3
Герой советского кино эпохи "застоя" часть первая | Паблико
135 подписчики

Герой советского кино эпохи "застоя" часть первая


21 окт 2024 · 15:33    

Итак, обещанный трактат. Писала всю ночь, перелопатила кучу дополнительной литературы. И вот что у меня вышло.

Речь пойдёт о кино. О фильмах дорогих нашему сердцу. Сразу оговорюсь, это лишь мой авторский взгляд. У читателей может быть своё мнение, которое было бы интересно прочитать в комментарии. А может быть кто-то, подхватив тему напишет в ответ и публикацию.

Период с середины шестидесятых и до середины восьмидесятых в СССР принято называть эпохой застоя. По сути 20 спокойных и сытых лет без потрясений для государства и граждан. Полный штиль в политической и общественной жизни. И именно на этом безветренном фоне созданы все самые яркие кинофильмы, которые смотрим до сих пор, не только в виде настальгии по прошлому, но и как произведения искусства.

  • 1968 «Бриллиантовая рука» 
  • 1971 «Джентльмены удачи» 
  • 1973 «Иван Васильевич меняет профессию» и «Калина красная» 
  • 1975 «Ирония судьбы или С лёгким паром» и «Афоня» 
  • 1978 «Обыкновенное чудо» 
  • 1979 «Осенний марафон» и «Москва слезам не верит» 
  • 1981 «Вам и не снилось» 
  • 1982 «Покровские ворота» 

Конечно шедевров гораздо больше.

Искусство каждой эпохи, как известно, стремится отразить ощущения, мотивы и внутренний мир человека.

В отличии от предыдущей эпохи больших свершений, где герои имеют характеры цельные и однозначные, даже слишком однозначные, я бы сказала. а профессии романтичны и часто сопряжены с риском - геологи, лётчики, полярники и т. д, в застойные годы на первый план выходит обычный служащий, можно сказать рядовой гражданин, как правило лет около сорока, нерешительный тихоня.

У героя этой эпохи вроде бы есть всё, что нужно для нормальной жизни - квартира со всеми удобствами, работа, семья, друзья. Нет только понимания собственного места в жизни. Проще говоря, нет ясности; зачем он живёт? 

При этом есть обстоятельства над которыми он не властен. А все попытки вырваться за пределы круга заранее обречены на провал. Иногда герой ведёт себя, как подросток бунтующий против циничного мира взрослых. Порой он смешон и наивен, но и трагичен, поскольку задаётся экзистенциальными вопросами.



scale_1200 (3).jpg 231.49 KB


И Егор Прокудин в «Калине красной» и Афоня - люди окончательно оторвавшиеся от своих корней. Не случайно Афоня никак не может навестить тётку в деревне, которая его воспитывала, а Егор - мать. В образах этих отразился закат русской крестьянской культуры. Население перетекло в города. Окончательный апокалипсис мы наблюдаем в фильме Ларисы Шепитько и Элема Климова «Прощание» (1981) по мотивам повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой» О том же и «Сибириада» Кончаловского. 



scale_1200 (4).jpg 254.95 KB


Деревня подлежит затоплению вместе с самым важным для крестьянской культуры - кладбищем. Да, это во имя прогресса, но от того человеку не легче.

И в «Прощании» и в «Сибириаде» уничтожаются прежде всего кладбища, как память рода. Те же сюжеты мы находим и в литературе, скажем: «И дольше века длится день» Чингиза Айтматова. Если же у человека нет рода, нет родовой памяти - выходит он манкурт, на голову которого натянули кожаный мешок? И теперь любой может приказывать манкурту всё, что угодно. Тем не менее процесс урбанизации неостановим. И герой мучительно ищет иную идентификацию. 

Конфликт между городом и деревней подчёркнут и в комедиях. 



scale_1200 (5).jpg 129.57 KB


В фильме «Родня» (1981 год) старшее (сельское) и младшее (городское) поколения всё же находят общий язык. Пока ещё родовые связи сильны, но надолго ли?

Тем не менее, глобальные процессы человек изменить не в силах. Остаётся рефлексировать и как то приспосабливаться.

Продолжение следует!

Итак, обещанный трактат. Писала всю ночь, перелопатила кучу дополнительной литературы. И вот что у меня вышло.

Речь пойдёт о кино. О фильмах дорогих нашему сердцу. Сразу оговорюсь, это лишь мой авторский взгляд. У читателей может быть своё мнение, которое было бы интересно прочитать в комментарии. А может быть кто-то, подхватив тему напишет в ответ и публикацию.

Период с середины шестидесятых и до середины восьмидесятых в СССР принято называть эпохой застоя. По сути 20 спокойных и сытых лет без потрясений для государства и граждан. Полный штиль в политической и общественной жизни. И именно на этом безветренном фоне созданы все самые яркие кинофильмы, которые смотрим до сих пор, не только в виде настальгии по прошлому, но и как произведения искусства.

  • 1968 «Бриллиантовая рука» 
  • 1971 «Джентльмены удачи» 
  • 1973 «Иван Васильевич меняет профессию» и «Калина красная» 
  • 1975 «Ирония судьбы или С лёгким паром» и «Афоня» 
  • 1978 «Обыкновенное чудо» 
  • 1979 «Осенний марафон» и «Москва слезам не верит» 
  • 1981 «Вам и не снилось» 
  • 1982 «Покровские ворота» 

Конечно шедевров гораздо больше.

Искусство каждой эпохи, как известно, стремится отразить ощущения, мотивы и внутренний мир человека.

В отличии от предыдущей эпохи больших свершений, где герои имеют характеры цельные и однозначные, даже слишком однозначные, я бы сказала. а профессии романтичны и часто сопряжены с риском - геологи, лётчики, полярники и т. д, в застойные годы на первый план выходит обычный служащий, можно сказать рядовой гражданин, как правило лет около сорока, нерешительный тихоня.

У героя этой эпохи вроде бы есть всё, что нужно для нормальной жизни - квартира со всеми удобствами, работа, семья, друзья. Нет только понимания собственного места в жизни. Проще говоря, нет ясности; зачем он живёт? 

При этом есть обстоятельства над которыми он не властен. А все попытки вырваться за пределы круга заранее обречены на провал. Иногда герой ведёт себя, как подросток бунтующий против циничного мира взрослых. Порой он смешон и наивен, но и трагичен, поскольку задаётся экзистенциальными вопросами.



scale_1200 (3).jpg 231.49 KB


И Егор Прокудин в «Калине красной» и Афоня - люди окончательно оторвавшиеся от своих корней. Не случайно Афоня никак не может навестить тётку в деревне, которая его воспитывала, а Егор - мать. В образах этих отразился закат русской крестьянской культуры. Население перетекло в города. Окончательный апокалипсис мы наблюдаем в фильме Ларисы Шепитько и Элема Климова «Прощание» (1981) по мотивам повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой» О том же и «Сибириада» Кончаловского. 



scale_1200 (4).jpg 254.95 KB


Деревня подлежит затоплению вместе с самым важным для крестьянской культуры - кладбищем. Да, это во имя прогресса, но от того человеку не легче.

И в «Прощании» и в «Сибириаде» уничтожаются прежде всего кладбища, как память рода. Те же сюжеты мы находим и в литературе, скажем: «И дольше века длится день» Чингиза Айтматова. Если же у человека нет рода, нет родовой памяти - выходит он манкурт, на голову которого натянули кожаный мешок? И теперь любой может приказывать манкурту всё, что угодно. Тем не менее процесс урбанизации неостановим. И герой мучительно ищет иную идентификацию. 

Конфликт между городом и деревней подчёркнут и в комедиях. 



scale_1200 (5).jpg 129.57 KB


В фильме «Родня» (1981 год) старшее (сельское) и младшее (городское) поколения всё же находят общий язык. Пока ещё родовые связи сильны, но надолго ли?

Тем не менее, глобальные процессы человек изменить не в силах. Остаётся рефлексировать и как то приспосабливаться.

Продолжение следует!

Читайте также

Комментарии 38

Войдите для комментирования
■ Пушистик 26 окт 2024 в 15:36
обожаю все эти фильмы) а анализ у вас интересный -я даже не задумывалась об этом
■ Отшельница 26 окт 2024 в 17:09
Спасибо👍
■ Амалия Литвинова 24 окт 2024 в 01:12
Да, действительно большой труд проделали, и получился трактат. Глубокий анализ, точные формулировки. И добавить нечего. Так оно всё и было.
■ Отшельница 24 окт 2024 в 09:47
Добавить всегда есть что-)) спасибо🙂🌷
■ ЭЛЛИНА ВЛАДИС 23 окт 2024 в 00:47
А я бы с радостью вернулась во времена застоя)
■ Отшельница 24 окт 2024 в 09:48
Надо бы машину времени😀
■ ЭЛЛИНА ВЛАДИС 24 окт 2024 в 13:38
Если бы)
Развернуть комментарии
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ