08 июл 2023 · 13:27    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Картина «Царевна-Лебедь» была создана Михаилом Александровичем Врубелем в 1900 году, в период его работы над художественным оформлением музыкальных спектаклей Николая Андреевича Римского-Корсакова в Русской частной опере С. И. Мамонтова. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "М.А. Врубель. Царевна-Лебедь. 1900 Холст, масло. 142,5 × 93,5см. Государственная Третьяковская галерея, Москва", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 3204576, "height": 1359, "pic_id": 634143, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/08/image_7K8MKqZ.jpeg", "width": 894}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Появлению картины «Царевна-Лебедь» предшествовал многолетний поиск художником русского национального мотива. Работая над образами могучих былинных богатырей (панно «Микула Селянинович и Вольга» (1896г.), панно «Богатырь» (1898г.)), Врубель занимался и оформлением оперных спектаклей Римского-Корсакова, музыка которого была одним из важных импульсов, пробуждавших в художнике особенное видение прекрасного. В декабре 1897 года Врубель принял участие в оформлении постановки оперы Римского-Корсакова «Садко». Партию Морской царевны исполняла Надежда Ивановна Забела-Врубель, супруга Врубеля, покорив своей особой проникновенностью Римского- Корсакова. По словам современника, Михаила Гнесина, голос у неё был «ни с чем не сравнимый, ровный-ровный, лёгкий, нежно-свирельный и полный красок или, точнее, сменяющихся переливов одной какой-то краски, предельно выразительный, хотя и совершенно спокойно льющийся… И какой облик! Возможно ли было, раз увидев это существо, не обольститься им на всю жизнь! Эти широко расставленные глаза, пленительно-женственная, зазывно-недоумённая улыбка, тонкое и гибкое тело и прекрасные длинные руки. Хотелось, чтобы Морская царевна…вошла бы в жизнь слушателей и зрителей и осталась с ними навсегда!»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Надежда Забела-Врубель в образе Морской Царевны (опера «Садко», 1900 г.)", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1684652, "height": 1250, "pic_id": 634145, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/08/image_N6r1SJU.jpeg", "width": 813}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вдумчивое погружение во внутренний мир персонажа отличал Забелу-Врубель от многих исполнительниц того времени. Ее подход к роли был направлен на раскрытие сложной психологической жизни персонажа, всей гаммы испытываемых им чувств и эмоциональных переживаний. Она была наделена необыкновенным даром, в котором воедино соединились исполнительский и драматический таланты. Таким образом, творческий союз композитора, художника и блистательной исполнительницы открыл новую главу в музыкальном и изобразительном искусстве. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1899 году широко отмечалось 100-летие со дня рождения А. С. Пушкина и Врубель занялся иллюстрированием собрания его сочинений. Картину «Царевна – Лебедь» художник начал писать в начале апреля 1900 года на хуторе Ивановском, близ станции Плиски в Черниговской губернии. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В это же время Римский-Корсаков начал сочинять оперу «Сказка о Царе Салтане». Первое упоминание о новой опере, задуманной Римским-Корсаковым, встречается в письме композитора Надежде Забеле-Врубель от 11 июня 1899 года, в котором сообщается: «Конечно, в моей новой опере будет партия для лирического сопрано, я уже без этого не могу и предоставляю другим композиторам обходиться без него. Опера моя значительно продвигается...». В его словах слышится то особенное значение, которое он придавал таланту певицы, выделяя ее лирическое сопрано в качестве необходимого компонента для создания музыкального произведения, подразумевая заключенный в нем драматический потенциал. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С этого момента все мысли художника и певицы полностью захватывает мир сказки А. С. Пушкина, освещенный образом волшебной Царевны. По воспоминаниям Яновского, по вечерам Михаил Александрович читал вслух сказку Пушкина, что помогало Надежде Ивановне вживаться в образ Царевны. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Премьера оперы состоялась 21 октября 1900 года в частной опере С. И. Мамонтова и имела необычайный успех у публики. Партию Царевны Лебеди блистательно исполнила Надежда Забеле-Врубель, а декорации и костюмы, созданные по эскизам Врубеля, получили множество восторженных отзывов. Воспоминания современников свидетельствуют о том, что опера представляла собой живое музыкальное полотно, в котором слились воедино музыка, живопись и исполнительское искусство. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Царевна с полотна Врубеля таинственна и загадочна, лицо её печально. Изображена Царевна Лебедь на фоне спускающихся над морем сумерек, узкой полоски заката на горизонте и далёкого города. Сам М. А. Врубель, в переписке отмечает, что «картина - не костюмированный портрет артистки, это чарующий миф о высшей красоте, о тайне её проявления в мире. В эстетике символизма лебедь олицетворяет вдохновение, которое может и возвысить душу, и привести её к познанию тёмных, таинственных сторон жизни». (Из письма М. А. Врубеля А. А. Врубель. [Москва, март]. Понедельник [1899 г. ] // Врубель М. А. Переписка. Воспоминания о художнике. С. 63.). "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Фрагмент картины", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 3958654, "height": 1342, "pic_id": 634146, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/08/image_ZJnXQa8.jpeg", "width": 974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Образ Царевны Лебеди художник построил на сочетании натурного и фантазийного, наделив его демоническими чертами. Царевна Лебедь - существо двойственной природы, она олицетворяет две стихии - тёмную, холодную водную и одновременно устремлённую ввысь воздушную, небесную. Врубелю удалось запечатлеть деву-птицу в момент ее превращения, когда реальное встречается с фантастическим. Художник уловил момент превращения девы в птицу, чудесную метаморфозу форм, словно тающих в последних лучах заката и передал ускользающее движение уходящей царевны. Изображение кажется бесплотным призрачным видением. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Врубель искусно изобразил естественную материю невесомой ткани, окутывающей фигуру Царевны, и блеск сверкающих драгоценных камней, обрамляющих ее головной убор, но ее лицо и фигура сочинены художником как некий собирательный образ. Екатерина Ге писала, что Врубеля «увлекала сказочность, он и не хотел, чтобы лица и жесты были слишком скопированы с действительности; кажется, он нарочно делал слишком большие глаза, жесты, которые невозможно сделать, точно у его фигур нет костей...», а поэтому невозможно уловить портретное сходство Царевны Лебеди с Надеждой Забелой-Врубель, вдохновившей художника на его создание. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Надежда Забела-Врубель в роли Царевны Лебеди", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1316529, "height": 703, "pic_id": 634147, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/08/image_mg0ymgm.jpeg", "width": 873}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Царевна Лебедь представляет собой недостижимый идеал чистоты и непорочности. Ее задумчивый взгляд свидетельствует о тени печали перед скорой утратой прежней свободной жизни. Не случайно в песенной традиции свадебных обрядов северных и северо-западных регионов России, к которым обращался и Римский-Корсаков, помимо веселых запевов существовали также и печальные драматические «плачи». Задумчивый и печальный взгляд, изображенный на картине, представляются связанными с этим традиционным восприятием образа невесты. В опере Римского - Корсакова, для заключительного ариозо Царевны Лебеди под названием «Разгадай загадку, царь...», либреттистом оперы В. И. Бельским написаны слова, похожие на волшебное заклинание: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Для живых чудес"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Я сошла с небес"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И живу незримо"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В милых мне сердцах,"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Светел им со мной"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Жеребий земной,"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Горе сладко в песне,"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В сказке мил и страх."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Солнце им ясней,"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вешний цвет красней, "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Говор волн понятен,"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Птичья речь в лесах». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В речи Царевны заложен особый символический смысл, усиливающий ее фантастическое происхождение: она является главным выразителем идеи совершенной эстетической красоты, преображающей все вокруг. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Картина Михаила Врубеля стала своеобразным портретом не только сказочной девы-птицы, она вобрала в себя очарование предшествовавших ей ярких женских образов, созданных замечательным художником на рубеже веков, и представляет собой символ непостижимой красоты, выразить которую он стремился в каждом своем произведении. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "По завещанию М. А. Морозова, картина М. Врубеля была передана в Третьяковскую галерею в 1910 году. "}], "attributes": []}], "selectedRange": [7096, 7096]}
Комментарии 0