18 апр 2024 · 09:04    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "i (3).jpeg", "filesize": 14192, "height": 320, "pic_id": 851881, "url": "/files/article_image/2024/04/18/i_3.jpeg", "width": 374}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Потребление информации все чаще сравнивают с потреблением пищи. В норме желудок здорового человека не может принимать все подряд и в любом количестве. Так же и мозг не справляется с избыточным потоком информации, особенно эмоционально заряженной. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Переизбыток контента грозит проблемами по всем фронтам: страдают и результаты на работе, и самочувствие, и отношения с близкими. Теоретик медиа Нейл Постман еще в середине 1990-х придумал термин для такого состояния — «инфоксикация» (портманто из слов «интоксикация» + «информация»)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Нельзя сказать, что информационные перегрузки — это следствие только внешних причин или же только человеческих слабостей. Но это определенно тот вызов, к которому не стоит относиться беспечно."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Перегрузки как новая норма"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 2011 году ученые из США подсчитали, что объем информации, который потребляет современный человек, примерно равен содержанию 174 газет. Конечно, это не значит, что мы буквально читаем запоем, переходя от статьи к статье. Наоборот, большую часть нашего «эфира» составляют небольшие кусочки информации, которые возбуждают внимание и эмоциональный отклик."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Информации не просто становится больше. Меняются наши отношения с ней. Каждый день мы получаем тонны сообщений, в создание которых вовлечены сложные технологии. При этом мы отчуждены от новостей, ведь их создавали не для нас, а для абстрактного потребителя. В 1970-х годах философ Элвин Тоффлер описал эту ситуацию как результат перехода от «кустарной» модели информации к «индустриальной»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Любой крестьянин XIX века был ходячей энциклопедией. Хотя с нашей точки зрения он не знал элементарных вещей. Просто его знания в основном были прикладными и касались ежедневных потребностей. И все эти знания он получал из непосредственного окружения. Он учился вести хозяйство у старших поколений, обменивался шутками с друзьями за кружкой пива, ездил на ярмарки и слушал истории о далеких городах и странах, а о том, как устроен мир, узнавал в церкви."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В XX веке возможности создания и распространения информации невероятно расширились. Одновременно возросло число грамотных людей. Производство информации стало индустрией. Современный человек, писал Тоффлер, читает сообщения, составленные специалистами по коммуникации. Он смотрит тщательно срежиссированные фильмы, слышит подготовленные речи, читает статьи, составленные по законам сторителлинга."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Конкуренция в этой индустрии рождает борьбу за внимание человека. Специалисты по рекламе, которым приходится платить за каждую секунду рекламного времени, стараются вложить максимум образной информации в минимум времени. Поэтому современный человек, подчеркивал Тоффлер, находится под постоянной бомбардировкой сообщений, которые выпрашивают, выманивают и вымогают его реакцию."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Именно современный технологический мир, само его устройство и логика существования, — главная причина информационных перегрузок, считает Тоффлер. Жизнь в таком мире требует особых механизмов адаптации. проблемой в критических ситуациях, когда действовать надо быстро. Может быть и наоборот — человек перестает планировать и начинает действовать импульсивно, на эмоциях."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Перегрузки, если они постоянны, закрепляются и в поведении в целом. Например, психолог Стэнли Милгрэм "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://study.com/academy/lesson/urban-overload-hypothesis-lesson-quiz.html"}, "string": "предположил"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", что знаменитый «эффект свидетеля» вызван именно этим состоянием. Жители больших городов оберегают себя от лишней информации и дополнительных размышлений. Поэтому они могут не заметить, что человеку рядом стало плохо, или просто не придать этому значения."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Мозг под атаками"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Что происходит с нами, когда нас захлестывает информация? Для ответа попробуем понять, что нам известно о мозге и его реакциях. Исследования говорят о том, что есть как минимум два сценария, в которых информация действует на нас губительно. В них задействованы разные процессы, и результаты тоже разные."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Мозг человека слабо приспособлен для анализа и принятия сложных решений. Его сильная сторона — быстрые выводы, почти автоматический поиск смысла в потоке ощущений. Выживание наших предков зависело от скорости реакции. Поэтому нас так легко отвлечь чем-то необычным, громким или ярким: лучше откликнуться на «ложную тревогу», чем пропустить реальную опасность."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В процесс переключения вовлечена дофаминовая система мозга. Нейромедиатор дофамин отвечает за нашу мотивацию к действию и вызывает чувство удовольствия, если мотивация реализована. Он распознает, что приносит нам удовольствие, и говорит мозгу: «Смотри, тебе от этого будет хорошо, делай это». И в том числе дофаминовые нейроны рассматривают как награду информацию, поэтому побуждают нас искать ее."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Проблема в том, что информации в цифровом мире никогда не бывает достаточно. Каждая порция чего-то нового, будоражащего наши нервы (к примеру, те же уведомления и сообщения), вызывает всплеск дофамина. Дофамин заставляет нас снова искать информацию, чтобы получить вознаграждение. Мы получаем от этого удовольствие, что заставляет нас искать еще больше. Снова всплеск дофамина, и так по кругу."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Другой процесс связан с поиском информации для какой-то задачи. В этом случае мозг задействует префронтальную кору. Это область, которая отвечает за упорядочивание информации, создание планов и поиск закономерностей. Исследование Университета Темпл "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://www.newsweek.com/science-making-decisions-68627"}, "string": "показало"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", что, когда люди обрабатывают поток сложной информации, активность мозга в префронтальной коре увеличивается. Но до определенной степени."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Участники опыта должны были играть в экономические игры на получение максимальной выгоды. В случае верной ставки они получали выигрыш, в случае ошибки — теряли деньги. Каждый из них при этом был подключен к томографу, который измерял активность мозга. Оказалось, что когда комбинации в игре становились слишком сложными, активность в префронтальной коре падала — подобно тому, как самопроизвольно выключается перегруженная электрическая цепь."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "При этом участники чаще ошибались, а их ошибки становились особенно досадными. Кроме того, они испытывали сильное разочарование и беспокойство, ведь префронтальная кора также отвечает за контроль эмоций. При информационной перегрузке она уже не удерживает их — и в результате нас захлестывают тревога, фрустрация, разочарование и раздражение"}], "attributes": []}], "selectedRange": [1, 1]}
Комментарии 0