05 фев 2023 · 10:48    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Актриса, на спектакли с участием которой невозможно было достать билеты, а великие кинорежиссеры чуть ли ни в очередь становились, чтобы заполучить ее в свои картины, на самом деле в кино сыграла очень мало ролей. И большая часть из них - эпизодические. Но каждый сыгранный ею эпизод, каждое появление на экране «божественной» Гликерии вызывали бурю положительных эмоций у зрителей."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Гликерия Богданова в молодости. Фото kino-teatr.ru", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "Screenshot_1.png", "filesize": 438331, "height": 550, "pic_id": 409049, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/05/Screenshot_1_B80mwWE.jpeg", "width": 752}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Гликерия Богданова начала играть в театре в 1924 году. Ей уже было двадцать лет, и она только что окончила Школу академической русской драмы при Госдраме, как тогда назывался нынешний Александринский театр. Кстати, поступила она в эту Школу после того, как первый комиссар продовольствия Алексей Бадаев, у которого она работала машинисткой, будучи страстным театралом, разглядел в ней артистический талант и дал ей направление на учебу. Она попала на один курс с будущими звездами театра - с ней вместе учились Михаил Царев, Николай Черкасов, Юрий Толубеев, Николай Симонов, Александр Борисов, Елизавета Уварова, Борис Чирков, Константин Адашевский, Василий Меркурьев. Кстати, с Николаем Черкасовым у нее даже был роман. И вот после окончания этой Школы Гликерия стала играть в популярном тогда «Свободном театре». Это был частный антрепризный театр миниатюр - в первые годы советской власти такое еще было возможно. В театре на Невском, 72 играли уже знаменитые Леонид Утесов, Екатерина Корчагина-Александровская, Владимир Хенкин, Леонид Вивьен. Правда, большая часть актеров не были постоянными работниками этого театра, но артисты с большим удовольствием в нем гастролировали. Ведь в этом театре можно было экспериментировать, показывать эстрадные и даже цирковые номера. Да и лишний заработок вовсе не был лишним для большинства актеров. Интересно, что обычно программа в «Свободном театре» шла дважды в вечер и менялась каждую пятидневку. И лишь в случае особого успеха спектакль мог держаться дольше. При этом репертуар носил случайный характер, а постоянного режиссера и вовсе не было. И несмотря на весь этот бардак, «Свободный театр» вполне себе нормально существовал. Именно в нем, например, впервые был показан эксцентричный танец «Пат, Паташон и Чарли Чаплин», который исполнили студенты Николай Черкасов, Борис Чирков и Петр Березов. И благодаря именно этому пародийному танцу Николай Черкасов был зачислен в Ленинградский ТЮЗ, откуда и начал стремительно расти как актер. А Леонид Утесов, формально работая в оперетте Палас-театра, впервые начал читать с эстрады «Контрабандистов» Эдуарда Багрицкого, рассказы Михаила Зощенко и Исаака Бабеля со сцены «Свободного театра»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Петр Березов, Борис Чирков и Николай Черкасов в пародийном танце \"Пат, Паташон и Чарли Чаплин\"", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "Screenshot_2.png", "filesize": 379642, "height": 561, "pic_id": 409052, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/05/Screenshot_2.jpeg", "width": 749}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И вот в этом театре в составе небольшой постоянной труппы и оказалась Гликерия Чеснокова. Она не была здесь примой, но ролей получала довольно много. Тем не менее, в 1926 году она ушла из этого театра - сначала уехала в Петрозаводск, потом, вернувшись в Ленинград, «Свободного театра» уже не застала. В конце 1928 года в стране было объявлено о первом пятилетнем плане развития народного хозяйства и курсе на всеобщую коллективизацию, фактически была отменена «новая экономическая политика» (НЭП), частнопредпринимательская деятельность оказалась вне закона и «Свободный театр» был закрыт. Актриса работала в Посредрабисе, выступала с концертами, играла в Мюзик-холле, а затем в театре миниатюр Аркадия Райкина. Еще в 1931 году ее заметил режиссер Николай Экк, который собирался ставить первый советский звуковой фильм - «Путевка в жизнь». С приходом эры звукового кино мало было иметь подходящую внешность, необходимо было и уметь петь и правильно говорить. Гликерия всеми этими качествами обладала и получила свою первую роль в кино. Впрочем, бесполезно искать ее фамилию в знаменитом фильме о перевоспитании беспризорников в первые годы советской власти - эпизоды с ее участием в итоге оказались вырезанными из-за производственного брака. Поэтому официальный ее дебют и первое появление на киноэкране произошло лишь через двадцать с лишним лет - в 1955 году она сыграла сердобольную мамашу Олечки в комедии Надежды Кошеверовой и Александра Ивановского «Укротительница тигров». Кстати, в титрах к этому фильму в последний раз ее фамилия была написана правильно - Богданова- ЧесТнокова. В дальнейшем буква «Т» куда-то пропала, хотя именно так звучала фамилия ее второго мужа популярного актера Семена Честнокова. И, к слову, так эта фамилия написана и на памятнике на его могиле на Волковском кладбище."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В «Укротительнице тигров» снялось целое созвездие отечественных знаменитостей: Людмила Касаткина (это был ее дебют в кино), Павел Кадочников, Нина Ургант, Леонид Быков, Татьяна Пельтцер. И даже на их фоне Гликерия не затерялась. После успеха ее стали приглашать сняться в своих фильмах известные режиссеры. Звездной стала роль в русском варианте оперетты Имре Кальмана «Мистер Икс», где Богданова-Чеснокова сыграла мадам Каролину. А еще были небольшие роли в «Запасном игроке» Семена Тимошенко, «Весенних хлопотах» Яна Фрида, «Труффальдино из Бергамо» Владимира Воробьева. Очень любила снимать Гликерию ее хорошая подруга кинорежиссер Надежда Кошеверова. Чуть ли не в половине ее фильмов в небольших ролях снялась Богданова-Чеснокова. Обычно Надежда Николаевна свою просьбу сняться в ее фильме выражала просто: «- Лика, ну появись хотя бы в эпизоде! Потряси носом! - Опять этот нос!..» Но, конечно же, для большинства кино и телезрителей актриса запомнилась совершенно потрясающей прокуроршей Амалией в «Летучей мыши»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А ведь эпизод с ее участием занимает в этой музыкальной комедии лишь несколько минут. Но ее игра в нем гениальна: «Приставляешь большой палец к носу, оттопыриваешь мизинчик и водишь им туда-сюда, туда-сюда… Это называется — стрельба глазами!» и запоминается всем, хоть раз это увидевшим."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Ольга Волкова в роли Лотты, Гликерия Богданова-Чеснокова в роли Амалии в фильме \"Летучая мышь\"", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "Screenshot_3.png", "filesize": 726225, "height": 458, "pic_id": 409053, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/05/Screenshot_3.jpeg", "width": 750}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И, конечно же, нельзя не вспомнить ее Елену Боур из «Двенадцати стульев». Причем, она сыграла ее в двух вариациях - сначала в телеспектакле, поставленном режиссером Александром Белинским и снятом на Ленинградском телевидении в 1966 году, где ее и увидел режиссер Леонид Гайдай. И понял, что именно она должна играть в его фильме. Причем, так как Богданова-Чеснокова по состоянию своего здоровья старалась не выезжать из Ленинграда и снималась только на Ленфильме, то Гайдаю пришлось действовать хитростью и не напрямую - он попросил уговорить ее сниматься своего друга и знакомого Гликерии режиссера ленинградского телевидения Александра Белинского. Вот так «к поцелуям зовущая, вся такая воздушная» и появилась в гениальной гайдаевской экранизации «Двенадцати стульев»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Гликерия Богданова-Чеснокова в роли Елены Станиславовны Боур в фильме \"12 стульев\"", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "Screenshot_4.png", "filesize": 1027491, "height": 604, "pic_id": 409054, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/05/Screenshot_4.jpeg", "width": 753}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Гликерия Васильевна была потрясающей оптимисткой. Хотя вся ее жизнь этому уж точно не способствовала. Но ее активность, умение во всем находить что-то позитивное помогало ей выжить в трудные минуты."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Она дважды была замужем. Причем первый ее муж - известный украинский актер Дмитрий Васильчиков - был почти на двадцать лет старше семнадцатилетней Лики. Сначала он предложил ей поехать вместе с ним в гастрольное турне по южным городам России, а уже там, на юге - выйти за него замуж. Лика согласилась быстро - она была по-настоящему влюблена в знаменитого актера. К сожалению, брак не был долгим, но в нем родилась дочь Лида. Гликерия рассталась с Васильчиковым, Лида осталась с отцом и долгое время не знала, кто ее мать."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Дмитрий Васильчиков. Фото kinoistoria.ru", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "Screenshot_5.png", "filesize": 300864, "height": 528, "pic_id": 409055, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/05/Screenshot_5.jpeg", "width": 751}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С Семеном Чесноковым Гликерию познакомила Рина Зеленая, которая работала с актером в Вольном театре. Но и с ним Гликерия прожила тоже недолго - он умер почти сразу после войны. В блокаду погибла ее мать и дочь Оля, которая родилась в 1940 году. Сама Гликерия Васильевна за время блокады приняла участие в примерно трех тысячах выступлений фронтовых бригад. Однажды, возвращаясь с концерта с линии фронта по льду Ладоги, грузовик, в котором она ехала, попал под артобстрел. Актриса находилась в кабине машины, когда осколком был тяжело ранен водитель. Гликерия Богданова-Чеснокова вспоминала об этом случае: «» Хватай руль! \" - закричал он."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Я схватила этот руль, туда-сюда..."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Жми на педаль!» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "... И я вывела машину на Большую землю. Вывезла всех - и раненых, и мужа с кордебалетом. А они ничего и не знали, что шофер ранен, а машину веду я."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На берегу какой-то офицер спросил:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Кто за рулем?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Я."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Вези дальше, в госпиталь!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Но я же артистка."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Какая ты артистка?! Вези дальше."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И я повезла... \""}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Гликерия Васильевна Богданова-Чеснокова. Фото pic-words.com", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "Screenshot_6.png", "filesize": 312757, "height": 767, "pic_id": 409056, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/05/Screenshot_6.jpeg", "width": 487}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "За спасение машины с людьми Гликерия Васильевна была награждена медалью «За боевые заслуги». А еще в числе ее наград орден Красной звезды, полученный за фронтовые концерты, медали «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией», два ордена Трудового Красного знамени. Она всегда отличалась поразительной смелостью. Еще совсем девочкой - в 1914 году, во время Первой мировой войны - она помогала в госпитале ухаживать за ранеными. А в октябре 1917-го отправилась штурмовать Зимний. На полном серьезе - в составе отряда рабочих Выборгской стороны. Правда, когда отряд дошел до Зимнего, уже ничего штурмовать не надо было. Но она до конца жизни, когда смотрела фильм Эйзенштейна «Октябрь» со знаменитой сценой штурма Зимнего, где солдаты и матросы лезут через ворота во двор Зимнего, сокрушалась, что не успела поучаствовать в штурме. И так и не узнала, что никакого «штурма Зимнего» на самом деле не было..."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Кадр из фильма Сергея Эйзенштейна \"Октябрь\"", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "Screenshot_7.png", "filesize": 506068, "height": 655, "pic_id": 409058, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/05/Screenshot_7.jpeg", "width": 597}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1957 году она получила звание заслуженной артистки РСФСР, а в 1970 она стала народной артисткой. Впрочем, народной она была всегда. А еще у нее было потрясающее чувство собственного достоинства. Как легенду рассказывают случай, произошедший в 1976 году на съемках советско-американской киносказки «Синяя птица». У Богдановой-Чесноковой в нем небольшая роль Удовольствия Есть, а одну из главных ролей (точнее, несколько главных ролей - мать, колдунью, Свет и Материнскую любовь) в нем сыграла великая Элизабет Тейлор. И однажды Тейлор заметила, что к старой, смешной актрисе сбегаются все присутствующие в съемочном павильоне, едва лишь та в нем появляется. Тейлор ею заинтересовалась и попросила кагэбешника, сопровождавшего ее везде, подвести к ней эту бабушку. Чекист подошел к Богдановой-Чесноковой и сказал: “Гликерия Васильевна, Элизабет Тейлор попросила меня подвести вас к ней…” Через небольшую паузу «бабушка» произнесла: “Передайте звезде американского кино, что, может быть, в Америке так принято знакомиться, а у нас так подводят только лошадей”."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Элизабет Тейлор. Фото postila.ru", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "Screenshot_8.png", "filesize": 657041, "height": 745, "pic_id": 409059, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/05/Screenshot_8.jpeg", "width": 600}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "После войны Гликерия стала актрисой Ленинградского театра музыкальной комедии. И проработала в нем до конца своей жизни - почти сорок лет. Скончалась Гликерия Васильевна 17 апреля 1983 года. Ей было 78 лет. Похоронена на 23-м участке Серафимовского кладбища. На памятнике ее знаменитый нос преуменьшать не стали..."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Памятник на могиле Гликерии Богдановой-Чесноковой на Серафимовском кладбище Петербурга", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "Screenshot_9.png", "filesize": 1519112, "height": 815, "pic_id": 409060, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/05/Screenshot_9.jpeg", "width": 601}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На Серафимовском кладбище похоронено много известных и знаменитых жителей Ленинграда/Петербурга. Это великий "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://zen.yandex.ru/media/vdolpopiterskoy/mogila-velikogo-russkogo-hudojnika-pavla-filonova-na-serafimovskom-kladbisce-nujno-li-meniat-pamiatnik-609faaba106dc30e5471a008"}, "string": "русский художник-авангардист Павел Филонов"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://zen.yandex.ru/media/vdolpopiterskoy/mesto-upokoeniia-otca-vasiliia-ermakova-edinstvennogo-sviascennika-v-rossii-v-chest-kotorogo-nazvana-planeta-60a0fbd18bcfa40dc3ef3db2"}, "string": "священник отец Василий Ермаков"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://zen.yandex.ru/media/vdolpopiterskoy/mogila-roditelei-vladimira-putina-prosto-skromno-bez-pafosa-60a38a7939dbb95f73b52f60"}, "string": "родители нынешнего президента России Владимир и Мария Путины"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://zen.yandex.ru/media/vdolpopiterskoy/vladimir-kazachenok-mog-by-stat-karmannikom-a-stal-futbolistom-mogila-kumira-piterskih-bolelscikov-na-serafimovskom-kladbisce-60b72880cee36237b8c2d001"}, "string": "знаменитый питерский футболист Владимир Казаченок"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://zen.yandex.ru/media/vdolpopiterskoy/igor-dmitriev-jizn-i-smert-poslednego-aristokrata-mogila-velikogo-aktera-na-serafimovskom-kladbisce-peterburga-60c6f09faa55f742547da444"}, "string": "актеры Игорь Дмитриев"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://zen.yandex.ru/media/vdolpopiterskoy/aktery-pohoronennye-na-serafimovskom-kladbisce-peterburga-aleksandr-demianenko-mihail-svetin-i-drugie-60ab0283e4677d6f7c952043"}, "string": "Михаил Светин, Павел и Петр Кадочниковы"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://zen.yandex.ru/media/vdolpopiterskoy/nejeleznyi-shurik-mogila-aleksandra-demianenko-na-serafimovskom-kladbisce-peterburga-60fe642a2e4cdf07ae72b9de"}, "string": "Александр Демьяненко"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " и многие другие. Здесь вы можете увидеть могилы некоторых из них - "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://zen.yandex.ru/media/vdolpopiterskoy/serafimovskoe-kladbisce-sanktpeterburga-zdes-pohoroneny-roditeli-prezidenta-rossii-6068abb6608d5c2073993eac"}, "string": "Серафимовское кладбище"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, «лайк». Вам это ничего не стоит, а канал вы, тем самым, поддержите. Буду рад, если вы захотите высказать своё мнение о материале, не стесняйтесь - комментируйте, благодарите (если считаете нужным), критикуйте. Возможно, в материале что-то упущено и вы знаете какие-то неизвестные детали - пожалуйста, дополняйте. Каждое ваше слово, каждый отзыв чрезвычайно важен для того, чтобы канал оставался на плаву в наше сложное время."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "А лучше всего - подписывайтесь на канал "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://zen.yandex.ru/vdolpopiterskoy"}, "string": "«Вдоль по Питерской» "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}], "selectedRange": [10469, 10470]}
Комментарии 0