Функционалистское мышление – это когнитивная система с замкнутой или даже предвзятой аргументацией.
Когнитивную особенность функционалистского мышления показали исследователи университета Беркли. По их мнению, дети и пожилые люди, страдающие Альцгеймером, используют схожие функционалистские и телеологические объяснения.
В отсутствии конкурентной информации, противоречащей общепринятым обыденным представлениям, и особенно фонового знания, лучшим объяснением существования некоего объекта с очевидной для наблюдателя функцией будет гипотеза, что объект был сконструирован кем-то или чем-то специально, чтобы выполнять подобную функцию.
Пациенты с Альцгеймером обладают когнитивными характеристиками, как детей, так и взрослых. Как и взрослые, они прошли обычный и длительный социализирующий путь когнитивного развития и избавления от упрощенных стратегий мышления, присущих детям. Но, как и дошкольники, они лишены возможности постоянно и рационально использовать каузальные связи, которые обычно повсеместно и неосознанно используют взрослые.
В социально-психологическом исследовании американских ученых испытуемые должны были подобрать наиболее подходящие ответы на серии т. н. “вопросов почему? ”. К примеру, на вопрос “почему на земле растут деревья? ” было предложено два варианта ответа: “потому что в почве есть семена” и “потому что у животных должно быть убежище”.
Ученые определили, что пациенты, болеющие Альцгеймером, в два раза чаще обычных людей выбирали функционалистские объяснения (“потому что у животных должно быть убежище”). Кроме того, была установлена статистическая закономерность: чем ниже уровень образования, тем чаще индивиды выбирают функционалистские объяснения.
Многим людям сложно рассуждать в отрыве от функционалистских, телеологических или детерминистских категорий. Одна из социально-психологических причин популярности в общественном сознании креационизма, подразумевающего, что человечество существует, потому что его сконструировали подобным образом с определенной целью, заключается в приверженности людей к упрощенным когнитивным паттернам.
Функционалистские объяснения часто принимаются за аксиому. Спецификация функций редко ставится под сомнение. Например, даже те, кто верит в теорию биологической эволюции, часто полагают, что она носит целеполагающий характер развития от простейших микроорганизмов к вершине эволюции - человеку.
Американские специалисты предложили несколько возможных объяснений популярности функционализма:
Во-первых, в процессе социализации детей целенаправленно учат искать объяснения человеческого поведения. Предполагая, что поведение носит целенаправленный характер, подразумевающий четкие намерения и функциональность, люди по аналогии переносят привычный для них способ повседневного рассуждения на другие сферы социальной жизни.
Другим возможным объяснением является то, что функционалистские объяснения более удобные, эффективные и менее затратные. Они помогают понять феномены мира природы или общества, которые носят слишком абстрактный, многомерный или сложный характер. Американские ученые подчеркивают, что в большинстве случаев функционалистские объяснения не наносят особого вреда развитию науки и не вредят образованию. Обучение проще, когда детей учат, что предметы обладают функциями, даже если иногда это не так. Обучить противоположной точки зрения сложнее и требует больше времени.
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Из Яндекс.Фото", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "фото 1.jpg", "filesize": 197524, "height": 867, "pic_id": 244555, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/15/%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE_1.jpeg", "width": 1200}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Функционалистское мышление – это когнитивная система с замкнутой или даже предвзятой аргументацией. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Когнитивную особенность функционалистского мышления показали исследователи университета Беркли. По их мнению, дети и пожилые люди, страдающие Альцгеймером, используют схожие функционалистские и телеологические объяснения. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В отсутствии конкурентной информации, противоречащей общепринятым обыденным представлениям, и особенно фонового знания, лучшим объяснением существования некоего объекта с очевидной для наблюдателя функцией будет гипотеза, что объект был сконструирован кем-то или чем-то специально, чтобы выполнять подобную функцию. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Пациенты с Альцгеймером обладают когнитивными характеристиками, как детей, так и взрослых. Как и взрослые, они прошли обычный и длительный социализирующий путь когнитивного развития и избавления от упрощенных стратегий мышления, присущих детям. Но, как и дошкольники, они лишены возможности постоянно и рационально использовать каузальные связи, которые обычно повсеместно и неосознанно используют взрослые. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В социально-психологическом исследовании американских ученых испытуемые должны были подобрать наиболее подходящие ответы на серии т. н. “вопросов почему? ”. К примеру, на вопрос “почему на земле растут деревья? ” было предложено два варианта ответа: “потому что в почве есть семена” и “потому что у животных должно быть убежище”. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ученые определили, что пациенты, болеющие Альцгеймером, в два раза чаще обычных людей выбирали функционалистские объяснения (“потому что у животных должно быть убежище”). Кроме того, была установлена статистическая закономерность: чем ниже уровень образования, тем чаще индивиды выбирают функционалистские объяснения."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Многим людям сложно рассуждать в отрыве от функционалистских, телеологических или детерминистских категорий. Одна из социально-психологических причин популярности в общественном сознании "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "креационизма"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", подразумевающего, что человечество существует, потому что его сконструировали подобным образом с определенной целью, заключается в приверженности людей к упрощенным когнитивным паттернам."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Функционалистские объяснения часто принимаются за аксиому. Спецификация функций редко ставится под сомнение. Например, даже те, кто верит в "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "теорию"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " биологической "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "эволюции"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", часто полагают, что она носит целеполагающий характер развития от простейших микроорганизмов к вершине эволюции - человеку. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Американские специалисты предложили несколько возможных "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "объяснений "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "популярности функционализма:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Во-первых, в процессе социализации детей целенаправленно учат искать "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "объяснения"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " человеческого "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "поведения"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Предполагая, что поведение носит целенаправленный характер, подразумевающий четкие намерения и функциональность, люди по аналогии переносят привычный для них способ повседневного рассуждения на другие сферы социальной жизни. "}], "attributes": ["numberList", "number"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Другим возможным объяснением является то, что функционалистские объяснения более удобные, "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "эффективные"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " и "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "менее затратные"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Они помогают понять феномены мира природы или общества, которые носят слишком абстрактный, многомерный или сложный характер. Американские ученые подчеркивают, что в большинстве случаев функционалистские объяснения не наносят особого вреда развитию науки и не вредят образованию. "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@laboratory/pered_shkoloj_voprosy_k_rebenku-66910/"}, "string": "Обучение "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "проще, когда детей учат, что предметы обладают функциями, даже если иногда это не так. Обучить противоположной точки зрения сложнее и требует больше времени."}], "attributes": ["numberList", "number"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "***"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Еще на тему \"мышление у ребенка”:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@laboratory/razvitie_tvorcheskogo_myshlenija_u_rebenka-69035/"}, "string": "Развитие творческого мышления у ребенка"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@laboratory/razvitie_logicheskogo_myshlenija_u_rebenka-69042/"}, "string": "Развитие логического мышления у ребенка"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@laboratory/logicheskoe_myshlenie_u_rebenka-65748/"}, "string": "Логическое мышление у ребенка"}], "attributes": []}], "selectedRange": [2086, 2086]}
Комментарии 5