Герой советского кино эпохи "застоя" - часть вторая
22 окт 2024 · 16:09
Внимание киногероев и зрителей тех лет переключается с общественного на частное. Всплывают так называемые вечные темы. И выясняется, что советские люди истосковались по мелодраме, по самым обычным, но и самым человеческим сюжетам. И все немного устали от героизма.
«Служебный роман» и «Москва слезам не верит» - истории перевёрнутых Золушек, где сильная женщина тоскует по доброму нежному, пусть и не принцу, лишь бы человек хороший, и любил. Может и наивно, но сколько раз у зрительниц наворачивались слёзы!
А вот председательница гор исполкома из фильма «Прошу слова» (1975), которая ставит общественное превыше личного и едет решать важные вопросы сразу после похорон сына, сочувствия не вызывает. В «Афоне» товарищеский суд уже не вызывает у собравшихся ничего кроме скуки.
В «Берегись автомобиля» (1966) владение личным автомобилем выглядит подозрительно, А в «Гараже» (1979) герой уже активно сражается за место в кооперативе.
Жизнь потихоньку меняется и это отражает кино.
Киноискусство фиксирует, как в СССР складывается общество потребления. Вспоминаем «Иронию судьбы», где за одинаковый интерьер герои выкладывают по 800 рублей и 25 сверху и никого эти мелочи не коробят. Частные, мещанские интересы победили идеалы коммунизма и дальнейшие события уже как будто предопределены. Но пока ещё никому и в голову не приходит, куда идёт исторический процесс.
Однако, существовать без идеала слишком тоскливо. И если уж современность ничего не рождает по традиции обращаются к прошлому.
А в прошлом была война...
В 1965-м 9 мая объявляется всенародным праздником Днём Победы и выходным днём. Да этого 20 лет День Победы столь масштабно не отмечался. Раны были свежи. Цена за победу отдана не просто большая, а ужасающая. Человеческие потери гораздо выше, чем у противника. Вобщем тему предпочитали не освещать, а сконцентрировать общество на восстановлении.
Тогда же начинаются парады 9 мая. И, конечно, снимают фильмы на военную тему..
Формируют образ отца-героя пожертвовавшего собой ради будущего страны. Складывается эпос. Именно страны, а не семьи. Малую родину окончательно вытесняет большая..
Горячий снег «и» А зори здесь тихие" (1972)
Они сражались за Родину" (1975)
Но кроме эпических сражений киноискусство пытается дать осмысление большой войны между двумя государствами и её влияние на судьбу и мировоззрение человека. В «Белорусском вокзале» (1970) постаревшие фронтовики не могут вписаться в мирную жизнь. О военной травме повествуют фильмы «Вдовы» и «Подранки» (1976)
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Внимание киногероев и зрителей тех лет переключается с общественного на частное. Всплывают так называемые вечные темы. И выясняется, что советские люди истосковались по мелодраме, по самым обычным, но и самым человеческим сюжетам. И все немного устали от героизма."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Служебный роман» и «Москва слезам не верит» - истории перевёрнутых Золушек, где сильная женщина тоскует по доброму нежному, пусть и не принцу, лишь бы человек хороший, и любил. Может и наивно, но сколько раз у зрительниц наворачивались слёзы!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А вот председательница гор исполкома из фильма «Прошу слова» (1975), которая ставит общественное превыше личного и едет решать важные вопросы сразу после похорон сына, сочувствия не вызывает. В «Афоне» товарищеский суд уже не вызывает у собравшихся ничего кроме скуки. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В «Берегись автомобиля» (1966) владение личным автомобилем выглядит подозрительно, А в «Гараже» (1979) герой уже активно сражается за место в кооперативе. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Жизнь потихоньку меняется и это отражает кино."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Киноискусство фиксирует, как в СССР складывается общество потребления. Вспоминаем «Иронию судьбы», где за одинаковый интерьер герои выкладывают по 800 рублей и 25 сверху и никого эти мелочи не коробят. Частные, мещанские интересы победили идеалы коммунизма и дальнейшие события уже как будто предопределены. Но пока ещё никому и в голову не приходит, куда идёт исторический процесс."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "MV5BNzc5MDJkYzctYTRmYS00ODBlLTg5ZGMtMzhiOGFlZjg4MDAxXkEyXkFqcGdeQXVyMTAzMDg2MjMx._V1_.jpg", "filesize": 211938, "height": 933, "pic_id": 918541, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/10/22/MV5BNzc5MDJkYzctYTRmYS00ODBlLTg5ZGMtMzhiOGFlZjg4MDAxXkEy_Yrgz0EP.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20241022%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20241022T130054Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=4663ec00025efac08356adbdd4b6adbc4010886c558d61de86f7566e3737ac5d", "width": 1273}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Однако, существовать без идеала слишком тоскливо. И если уж современность ничего не рождает по традиции обращаются к прошлому."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А в прошлом была война... "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1965-м 9 мая объявляется всенародным праздником Днём Победы и выходным днём. Да этого 20 лет День Победы столь масштабно не отмечался. Раны были свежи. Цена за победу отдана не просто большая, а ужасающая. Человеческие потери гораздо выше, чем у противника. Вобщем тему предпочитали не освещать, а сконцентрировать общество на восстановлении."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Тогда же начинаются парады 9 мая. И, конечно, снимают фильмы на военную тему.."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Формируют образ отца-героя пожертвовавшего собой ради будущего страны. Складывается эпос. Именно страны, а не семьи. Малую родину окончательно вытесняет большая.."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Горячий снег «и» А зори здесь тихие\" (1972)"}], "attributes": ["bulletList", "bullet"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Они сражались за Родину\" (1975)"}], "attributes": ["bulletList", "bullet"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но кроме эпических сражений киноискусство пытается дать осмысление большой войны между двумя государствами и её влияние на судьбу и мировоззрение человека. В «Белорусском вокзале» (1970) постаревшие фронтовики не могут вписаться в мирную жизнь. О военной травме повествуют фильмы «Вдовы» и «Подранки» (1976) "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Война бьёт сразу по нескольким поколениям."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "MV5BOGMyZjQ1NWUtMmI0ZC00MDZiLWFjYWQtNjUxMmFhNWFkMzA3XkEyXkFqcGdeQXVyNjg3MTIwODI@._V1_FMjpg_UX1000_.jpg", "filesize": 39987, "height": 492, "pic_id": 918542, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/10/22/MV5BOGMyZjQ1NWUtMmI0ZC00MDZiLWFjYWQtNjUxMmFhNWFkMzA3XkEy_88mXZrx.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20241022%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20241022T130215Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=c161183b003c0db9bf6aa702da8e117641fa45264248097ae804191f4491da5e", "width": 1000}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Продолжение всё ещё следует-)"}], "attributes": []}], "selectedRange": [266, 266]}
Тут вопрос в том: общество влияет на искусство или искусство на общество? 🤔 Вот эта тема потребительства родилась в недрах народных масс или её нам таки навязали в том числе те фильмы, о которых вы пишете? Хорошие, отличные фильмы, и именно в этом их сила воздействия на умы.
Я полагаю всё взаимосвязано - экономика и культура, но и просто взгляды меняются и искусство всё это отражает. Если же искусство идёт под заказ то это уже не искусство
Самое показательное в этом плане - это мода. Заметьте, что модные тенденции нам в общем то не навязывают. Нам нравится носить то, что модно. Удивительно то, что вчера нам нравилось всё в обтяжку, а сегодня оверсайз. Как так происходит? Может, просто приедается один стиль и хочется сменить его на противоположный?
Комментарии 33