18 фев 2023 · 00:16    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Рыцарство - привилегированное военно-землевладельческое сословие – достигло своего расцвета в XI и первой половине XII века и распространилось по всей Европе. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Институт рыцарства способствовал упрочению феодальных отношений между удельными княжествами. В те времена существовала своеобразная феодальная лестница, которая имела военное и политическое значение. На её верхней ступеньке находился король. Он не подчинялся никому и считался вассалом самого Бога. На ступеньке ниже располагались графы и герцоги – вассалы короля. За свою службу они получали от правителя государства, которого называли сеньором, то есть «старшим», большие территории с сотнями деревень. Часть из них графы и герцоги отдавали во владение баронам, занимавших третью ступеньку феодальной лестницы. На самой нижней ступени стояли вассалы баронов – простые рыцари. У них не было вассалов, в их подчинении находились только оруженосцы. Рыцари выполняли и роль войска, оберегавшего границы княжества."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В случае войны по призыву короля графы и герцоги созывали баронов, те – рыцарей и отправлялись в поход. Единого командования в такой армии не было, каждый отряд слушал приказы только своего герцога или графа. Кроме военных дел, вассалы короля помогали своему сеньору в управлении государством. Не все феодалы были вассалами короля. Во Франции и в Германии действовало правило: «вассал моего вассала – не мой вассал». Это означало, что король, например, не мог повелевать бароном или рыцарем, поскольку не был их сеньором. Отдать приказ барону мог только наделивший его феодом граф или герцог, а рыцарю приказывал барон. Лишь в Англии все вассалы были подданными короля."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Чтобы стать вассалом и получить поместье, феодал должен был встать перед сеньором на колени и дать ему клятву в том, что никогда не обманет, не лишит жизни и имущества, не захватит в плен ни сеньора, ни его родственников. В ответ на эти обещания сеньор целовал вассала и говорил: «Принимаю вас в вассальную зависимость с соблюдением верности Богу и мне при условии не нарушения прав моих». Затем феодалу вручали символ новой собственности – горсть земли или веточку дерева. Став вассалом, феодал обязан был выкупать сеньора из плена, служить при его дворе, участвовать в суде сеньора. При этом сеньор мог лишить вассала поместья, если тот нарушил клятву верности."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Прежде рыцари выходили из среды воинов, окружавших правителей феодального мира. Условие свободы было единственным, без исключения, требованием для любого кандидата при посвящении в рыцарство, но, в период наивысшего расцвета рыцарство стало все более закрытым слоем общества: появились сложные ритуалы, затруднявшие вход в рыцарские ряды. Знаменитый французский рыцарь Жан де Бюэй писал: «…кто не знатен по происхождению, становится таким благодаря оружию и воинской службе, которая знатна сама по себе». Таким образом, знатность рассматривалась не только как наследственный дар, но и как нечто, что можно заслужить оружием на поле чести. Уже в XII веке титул рыцаря стал почетным отличием, обязательным даже для королей. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "«Святой Людовик в битве при Тайбуре». Французская миниатюра. Середина XV в.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 486398, "height": 365, "pic_id": 433046, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/18/image.jpeg", "width": 443}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Главной обязанностью рыцарей считалась военная служба. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сын человека, принадлежавшего к воинскому классу, постигал эту науку при дворе сюзерена. Стремление приобрести могущественного покровителя было вызвано как политической, так и экономической необходимостью (боевое снаряжение рыцаря помимо лошади состояло из меча, копья, щита и шпор, шлема, лат для воина и лошади). Лишь немногие воины могли обеспечить подобное снаряжение полудюжине своих сыновей. Об этом должен был позаботиться богатый «крестный» отец. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Будущему рыцарю предстояло вести достаточно суровый образ жизни: в исполняемых им обязанностях отражались все стороны феодальной жизни – он был одновременно камердинером, конюхом, стольником, ловчим и оруженосцем."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Во время обучения военному искусству, сначала ему необходимо было научиться содержать в порядке вооружение хозяина - следить за состоянием лат и кольчуги, копий и мечей. Затем ученик рыцаря следовал за своим хозяином на войну, однако он не должен был участвовать в бою. Это ему запрещал неписаный закон рыцарства: кто еще не является рыцарем, тот не имеет права выступать против воина, носящего это звание. В качестве оруженосца, он подносил хозяину запасные оружие и щиты на место сражения."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В итоге, будущий рыцарь должен был овладеть «семью рыцарскими добродетелями» – научиться ездить верхом, владеть мечом, копьём, уметь плавать, охотиться, играть в шашки, сочинять стихи и петь. При успешном прохождении испытания и по достижении 21 года оруженосец посвящался в рыцари."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Любой рыцарь был вправе возвести оруженосца в рыцарское звание. Сеньоры, короли и императоры стремились оставить это право за собой."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Долгое время посвящение сводилось только к передаче предметов вооружения: посвящающий опоясывал новообращенного перевязью с мечом и подвязывал шпоры, а также вручал копье, кольчугу, шлем и щит, необходимых для рыцаря. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Позже вручение оружия дополнилось еще одним жестом, истинный смысл которого до сих пор остается спорным: после вручения оружия, посвящающий изо всей силы наносил удар кулаком или ладонью по основанию шеи нового рыцаря. Это единственный удар за всю жизнь рыцаря, который он мог получить, не возвращая. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Некоторые историки считают, что этим жестом рыцарь, проводящий церемонию, передавал свое звание в душу и тело посвящаемого. Марсель Гриоль, французский этнограф, полагал, что этот удар символизировал собой отсечение головы, подчеркивая изменение статуса и жизни оруженосца, ставшего рыцарем."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Что бы ни означал этот ритуал, но, существуя и поныне, он превратился в ритуал поцелуя или прикосновения плоской стороны клинка к плечу посвящаемого в современных церемониях вручения почетных наград."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Тогда же процедуре посвящения в рыцари стали сопутствовать два жеста: благословление меча и возложение его на алтарь. Смысл этих процедур очевиден: рыцарь имел право использовать данное оружие только для христианского дела."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В XII веке сакрализацию церемониала вступления в рыцарство дополнило причащение рыцаря, происходившее перед вручением оружия."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В законченной форме церемониал посвящения в рыцари состоял из четырех частей:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "1. Исповедь и ночное бдение над оружием: поздно вечером накануне дня, назначенного для посвящения, молодой оруженосец исповедовался и проводил ночь, молясь в церкви или часовне. На алтаре находился его будущий меч. Это было бдение над оружием. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "2. Причащение: утром оруженосца причащали телом Христовым."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "3. Вручение оружия: на главном дворе замка на площади перед крыльцом резиденции сеньора, рядом с войском, оруженосец представал перед человеком, который должен был посвятить его в рыцари. Священник благословлял меч. Посвящающий застегивал на поясе нового рыцаря перевязь с мечом, а затем надевал на его ноги шпоры, которые у наиболее состоятельных были золотыми. Помощники завершали облачение рыцаря, надевая на него кольчугу, шлем, щит. Во время того, как оруженосец получал рыцарское вооружение, он клялся уважать законы рыцарства и произносил благочестивую молитву."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "После проводящий церемонию ударял посвящаемого в основание шеи кулаком или ладонью, окончательно превращая оруженосца в рыцаря, который отныне мог гордиться своими новыми правами и должен был подчиняться всем рыцарским обязанностям."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Таким образом, юноша, выходец из воинского сословия, пройдя суровое обучение, в ходе великолепной церемонии, где присутствовал его государь, становился рыцарем."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "4. Празднество: за церемонией посвящения следовали празднества, которые могли длиться несколько дней. Они начинались сразу же по окончании посвящения с демонстрации ловкости нового рыцаря. Новопосвященный доказывал свою ловкость, одним прыжком вскочив на своего коня, стараясь не коснуться ногой стремени (что являлось настоящим достижением, учитывая тяжесть вооружения), получив ясеневое копье с наконечником из стали, сражаясь с квинтинами – так назывались насаженные на столб, покрытые крепким щитом чучела, внешне напоминавшие воинов. Настоящим искусством в этой забаве было пронзить чучело копьем с первого удара. Иногда квинтины насаживались на ось. Они свободно вращались вокруг своей оси, обе их руки заканчивались тяжелыми дубинками, и если удар не поражал их щит в самую середину, то неудачник получал по спине сильнейший удар, который иногда калечил его или же часто, к его стыду, выбивал из седла."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вслед за этими первыми упражнениями новоиспеченных рыцарей начинался турнир, сопровождаемый обильным пиршеством и трюками акробатов. Поздно ночью собравшиеся долго и стрепетом слушали песни о деяниях."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В день своего посвящения, обратившись к Богу, рыцарь публично давал клятву следовать трем основным принципам, лежащим в основе рыцарства: «Моя душа принадлежит Богу, жизнь – королю, а честь – мне» и уважать то, что называли «рыцарским кодексом» – сводом религиозных и светских правил."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1330 г. епископ Камбре определил рыцарские обязанности восемью заповедями:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– ежедневная месса, "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– повиновение Церкви и забота о ней,"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– возможная жертва своей жизнью во имя веры,"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– защита вдов, сирот и немощных,"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– смелость и сострадание в бою,"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– неучастие в любой несправедливой войне,"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– неизменное смирение,"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– охрана имущества своих подданных,"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– верность своему монарху."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С расцветом рыцарства связан и расцвет культа Прекрасной Дамы - одно из самых знаменитых и возвышенных проявлений рыцарства."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Возвышенное отношение к женщине формируется в католической ветви христианской культуры, как следствие культа Богоматери, почитания ее чистоты. В ее честь возносились горячие молитвы, слагались стихи. Она именовалась «кроткой Дамой небес», «небесной королевой», ее изображения на иконах стали облекаться в драгоценные одежды, увенчиваться короной."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Такое поклонение Деве Марии возвеличивало, в свою очередь, и земную женщину. Культ Прекрасной Дамы подразумевал поклонение женщине, возлюбленной - прекрасной, чистой и недоступной, как Богоматерь. Поклонение бескорыстное, не подразумевающее взаимность. Любовное томление, страдание по недосягаемому идеалу - вот основа куртуазной любви. Земная любовь к Прекрасной Даме получала все более возвышенный, более духовный характер и окрашивалась особыми поэтическими тонами. Здесь, в рыцарской этике закладываются основы галантного поведения, смысл которого в почитании женщины за ее целомудрие, красоту. Прекрасная дама не могла стать женой рыцаря, но ей посвящались подвиги, поединки."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Это был настоящий «культ» любви, причем любви духовной, платонической. Дама сердца была для рыцаря неземным созданием, воплощением божества. В кодексе рыцарской любви центральное место занимали ратные подвиги в честь Прекрасной Дамы и её прославление. Любовь рыцаря была чувством идеально-возвышенным и утонченным. Рыцарь сражался на турнирах, прикрепив перчатки своей дамы к шлему и прибив к щиту табличку, которая возвеличила её и её красоту. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "По установившимся взглядам того времени, рыцарь не должен был стремиться к разделенной любви - дама сердца должна быть для него недосягаемой, недоступной. Такая любовь, как считалось, становилась источником всяческой добродетели и входила в состав рыцарских заповедей. Основными добродетелями, которыми должен обладать истинный рыцарь теперь считались честь, мужественность, верность, щедрость, рассудительность, свобода, служение Прекрасной Даме."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Это служение сделалось всеобщим обычаем, никто из рыцарского сословия не мог от него уклониться. Каждый, после посвящения в рыцари, должен был избрать себе даму и добиться у нее дозволения служить ей. Для этого нужно было совершить ряд подвигов во славу избранницы, одержать громкие победы на турнирах, и только тогда дама принимала воздыхателя в свои рыцари."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Эдмунд Блэр Лейтон. «Акколада». 1901г.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 538115, "height": 582, "pic_id": 433048, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/18/image_MmXnWmN.jpeg", "width": 348}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Само же служение заключалось в постоянном ношении цветов ее герба, сражениях в ее честь на войне или на турнире, прославлении ее имени и готовности исполнить малейшую ее прихоть."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Эдмунд Блэр Лейтон. «Бог в помощь». 1900 г.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 465569, "height": 464, "pic_id": 433051, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/18/image_Ews0Q95.jpeg", "width": 358}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Однако красавицы, избалованные всеобщим почитанием, нередко оказывались очень капризными. От служащих им рыцарей они требовали самых невероятных порой подвигов в свою честь. Так, поэт XII века, высмеивая капризы Прекрасных Дам, писал:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«То я должен достать красавице из огня саламандру, то выстроить на море дом из слоновой кости, то перенести сюда из Галилеи гору, на которой сидел Адам… Одна надежда осталась у меня: если гора растает, как снег, тогда ответит она мне любовью…» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Отношение к женщине и поведение в бою - показатели чести рыцаря. Никто не имел права опорочить честь рыцаря без последствий. Воин должен был отстоять свою честь и мог вызвать соперника на поединок. В основе любого поединка - уважение к противнику, гордость, «игровое отношение к жизни»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Рыцари на марше (фрагмент алтаря собора Св. Бавона в Генте, расписанного Яном ван Эйком, до 1426—1432)", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 4254725, "height": 2229, "pic_id": 433058, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/18/image_Ogxh1aD.jpeg", "width": 741}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Самыми грандиозными праздниками рыцарских времен были рыцарские турниры. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Правила турниров различались в разных странах, но требования к рыцарям, желавшим принять участие в турнире, были практически одинаковыми. Так, каждый участник должен был доказать судьям и герольду свое знатное происхождение в двух поколениях как со стороны матери, так и со стороны отца. В постановлении французского короля Филиппа Валуа оговаривалось: «На турниры не допускается тот дворянин, который сказал или сделал что-либо противное католической вере. Если такой человек все же будет домогаться участвовать в турнире, несмотря на запрещение, то да будет он побит и изгнан дворянами». Определялось это по гербу на щите и нашлемнику. Если кто-либо был уличен в подделке герба, он не только с позором изгонялся с турнира, но также лишался вооружения и боевого коня в пользу герольдов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Основная цель поединка заключались в том, чтобы выбить противника из седла или «преломить» свое копье о его щит. Успехом считалось, если рыцарь сломил копье, попав в туловище противника между седлом и шлемом. Чем выше приходился удар, тем выше его и оценивали. Если рыцарь ломал копье, угодив прямо в шлем противника, это считалось особенным проявлением мастерства. Ну, а рыцарь, выбитый из седла, лишался возможности принять участие в следующей схватке."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Высокая смертность и травмы рыцарей на турнирах вызывали беспокойство правителей: так, на турнире в Нейссе (близ Кельна) в 1240 г. пало 60 рыцарей. Поэтому в конце XIII века были разработаны турнирные правила, а в Англии был издан специальный королевский указ, дозволяющий употреблять на турнирах лишь уширенный тупой меч и запрещающий применение острого кинжала и боевой булавы. Специальный список запретов определял последовательность применения разных видов оружия, а также части тела, по которым разрешалось (или запрещалось) наносить удары."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На турнире запрещалось также:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- умышленно травмировать или атаковать лошадь противника (в том числе целиться в седло),"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- атаковать ноги противника и его правую руку, не прикрытую щитом,"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- применять борцовские элементы (толчки, захваты),"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- наносить удары ниже пояса;"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- атаковать рыцаря, у которого был сбит с головы шлем;"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- наносить удар сзади отвернувшемуся или потерявшему копье противнику."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "При попадании в какую-либо запретную зону рыцарю засчитывали штрафные очки, а если этот удар приводил к ране, то победа автоматически присуждалась раненому. Было также запрещено выступать группой против одного рыцаря. Кроме того, отрицательные очки начислялись за попадание в барьер и сбивание два раза шлема с головы противника. В качестве наказания за несоблюдение правил участник мог лишиться доспехов и коня, его могли выгнать с турнира и не допустить к следующему турниру. Правила коснулись также зрителей и слуг - им запретили появляться на турнирах в доспехах и с оружием."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "О назначаемом турнире объявляли заранее, определяли его место и рассылали гонцов с приглашениями к рыцарям. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Поле для турнира - ристалище - обносили деревянной оградой, а вокруг поля устраивались деревянные ложи для прекрасных дам, а также судей турнира. Ложи украшались дорогими тканями и коврами, а самая роскошная, под балдахином, убранная цветами, предназначалась для королевы любви и красоты, которую предстояло назвать будущему победителю."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Эжен Делакруа. «Битва рыцарей». Холст, масло. 100х81. 1824. Лувр.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 633477, "height": 415, "pic_id": 433052, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/18/image_o5f65cd.jpeg", "width": 510}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Открывая рыцарское состязание, герольды громко оглашали его правила и объявляли, каким будет приз предстоящего состязания. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "У каждого участника состязания был свой знак – герб, который символизировал доблесть рыцаря и заслуги его рода. Гербы составлялись по специальным правилам: форма должна была напоминать щит, на котором помещались изображения людей, зверей, птиц или растений; в гербе разрешалось использовать только несколько красок – золотую, серебряную, красную, синюю, зелёную, фиолетовую и чёрную."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Каждый цвет, так же, как и символ, означал определённое качество рыцаря – смелость, верность, отвагу и другие. Под гербом на ленте помещался девиз – краткое изречение, выражающее важную черту в характере обладателя герба. Девизы могли быть разными, например: «Иду своей дорогой», «Другим не стану», «Королём быть не могу, герцогом не соблаговолю; я – Роган»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Рыцарские поединки бывали «один на один» или же в них принимали участие по несколько бойцов с каждой стороны. Тогда они выстраивались в шеренги друг напротив друга, и каждый должен был схватиться с определенным противником. За каждым из рыцарей следовали его оруженосцы, готовые поправить ему доспехи, подать, когда будет необходимость, запасное вооружение, или поднять своего господина с земли, если противник окажется удачливее и выбьет его из седла. Обычно рыцари сражались со спущенным забралом, а сражаться с открытым забралом - означало высшую отвагу, граничащую с безрассудством."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Рыцарский турнир", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 618805, "height": 332, "pic_id": 433053, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/18/image_2GZNWZr.jpeg", "width": 636}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Обычными призами на турнирах служили кольцо, венок, драгоценный камень, меч, шлем или боевая лошадь. Помимо объявленных призов, дамы часто жертвовали в виде награды за рыцарскую доблесть собственные золотые или серебряные украшения. Кроме того, каждый рыцарь, одержавший победу над противником, получал в качестве трофея его вооружение и коня (побежденный имел право их выкупить)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Эдмунд Блэр Лейтон. «Побежденный». 1884 г.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 606236, "height": 370, "pic_id": 433054, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/18/image_2Y9CCFF.jpeg", "width": 556}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Состязание прекращалось, когда все рыцари успевали в полной мере проявить свою храбрость и воинское искусство. Устроитель турнира опускал свой жезл, и герольды давали сигнал к окончанию турнира. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "«Манесский кодекс».Генрих фон Бреслау получает награду на турнире. 1300 г.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 517568, "height": 485, "pic_id": 433055, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/18/image_b5ZScBx.jpeg", "width": 343}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Теперь почетных гостей и участников ждал пир. Рыцари вступали в зал, где были накрыты столы, под громкие звуки труб, облаченные в яркие одежды, и занимали места под знаменами со своими гербами. Самым храбрым и отличившимся рыцарям отводились и самые почетные места."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Королева любви и красоты раздавала призы коленопреклоненным рыцарям и обращалась к каждому из них с особой похвальной речью. Звучали на пиру и песни менестрелей, прославлявших подвиги храбрых рыцарей."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Отступники-рыцари, которые нанесли тяжкие оскорбления своему сюзерену или законам правосудия и морали, подвергались наказанию, цель которого состояла в лишении чести, т. е. исключения из рыцарских рядов. Их судили и выносили приговор, как правило смертный; однако, прежде чем попасть в руки палача, приговоренные должны были пройти через публичное разжалование - лишение поместья, рыцарского звания и всех привилегий, которыми они до того обладали."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Рыцаря, которого его товарищи по оружию сочли недостойным ношения этого звания, в присутствии толпы народа, приводили с траурной пышностью на публичное место во дворе замка (иногда, чтобы зримо подчеркнуть позор приговоренного рыцаря, место для его наказания украшала навозная куча). Приговоренный воин был во всеоружии, как на поле боя."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Церемония происходила на эшафоте, на котором был повешен обратной стороной, вымазанный грязью, щит рыцаря (обязательно с изображённым на нём личным гербом), и сопровождалась пением заупокойных молитв хором из дюжины священников."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С провинившегося рыцаря первым делом снимали меч, а затем щит, шлем и кольчугу. Эти предметы вооружения, брошенные к его ногам, били железной палицей, пока они не становились непригодными. Никто из воинов впредь не мог бы использовать это оружие."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Последними у приговоренного снимали шпоры, являвшиеся атрибутом рыцарского достоинства, которые отсекались ударом топора на уровне каблуков, а затем также ломались вместе с вооружением. После полного разоблачения и ещё одного заупокойного псалма, разбивали на три части личный герб рыцаря (вместе с щитом, на котором он был изображён)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Иванов К. А. так описывает данную церемонию: «Три раза громко спрашивал герольд, указывая на виновного: «Кто это такой?» Три раза ему отвечали, что это рыцарь, и три раза он громко возражал: «Нет, это не он! Это не рыцарь, это негодяй, изменивший своему слову, клятве верности»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "После чего пели 109-й псалом царя Давида, состоящий из набора проклятий нечестивцу: «Да будет дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой. Да будут дети его сиротами, и жена его вдовою. Да не будет сострадающего ему; да не будет милующих сирот его. Да облечется он проклятьем, как ризою, и да войдет оно, как вода, во внутренности его, и, как елей, в кости его». Герольд оглашал постановление судей о лишении подсудимого благородного титула и выливал из ведра на голову осужденного грязную воду."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Затем бывшего рыцаря спускали с эшафота при помощи виселицы, петля которой была пропущена под подмышками. После этого приговоренного клали на носилки и, как мертвеца, несли в церковь, где читали над ним заупокойные молитвы. Отныне он считался умершим для рыцарства, становился человеком без имени, потерявший родных и друзей, отвергнутый и всеми презираемый. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Если проступок бывшего рыцаря был большой, то по окончании службы его передавали в руки палача. После исполнения приговора, герольды во всеуслышанье объявляли детей (или иных наследников) «подлыми, лишёнными чинов, не имеющими права носить оружие, появляться и участвовать в играх и турнирах, при дворе и на королевских собраниях, под страхом быть раздетыми донага и высеченными розгами, как людей дурной крови»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Без сомнения, не все рыцари отвечали высоким этическим нормам, которые породило сознание человека того времени. Нормой считалось самопожертвование на поле боя, способность без колебаний отдать свою жизнь за государя и отечество. Подобное отношение к своему долгу можно охарактеризовать как «духовную доблесть», которая способствовала «благому управлению другими людьми в соответствии с божескими заповедями» и нашла свое яркое отражение в рыцарских романах, воспевавших храбрость, благородство и жертвенность рыцаря во имя любви и справедливости."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Благодарю за прочтение. Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации"}], "attributes": []}], "selectedRange": [22073, 22073]}
Комментарии 0