3
Ютландское сражение. Часть 1. | Паблико
3 подписчики

Ютландское сражение. Часть 1.


07 июл 2022 · 20:15    

Составить гениальный план сражения — не есть ещё признак военного гения. Истинный талант тем и хорош, что может без колебаний отринуть все первоначальные замыслы и в изменившихся обстоятельствах действовать иначе.

Мишель Ней.




Гранд-Флит следует за флагманским линкором «Айрон Дюк». Фото с просторов интернета.


Шел 1916 год, второй год мировой войны. 31 мая, около двух часов пополудни, на траверзе пролива Скагеррак в Северном море британский легкий крейсер «Галатея» обнаружил на горизонте широкую ленту бурого дыма. На поверку оказалось, что этот дым исходит из закопченной короткой трубы небольшого датского парохода «У-Фьорд», медленно дрейфующего по течению с застопоренными машинами. Любого «нейтрала», находящегося в зоне боевых действий, необходимо досмотреть, чтобы убедиться в его благих намерениях и удостовериться, что он не занят на секретных военных перевозках, а потому «Галатея» немедленно отправилась на пересечение курсу подозрительного датчанина.

Дистанция была около восьмидесяти кабельтовых, и легкий туман немного мешал «Галатее» наблюдать за пароходом. Но все же английский сигнальщик сумел разглядеть, что на загроможденной какими-то ящиками палубой сухогруза торчит… лишняя мачта! Короткая, чуть наклоненная тонкая стеньга, словно растущая из кормовой надстройки… Не померещилось ли? Но стоило британскому крейсеру ещё немного приблизиться, как на горизонте в юго-восточном направлении показались новые дымовые шлейфы. А из-за высокого борта датского судна стремительно вылетела черная тень крупного миноносца, и, прижимаясь к свинцовой воде, понеслась навстречу…

Оказывается, за несколько минут до того, как «У-Фьорд» был замечен англичанами, его остановили и начали досматривать немцы — легкий крейсер «Эльбинг» и несколько эсминцев из состава Хохзеефлотте (Флот открытого моря). Теперь, оставив в покое злосчастный пароход, они устремились атаковать «Галатею».



Английский лёгкий крейсер «Галатея»; вступил в строй — декабрь 1914, продан на слом — 25.10.1921 г.; тип «Аретьюза»; водоизмещение 3512 Т; размерения — 132,9 х 11,9 х 4,75 м; скорость 28,5 узлов; вооружение: 2 — 152 мм, 6 — 102 мм орудий, 4 — 533 мм ТА; бронирование: пояс — 25 — 76 мм, палуба — 25 мм. Фото с просторов интернета.


Вахтенные журналы сохранили время первого выстрела: 14 часов 28 минут. «Галатея» сцепилась в артиллерийском поединке с миноносцем «B-109». Потом к их дуэли подключился и «Эльбинг», почти сразу же поразивший англичан 150-мм снарядом под основание командирского мостика. К большому счастью офицеров «Галатеи», этот снаряд не взорвался.



Немецкий лёгкий крейсер «Эльбинг», введен в строй 4.09.1915 — погиб 1.06.1916. Тип «Пиллау»; водоизмещение — 4320 Т, размерения — 135,3 х 13,6 х 5,98 м; скорость — 27,5 уз.; вооружение: 8 — 150 мм, 2 — 88 мм орудий, 2 — 500 мм ТА; бронирование: палуба — 80 мм, боевая рубка — 75 мм. Фото с просторов интернета.


Со всех румбов наплывали дымы. Это спешили на призыв своих разведчиков авангардные соединения британского Гранд-Флита и германского Хохзеефлотте… А «У-Фьорд» поспешил воспользоваться моментом, когда его преследователи занялись борьбой друг с другом, и потихоньку растворился в белесых клочьях тумана над размытым горизонтом. И в этот час ещё никто из его экипажа не знал, что волею судьбы стал свидетелем завязки великого морского сражения…

В сущности, этого дня давно ожидали и в Англии, и в Германии. Но, пожалуй, никто из высшего флотского командования обеих противоборствующих держав не предполагал, что все произойдет именно так.

«Владычицу морей» серьёзно беспокоила возросшая активность германского флота, и в особенности — линейных крейсеров эскадры адмирала Хиппера. Не далее как в конце апреля это великолепно подготовленное соединение заявило о себе, подвергнув обстрелу британское побережье в районе Лоувстофта и Ярмута. Тем самым немцы подтвердили уязвимость неприятельской обороны и неспособность всего громадного Гранд-Флита обеспечить безопасность вод Королевства.

Командующий Гранд-Флитом адмирал Джон Джеллико разработал особый сценарий разгрома германского флота, основанный на стереотипности действий противника. Главной базой своих линкоров Джеллико сделал Скапа-Флоу — огромную естественную бухту на Оркнейских островах, у северных берегов Шотландии. А мобильная авангардная группа линейных крейсеров под флагом вице-адмирала Дэвида Битти и эскадра быстроходных сверхдредноутов типа «Куин Элизабет» под командованием Эван-Томаса были «расквартированы» в Розайте. По плану Джеллико, как только немцы вновь посягнут на британские берега, эскадры из Розайта перехватят неприятеля, свяжут боем и, по возможности, истребят. Если же на содействие линейным крейсерам Хиппера подойдут дредноуты Хохзеефлотте, к месту сражения несколькими эшелонами двинется флот из Скапа-Флоу, чтобы подавить врага численным превосходством и мощью артогня.



Джон Рашуорт Джеллико, 1-й граф Джеллико (англ. John Rushworth Jellicoe, 1st Earl Jellicoe; 1859 — 1935) — британский адмирал флота (1919) времён Первой мировой войны, рыцарь Большого креста ордена Бани и Королевского Викторианского ордена, член Ордена Заслуг, генерал-губернатор Новой Зеландии. Командующий Гранд-Флитом с 1914 по декабрь 1916 г. Фото с просторов интернета.


Джеллико всерьёз рассчитывал на быструю победу, исходя из реального соотношения сил на Северном море. Действительно: его 28-ми дредноутам немцы могли противопоставить только 16. В авангарде Гранд-Флита находилось девять линейных крейсеров против пяти германских. Разведку для Джеллико вели 26 легких крейсеров, а для немецкого командующего Р. Шеера — лишь 11… Но главное, на что рассчитывал британский адмирал, была потеря немцами фактора внезапности.

Еще в самом начале войны, в августе 1914 года, на балтийском театре военных действий произошел случай из разряда тех, что решают порой судьбы целых держав. В густом тумане в районе острова Оденсхольм сел на мель германский легкий крейсер «Магдебург». На рассвете попавшего в ловушку неприятеля обнаружили русские крейсера. Немцы подорвали машины своего корабля, чтобы он не достался неприятелю, но не смогли или не успели уничтожить шифровальные книги в синих кожаных переплетах, залитых свинцом… Благодаря шифровальным книгам «Магдебурга», русские контрразведчики смогли «раскусить» принципы кодировки германских радиодепеш. Россия щедро поделилась вражескими секретами со всеми союзниками по Антанте, и с тех пор любой выход в море германских кораблей уже не был неожиданностью для английского командования; если только этот выход не совершался в режиме полного радиомолчания, что случалось достаточно редко.

Немецкое флотское руководство тоже не сидело, сложа руки. Германия имела собственный план обеспечения господства в Северном море. Согласно расчетам вице-адмирала Шеера, линейные крейсера Хиппера должны были в очередной раз атаковать восточное побережье Англии и вызвать на бой авангардные группировки Гранд-Флита. В погоне за собой немцы рассчитывали оттянуть врага под дула линкоров «Флота открытого моря». В случае удачи этого плана эскадра Битти должна была потерпеть поражение ещё до того, как главные силы британского флота прибудут к месту предполагаемого сражения. Затем, зная, что англичане используют довольно громоздкий, глубоко эшелонированный походный порядок, Шеер намеревался напасть на дредноуты Джеллико и серией коротких стремительных атак нарушить единую боевую линию англичан, и если не разгромить Гранд-Флит по частям, то хотя бы сделать так, чтобы он долго не рисковал встречаться с Хохзеефлотте в открытом поединке. Весь план базировался на отрицательных сторонах британской тактики, диктующей использование подивизионного строя в походе и длинных кильватеров — в бою.



Карл Фридрих Хайнрих Ре́йнхард Ше́ер (нем. Carl Friedrich Heinrich Reinhard Scheer; 1863 — 1928) — германский военный деятель, адмирал. Командующий германским Флотом открытого моря 1916 — 1918 гг. Фото с просторов интернета.


На случай провала первоначального замысла Шеер предусмотрел резервный вариант развития событий: если бы оперативная обстановка не позволила совершить налёт на британское побережье, авангардные части германского флота при поддержке линкоров и старых эскадренных броненосцев — додредноутов должны были выйти к датскому побережью в районе Ютландского полуострова, продвинуться к северу примерно до створа пролива Скагеррак и начать там охоту за английскими торговыми судами. Естественно, что на это англичане реагируют выходом в море мобильных крейсерских отрядов. В этом случае автоматически вступает в действие первый вариант плана, и к моменту подхода линкоров Джеллико британские крейсера будут уничтожены. Затем можно будет заняться разгромом отдельных дивизионов британских дредноутов по мере их прибытия к месту битвы.

Таковы были замыслы сторон. На деле же вышло нечто совершенно иное, лишь отдаленно напоминающее реализацию этих блестящих планов… Как, впрочем, это и бывает на войне.

30 мая 1916 года в 18 часов по Гринвичу дешифровщик британского Адмиралтейства доложил Первому Лорду, что перехвачена германская радиотелеграмма, содержащая приказ о подготовке Флота открытого моря к боевому походу. Сорок минут спустя в Скапа-Флоу на длинную стеньгу «Айрон Дюка», флагманского дредноута адмирала Джеллико, взлетел флажный сигнал: «Всем вверенным мне силам быть готовым выйти в море».

Тот же приказ в виде кодированной радиограммы вскоре достиг антенн «Лайона», флагманского крейсера розайтского отряда, и через час Битти доложил Джеллико, что его оперативная группа в составе шести линейных и двенадцати лёгких крейсеров готова покинуть свои стоянки. Разводили пары и сверхдредноуты Эван-Томаса. А ещё раньше из Гарвича тайно выбрался в море дивизион подводных лодок, чтобы развернуть сторожевую цепь на подходах к Доггер-Банке, на полпути по предполагаемому маршруту германского флота.

Около 22 часов Джеллико дал «добро» на выход в море.

Первыми выдвинулись стоявшие в Инвенгордоне линейные крейсера адмирала Худа — «Инвинсибл», «Инфлексибл» и «Индомитейбл». За ними потянулись восемь броненосных крейсеров под флагом Арбентнота и дредноуты Второй эскадры Гранд-Флита. А в Розайте тем временем выбрали якоря стремительные «кошки Фишера» — «Лайон», «Принцесс Ройал», «Куин Мэри», «Тайгер». Впереди соединения Битти строем развёрнутого фронта шли три разведгруппы — по четыре лёгких крейсера в каждой. За «кошками» тяжело резали форштевнями крупную зыбь линейные крейсера колониальной серии — «Нью-Зиленд» и «Индефатигейбл». В пяти милях позади «Лайона» двигались линкоры Эван-Томаса — под прикрытием завесы из трех десятков эскадренных миноносцев. С эскадрой сверхдредноутов шёл гидроавиатранспорт «Энгадин», чьи самолёты планировалось использовать для разведки и корректировки огня. В Скапа-Флоу на рейд подивизионно выходили дредноуты главных сил Гранд-Флита…

К двум часам ночи 31 мая весь британский флот уже находился на пути к месту будущего сражения.

Немцы провели эту ночь на якорных стоянках на внешнем рейде Вильгельмсхафена, а за несколько часов до рассвета вышли к берегам Ютландского полуострова. Второй вариант плана Шеера вступил в действие.

Два великих флота ещё могли и не встретиться, поскольку их адмиралы не располагали точными данными о продвижении неприятеля. День был туманный и мглистый, в условиях плохой видимости у врагов был более чем реальный шанс разминуться на морских просторах. Так уже не раз бывало во время этой войны. Но «Галатея» заметила датский пароход…

Продолжение следует...

Составить гениальный план сражения — не есть ещё признак военного гения. Истинный талант тем и хорош, что может без колебаний отринуть все первоначальные замыслы и в изменившихся обстоятельствах действовать иначе.

Мишель Ней.




Гранд-Флит следует за флагманским линкором «Айрон Дюк». Фото с просторов интернета.


Шел 1916 год, второй год мировой войны. 31 мая, около двух часов пополудни, на траверзе пролива Скагеррак в Северном море британский легкий крейсер «Галатея» обнаружил на горизонте широкую ленту бурого дыма. На поверку оказалось, что этот дым исходит из закопченной короткой трубы небольшого датского парохода «У-Фьорд», медленно дрейфующего по течению с застопоренными машинами. Любого «нейтрала», находящегося в зоне боевых действий, необходимо досмотреть, чтобы убедиться в его благих намерениях и удостовериться, что он не занят на секретных военных перевозках, а потому «Галатея» немедленно отправилась на пересечение курсу подозрительного датчанина.

Дистанция была около восьмидесяти кабельтовых, и легкий туман немного мешал «Галатее» наблюдать за пароходом. Но все же английский сигнальщик сумел разглядеть, что на загроможденной какими-то ящиками палубой сухогруза торчит… лишняя мачта! Короткая, чуть наклоненная тонкая стеньга, словно растущая из кормовой надстройки… Не померещилось ли? Но стоило британскому крейсеру ещё немного приблизиться, как на горизонте в юго-восточном направлении показались новые дымовые шлейфы. А из-за высокого борта датского судна стремительно вылетела черная тень крупного миноносца, и, прижимаясь к свинцовой воде, понеслась навстречу…

Оказывается, за несколько минут до того, как «У-Фьорд» был замечен англичанами, его остановили и начали досматривать немцы — легкий крейсер «Эльбинг» и несколько эсминцев из состава Хохзеефлотте (Флот открытого моря). Теперь, оставив в покое злосчастный пароход, они устремились атаковать «Галатею».



Английский лёгкий крейсер «Галатея»; вступил в строй — декабрь 1914, продан на слом — 25.10.1921 г.; тип «Аретьюза»; водоизмещение 3512 Т; размерения — 132,9 х 11,9 х 4,75 м; скорость 28,5 узлов; вооружение: 2 — 152 мм, 6 — 102 мм орудий, 4 — 533 мм ТА; бронирование: пояс — 25 — 76 мм, палуба — 25 мм. Фото с просторов интернета.


Вахтенные журналы сохранили время первого выстрела: 14 часов 28 минут. «Галатея» сцепилась в артиллерийском поединке с миноносцем «B-109». Потом к их дуэли подключился и «Эльбинг», почти сразу же поразивший англичан 150-мм снарядом под основание командирского мостика. К большому счастью офицеров «Галатеи», этот снаряд не взорвался.



Немецкий лёгкий крейсер «Эльбинг», введен в строй 4.09.1915 — погиб 1.06.1916. Тип «Пиллау»; водоизмещение — 4320 Т, размерения — 135,3 х 13,6 х 5,98 м; скорость — 27,5 уз.; вооружение: 8 — 150 мм, 2 — 88 мм орудий, 2 — 500 мм ТА; бронирование: палуба — 80 мм, боевая рубка — 75 мм. Фото с просторов интернета.


Со всех румбов наплывали дымы. Это спешили на призыв своих разведчиков авангардные соединения британского Гранд-Флита и германского Хохзеефлотте… А «У-Фьорд» поспешил воспользоваться моментом, когда его преследователи занялись борьбой друг с другом, и потихоньку растворился в белесых клочьях тумана над размытым горизонтом. И в этот час ещё никто из его экипажа не знал, что волею судьбы стал свидетелем завязки великого морского сражения…

В сущности, этого дня давно ожидали и в Англии, и в Германии. Но, пожалуй, никто из высшего флотского командования обеих противоборствующих держав не предполагал, что все произойдет именно так.

«Владычицу морей» серьёзно беспокоила возросшая активность германского флота, и в особенности — линейных крейсеров эскадры адмирала Хиппера. Не далее как в конце апреля это великолепно подготовленное соединение заявило о себе, подвергнув обстрелу британское побережье в районе Лоувстофта и Ярмута. Тем самым немцы подтвердили уязвимость неприятельской обороны и неспособность всего громадного Гранд-Флита обеспечить безопасность вод Королевства.

Командующий Гранд-Флитом адмирал Джон Джеллико разработал особый сценарий разгрома германского флота, основанный на стереотипности действий противника. Главной базой своих линкоров Джеллико сделал Скапа-Флоу — огромную естественную бухту на Оркнейских островах, у северных берегов Шотландии. А мобильная авангардная группа линейных крейсеров под флагом вице-адмирала Дэвида Битти и эскадра быстроходных сверхдредноутов типа «Куин Элизабет» под командованием Эван-Томаса были «расквартированы» в Розайте. По плану Джеллико, как только немцы вновь посягнут на британские берега, эскадры из Розайта перехватят неприятеля, свяжут боем и, по возможности, истребят. Если же на содействие линейным крейсерам Хиппера подойдут дредноуты Хохзеефлотте, к месту сражения несколькими эшелонами двинется флот из Скапа-Флоу, чтобы подавить врага численным превосходством и мощью артогня.



Джон Рашуорт Джеллико, 1-й граф Джеллико (англ. John Rushworth Jellicoe, 1st Earl Jellicoe; 1859 — 1935) — британский адмирал флота (1919) времён Первой мировой войны, рыцарь Большого креста ордена Бани и Королевского Викторианского ордена, член Ордена Заслуг, генерал-губернатор Новой Зеландии. Командующий Гранд-Флитом с 1914 по декабрь 1916 г. Фото с просторов интернета.


Джеллико всерьёз рассчитывал на быструю победу, исходя из реального соотношения сил на Северном море. Действительно: его 28-ми дредноутам немцы могли противопоставить только 16. В авангарде Гранд-Флита находилось девять линейных крейсеров против пяти германских. Разведку для Джеллико вели 26 легких крейсеров, а для немецкого командующего Р. Шеера — лишь 11… Но главное, на что рассчитывал британский адмирал, была потеря немцами фактора внезапности.

Еще в самом начале войны, в августе 1914 года, на балтийском театре военных действий произошел случай из разряда тех, что решают порой судьбы целых держав. В густом тумане в районе острова Оденсхольм сел на мель германский легкий крейсер «Магдебург». На рассвете попавшего в ловушку неприятеля обнаружили русские крейсера. Немцы подорвали машины своего корабля, чтобы он не достался неприятелю, но не смогли или не успели уничтожить шифровальные книги в синих кожаных переплетах, залитых свинцом… Благодаря шифровальным книгам «Магдебурга», русские контрразведчики смогли «раскусить» принципы кодировки германских радиодепеш. Россия щедро поделилась вражескими секретами со всеми союзниками по Антанте, и с тех пор любой выход в море германских кораблей уже не был неожиданностью для английского командования; если только этот выход не совершался в режиме полного радиомолчания, что случалось достаточно редко.

Немецкое флотское руководство тоже не сидело, сложа руки. Германия имела собственный план обеспечения господства в Северном море. Согласно расчетам вице-адмирала Шеера, линейные крейсера Хиппера должны были в очередной раз атаковать восточное побережье Англии и вызвать на бой авангардные группировки Гранд-Флита. В погоне за собой немцы рассчитывали оттянуть врага под дула линкоров «Флота открытого моря». В случае удачи этого плана эскадра Битти должна была потерпеть поражение ещё до того, как главные силы британского флота прибудут к месту предполагаемого сражения. Затем, зная, что англичане используют довольно громоздкий, глубоко эшелонированный походный порядок, Шеер намеревался напасть на дредноуты Джеллико и серией коротких стремительных атак нарушить единую боевую линию англичан, и если не разгромить Гранд-Флит по частям, то хотя бы сделать так, чтобы он долго не рисковал встречаться с Хохзеефлотте в открытом поединке. Весь план базировался на отрицательных сторонах британской тактики, диктующей использование подивизионного строя в походе и длинных кильватеров — в бою.



Карл Фридрих Хайнрих Ре́йнхард Ше́ер (нем. Carl Friedrich Heinrich Reinhard Scheer; 1863 — 1928) — германский военный деятель, адмирал. Командующий германским Флотом открытого моря 1916 — 1918 гг. Фото с просторов интернета.


На случай провала первоначального замысла Шеер предусмотрел резервный вариант развития событий: если бы оперативная обстановка не позволила совершить налёт на британское побережье, авангардные части германского флота при поддержке линкоров и старых эскадренных броненосцев — додредноутов должны были выйти к датскому побережью в районе Ютландского полуострова, продвинуться к северу примерно до створа пролива Скагеррак и начать там охоту за английскими торговыми судами. Естественно, что на это англичане реагируют выходом в море мобильных крейсерских отрядов. В этом случае автоматически вступает в действие первый вариант плана, и к моменту подхода линкоров Джеллико британские крейсера будут уничтожены. Затем можно будет заняться разгромом отдельных дивизионов британских дредноутов по мере их прибытия к месту битвы.

Таковы были замыслы сторон. На деле же вышло нечто совершенно иное, лишь отдаленно напоминающее реализацию этих блестящих планов… Как, впрочем, это и бывает на войне.

30 мая 1916 года в 18 часов по Гринвичу дешифровщик британского Адмиралтейства доложил Первому Лорду, что перехвачена германская радиотелеграмма, содержащая приказ о подготовке Флота открытого моря к боевому походу. Сорок минут спустя в Скапа-Флоу на длинную стеньгу «Айрон Дюка», флагманского дредноута адмирала Джеллико, взлетел флажный сигнал: «Всем вверенным мне силам быть готовым выйти в море».

Тот же приказ в виде кодированной радиограммы вскоре достиг антенн «Лайона», флагманского крейсера розайтского отряда, и через час Битти доложил Джеллико, что его оперативная группа в составе шести линейных и двенадцати лёгких крейсеров готова покинуть свои стоянки. Разводили пары и сверхдредноуты Эван-Томаса. А ещё раньше из Гарвича тайно выбрался в море дивизион подводных лодок, чтобы развернуть сторожевую цепь на подходах к Доггер-Банке, на полпути по предполагаемому маршруту германского флота.

Около 22 часов Джеллико дал «добро» на выход в море.

Первыми выдвинулись стоявшие в Инвенгордоне линейные крейсера адмирала Худа — «Инвинсибл», «Инфлексибл» и «Индомитейбл». За ними потянулись восемь броненосных крейсеров под флагом Арбентнота и дредноуты Второй эскадры Гранд-Флита. А в Розайте тем временем выбрали якоря стремительные «кошки Фишера» — «Лайон», «Принцесс Ройал», «Куин Мэри», «Тайгер». Впереди соединения Битти строем развёрнутого фронта шли три разведгруппы — по четыре лёгких крейсера в каждой. За «кошками» тяжело резали форштевнями крупную зыбь линейные крейсера колониальной серии — «Нью-Зиленд» и «Индефатигейбл». В пяти милях позади «Лайона» двигались линкоры Эван-Томаса — под прикрытием завесы из трех десятков эскадренных миноносцев. С эскадрой сверхдредноутов шёл гидроавиатранспорт «Энгадин», чьи самолёты планировалось использовать для разведки и корректировки огня. В Скапа-Флоу на рейд подивизионно выходили дредноуты главных сил Гранд-Флита…

К двум часам ночи 31 мая весь британский флот уже находился на пути к месту будущего сражения.

Немцы провели эту ночь на якорных стоянках на внешнем рейде Вильгельмсхафена, а за несколько часов до рассвета вышли к берегам Ютландского полуострова. Второй вариант плана Шеера вступил в действие.

Два великих флота ещё могли и не встретиться, поскольку их адмиралы не располагали точными данными о продвижении неприятеля. День был туманный и мглистый, в условиях плохой видимости у врагов был более чем реальный шанс разминуться на морских просторах. Так уже не раз бывало во время этой войны. Но «Галатея» заметила датский пароход…

Продолжение следует...

Читайте также

Комментарии 0

Войдите для комментирования
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ