Психологам и педагогам давно известна такая распространенная психологическая реакция ребенка как “реактивное сопротивление”. Она действует по принципам: “если то, что мы делаем, сильно критикуют, значит, в этом что-то есть”, и “раз они делают так, то мы поступим наоборот”.
Реактивное сопротивление возникает, когда дети чувствуют, что свободе их выбора угрожает что-то. Некий внешний фактор в виде родителей или учителей.
И тогда у них возникает усиленное желание утвердить свою свободу, самостоятельность и собственный выбор, часто даже вопреки разумным соображениям, расчетам и здравому смыслу.
Кроме того, внешнее давление со стороны родителей не создает условий для развития внутренней мотивации. Конечно, за достаточно большое вознаграждение или как результата сильного давления дети будут совершать некоторое количество неприятных для них действий.
Однако после того, как внешние стимулы исчезнут, поведение вернется в свою привычную форму. В социальной психологии этот феномен называют “эффектом сверхоправдания" – отсутствие внутреннего стимула подразумевает, что внешние побуждения не интернализируются, т. е. не становятся важными для ребенка. Не происходит осознание внутренней ответственности за принимаемые поступки поскольку, ссылки на внешние обстоятельства снижают личную ответственность. Поэтому исчезновение стимула по “принципу пружины” сразу же возвращает поведение в исходную точку.
Впрочем, это не означает, что давление всегда плохо. Оно подходит, если нужно выработать конкретные навыки, а не просто изменить форму или проявления поведения, или как-то трансформировать личность. Например, давление со стороны родителей или других значимых взрослых будет эффективно в спорте, математике, художественных направлениях, изучении иностранного языка. Ежедневно занимаясь, например, английским языком, ребенок сохранит выработанные языковые навыки (словарный запас, умение слушать и понимать и пр.), даже после того, как родители перестанут побуждать заниматься в языковой школе.
Так же происходит и в спорте: сначала родители тащут ребенка в секцию чуть ли не насильно. Но через некоторое время ребенок понимает, что ему нравятся пьедесталы, медали, награды (конечно, если в спорте есть некоторые результаты). И родительское давление уже не нужно.
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Из Яндекс.Фото", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "original.jpg", "filesize": 73172, "height": 787, "pic_id": 257184, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/21/original.jpeg", "width": 1124}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Психологам и педагогам давно известна такая распространенная "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@laboratory/psihologija_rebenka-67439/"}, "string": "психологическая реакция ребенка"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " как “реактивное сопротивление”. Она действует по принципам: “если то, что мы делаем, сильно критикуют, значит, в этом что-то есть”, и “раз они делают так, то мы поступим наоборот”. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Реактивное сопротивление возникает, когда дети чувствуют, что свободе их выбора угрожает что-то. Некий внешний фактор в виде родителей или учителей."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И тогда у них возникает усиленное желание утвердить свою свободу, "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@laboratory/oshibki_pri_vospitanii_samostojatelnosti_u_rebenka-72765/"}, "string": "самостоятельность "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "и собственный выбор, часто даже вопреки разумным соображениям, расчетам и здравому смыслу."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кроме того, внешнее давление со стороны родителей не создает условий для развития внутренней "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@laboratory/motivatsija_u_rebenka-69014/"}, "string": "мотивации"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Конечно, за достаточно большое вознаграждение или как результата сильного давления дети будут совершать некоторое количество неприятных для них действий. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Однако после того, как внешние стимулы исчезнут, поведение вернется в свою привычную форму. В социальной психологии этот феномен называют “эффектом сверхоправдания\" – отсутствие внутреннего стимула подразумевает, что внешние побуждения не интернализируются, т. е. не становятся важными для ребенка. Не происходит осознание внутренней ответственности за принимаемые поступки поскольку, ссылки на внешние обстоятельства снижают личную ответственность. Поэтому исчезновение стимула по “принципу пружины” сразу же возвращает поведение в исходную точку."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Впрочем, это не означает, что давление всегда плохо. Оно подходит, если нужно выработать конкретные навыки, а не просто изменить форму или проявления поведения, или как-то трансформировать личность. Например, давление со стороны родителей или других значимых взрослых будет эффективно в спорте, "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@laboratory/razvitie_matematicheskih_sposobnostej_u_rebenka-68389/"}, "string": "математике"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@laboratory/razvitie_tvorcheskih_sposobnostej_u_rebenka-69302/"}, "string": "художественных направлениях"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", изучении иностранного языка. Ежедневно занимаясь, например, "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "английским "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "языком, ребенок сохранит выработанные "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@laboratory/rannee_jazykovoe_razvitie_rebenka-69490/"}, "string": "языковые навыки"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " ("}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@laboratory/slovarnyj_zapas_rebenka-69656/"}, "string": "словарный запас"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", умение слушать и понимать и пр.), даже после того, как родители перестанут побуждать заниматься в языковой школе. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Так же происходит и в "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@laboratory/sport_dlja_rebenka-69699/"}, "string": "спорте"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ": сначала родители тащут ребенка в секцию чуть ли не насильно. Но через некоторое время ребенок понимает, что ему нравятся пьедесталы, медали, награды (конечно, если в спорте есть некоторые результаты). И родительское давление уже не нужно. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "***"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Еще на тему «мотивация у ребенка»:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@laboratory/motivatsija_u_rebenka-69014/"}, "string": "Мотивация у ребенка"}], "attributes": []}], "selectedRange": [2271, 2271]}
Комментарии 0