31 мар 2024 · 14:41    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Царствование Алексея Михайловича. 2-й Романов. Отец Петра I."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "алексей.jpg", "filesize": 402193, "height": 1176, "pic_id": 845543, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/03/31/%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9.jpeg", "width": 846}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Алексей Михайлович"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Алексей Михайлович взошел на престол 16-ти летним юношей. Он был человеком хорошо образованным, начитанным, отличался крепким здоровьем, негневливый, веселый, с непритворной набожностью. За кроткий нрав его прозвали Тишайшим."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "соборн.jpg", "filesize": 214899, "height": 900, "pic_id": 845544, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/03/31/%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BD.jpeg", "width": 1200}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1649 г. Земский собор, состоявший из 340 человек (крупнейший в истории России), принял Соборное Уложение - важнейший законодательный документ, который действовал вплоть до 1832 г., т. е. более 200 лет."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Соборное Уложение состояло из 25 глав и содержало 1000 статей, регламентировавших самые разные стороны жизни общества, несение государственной службы, таможенные правила. Этот документ впервые был отпечатан типографским способом (2000 экз.) и переведен на европейские языки."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "собулож.jpg", "filesize": 246761, "height": 900, "pic_id": 845545, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/03/31/%D1%81%D0%BE%D0%B1%D1%83%D0%BB%D0%BE%D0%B6.jpeg", "width": 1144}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Соборное Уложение завершил процесс юридического оформления крепостного права"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "крестьяне с их семьями и имуществом становились собственностью феодала"}], "attributes": ["bulletList", "bullet"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "вводился бессрочный государственный сыск беглых крестьян и посадских людей"}], "attributes": ["bulletList", "bullet"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "подтверждал запрет Юрьева дня"}], "attributes": ["bulletList", "bullet"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Произошло юридическое оформление смешение статусов вотчины и поместья (дворяне получали право передачи поместий по наследству, при условии продолжения службы наследниками)"}], "attributes": ["bulletList", "bullet"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "согласно главе «О посадских людях», все городское население должно было нести тягло на государя"}], "attributes": ["bulletList", "bullet"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "запрещались не только переходы от одного посада в другой, но даже и женитьба на женщине из чужого посада."}], "attributes": ["bulletList", "bullet"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Таким образом, все крестьянское население было прикреплено к своим владельцам, а посадские люди - к городам. Это был еще один шаг на пути установления в России абсолютной монархии."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Дальнейшему креплению государства и самодержавия должны были способствовать и церковные реформы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1619-1633 гг. патриарх Филарет, стремясь восстановить пошатнувшееся во время смуты положение церкви и повысить ее самостоятельность, расширил монастырские землевладения, утвердил патриарший двор, передал в ведение патриарха судебную власть над духовенством и монастырскими крестьянами."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "филарет.jpg", "filesize": 185259, "height": 1053, "pic_id": 845546, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/03/31/%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%B0%D1%80%D0%B5%D1%82.jpeg", "width": 840}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Филарет"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Однако в 40-е гг. 17 в. на смену этой недолгосрочной политике приходит традиционный курс самодержавия - повышение роли монарха в делах церкви, ограничение политического и экономического могущества духовенства. Соборное Уложение, каравшее сожжением на костре за любую критику царя, Бога и церкви, тем не менее несколько сократило церковные привилегии"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "запрещало церкви приобретать новые земли, сокращая часть ее привилегий"}], "attributes": ["bulletList", "bullet"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "передавало управление церковными делами специально учрежденному монастырскому приказу."}], "attributes": ["bulletList", "bullet"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ограничению могущества церкви должны были служить исправления богослужебных книг и церковных обрядов (инициатор - царский духовник Стефан Вонифатьев). Возглавил церковные реформы сторонник греческих православных канонов патриарх Никон. Перемены были одобрены Собором и царем. Однако усиление политического влияния Никона не устроило царя и привело к падению всесильного патриарха."}], "attributes": ["bulletList", "bullet"]}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "никон.jpg", "filesize": 284623, "height": 952, "pic_id": 845547, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/03/31/%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD.jpeg", "width": 994}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Никон"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Реформа вызвала раскол церкви, разделив общество на ее сторонников, во главе с царем, и противников (старообрядцы, староверы) во главе с протопопом Аввакумом."}], "attributes": ["bulletList", "bullet"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Старообрядчество приобрело характер массового социального протеста отражавшее настроения различных слоев общества."}], "attributes": ["bulletList", "bullet"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "-недовольство сельских ти городских низов ухудшением своего положения"}], "attributes": ["bulletList", "bullet"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "неприятие обществом усиления роли государства, его вторжения в сферу духовной жизни"}], "attributes": ["bulletList", "bullet"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Это определило подход власти к старообрядцам, начались гонения на раскольников."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "авваак.jpg", "filesize": 441842, "height": 1150, "pic_id": 845548, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/03/31/%D0%B0%D0%B2%D0%B2%D0%B0%D0%B0%D0%BA.jpeg", "width": 1536}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Протопоп Аввакум был сослан в Пустозерск и в 1688 г. сожжен."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Историк Гумилев Л. Н. «От Руси к России» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "гумил.jpg", "filesize": 369866, "height": 1536, "pic_id": 845549, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/03/31/%D0%B3%D1%83%D0%BC%D0%B8%D0%BB.jpeg", "width": 981}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Гумилев Н. С."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "гумилев.jpg", "filesize": 258672, "height": 861, "pic_id": 845550, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/03/31/%D0%B3%D1%83%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D0%B2.jpeg", "width": 1536}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 17 в Россию ждали события, потрясшие духовную основу государства... Церковь..."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "... Конфликт.. обусловили различия в московском и греческом обряде, прежде всего в перстосложении, великороссы крестились двумя перстами, греки - тремя."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "yfhsirby.jpg", "filesize": 172623, "height": 797, "pic_id": 845551, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/03/31/yfhsirby.jpeg", "width": 1200}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Эти различия привели к спору об исторической правоте. Фактически спор свелся к выяснению вопроса о том, появился ли русский церковный обряд - двуперстие, осьмиконечный крест, богослужение на семи просфорах, сугубая «аллилуйя», хождение посолонь, то есть по солнцу, при совершении обряда и так далее - в результате искажения невежественными переписчиками богослужебных книг или нет."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Доказано, что русские вовсе не исказили обряд и что в Киеве при князе Владимире крестились двумя перстами - точно так же, как крестились в Москве до середины 17 в. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Дело в том, что в эпоху христинианизации Руси в Византии пользовались двумя уставами - Иерусалимским и Студийским, - которые в обрядовом отношении разноречили. Восточные славяне приняли м соблюдали первый, у греков, а вслед за ними и у других православных народов, в том числе у малороссов, возобладал второй."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "... Уходила в прошлое «светлая Русь» с ее относительным единством в мировоззрении и поведении людей. Стране предстоял троякий выбор, изоляционизм (путь Аввакума), создание теократической вселенско-православной империи (путь Никона, вхождение в «концерт» европейских держав (выбор Петра), с неизбежным подчиненияем Церкви государству. Появившиеся в Москве киевские монахи, самым замечательным из которых был Епифаний Славинецкий, стали настаивать на исправлении церковной службббы и книг в соответствии со своими представлениями."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сторонники Аввакума отстаивали превосходство местного религиозного варианта православия, сложившегося в северо-восточной Руси в 16 в веке, над традицией вселенского (греческого православия). «Древлее благочестие» могло быть платформой для узкого московского национализма и соответствовало идеалу Третьего Рима, «Святой Руси»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С точки зрения Аввакума, православие сербов, греков было неполноценным. Иначе за что же Бог покарал их, отдав под власть иноверцев. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Православие Аввакума таким образом, не могло связать суперэтнос как скопление близких, но разных народов. Представители этих народов могли рассматриваться срарообрядцами лишь как жертвы заблуждения, нуждавшиеся в переучивании."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Разумеется такая перспектива ни у кого не вызвала бы искренней симпатии и желания объединиться с Москвой."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И царь и патриарх прекрасно понимали всю тонкость. Стремясь к росту и расширению своей власти, они ориентировались на вселенское - греческое - православие, по отношению к которому и православие русских, и православие сербов были не более чем допустимыми вариациями\"."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Алексей Мих.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "lNfpMUn1WA8.jpg", "filesize": 263681, "height": 752, "pic_id": 845552, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/03/31/lNfpMUn1WA8.jpeg", "width": 774}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "По инициативе царя Алексей Михайловича продолжались изменения в системе управления"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "были созданы приказ Тайных дел, лично подчиненный царю, и объединявший финансовое управление страной Счетный приказ"}], "attributes": ["bulletList", "bullet"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "с сер. 50-х гг. 17 в путем набора крестьян и посадских людей формировались «полки нового строя» (по западноевропейскому образцу), при этом снижалось значение и численность дворянской конницы."}], "attributes": ["bulletList", "bullet"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "При царе действовала Боярская Дума - совет знати, решающий важнейшие государственные дела. В нее входили представители наиболее родовитых Боярских фамилий и несколько думных дворян, которые вели делопроизводство. Дума заседала постоянно, однако для решения особо важных вопросов, принятия общих законов время от времени созывались Земские соборы, в которых участвовали дворяне, купечество, посадские люди."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 17 в. усилились власть и влияние приказов - учреждений, занимавшихся решением военных, финансовых, земельных и внешнеполитических проблем."}], "attributes": []}], "selectedRange": [6218, 6219]}
Комментарии 0