Помню, как еще в бытность мою школьником, я несколько раз видел информацию о том, что крымские реки Салгир и Западный Булганак были настолько широки и полноводны, что по ним могли ходить речные суда. Глядя на Салгир, мне с трудом верится, что река некогда была судоходной. О Булганаке остается только молчать, реки уже практически нет.
Как выглядит судоходная река? Для примера покажу Волгу в пределах Саратова. Снимал летом прошлого года.
ocr (2).jpg83.94 KB
Вторым примером будет Дон. Фотографировал в день открытия судоходства по реке с набережной в Ростове-на-Дону весной.
ocr (3).jpg55.76 KB
Или так, к примеру, выглядит судоходство на Волге в районе городка Нариманов Астраханской области. Снято мною на телефон в июле позапрошлого года. Кстати, совсем рядом с местом съемки располагается уникальное гидротехническое сооружение, бывшее единственным в СССР и вторым в мире - Астраханский вододелитель.
ocr (4).jpg66.44 KB
Вернемся в Крым. Салгир - самая длинная река полуострова, ее длина сегодня 232 километра. Самая длинная не значит самая полноводная. Рекордсменом в этом случае является Бельбек.
По легенде, Салгир был судоходным и по реке ходили огромные корабли. Трудно поверить, но действительно, самая длинная крымская река была судоходной. По Салгиру ходили небольшие суда, но затем, река стала постепенно мелеть.
Скорее всего это действительно легенда. Салгир действительно был шире и полноводнее, представлял собой весьма серьезную водную артерию и мог даже быть хорошим оборонительным рубежом - на левом берегу реки в 1777 году располагался лагерь Суворова. Однако, уже в то время о активном судоходстве говорить не приходилось. В «Экономико-географическом описании Ак-Мечети и уезда по состоянию на 1798 год» есть такие данные: «Река Салгир в летнее время глубиною бывает от двух до трех четвертей аршина, а ширина ее от трех до пяти сажен, судового ходу по ней нет и быть не может». (Аршин равен 71, 12 см, сажень — 2, 13 м.)
Сейчас единственное, что могут себе позволить симферопольцы, так это спуститься на байдарках во время подъема шлюзов водохранилища.
ocr (5).jpg166.16 KB
Сегодня ни одна крымская река не может рассчитывать на судоходство. Этому не способствует рельеф, свое начало они берут в горах и не бывают полноводны в течение всего года. Однако, некоторые геологи говорят о том, что реки степной части полуострова Крым лет триста назад были вполне подходящими для перемещения по ним грузов и пассажиров.
Можно предположить, что по реке Биюк-Карасу, крупнейший правый приток Салгира, да и по самому Салгиру, могли ходить баржи или лодки с грузами. Идти по течению, обратно - с помощью лошадей. А учитывая то, что Салгир впадает в Сиваш, который также, по предположениям, был судоходным, все может быть. Кстати, тот же лагерь Суворова в Симферополе снабжался водным путем, а в устье Салгира у Сиваша был обнаружены укрепления, которые могли, помимо прочего, быть небольшим речным портом.
В целом крымское речное судоходство, если его можно так назвать, еще очень мало изучено.
Если публикация понравилось, то ставьте «лайк» и напишите комментарий. Это помогает продвижению блога.
Больше фото, видео, комментарии и обсуждения - в нашем сообществе в ВКонтакте. Подписывайтесь!
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Помню, как еще в бытность мою школьником, я несколько раз видел информацию о том, что крымские реки Салгир и Западный Булганак были настолько широки и полноводны, что по ним могли ходить речные суда. Глядя на Салгир, мне с трудом верится, что река некогда была судоходной. О Булганаке остается только молчать, реки уже практически нет."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Как выглядит судоходная река? Для примера покажу Волгу в пределах Саратова. Снимал летом прошлого года. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "ocr (2).jpg", "filesize": 85959, "height": 678, "pic_id": 186866, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/10/13/ocr_2.jpeg", "width": 1024}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вторым примером будет Дон. Фотографировал в день открытия судоходства по реке с набережной в Ростове-на-Дону весной."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "ocr (3).jpg", "filesize": 57096, "height": 678, "pic_id": 186868, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/10/13/ocr_3.jpeg", "width": 1024}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Или так, к примеру, выглядит судоходство на Волге в районе городка Нариманов Астраханской области. Снято мною на телефон в июле позапрошлого года. Кстати, совсем рядом с местом съемки располагается уникальное гидротехническое сооружение, бывшее единственным в СССР и вторым в мире - Астраханский вододелитель."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "ocr (4).jpg", "filesize": 68035, "height": 682, "pic_id": 186869, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/10/13/ocr_4.jpeg", "width": 1024}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вернемся в Крым. Салгир - самая длинная река полуострова, ее длина сегодня 232 километра. Самая длинная не значит самая полноводная. Рекордсменом в этом случае является Бельбек."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "По легенде, Салгир был судоходным и по реке ходили огромные корабли. Трудно поверить, но действительно, самая длинная крымская река была судоходной. По Салгиру ходили небольшие суда, но затем, река стала постепенно мелеть."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Скорее всего это действительно легенда. Салгир действительно был шире и полноводнее, представлял собой весьма серьезную водную артерию и мог даже быть хорошим оборонительным рубежом - на левом берегу реки в 1777 году располагался лагерь Суворова. Однако, уже в то время о активном судоходстве говорить не приходилось. В «Экономико-географическом описании Ак-Мечети и уезда по состоянию на 1798 год» есть такие данные: «Река Салгир в летнее время глубиною бывает от двух до трех четвертей аршина, а ширина ее от трех до пяти сажен, судового ходу по ней нет и быть не может». (Аршин равен 71, 12 см, сажень — 2, 13 м.)"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сейчас единственное, что могут себе позволить симферопольцы, так это спуститься на байдарках во время подъема шлюзов водохранилища."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "ocr (5).jpg", "filesize": 170148, "height": 678, "pic_id": 186870, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/10/13/ocr_5.jpeg", "width": 1024}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сегодня ни одна крымская река не может рассчитывать на судоходство. Этому не способствует рельеф, свое начало они берут в горах и не бывают полноводны в течение всего года. Однако, некоторые геологи говорят о том, что реки степной части полуострова Крым лет триста назад были вполне подходящими для перемещения по ним грузов и пассажиров."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Можно предположить, что по реке Биюк-Карасу, крупнейший правый приток Салгира, да и по самому Салгиру, могли ходить баржи или лодки с грузами. Идти по течению, обратно - с помощью лошадей. А учитывая то, что Салгир впадает в Сиваш, который также, по предположениям, был судоходным, все может быть. Кстати, тот же лагерь Суворова в Симферополе снабжался водным путем, а в устье Салгира у Сиваша был обнаружены укрепления, которые могли, помимо прочего, быть небольшим речным портом."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В целом крымское речное судоходство, если его можно так назвать, еще очень мало изучено."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Если публикация понравилось, то ставьте «лайк» и напишите комментарий. Это помогает продвижению блога."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"href": "https://vk.com/id195170157"}, "string": "Аркадий Илюхин"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Больше фото, видео, комментарии и обсуждения - в нашем "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://vk.com/club193954732"}, "string": "сообществе в ВКонтакте"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Подписывайтесь! "}], "attributes": []}], "selectedRange": [890, 961]}
Комментарии 0