Мои родители не ходили со мной в театры, не водили меня на выставки картин. Моим художественным образованием занимались советское телевидение и радио. Благодаря им я познакомилась с классической музыкой, побывала на лучших спектаклях советских театров.
А к живописи я приобщалась, читая журналы «Работница» и «Крестьянка». На последней странице всегда были картины, чаще всего – портреты, и сопроводительная статья, которая рассказывала и о художнике, и о героине.
Там, на одной из последних страничек я и увидела её. Помню, что долго не могла отвести взгляда от её глаз, тонких черт лица, словно проступающего из сумрака.
Il9ArEgvfAU.jpg110.8 KB
А рядом была статья, и в ней строки, тоже навсегда врезавшиеся в память:
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?..
Так я узнала о художнике Фёдоре Рокотове и об Александре Петровне Струйской. А третью, четвертую и пятую строфы из стихотворения Заболоцкого я прочитала гораздо позже, когда купила большой сборник его произведений:
Её глаза — как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Её глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач...
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потёмки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Её прекрасные глаза.
Этот портрет почему-то всегда ассоциировался у меня с "Моной Лизой". Та же нега, какой-то загадочный покой, та же тайна во взгляде, изгибе губ и бровей...
Я пыталась разгадать её секреты, искала информацию в книгах (это было еще в доинтернетовские времена) и узнала, что вышла замуж Александра Петровна в 17 лет, что родила 18 детей, из которых 10 умерли еще во младенчестве, что характеры её и мужа были очень различны, но они любили друг друга. Муж нежно звал супругу "Сапфир". Она намного пережила его и умерла в 83 года, оставив по себе добрую память...
Я не была в Москве с юности и точно знаю, что одной из причин поехать туда станет встреча с моей любимой женщиной в Третьяковской галерее.
А у вас есть любимые женские портреты?
{"document":[{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Мои родители не ходили со мной в театры, не водили меня на выставки картин. Моим художественным образованием занимались советское телевидение и радио. Благодаря им я познакомилась с классической музыкой, побывала на лучших спектаклях советских театров."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"А к живописи я приобщалась, читая журналы «Работница» и «Крестьянка». На последней странице всегда были картины, чаще всего – портреты, и сопроводительная статья, которая рассказывала и о художнике, и о героине."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Там, на одной из последних страничек я и увидела её. Помню, что долго не могла отвести взгляда от её глаз, тонких черт лица, словно проступающего из сумрака."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"Il9ArEgvfAU.jpg","filesize":113457,"height":604,"pic_id":23676,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/03/11/Il9ArEgvfAU.jpeg","width":466}},{"type":"string","attributes":{},"string":"\n \n А рядом была статья, и в ней строки, тоже навсегда врезавшиеся в память:\n \n Любите живопись, поэты!\n Лишь ей, единственной, дано\n Души изменчивой приметы\n Переносить на полотно.\n \n Ты помнишь, как из тьмы былого,\n Едва закутана в атлас,\n С портрета Рокотова снова\n Смотрела Струйская на нас?..\n \n Так я узнала о художнике Фёдоре Рокотове и об Александре Петровне Струйской. А третью, четвертую и пятую строфы из стихотворения Заболоцкого я прочитала гораздо позже, когда купила большой сборник его произведений:\n \n Её глаза — как два тумана,\n Полуулыбка, полуплач,\n Её глаза - как два обмана,\n Покрытых мглою неудач...\n \n Соединенье двух загадок,\n Полувосторг, полуиспуг,\n Безумной нежности припадок,\n Предвосхищенье смертных мук.\n \n Когда потёмки наступают\n И приближается гроза,\n Со дна души моей мерцают\n Её прекрасные глаза.\n \n Этот портрет почему-то всегда ассоциировался у меня с \"Моной Лизой\". Та же нега, какой-то загадочный покой, та же тайна во взгляде, изгибе губ и бровей...\n \n Я пыталась разгадать её секреты, искала информацию в книгах (это было еще в доинтернетовские времена) и узнала, что вышла замуж Александра Петровна в 17 лет, что родила 18 детей, из которых 10 умерли еще во младенчестве, что характеры её и мужа были очень различны, но они любили друг друга. Муж нежно звал супругу \"Сапфир\". Она намного пережила его и умерла в 83 года, оставив по себе добрую память...\n \n Я не была в Москве с юности и точно знаю, что одной из причин поехать туда станет встреча с моей любимой женщиной в Третьяковской галерее.\n \n А у вас есть любимые женские портреты? "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]}],"selectedRange":[663,663]}
Комментарии 11