3
Запутанное прошлое Валиде султан. Кем она была? | Паблико

Запутанное прошлое Валиде султан. Кем она была?


11 окт 2022 · 15:14    



кем была валиде султан.jpg 231.07 KB


Османская империя была величайшей и богатейшей империей на Востоке. Ее правители, позже называвшиеся султанами, старались расширить и укрепить свои владения и власть. Но влияние западной культуры накладывало свой отпечаток и здесь. Султаны все чаще стали задумываться о своих корнях. Если со стороны отцов все было более-менее ясно, то вот предки со стороны жен султанов вызывали много вопросов. 

Многие султаны из династии османов считали свой благородным, будучи уверены, что прародителем их рода был чуть ли не Ной из Ковчега Ветхого Завета. Но документально подтвержденных фактов этому нет. Начиная с Мехмеда Завоевателя, покорившего Константинополь и сделавшего его столицей своей империи, историки и летописцы пытались найти свидетельства того, что и по женской линии в роду османов были женщины благородных кровей. Вполне вероятно, такое тщеславие было напрямую связано с западной культурой, где аристократы очень гордились своей родословной. И если для западных аристократов доказать свое благородное происхождение не составляло труда, то у султанов с этим было сложнее. 

Насколько известно, у правителей Османской империи были огромные гаремы, женщин туда поставляли самых разных национальностей. В основном предпочтение отдавали девушкам родом с Северного Кавказа – черкешенкам, были девушки славянского происхождения и много других. Но поскольку будущих наложниц султанов брали в плен во время набегов, то крайне маловероятно, что среди них могла оказаться девушка благородных кровей. В основном это были простые жительницы приграничья, дочери рыбаков, пекарей, священников и других сельских жителей. Тем более, попадая в гарем, девушки принимали ислам и им давали другое имя, что еще больше запутывало историков. Чаще всего матерями султанов становились девушки христианского вероисповедания, принявшие потом ислам. В этом случае в документах делалась запись об отце девушки. У Хафсы султан отцом указан некий Адбулла. 

Это имя давали мужчинам, ранее исповедовавшим христианство, но обращенных в ислам. Так почему же османы стали уделять такое большое значение своему происхождению? Во времена правления султана Селима Явуза, по прозвищу Грозный, Османская империя находилась в самом расцвете своих сил и возможностей. Ее боялись, ее уважали, с ней хотели заключить мирные и торговые соглашения. И как-то само собой подразумевалось, что у таких великих воинов, какими были султаны, просто не могло быть в родословной обычных людей. Мысль о своей принадлежности к аристократическим или королевским дворам льстило тщеславию османских правителей. Поэтому историки и летописцы того времени пытались найти доказательства, что в жены султаны брали не просто красивых женщин, а еще и имеющих королевское происхождение. Многие летописцы, изучая правление султана Сулеймана I, были убеждены в том, что такой блестящий политик и полководец просто не имел права быть сыном простой женщины. Так кем же была Хафса султан на самом деле?

Айше Хафса попала в гарем шехзаде Селима, когда он был наместником в провинции Трабзон. В 1494 году она родила сына, Сулеймана. Когда Сулейман повзрослел, он и как все шехзаде до него, был отправлен в провинцию империи, дабы получить соответствующее обучение. Хафса султан как предписывали обычаи, везде сопровождала своего сына. Была в гареме Селима еще одна женщина по имени Айше. Вот она скорее всего и была настоящей принцессой. По некоторым данным ее отцом был Крымский хан. На этой женщине Селим женился вопреки воле своего отца. Во время бунта, когда Селим попытался сместить своего отца Баязида II с трона, он, потерпев неудачу, нашел убежище в Крыму, где хан принял его с распростертыми объятиями. Да и в письмах, которые Селим писал хану, он называл его «отцом». Наверное, это можно считать косвенными доказательствами их родства. Скорее всего путаница в родословной матери будущего султана Сулеймана возникла из-за одинаковых имен этих женщин. 

По всей видимости крымская принцесса никак не могла быть матерью Сулеймана. Свадьба Селима и крымской принцессы состоялась в 1511 году, а Сулейман родился в 1494 году. Но все же некоторые уверены, что Хафса султан все-таки не была обычной женщиной. По одной из версий она имела принадлежность к династии Дулкадырогуллары. Это тюрская династия, основавшая эмират в южной Анатолии. Позднее эмират был поглощен Османской империей и стал одной из ее провинций. В целом, подведя итоги, невозможно сказать, кем именно была мать султана Сулеймана. Она была необычайно красивой женщиной. В то время для османов эталоном женской красоты были черкешенки, грациозные женщины с черными глазами и волосами. Но и этот момент вызывает вопросы. Каким образом Хафса султан могла быть черкесской красавицей, если черкесы к тому времени уже проповедовали ислам, а отцом Хафсы был записан некий Абдулла, бывший вероятно ранее христианином?

Но несмотря на свое неизвестное происхождение, Айше Хафса все равно была очень неординарной женщиной. Став матерью правящего султана, она получила огромную власть и уважение, но никогда не злоупотребляла ими. Хафса помогала своему сыну освоиться на троне, поддерживала его политику, давала советы, поскольку была очень образованной и умной женщиной, но никогда не посягала на его власть или авторитет. В ее ведении находился весь султанский гарем. Титул Хафсы назывался «колыбель великого султана». По своим полномочиям этот титул был сравним с титулом Валиде, введенном позднее. Хафса султан занималась в основном административными вопросами, в политику она не вмешивалась, лишь изредка давая советы своему сыну. Очень много тратила Хафса своих личных средств на благотворительность. Благодаря ей в Стамбуле строились школы, больницы, мечети. Главными задачами в ее жизни было обеспечить спокойную жизнь в гареме Сулеймана, поскольку конфликт между первой женой Сулеймана, Махидевран султан и его новой фавориткой, Хюррем, перешел все границы дозволенного. Хафса видела, что ее сын все больше влюбляется в свою новую наложницу и всеми силами старалась помешать этому, поскольку влияние Хюррем на поступки Сулеймана негативно отражались на всей империи в целом. К сожалению, эта умная, красивая и проницательная женщина скончалась в возрасте 56лет. После смерти Айше Хафсы Хюррем добилась своей цели, влюбив в себя султана и вмешиваясь в политику государства. 



кем была валиде султан.jpg 231.07 KB


Османская империя была величайшей и богатейшей империей на Востоке. Ее правители, позже называвшиеся султанами, старались расширить и укрепить свои владения и власть. Но влияние западной культуры накладывало свой отпечаток и здесь. Султаны все чаще стали задумываться о своих корнях. Если со стороны отцов все было более-менее ясно, то вот предки со стороны жен султанов вызывали много вопросов. 

Многие султаны из династии османов считали свой благородным, будучи уверены, что прародителем их рода был чуть ли не Ной из Ковчега Ветхого Завета. Но документально подтвержденных фактов этому нет. Начиная с Мехмеда Завоевателя, покорившего Константинополь и сделавшего его столицей своей империи, историки и летописцы пытались найти свидетельства того, что и по женской линии в роду османов были женщины благородных кровей. Вполне вероятно, такое тщеславие было напрямую связано с западной культурой, где аристократы очень гордились своей родословной. И если для западных аристократов доказать свое благородное происхождение не составляло труда, то у султанов с этим было сложнее. 

Насколько известно, у правителей Османской империи были огромные гаремы, женщин туда поставляли самых разных национальностей. В основном предпочтение отдавали девушкам родом с Северного Кавказа – черкешенкам, были девушки славянского происхождения и много других. Но поскольку будущих наложниц султанов брали в плен во время набегов, то крайне маловероятно, что среди них могла оказаться девушка благородных кровей. В основном это были простые жительницы приграничья, дочери рыбаков, пекарей, священников и других сельских жителей. Тем более, попадая в гарем, девушки принимали ислам и им давали другое имя, что еще больше запутывало историков. Чаще всего матерями султанов становились девушки христианского вероисповедания, принявшие потом ислам. В этом случае в документах делалась запись об отце девушки. У Хафсы султан отцом указан некий Адбулла. 

Это имя давали мужчинам, ранее исповедовавшим христианство, но обращенных в ислам. Так почему же османы стали уделять такое большое значение своему происхождению? Во времена правления султана Селима Явуза, по прозвищу Грозный, Османская империя находилась в самом расцвете своих сил и возможностей. Ее боялись, ее уважали, с ней хотели заключить мирные и торговые соглашения. И как-то само собой подразумевалось, что у таких великих воинов, какими были султаны, просто не могло быть в родословной обычных людей. Мысль о своей принадлежности к аристократическим или королевским дворам льстило тщеславию османских правителей. Поэтому историки и летописцы того времени пытались найти доказательства, что в жены султаны брали не просто красивых женщин, а еще и имеющих королевское происхождение. Многие летописцы, изучая правление султана Сулеймана I, были убеждены в том, что такой блестящий политик и полководец просто не имел права быть сыном простой женщины. Так кем же была Хафса султан на самом деле?

Айше Хафса попала в гарем шехзаде Селима, когда он был наместником в провинции Трабзон. В 1494 году она родила сына, Сулеймана. Когда Сулейман повзрослел, он и как все шехзаде до него, был отправлен в провинцию империи, дабы получить соответствующее обучение. Хафса султан как предписывали обычаи, везде сопровождала своего сына. Была в гареме Селима еще одна женщина по имени Айше. Вот она скорее всего и была настоящей принцессой. По некоторым данным ее отцом был Крымский хан. На этой женщине Селим женился вопреки воле своего отца. Во время бунта, когда Селим попытался сместить своего отца Баязида II с трона, он, потерпев неудачу, нашел убежище в Крыму, где хан принял его с распростертыми объятиями. Да и в письмах, которые Селим писал хану, он называл его «отцом». Наверное, это можно считать косвенными доказательствами их родства. Скорее всего путаница в родословной матери будущего султана Сулеймана возникла из-за одинаковых имен этих женщин. 

По всей видимости крымская принцесса никак не могла быть матерью Сулеймана. Свадьба Селима и крымской принцессы состоялась в 1511 году, а Сулейман родился в 1494 году. Но все же некоторые уверены, что Хафса султан все-таки не была обычной женщиной. По одной из версий она имела принадлежность к династии Дулкадырогуллары. Это тюрская династия, основавшая эмират в южной Анатолии. Позднее эмират был поглощен Османской империей и стал одной из ее провинций. В целом, подведя итоги, невозможно сказать, кем именно была мать султана Сулеймана. Она была необычайно красивой женщиной. В то время для османов эталоном женской красоты были черкешенки, грациозные женщины с черными глазами и волосами. Но и этот момент вызывает вопросы. Каким образом Хафса султан могла быть черкесской красавицей, если черкесы к тому времени уже проповедовали ислам, а отцом Хафсы был записан некий Абдулла, бывший вероятно ранее христианином?

Но несмотря на свое неизвестное происхождение, Айше Хафса все равно была очень неординарной женщиной. Став матерью правящего султана, она получила огромную власть и уважение, но никогда не злоупотребляла ими. Хафса помогала своему сыну освоиться на троне, поддерживала его политику, давала советы, поскольку была очень образованной и умной женщиной, но никогда не посягала на его власть или авторитет. В ее ведении находился весь султанский гарем. Титул Хафсы назывался «колыбель великого султана». По своим полномочиям этот титул был сравним с титулом Валиде, введенном позднее. Хафса султан занималась в основном административными вопросами, в политику она не вмешивалась, лишь изредка давая советы своему сыну. Очень много тратила Хафса своих личных средств на благотворительность. Благодаря ей в Стамбуле строились школы, больницы, мечети. Главными задачами в ее жизни было обеспечить спокойную жизнь в гареме Сулеймана, поскольку конфликт между первой женой Сулеймана, Махидевран султан и его новой фавориткой, Хюррем, перешел все границы дозволенного. Хафса видела, что ее сын все больше влюбляется в свою новую наложницу и всеми силами старалась помешать этому, поскольку влияние Хюррем на поступки Сулеймана негативно отражались на всей империи в целом. К сожалению, эта умная, красивая и проницательная женщина скончалась в возрасте 56лет. После смерти Айше Хафсы Хюррем добилась своей цели, влюбив в себя султана и вмешиваясь в политику государства. 

Читайте также

Комментарии 1

Войдите для комментирования
Теща и жена любили сериал. Дружим каналами?
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ