3
Как подготовить ребенка к школе | Паблико

Как подготовить ребенка к школе


03 ноя 2022 · 02:22    



Из Яндекс.Фото


Еще недавно родители мечтали о том времени, когда их ребенок пойдет в школу. И вот он пришел этот день. Каким стал ребенок, что нового появилось в его внутреннем мире, чему он научился, с каким багажом знаний и умений он переступит порог школы, готов ли он к успешному овладению школьной программой? 

Теперь все зависит от общей готовности ребенка. И это своего рода экзамен для всех взрослых, окружавших ребенка в дошкольном возрасте. 

Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем шестилетние школьники. Поэтому семилетние дети, при прочих равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность и быстрее осваивают требования массовой школы.

Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. Многое на этом пути зависит от родителей первоклассника. Психологи дают следующие рекомендации:

  1. Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого. Начало школьной жизни легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе. Расскажите ребёнку о своих школьных годах, смешные истории из школьной жизни.
  2. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться. Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации. К семи годам ребенок должен хорошо знать свой адрес, название города, где он живет, название нашей страны и ее столицы. При правильном воспитании дети знают не только имена, но и отчества своих родителей, где и кем они работают, и понимают, что их бабушка - это мама отца или матери. Важно, чтобы ребенок знал, что учитель знает родителей. Кроме того, учителя больше обращают внимание на детей, родители которых регулярно приходят в школу.
  3. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, ручки и карандаши и личная ответственность за порядок.
  4. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе. Развитие ребенка проходит в процессе преодоления трудностей. Ребенок должен постоянно сталкиваться с необходимостью преодолевать разные трудности. Однако трудности не должны быть непосильными. Обучение ребенка похоже на изучение иностранного языка. Невозможно в одночасье заговорить на другом языке. Нужно учиться. Нужно работать. Нужно развивать определенные качества.
  5. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни. Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии, завязывать бантики на шнурках ботинок.
  6. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность. Любознательность у ребенка – это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому это хорошо, если ребенок задает вопросы (таким образом пополняя словарный запас) и тревожно, если не задает. В этом случае надо разбираться в причинах. Дети учатся тем, в чем они живут. Обращайте его внимание на красоту природы. Можно играть в такую игру: ребенок загадывает какой-то предмет и начинает его описывать, при этом не называя его. Родители должны отгадать, что это. В идеале ребенок должен описать предмет по следующим параметрам: цвет, форма, размер, материал, к какому классу предметов относится.
  7. Общайтесь с ребенком. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком. Вместе с ребенком наблюдайте за погодой и очертаниями облаков. Открыто переживайте с ребенком все события повседневной жизни, и его любознательность перерастет в радость учения. Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова - надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение. Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины. Больше говорите с ребенком для того, чтобы он, во-первых, чаще слышал правильную, выразительную речь взрослого, которая является для него образцом, а во-вторых - чтобы развивать активную речь будущего первоклассника.
  8. Нельзя критиковать ребенка, задавшего слабый вопрос. У детей есть право на ошибку. Надо убедить детей, что задавать вопросы – это полезно: больше узнаешь. Можно отмечать не только хорошие ответы, но и хорошие вопросы. На вопросы ребенка надо отвечать точно и доступно, даже если родители заняты. Более того, за хороший вопрос нужно похвалить. Еще лучше, если родители побуждают ребенка самостоятельно искать ответы в книгах или Интернете. Еще одна сложность: в школе детям отвечают на вопросы, которые они не задают, в результате дети перестают задавать вопросы. Необходимо добиваться полных ответов на вопросы, стараться дослушивать до конца, иногда специально изображать непонимание, чтобы ребенок более четко и подробно что-либо объяснил.
  9. Читайте ребенку. Хотите вырастить любознательного ребенка – читайте сами. Читайте ребёнку на ночь хорошие детские книги, обсуждайте прочитанное, учите понимать юмор, сопереживать героям книг, оценивать их поступки, избегая примитивных выражений типа “плохой - хороший «,» добрый - злой”. Применяйте в общении с ребёнком пословицы и поговорки, объясняя их глубокий смысл. Составляйте короткие рассказы по сюжетным картинкам. Основная задача состоит в том, чтобы ребенок научился правильно устанавливать последовательность картинок и составлять минимум по два предложения по каждой из них. Для этой цели подойдут любые наборы сюжетных картинок.
  10. Необходимо постоянство требований. Если изначально ребенку было сказано, что нельзя идти гулять, не положив игрушки на место, то лучше правило не менять.
  11. Не нужно оставлять без внимания успехи или неудачи ребенка. Объясните ребенку, что успех приходит не всегда и не во всем. Неудача – вещь нормальная, случающаяся со всеми.
  12. Полезны любые игры на развитие мелкой моторики. Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами и пр. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу. Требует внимания развитие всех физических качеств будущего первоклассника – ловкости, выносливости, гибкости, скорости. Выносливость теснейшим образом связана с работоспособностью – качеством, без которого невозможен успех в любом деле. Необходима она и будущему школьнику.
  13. Укрепляйте здоровье. Необходимо, чтобы в первую очередь ребенок пошел в школу физически здоровым и развитым. Ведь в значительной степени его успехи в школе зависят от физической готовности к ней. Оценивая физические возможности детей, нужно учитывать растущий детский организм, сформированность которого еще не завершена, функциональные способности которого еще не сложились. В период подготовки ребенка к школе необходимо предусматривать не только то, что ребенок может и должен воспринять, но и каких нервно-психических затрат будет ему это стоить. Поэтому укрепление здоровья будущих школьников, охрана зрения, формирование правильной осанки должно стать важной заботой для родителей и учителей.
  14. Формирование психологической готовности. Успешность будущего ученика зависит от его психологической готовности к школе. Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением. Однако возможности первоклассников в этом плане пока еще достаточно ограниченны. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6-7 лет. Внимание учащихся 1-х классов еще слабо организовано, у него небольшой объем, оно плохо распределяемо и неустойчиво. У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработки материала, для первоклассников пока еще не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой (что и обеспечивает возможность перехода к систематическому обучению). Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12-14 годам, а по некоторым данным - лишь к 21 году), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры оказывается недостаточным. Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям особенностях эмоциональной сферы и организации деятельности. Первоклассники легко отвлекаются. Они неспособны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны. Карл Роджерс говорил, что “самое большое влияние на поведение ребенка оказывает его самоосознание – четкость и реалистичность осознания себя”. Ведь чтобы адаптироваться к новой жизни, необходимо приложить специальные усилия, которые представляют собой целую систему личностных качеств, умений и навыков. Часто трудности в поведении связаны с элементами психологической защиты. Это могут быть неадекватные эмоциональные реакции, такие как клоунада, ситуативная возбудимость, вспыльчивость, раздражительность, агрессивные реакции. У ребенка должны развиваться мягкие навыки – умения, которые не зависят от конкретного учебного курса: работа в команде, критическое мышление, информационная компетентность и способность разрешать конфликты.
  15. Серьезного внимания требует формирование волевой готовности будущего первоклассника. Ведь его ждет напряженный труд, от него понадобится умение делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребует школьный режим, программа. К концу дошкольного возраста происходит оформление основных структурных элементов волевого действия – ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, реализовать его, проявить усилие в преодолении препятствия, оценить результаты своего волевого действия. Воспитание мотивов достижения цели формирует у детей способность не бояться трудностей, стремление не пасовать перед ними, а разрешать их, не отказываться от намеченной цели.
  16. Прежде всего, важно не подавлять инициативу ребенка. Если ребенок готов к самостоятельным действиям, Нужно делать все не за него, а вместе с ним. Результативность действий – показатель его самостоятельности, и нельзя этот показатель подменять контролем взрослого. Здесь истоки инфантилизма.
  17. Развитие познавательной потребности. Жан Пиаже в “Концепции ребенка” пишет: “Ребенок начинает с того, что везде усматривает цели”. Для дошкольника представления о школе связаны не только с учением. Для него школа - символ взрослости. К этому его готовит все дошкольное детство, в котором познание окружающего мира приходит через игру. Уже к шести годам у большинства детей появляется желание стать школьниками. Ребенок не только готов принять новую социальную позицию первоклассника, но и начинает стремиться к ней. У него возникает состояние, которое называется “обучаемостью”. Если хотите, чтобы ребенок успешно учился в школе, нужно развивать в нем познавательную потребность, обеспечивать достаточный уровень мыслительной деятельности, дать необходимую систему знаний об окружающем мире. Важно, чтобы ребенок был умственно развит. Дети должны узнавать новое, становиться увереннее и самостоятельнее,
  18. Нужно бороться с проявлением лени у детей. В. Макаренко в лекции “Воспитание в труде” говорил, что лень большей частью развивается благодаря неправильному воспитанию, когда с самого малого возраста родители не воспитывают у ребенка энергии, не приучают его преодолевать препятствия; не возбуждают у него интереса к семейному хозяйству, не воспитывают у него привычки к труду и привычки к тем удовольствиям, которые труд всегда доставляет.
  19. Детские манипуляции и недисциплинированность. Отдельной проблемой являются детские манипуляции. Чем меньше внимания дома – тем больше вероятность поведения, направленного на привлечение внимания в школе. Общее правило следующее: главным манипулятором должен быть взрослый. Еще одна проблема – школьная недисциплинированность, провоцирование учителей. Поведение первоклассников (в силу указанных выше возрастных ограничений в развитии дисциплины и регуляции действий) также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью. Став школьником и приступив к овладению премудростями учебной деятельности, ребенок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями. Родители и учителя должны понимать, что поступление ребенка в школу само по себе еще не обеспечивает появления этих важных качеств. Они нуждаются в специальном развитии. И здесь необходимо избегать довольно распространенного противоречия: с порога школы от ребенка требуют того, что только еще должно быть сформировано.
  20. Проверьте интеллектуальную готовность ребенка. В понятие интеллектуальной готовности входит как запас знаний и представлений ребенка об окружающем, так и сформированность его мыслительных навыков. Ребенок перед школой должен ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках. Знать месяцы, дни недели, текущий год. Знать основные виды деревьев, цветов, дифференцировать домашних и диких животных, т. е. ориентироваться во времени, пространстве и ближайшем социальном окружении. Наблюдая природу, события окружающей их жизни, ребенок должен находить пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать и делать выводы. Однако главное - это, пожалуй, то, как ребенок ориентируется в окружающем мире, и как он осмысляет полученные сведения.
  21. Развитие мыслительных способностей. Мышление первоклассников является, преимущественно, наглядно-образным. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал: ребенок что-то сделал, и только тогда понял. Поэтому для того, чтобы понять, что некоторое действие является ошибкой, ее нужно непременно совершить и почувствовать последствия. Действия «в уме» даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий. Постепенно к наглядно-действенному мышлению прибавляется наглядно-образное мышление по принципу “увидел – понял”. И только после 9 лет появляется абстрактно-логическое мышление. Только тогда можно ожидать от ребенка понимания логических связей и последствий.

***

Пройдёт лето и шестилетний ребенок переступит порог школы. И важно помнить простую истину: “образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное общение с семьей”. Итак, как ребенок будет учиться, станет ли радостным и счастливым этот период жизни, - зависит от общей готовности будущего школьника к новым условиям, и от того, насколько взрослые будут внимательны к ребенку в период адаптации к новой социальной роли ученика.



Из Яндекс.Фото


Еще недавно родители мечтали о том времени, когда их ребенок пойдет в школу. И вот он пришел этот день. Каким стал ребенок, что нового появилось в его внутреннем мире, чему он научился, с каким багажом знаний и умений он переступит порог школы, готов ли он к успешному овладению школьной программой? 

Теперь все зависит от общей готовности ребенка. И это своего рода экзамен для всех взрослых, окружавших ребенка в дошкольном возрасте. 

Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем шестилетние школьники. Поэтому семилетние дети, при прочих равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность и быстрее осваивают требования массовой школы.

Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. Многое на этом пути зависит от родителей первоклассника. Психологи дают следующие рекомендации:

  1. Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого. Начало школьной жизни легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе. Расскажите ребёнку о своих школьных годах, смешные истории из школьной жизни.
  2. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться. Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации. К семи годам ребенок должен хорошо знать свой адрес, название города, где он живет, название нашей страны и ее столицы. При правильном воспитании дети знают не только имена, но и отчества своих родителей, где и кем они работают, и понимают, что их бабушка - это мама отца или матери. Важно, чтобы ребенок знал, что учитель знает родителей. Кроме того, учителя больше обращают внимание на детей, родители которых регулярно приходят в школу.
  3. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, ручки и карандаши и личная ответственность за порядок.
  4. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе. Развитие ребенка проходит в процессе преодоления трудностей. Ребенок должен постоянно сталкиваться с необходимостью преодолевать разные трудности. Однако трудности не должны быть непосильными. Обучение ребенка похоже на изучение иностранного языка. Невозможно в одночасье заговорить на другом языке. Нужно учиться. Нужно работать. Нужно развивать определенные качества.
  5. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни. Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии, завязывать бантики на шнурках ботинок.
  6. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность. Любознательность у ребенка – это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому это хорошо, если ребенок задает вопросы (таким образом пополняя словарный запас) и тревожно, если не задает. В этом случае надо разбираться в причинах. Дети учатся тем, в чем они живут. Обращайте его внимание на красоту природы. Можно играть в такую игру: ребенок загадывает какой-то предмет и начинает его описывать, при этом не называя его. Родители должны отгадать, что это. В идеале ребенок должен описать предмет по следующим параметрам: цвет, форма, размер, материал, к какому классу предметов относится.
  7. Общайтесь с ребенком. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком. Вместе с ребенком наблюдайте за погодой и очертаниями облаков. Открыто переживайте с ребенком все события повседневной жизни, и его любознательность перерастет в радость учения. Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова - надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение. Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины. Больше говорите с ребенком для того, чтобы он, во-первых, чаще слышал правильную, выразительную речь взрослого, которая является для него образцом, а во-вторых - чтобы развивать активную речь будущего первоклассника.
  8. Нельзя критиковать ребенка, задавшего слабый вопрос. У детей есть право на ошибку. Надо убедить детей, что задавать вопросы – это полезно: больше узнаешь. Можно отмечать не только хорошие ответы, но и хорошие вопросы. На вопросы ребенка надо отвечать точно и доступно, даже если родители заняты. Более того, за хороший вопрос нужно похвалить. Еще лучше, если родители побуждают ребенка самостоятельно искать ответы в книгах или Интернете. Еще одна сложность: в школе детям отвечают на вопросы, которые они не задают, в результате дети перестают задавать вопросы. Необходимо добиваться полных ответов на вопросы, стараться дослушивать до конца, иногда специально изображать непонимание, чтобы ребенок более четко и подробно что-либо объяснил.
  9. Читайте ребенку. Хотите вырастить любознательного ребенка – читайте сами. Читайте ребёнку на ночь хорошие детские книги, обсуждайте прочитанное, учите понимать юмор, сопереживать героям книг, оценивать их поступки, избегая примитивных выражений типа “плохой - хороший «,» добрый - злой”. Применяйте в общении с ребёнком пословицы и поговорки, объясняя их глубокий смысл. Составляйте короткие рассказы по сюжетным картинкам. Основная задача состоит в том, чтобы ребенок научился правильно устанавливать последовательность картинок и составлять минимум по два предложения по каждой из них. Для этой цели подойдут любые наборы сюжетных картинок.
  10. Необходимо постоянство требований. Если изначально ребенку было сказано, что нельзя идти гулять, не положив игрушки на место, то лучше правило не менять.
  11. Не нужно оставлять без внимания успехи или неудачи ребенка. Объясните ребенку, что успех приходит не всегда и не во всем. Неудача – вещь нормальная, случающаяся со всеми.
  12. Полезны любые игры на развитие мелкой моторики. Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами и пр. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу. Требует внимания развитие всех физических качеств будущего первоклассника – ловкости, выносливости, гибкости, скорости. Выносливость теснейшим образом связана с работоспособностью – качеством, без которого невозможен успех в любом деле. Необходима она и будущему школьнику.
  13. Укрепляйте здоровье. Необходимо, чтобы в первую очередь ребенок пошел в школу физически здоровым и развитым. Ведь в значительной степени его успехи в школе зависят от физической готовности к ней. Оценивая физические возможности детей, нужно учитывать растущий детский организм, сформированность которого еще не завершена, функциональные способности которого еще не сложились. В период подготовки ребенка к школе необходимо предусматривать не только то, что ребенок может и должен воспринять, но и каких нервно-психических затрат будет ему это стоить. Поэтому укрепление здоровья будущих школьников, охрана зрения, формирование правильной осанки должно стать важной заботой для родителей и учителей.
  14. Формирование психологической готовности. Успешность будущего ученика зависит от его психологической готовности к школе. Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением. Однако возможности первоклассников в этом плане пока еще достаточно ограниченны. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6-7 лет. Внимание учащихся 1-х классов еще слабо организовано, у него небольшой объем, оно плохо распределяемо и неустойчиво. У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработки материала, для первоклассников пока еще не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой (что и обеспечивает возможность перехода к систематическому обучению). Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12-14 годам, а по некоторым данным - лишь к 21 году), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры оказывается недостаточным. Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям особенностях эмоциональной сферы и организации деятельности. Первоклассники легко отвлекаются. Они неспособны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны. Карл Роджерс говорил, что “самое большое влияние на поведение ребенка оказывает его самоосознание – четкость и реалистичность осознания себя”. Ведь чтобы адаптироваться к новой жизни, необходимо приложить специальные усилия, которые представляют собой целую систему личностных качеств, умений и навыков. Часто трудности в поведении связаны с элементами психологической защиты. Это могут быть неадекватные эмоциональные реакции, такие как клоунада, ситуативная возбудимость, вспыльчивость, раздражительность, агрессивные реакции. У ребенка должны развиваться мягкие навыки – умения, которые не зависят от конкретного учебного курса: работа в команде, критическое мышление, информационная компетентность и способность разрешать конфликты.
  15. Серьезного внимания требует формирование волевой готовности будущего первоклассника. Ведь его ждет напряженный труд, от него понадобится умение делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребует школьный режим, программа. К концу дошкольного возраста происходит оформление основных структурных элементов волевого действия – ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, реализовать его, проявить усилие в преодолении препятствия, оценить результаты своего волевого действия. Воспитание мотивов достижения цели формирует у детей способность не бояться трудностей, стремление не пасовать перед ними, а разрешать их, не отказываться от намеченной цели.
  16. Прежде всего, важно не подавлять инициативу ребенка. Если ребенок готов к самостоятельным действиям, Нужно делать все не за него, а вместе с ним. Результативность действий – показатель его самостоятельности, и нельзя этот показатель подменять контролем взрослого. Здесь истоки инфантилизма.
  17. Развитие познавательной потребности. Жан Пиаже в “Концепции ребенка” пишет: “Ребенок начинает с того, что везде усматривает цели”. Для дошкольника представления о школе связаны не только с учением. Для него школа - символ взрослости. К этому его готовит все дошкольное детство, в котором познание окружающего мира приходит через игру. Уже к шести годам у большинства детей появляется желание стать школьниками. Ребенок не только готов принять новую социальную позицию первоклассника, но и начинает стремиться к ней. У него возникает состояние, которое называется “обучаемостью”. Если хотите, чтобы ребенок успешно учился в школе, нужно развивать в нем познавательную потребность, обеспечивать достаточный уровень мыслительной деятельности, дать необходимую систему знаний об окружающем мире. Важно, чтобы ребенок был умственно развит. Дети должны узнавать новое, становиться увереннее и самостоятельнее,
  18. Нужно бороться с проявлением лени у детей. В. Макаренко в лекции “Воспитание в труде” говорил, что лень большей частью развивается благодаря неправильному воспитанию, когда с самого малого возраста родители не воспитывают у ребенка энергии, не приучают его преодолевать препятствия; не возбуждают у него интереса к семейному хозяйству, не воспитывают у него привычки к труду и привычки к тем удовольствиям, которые труд всегда доставляет.
  19. Детские манипуляции и недисциплинированность. Отдельной проблемой являются детские манипуляции. Чем меньше внимания дома – тем больше вероятность поведения, направленного на привлечение внимания в школе. Общее правило следующее: главным манипулятором должен быть взрослый. Еще одна проблема – школьная недисциплинированность, провоцирование учителей. Поведение первоклассников (в силу указанных выше возрастных ограничений в развитии дисциплины и регуляции действий) также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью. Став школьником и приступив к овладению премудростями учебной деятельности, ребенок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями. Родители и учителя должны понимать, что поступление ребенка в школу само по себе еще не обеспечивает появления этих важных качеств. Они нуждаются в специальном развитии. И здесь необходимо избегать довольно распространенного противоречия: с порога школы от ребенка требуют того, что только еще должно быть сформировано.
  20. Проверьте интеллектуальную готовность ребенка. В понятие интеллектуальной готовности входит как запас знаний и представлений ребенка об окружающем, так и сформированность его мыслительных навыков. Ребенок перед школой должен ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках. Знать месяцы, дни недели, текущий год. Знать основные виды деревьев, цветов, дифференцировать домашних и диких животных, т. е. ориентироваться во времени, пространстве и ближайшем социальном окружении. Наблюдая природу, события окружающей их жизни, ребенок должен находить пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать и делать выводы. Однако главное - это, пожалуй, то, как ребенок ориентируется в окружающем мире, и как он осмысляет полученные сведения.
  21. Развитие мыслительных способностей. Мышление первоклассников является, преимущественно, наглядно-образным. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал: ребенок что-то сделал, и только тогда понял. Поэтому для того, чтобы понять, что некоторое действие является ошибкой, ее нужно непременно совершить и почувствовать последствия. Действия «в уме» даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий. Постепенно к наглядно-действенному мышлению прибавляется наглядно-образное мышление по принципу “увидел – понял”. И только после 9 лет появляется абстрактно-логическое мышление. Только тогда можно ожидать от ребенка понимания логических связей и последствий.

***

Пройдёт лето и шестилетний ребенок переступит порог школы. И важно помнить простую истину: “образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное общение с семьей”. Итак, как ребенок будет учиться, станет ли радостным и счастливым этот период жизни, - зависит от общей готовности будущего школьника к новым условиям, и от того, насколько взрослые будут внимательны к ребенку в период адаптации к новой социальной роли ученика.

Читайте также

Комментарии 0

Войдите для комментирования
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ