Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Василий Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры. Хвалите ребенка за участие в игре.
В раннем детстве игры для ребенка – это практически все его свободное время: у двухлетних детей на активные движения приходится 70% времени бодрствования, у трехлетних – не менее 60%. Ребенок поел, поспал, поиграл и так целый день.
Особое значение в играх маленького ребенка имеет отец. По данным исследований психологов, младенцы воспринимают папу, в первую очередь, как интерактивную игрушку, у которой можно всему научиться. Маму воспринимают по-другому: как субъект, от которой можно получить тепло, пищу и защиту.
Педагоги выделяют следующие игры, которые меняются с возрастом:
Экспериментальные игры, которые включают в себя сенсорную и моторную деятельность. Цель экспериментальной игры состоит в развитии ментальных качеств и выработке чувства самоконтроля
Социономические игры, например, ловля рыбы.
Имитационные игры (социальные и семейные). Эти игры помогают развитию межличностных отношений.
Дидактические игры. Они одновременно являются и игровой деятельностью, и формой обучения. Правила игры задает педагог, который управляет поведением детей. По ее окончании нужно обязательно подвести итоги.
Педагоги выделяют следующие функции игры:
1.Адаптивная.
Игровой процесс является своеобразной школой социальных отношений. Через игру ребенок можно узнать о поведении в жизни и семье. Согласно сторонникам теории практики, период детства существует именно для того, чтобы организм мог играть. Относительно долгий период взросления человека с биологической точки зрения необходим для выработки и закрепления сложных поведенческих навыков, основанных на инстинктах, которые понадобятся для выживания в будущем. Тем самым адаптивная функция игры состоит в подготовке детей к деятельности, которой они будут заниматься в будущем. Например, до школы ребенок должен освоить бег, прыжки, метания. И сделать это можно в процессе игры.
По мнению американских исследователей, существуют различия между первичными и вторичными биологическими способностями. Первичные являются внутренними ментальными диспозициями, которые позволяют детям обучаться в условиях практически любых социокультурных обстоятельств при наличии сильной мотивации. Именно так дети приобретают компетентность в области отдельных сфер (например, при обучении арифметическим действиям).
Вторичные способности различаются в зависимости от культуры. Процессы обучения, необходимые для обретения вторичной компетентности (т. е. метакогнитивные способности), носят кумулятивный характер, требуют индивидуальных усилий и большого количества времени, а также внешней мотивации и дидактической поддержки. Поэтому когнитивное развитие ребенка в раннем возрасте зависит от наличия большого числа необходимых, автономных и полуавтоматических обучающих процессов. В то же время обретение первичных способностей носит универсальный, внутренне мотивированный и генетически детерминированный характер. Когнитивное развитие взрослого человека, наоборот, зависит в гораздо большей степени от интериндивидуальных различий, т. е. от культурных, семейных и индивидуальных факторов.
2. Символическая.
По мнению М. Шиллера, поскольку дети не занимаются вопросами собственного выживания, у них накапливается избыток энергии, который расходуется в процессе игры. Игра для ребенка – это символическая деятельность, посредством которой участник может изменить реальность и получить новые символические представления о мире. М. Шиллер выделил также формы игры: физическая и символическая (драматическая). Эта классификация была затем повторена в работах Ж. Пиаже и Л. Выгодского.
3. Релаксация.
Игра – это удовольствие. Согласно теории релаксации, цель игры – восстановить уровень энергии, затраченный в ходе работы. Тем самым работа рассматривается как потребленная энергия, что приводит к образованию энергетического дефицита. Этот дефицит можно восстановить посредством отдыха или сна или путем игры.
4. Катарсис.
Сторонники биогенетической теории указывают, что в играх детей постоянно повторяются культурные эпохи: стадия анимализма (карабканье и раскачивание детей), стадия дикости (охота, прятки), стадия номадизма (игра с домашними животными), патриархальная стадия (игра с куклами, песком), и трайбалистская стадия (например, командные игры). Они также указывают, что игры служат для катарсиса и выпуска ненужных и примитивных расовых инстинктов, тем самым подготавливая людей к интеллектуальной активности современной эпохи. К примеру, по мнению исследователя Л. Патрика, современные профессии требуют абстрактного мышления, концентрации внимания и скоординированных действий глаз и рук. Все это имеет относительно недавнее эволюционное происхождение. Поскольку эти эволюционные качества были приобретены человеком относительно недавно, овладеть ими сложнее, чем навыками физического труда. Для этого требуются игры.
5. Познавательная.
Познание мира у детей происходит через игру. Поэтому, как указывают исследователи, детей больше интересует сам процесс игры, чем результаты игрового поведения.
Как писал В. Макаренко: “Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как и у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет”. Поэтому рекомендуется использовать игры не только с развлекательной, но и с познавательной составляющей.
Познавательная роль игры состоит в том, что игрушки (машинки, куклы, домики, зверушки) являются маленькими моделями реального мира Благодаря им ребенок учится воспринимать мир, различать цвета, формы и размеры. Важно давать ребенку только те игрушки, которые не могут причинить ему вред, ведь ребенок обязательно потянет их ко рту, чтобы попробовать на зуб. В таком возрасте нельзя надолго оставлять детей без внимания, им не так важны игрушки, как внимание близкого человека.
6. Интеллектуальная.
Развитие игровых действий невозможно без развития предметных качеств. В игре формируются свойства, необходимые для обучения. Игра способствует восприятию ребенком знаков двоякого типа: иконических и индивидуальных. Первые приближены к замещаемому предмету виртуально, а вторые по своей природе имеют мало общего с предметом, который обозначают. Любой элемент действительности, который замещает другой, может быть знаком. Предметы – заместители выступают в роли отсутствующих предметов. Они трансформируют по-новому словесное содержание, показывая связь слова и отсутствующего предмета.
Игра способствует развитию речи, умственному и психическому развитию детей и готовит их к взрослой жизни. Игра положительно влияет на развитие мышления, воображения, остроумия.
Игра помогает формировать личностные особенности, способствуя развитию внимания, памяти, ведь она требует от ребенка сосредоточения на предметах для успешного вхождения в игровую ситуацию.
Ролевые игры влияют на развитие воображения. Ребенок учится брать на себя новые роли, замещать одни предметы другими. В игре ребенок учится решать проблемы, находить выход. В игре ребенок может проявить те качества, которые скрываются в повседневной жизни. Вместе с тем, игры развивают конкуренцию между детьми, приспосабливают их к жизни за счет отстаивания своей позиции.
7. Рефлексивная.
Игра принимает участие в формировании рефлексивного мышления. Например, когда дети играют в больницу. Ребенок постоянно сравнивает свои действия с действиями взрослых. Не навязывайте ребенку свое видение на пути решения игровой задачи. Все изменения в игре следует согласовывать с детьми, хотя бы на уровне согласия или несогласия с дополнительными заданиями.
Интерес к коллективным рефлексивным играм проявляется у детей на третьем году жизни. Коллективная игра сначала похожа на ситуацию, в которой каждый играет сам по себе. Если у детей свои игрушки, то они играют, не обращая внимания друг на друга. Но потом оказывается, что это уже общая игра.
На третьем году жизни ребенок начинает стремиться к реализации игровой цели. Действия постепенно обобщаются, становятся условными. Появляются правила, которые приучают ребенка к честности, ведь их несоблюдение наказывается со стороны других детей.
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Из Яндекс.Фото", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "игра ребенка.jpg", "filesize": 174212, "height": 800, "pic_id": 217258, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/03/%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0_%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0.jpeg", "width": 1200}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Василий Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры. Хвалите ребенка за участие в игре. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В раннем детстве игры для ребенка – это практически все его свободное время: у двухлетних детей на активные движения приходится 70% времени бодрствования, у трехлетних – не менее 60%. Ребенок поел, поспал, поиграл и так целый день. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Особое значение в играх маленького ребенка имеет отец. По данным исследований психологов, младенцы воспринимают папу, в первую очередь, как интерактивную игрушку, у которой можно всему научиться. Маму воспринимают по-другому: как субъект, от которой можно получить тепло, пищу и защиту."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Педагоги выделяют следующие игры, которые меняются с возрастом:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Экспериментальные игры"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", которые включают в себя сенсорную и моторную деятельность. Цель экспериментальной игры состоит в развитии ментальных качеств и выработке чувства самоконтроля"}], "attributes": ["numberList", "number"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Социономические игры"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", например, ловля рыбы."}], "attributes": ["numberList", "number"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Имитационные игры"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " (социальные и семейные). Эти игры помогают развитию межличностных отношений."}], "attributes": ["numberList", "number"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Дидактические игры"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Они одновременно являются и игровой деятельностью, и формой обучения. Правила игры задает педагог, который управляет поведением детей. По ее окончании нужно обязательно подвести итоги."}], "attributes": ["numberList", "number"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Педагоги выделяют следующие функции игры:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "1."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Адаптивная. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Игровой процесс является своеобразной школой социальных отношений. Через игру ребенок можно узнать о поведении в жизни и семье. Согласно сторонникам теории практики, период детства существует именно для того, чтобы организм мог играть. Относительно долгий период взросления человека с биологической точки зрения необходим для выработки и закрепления сложных поведенческих навыков, основанных на инстинктах, которые понадобятся для выживания в будущем. Тем самым адаптивная функция игры состоит в подготовке детей к деятельности, которой они будут заниматься в будущем. Например, до школы ребенок должен освоить бег, прыжки, метания. И сделать это можно в процессе игры."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "По мнению американских исследователей, существуют различия между "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "первичными "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "и "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "вторичными"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " биологическими "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "способностями"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Первичные являются внутренними ментальными диспозициями, которые позволяют детям обучаться в условиях практически любых социокультурных обстоятельств при наличии сильной мотивации. Именно так дети приобретают компетентность в области отдельных сфер (например, при обучении арифметическим действиям). "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вторичные способности различаются в зависимости от культуры. Процессы обучения, необходимые для обретения вторичной компетентности (т. е. "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "метакогнитивные способности"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "), носят кумулятивный характер, требуют индивидуальных усилий и большого количества времени, а также внешней мотивации и дидактической поддержки. Поэтому когнитивное развитие ребенка в раннем возрасте зависит от наличия большого числа необходимых, автономных и полуавтоматических обучающих процессов. В то же время обретение первичных способностей носит универсальный, внутренне мотивированный и генетически детерминированный характер. Когнитивное развитие взрослого человека, наоборот, зависит в гораздо большей степени от интериндивидуальных различий, т. е. от культурных, семейных и индивидуальных факторов. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "2. "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Символическая"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "По мнению М. Шиллера, поскольку дети не занимаются вопросами собственного выживания, у них накапливается избыток энергии, который расходуется в процессе игры. Игра для ребенка – это символическая деятельность, посредством которой участник может изменить реальность и получить новые символические представления о мире. М. Шиллер выделил также формы игры: "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "физическая "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "и "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "символическая "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "("}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "драматическая"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "). Эта классификация была затем повторена в работах Ж. Пиаже и Л. Выгодского. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "3. "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Релаксация"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Игра – это удовольствие. Согласно теории релаксации, цель игры – восстановить уровень энергии, затраченный в ходе работы. Тем самым работа рассматривается как потребленная энергия, что приводит к образованию энергетического дефицита. Этот дефицит можно восстановить посредством отдыха или сна или путем игры. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "4. "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Катарсис"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сторонники биогенетической теории указывают, что в играх детей постоянно повторяются культурные эпохи: стадия "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "анимализма "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "(карабканье и раскачивание детей), стадия "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "дикости "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "(охота, прятки), стадия "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "номадизма "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "(игра с домашними животными), "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "патриархальная "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "стадия (игра с куклами, песком), и "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "трайбалистская "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "стадия (например, командные игры). Они также указывают, что игры служат для катарсиса и выпуска ненужных и примитивных расовых инстинктов, тем самым подготавливая людей к интеллектуальной активности современной эпохи. К примеру, по мнению исследователя Л. Патрика, современные профессии требуют абстрактного мышления, концентрации внимания и скоординированных действий глаз и рук. Все это имеет относительно недавнее эволюционное происхождение. Поскольку эти эволюционные качества были приобретены человеком относительно недавно, овладеть ими сложнее, чем навыками физического труда. Для этого требуются игры."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "5. "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Познавательная"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Познание мира у детей происходит через игру. Поэтому, как указывают исследователи, детей больше интересует сам процесс игры, чем результаты игрового поведения. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Как писал В. Макаренко: “Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как и у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет”. Поэтому рекомендуется использовать игры не только с развлекательной, но и с познавательной составляющей. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Познавательная роль игры состоит в том, что игрушки (машинки, куклы, домики, зверушки) являются маленькими моделями реального мира Благодаря им ребенок учится воспринимать мир, различать цвета, формы и размеры. Важно давать ребенку только те игрушки, которые не могут причинить ему вред, ведь ребенок обязательно потянет их ко рту, чтобы попробовать на зуб. В таком возрасте нельзя надолго оставлять детей без внимания, им не так важны игрушки, как внимание близкого человека."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "6. Интеллектуальная."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Развитие игровых действий невозможно без развития предметных качеств. В игре формируются свойства, необходимые для обучения. Игра способствует восприятию ребенком знаков двоякого типа: "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "иконических"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " и "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "индивидуальных"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Первые приближены к замещаемому предмету виртуально, а вторые по своей природе имеют мало общего с предметом, который обозначают. Любой элемент действительности, который замещает другой, может быть знаком. Предметы – заместители выступают в роли отсутствующих предметов. Они трансформируют по-новому словесное содержание, показывая связь слова и отсутствующего предмета."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Игра способствует развитию речи, умственному и психическому развитию детей и готовит их к взрослой жизни. Игра положительно влияет на развитие мышления, воображения, остроумия. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Игра помогает формировать личностные особенности, способствуя развитию внимания, памяти, ведь она требует от ребенка сосредоточения на предметах для успешного вхождения в игровую ситуацию. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ролевые игры влияют на развитие воображения. Ребенок учится брать на себя новые роли, замещать одни предметы другими. В игре ребенок учится решать проблемы, находить выход. В игре ребенок может проявить те качества, которые скрываются в повседневной жизни. Вместе с тем, игры развивают конкуренцию между детьми, приспосабливают их к жизни за счет отстаивания своей позиции. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "7. "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Рефлексивная"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Игра принимает участие в формировании "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "рефлексивного мышления"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Например, когда дети играют в больницу. Ребенок постоянно сравнивает свои действия с действиями взрослых. Не навязывайте ребенку свое видение на пути решения игровой задачи. Все изменения в игре следует согласовывать с детьми, хотя бы на уровне согласия или несогласия с дополнительными заданиями."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Интерес к коллективным рефлексивным играм проявляется у детей на третьем году жизни. Коллективная игра сначала похожа на ситуацию, в которой каждый играет сам по себе. Если у детей свои игрушки, то они играют, не обращая внимания друг на друга. Но потом оказывается, что это уже общая игра. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На третьем году жизни ребенок начинает стремиться к реализации игровой цели. Действия постепенно обобщаются, становятся условными. Появляются правила, которые приучают ребенка к честности, ведь их несоблюдение наказывается со стороны других детей. "}], "attributes": []}], "selectedRange": [5153, 5153]}
Комментарии 0