3
Герой советского кино эпохи "застоя" - часть вторая | Паблико
135 подписчики

Герой советского кино эпохи "застоя" - часть вторая


22 окт 2024 · 16:09    

Внимание киногероев и зрителей тех лет переключается с общественного на частное. Всплывают так называемые вечные темы. И выясняется, что советские люди истосковались по мелодраме, по самым обычным, но и самым человеческим сюжетам. И все немного устали от героизма.

«Служебный роман» и «Москва слезам не верит» - истории перевёрнутых Золушек, где сильная женщина тоскует по доброму нежному, пусть и не принцу, лишь бы человек хороший, и любил. Может и наивно, но сколько раз у зрительниц наворачивались слёзы!

А вот председательница гор исполкома из фильма «Прошу слова» (1975), которая ставит общественное превыше личного и едет решать важные вопросы сразу после похорон сына, сочувствия не вызывает. В «Афоне» товарищеский суд уже не вызывает у собравшихся ничего кроме скуки. 

В «Берегись автомобиля» (1966) владение личным автомобилем выглядит подозрительно, А в «Гараже» (1979) герой уже активно сражается за место в кооперативе. 

Жизнь потихоньку меняется и это отражает кино.

Киноискусство фиксирует, как в СССР складывается общество потребления. Вспоминаем «Иронию судьбы», где за одинаковый интерьер герои выкладывают по 800 рублей и 25 сверху и никого эти мелочи не коробят. Частные, мещанские интересы победили идеалы коммунизма и дальнейшие события уже как будто предопределены. Но пока ещё никому и в голову не приходит, куда идёт исторический процесс.



MV5BNzc5MDJkYzctYTRmYS00ODBlLTg5ZGMtMzhiOGFlZjg4MDAxXkEyXkFqcGdeQXVyMTAzMDg2MjMx._V1_.jpg 206.97 KB


Однако, существовать без идеала слишком тоскливо. И если уж современность ничего не рождает по традиции обращаются к прошлому.

А в прошлом была война... 

В 1965-м 9 мая объявляется всенародным праздником Днём Победы и выходным днём. Да этого 20 лет День Победы столь масштабно не отмечался. Раны были свежи. Цена за победу отдана не просто большая, а ужасающая. Человеческие потери гораздо выше, чем у противника. Вобщем тему предпочитали не освещать, а сконцентрировать общество на восстановлении.

Тогда же начинаются парады 9 мая. И, конечно, снимают фильмы на военную тему..

Формируют образ отца-героя пожертвовавшего собой ради будущего страны. Складывается эпос. Именно страны, а не семьи. Малую родину окончательно вытесняет большая..

  • Горячий снег «и» А зори здесь тихие" (1972)
  • Они сражались за Родину" (1975)

Но кроме эпических сражений киноискусство пытается дать осмысление большой войны между двумя государствами и её влияние на судьбу и мировоззрение человека. В «Белорусском вокзале» (1970) постаревшие фронтовики не могут вписаться в мирную жизнь. О военной травме повествуют фильмы «Вдовы» и «Подранки» (1976) 

Война бьёт сразу по нескольким поколениям.



MV5BOGMyZjQ1NWUtMmI0ZC00MDZiLWFjYWQtNjUxMmFhNWFkMzA3XkEyXkFqcGdeQXVyNjg3MTIwODI@._V1_FMjpg_UX1000_.jpg 39.05 KB


Продолжение всё ещё следует-)

Внимание киногероев и зрителей тех лет переключается с общественного на частное. Всплывают так называемые вечные темы. И выясняется, что советские люди истосковались по мелодраме, по самым обычным, но и самым человеческим сюжетам. И все немного устали от героизма.

«Служебный роман» и «Москва слезам не верит» - истории перевёрнутых Золушек, где сильная женщина тоскует по доброму нежному, пусть и не принцу, лишь бы человек хороший, и любил. Может и наивно, но сколько раз у зрительниц наворачивались слёзы!

А вот председательница гор исполкома из фильма «Прошу слова» (1975), которая ставит общественное превыше личного и едет решать важные вопросы сразу после похорон сына, сочувствия не вызывает. В «Афоне» товарищеский суд уже не вызывает у собравшихся ничего кроме скуки. 

В «Берегись автомобиля» (1966) владение личным автомобилем выглядит подозрительно, А в «Гараже» (1979) герой уже активно сражается за место в кооперативе. 

Жизнь потихоньку меняется и это отражает кино.

Киноискусство фиксирует, как в СССР складывается общество потребления. Вспоминаем «Иронию судьбы», где за одинаковый интерьер герои выкладывают по 800 рублей и 25 сверху и никого эти мелочи не коробят. Частные, мещанские интересы победили идеалы коммунизма и дальнейшие события уже как будто предопределены. Но пока ещё никому и в голову не приходит, куда идёт исторический процесс.



MV5BNzc5MDJkYzctYTRmYS00ODBlLTg5ZGMtMzhiOGFlZjg4MDAxXkEyXkFqcGdeQXVyMTAzMDg2MjMx._V1_.jpg 206.97 KB


Однако, существовать без идеала слишком тоскливо. И если уж современность ничего не рождает по традиции обращаются к прошлому.

А в прошлом была война... 

В 1965-м 9 мая объявляется всенародным праздником Днём Победы и выходным днём. Да этого 20 лет День Победы столь масштабно не отмечался. Раны были свежи. Цена за победу отдана не просто большая, а ужасающая. Человеческие потери гораздо выше, чем у противника. Вобщем тему предпочитали не освещать, а сконцентрировать общество на восстановлении.

Тогда же начинаются парады 9 мая. И, конечно, снимают фильмы на военную тему..

Формируют образ отца-героя пожертвовавшего собой ради будущего страны. Складывается эпос. Именно страны, а не семьи. Малую родину окончательно вытесняет большая..

  • Горячий снег «и» А зори здесь тихие" (1972)
  • Они сражались за Родину" (1975)

Но кроме эпических сражений киноискусство пытается дать осмысление большой войны между двумя государствами и её влияние на судьбу и мировоззрение человека. В «Белорусском вокзале» (1970) постаревшие фронтовики не могут вписаться в мирную жизнь. О военной травме повествуют фильмы «Вдовы» и «Подранки» (1976) 

Война бьёт сразу по нескольким поколениям.



MV5BOGMyZjQ1NWUtMmI0ZC00MDZiLWFjYWQtNjUxMmFhNWFkMzA3XkEyXkFqcGdeQXVyNjg3MTIwODI@._V1_FMjpg_UX1000_.jpg 39.05 KB


Продолжение всё ещё следует-)

Читайте также

Комментарии 33

Войдите для комментирования
■ Жил-Был 28 окт 2024 в 19:02
Наверное и дорамы сейчас так популярны, что людям хочется обыкновенных, человеческих отношений
■ Отшельница 28 окт 2024 в 20:32
Думаю да - в плане отношений нам ещё многое нужно понять
■ Амалия Литвинова 24 окт 2024 в 00:32
Тут вопрос в том: общество влияет на искусство или искусство на общество? 🤔 Вот эта тема потребительства родилась в недрах народных масс или её нам таки навязали в том числе те фильмы, о которых вы пишете? Хорошие, отличные фильмы, и именно в этом их сила воздействия на умы.
■ Отшельница 24 окт 2024 в 09:43
Я полагаю всё взаимосвязано - экономика и культура, но и просто взгляды меняются и искусство всё это отражает. Если же искусство идёт под заказ то это уже не искусство
■ Амалия Литвинова 25 окт 2024 в 22:01
Самое показательное в этом плане - это мода. Заметьте, что модные тенденции нам в общем то не навязывают. Нам нравится носить то, что модно. Удивительно то, что вчера нам нравилось всё в обтяжку, а сегодня оверсайз. Как так происходит? Может, просто приедается один стиль и хочется сменить его на противоположный?
Да, война бьёт сразу по нескольким поколениям..
■ Пушистик 26 окт 2024 в 16:01
согласна полностью
■ Отшельница 23 окт 2024 в 14:40
Горько но так и есть
Развернуть комментарии
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ