_i_polza_videoigr_dlja_detej-68182/"}, "string": "играть в компьютерные игры"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", купить мороженое или игрушку. Но не стоит превращать поощрение в подкуп: поощрение рано или поздно исчезнет, а вместе с тем - и желаемое поведение ребенка. Задайте себе вопросы: «Как долго сможете использовать внешнюю мотивацию, чтобы мотивировать ребенка? Что произойдет, если перестанете мотивировать ребенка?» Поощрение срабатывает в определенных ситуациях, но оно не поможет в формировании характера и жизненных ценностей. Более значимым поощрением может быть дополнительное время, которое ребенок проведет с родителями (например, семейная прогулка в выходной день). Иногда удовлетворение от того, что делаешь что-то хорошее, само по себе может быть поощрением. После выполнения работы спросите ребенка, как он себя чувствует. Так он поймет, что вознаграждение не всегда должно быть материальным."}], "attributes": ["numberList", "number"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Объясняйте"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Чтобы что-то сделать, нам нужно, чтобы нас поняли. "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@laboratory/obschenie_s_rebenkom-66353/"}, "string": "В разговорах с ребенком"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " важно объяснять, почему разумно поступать именно так, а не иначе. Дети любопытны, и они хотят получить ответы на все вопросы."}], "attributes": ["numberList", "number"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Вдохновляйте"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Независимо от того, что родители рассказывают ребенку, он будет замечать, как они поступаете сами. Подавайте хороший пример и вдохновляйте ребенка на хорошие поступки. Логика проста: если хотите, чтобы ребенок хорошо себя вел, "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@laboratory/kak_podgotovit_rebenka_k_shkole-65252/"}, "string": "хорошо учился в школе"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", был ответственным и позитивным, покажите ему на своем примере, как это сделать."}], "attributes": ["numberList", "number"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Поддерживайте"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Ребенок не может всегда и во всем добиваться успеха. Неудачи способны демотивировать. Поддержка родителей позволит ему проявлять настойчивость в достижении цели, несмотря на трудности. Подбадривая ребенка, говорите о конкретных вещах. Мотивируйте его сделать еще раз то, в чем ранее он потерпел неудачу. Так ребенок поймет, что родители в него верят – и это достаточная мотивация, чтобы попробовать еще раз."}], "attributes": ["numberList", "number"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Цените ребенка"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Цените усилия, которые ребенок прилагает для достижения цели. Ребенок заслуживает того, чтобы его похвалили. Показывайте ребенку, что цените его усилия. Это мотивирует продолжать демонстрировать хорошее поведение"}], "attributes": ["numberList", "number"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Превращайте задания в соревнования"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Соревнуясь, дети стараются победить. Это может мотивировать к новым достижениям. Один из способов мотивировать детей – превратить задания в соревнования. Например, можете сказать детям: кто первый все съест, тот первым сможет поиграть в игру. Это мотивирует их быстрее пообедать."}], "attributes": ["numberList", "number"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Давайте выбор и объясняйте последствия"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Один из способов мотивировать ребенка – дать ему контроль над тем, что он делает, предоставив выбор. Например, предложите ребенку выбрать одежду в школу из двух вариантов. Ребенок не может выбирать, "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@laboratory/kak_podgotovit_rebenka_k_shkole-65252/"}, "string": "идти к школу или нет,"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " но он может выбрать, в чем пойти. Создавайте иллюзию выбора, предоставляя два хороших варианта. Дети более склонны делать то, что они выбрали, а не то, чего ожидают родители. Наличие выбора мотивирует их."}], "attributes": ["numberList", "number"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Не будьте навязчивыми"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Мотивация – это хорошо. Но проявление навязчивости демотивирует ребенка и может вызвать у него реактивное сопротивление, в результате чего он просто откажется делать то, что от него хотят.."}], "attributes": ["numberList", "number"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Помогите ребенку"}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": " приобрести новые навыки"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Получив новую "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@laboratory/igrovaja_dejatelnost_rebenka-65240/"}, "string": "игрушку, ребенок сразу хочет ею поиграть"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Также он стремится испытать любой полученный навык. Мотивируйте ребенка лучше заниматься в школе, обучая его правильным навыкам и предоставляя правильные инструменты."}], "attributes": ["numberList", "number"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Помогите ребенку принять его недостатки"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Недостатки есть у каждого. Но они не должны определять, достигнете ли ребенок успеха в жизни. Учите ребенка принимать его недостатки. Например, он может быть невысокого роста и не подходить для игры в баскетбол. Посоветуйте ему попробовать футбол или плавание. Помогайте ребенку найти способы извлекать пользу из его недостатков."}], "attributes": ["numberList", "number"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Иногда самый лучший способ мотивировать ребенка – это "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "найти в занятиях что-то веселое"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "."}], "attributes": ["numberList", "number"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Относитесь к ребенку как к равному"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Это правило применимо ко всем сферам взаимодействия с детьми. Ребенок – это полноценная, самодостаточная личность, и он не должен быть похожим на родителей, соглашаться с ними во всем, интересоваться чем-то определенным. Не нужно давить на него и навязывать свое мнение и интересы. Важная потребность у ребенка – это потребность во взрослении. Дети любят в игре брать на себя обязанности взрослого человека. Формула “ты уже взрослый” подразумевает общение с ребенком на равных и проявление доверия."}], "attributes": ["numberList", "number"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Начните "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "совместную деятельность с ребенком"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Ребенок понимает только те чувства, которые сам переживает. Когда родители делают что-то вместе с ребенком, то мотивация лучше работает. Коллективная и семейная мотивация – это мощный инструмент при условии, что дети дорожат принадлежностью к семье."}], "attributes": ["numberList", "number"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Используйте"}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": " занятия и игры, которые мотивируют ребенка"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Детям не нужны мотивационные речи. Им нужны занятия, которые пробудят в них внутреннюю мотивацию (например, викторины). Там, где есть соревнование, есть мотивация. Цените усилия, которые ребенок прилагает, чтобы выиграть, а не сам результат. "}], "attributes": ["numberList", "number"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "некоторых ситуациях"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " мотивация не помогает:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ребенку "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "не нравится"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Если у ребенка не лежит душа к чему-то,"}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@laboratory/detskie_kaprizy-64217/"}, "string": " если он капризничает,"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " то он вряд ли будет мотивирован на занятия. И здесь важно не столько воодушевлять, сколько понять, так ли важно продолжать выбранное дело, лучше попробовать заинтересовать его чем-то иным."}], "attributes": ["numberList", "number"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ребенок "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "не видит смысла"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " в занятии. Далеко не всегда ребенок понимает, зачем ему учить стихотворение или решать задачу. То, что это развивает в ментальном и эмоциональном плане, ему может быть еще не важно. Родителям нужно показать профит и перспективы от выполнения действия, дать ребенку конечную цель, к которой будет приятно стремиться. Она должна быть достижима."}], "attributes": ["numberList", "number"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Ребенок устал"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Высокая нагрузка современных детей может быть причиной "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@laboratory/utomlenie_u_rebenka-67682/"}, "string": "переутомления и раннего выгорания"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Если у ребенка нет сил, то даже самое интересное занятие он оставит без внимания, "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@laboratory/zdorovyj_son_rebenka-64977/"}, "string": "предпочитая просто отдохнуть"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". И нужно дать ему отдых. Мотивация начинается там, где заканчивается утомление. И в отдыхе тоже можно найти массу полезного."}], "attributes": ["numberList", "number"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Ребенок боится начинать"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Страх “чистого листа” знаком многим, его не всегда легко преодолеть. Любое новое или не очень легкое дело может вызвать опасения: “вдруг не получится”, “вдруг не смогу закончить”, “вдруг потерплю неудачу”. Будет, кстати, полезным личный пример родителя из разряда: “я думал, что у меня ничего не получится, но, как видишь, теперь я успешен в этом и знаю, что делать”. Рассказать можно о чем угодно, где есть элемент преодоления страха. Вероятнее всего, уверенность родителей вдохновит ребенок."}], "attributes": ["numberList", "number"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "У ребенка"}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": " проблемы или недопонимание с педагогом"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " ("}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "воспитателем"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "). Внешние и сопутствующие проблемы тоже могут стать помехой для желания что-либо делать. У ребенка может быть какая-то личная причина противиться действию (смущение, конфликт с педагогом и пр.). Учить английский, если есть конфликт с преподавателем, вряд ли захочется. Поэтому стоит проявить чуткость и узнать, почему ему не хочется. Оставайтесь на стороне ребенка, тогда ему будет несложно поделиться своими переживаниями и вместе сможете все улучшить."}], "attributes": ["numberList", "number"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "***"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Еще на тему «психология ребенка»:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@laboratory/psihologija_rebenka-67439/"}, "string": "Психология ребенка"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@laboratory/razvitie_kommunikativnyh_navykov_u_rebenka-68244/"}, "string": "Развитие коммуникативных навыков у ребенка"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@laboratory/psihosotsialnaja_chuvstvitelnost_u_rebenka-67456/"}, "string": "Психосоциальная чувствительность у ребенка"}], "attributes": []}], "selectedRange": [4762, 4762]}
Комментарии 1