3
Катастрофа Ту-144 1973 года, причины которой засекречены по сей день | Паблико
80 подписчики

Катастрофа Ту-144 1973 года, причины которой засекречены по сей день


01 дек 2022 · 11:23    

В 1973 г. во Франции в Ле-Бурже проходил очередной, 30-й Международный авиасалон, запомнившийся ужасной авиакатастрофой, произошедшей с Ту-144 — новейшим сверхзвуковым лайнером, изготовленным в СССР. Причиной трагедии назван человеческий фактор. Но все материалы до сих пор находятся под грифом секретно. 

Как произошла авиакатастрофа

День 3 июля 1973 г. был солнечным и тихим. Самолетом управлял опытный пилот Михаил Козлов. В 15 часов 19 минут лайнер промчался по взлетно-посадочной полосе, разогнался и поднялся в небо. Это сопровождалось аплодисментами присутствующих гостей. 



флагман пассажирской авиации Ту-144 на авиасалоне в Ле-Бурже в 1973 г. (источник: https://vk.com)


Выполнив запланированные маневры, Ту-144 приготовился к снижению. Неожиданно пилот направил самолет вверх. Резкий скачок, потеря высоты и снова подъем создали огромные нагрузки. В результате на правом крыле появилась трещина, а потом оно отвалилось. Лайнер загорелся и упал в пригороде Парижа. 

Экипажу, состоящему из 6 человек, спастись не удалось. Погибли и были ранены свыше тридцати местных жителей. Взрыв был такой мощности, что обломки разлетелись в районе радиусом в километр. 

Что показало расследование

Была создана комиссия, состоящая из советских и французских специалистов. В течение года они пытались выяснить все обстоятельства трагедии. Расследование осложнялось тем, что не хватало информации с черных ящиков – один из них не был найден, а другой оказался полностью разрушен. 

В конце концов, дело было закрыто. Комиссия сообщила, что маневр был осуществлен в связи с появлением вблизи Ту-144 французского «Миража», осуществлявшего съемку советского лайнера. Экипаж неправильно оценил направление «Миража», и капитан совершил роковую ошибку. 

Официально было признано, что Ту-144 был исправен. Причиной трагедии стал человеческий фактор. Это могло не вызвать сомнений, если бы не повышенный уровень секретности. Поэтому параллельно стали появляться различные домыслы. 



Франция, Гуссенвиль, 3 июня 1973 г. – обломки разбившегося Ту-144 (источник: https://www.drive2.ru)



Неофициальная версия – виновность руководства

Во всем виновато желание руководства СССР продемонстрировать самолет как можно эффектнее. В то время между Ту-144 и франко-британским «Конкордом» шло соперничество. Машины во многом оказались похожи: крыло в форме треугольника, опускаемый нос, при дальности полета 8 тыс. км развивали скорость 3 тыс. км в час. 

Оба самолета были показаны на авиасалоне. Конечно, СССР хотел опередить конкурента. Это позволяло заключать новые контракты и доказать преимущество социализма над капитализмом. 

Пилоту руководство рекомендовало выжать из машины максимум, что он и сделал, рискуя жизнями экипажа. Итог оказался предсказуем: машина не справилась с перегрузками, и самолет рухнул. 

Неофициальная версия – диверсия 

Другое мнение: авиакатастрофа произошла не случайно, а была подстроена. Среди членов советской делегации нашлись те, кто видел накануне возле самолета неизвестных, которые могли оказаться злоумышленниками и нанести машине повреждение, которое стало причиной аварии. 

Итоги

Для конкурентов катастрофа Ту-144 стала подарком судьбы. После трагедии противостояние между лайнерами завершилось сокрушительным поражением Ту. Через 5 лет Ту-144 совсем перестали эксплуатировать. 



конкурент Ту-144 самолет «Конкорд» (источник: https://twitter.com)


Через несколько лет вышел франко-британский документальный фильм «Конкорд и Туполев: война самолетов» приоткрыл завесу секретности вокруг произошедшего. По версии авторов между Советским Союзом и Францией существовала договоренность не раскрывать истинные причины авиакатастрофы. При нарушении Париж грозился разоблачить шпионскую деятельность советских агентов, что совершенно не входило в планы Москвы. 

Если вам понравилась статья, не жадничайте: поставьте лайк, подпишитесь на канал. Своё мнение вы всегда можете написать в комментариях.

В 1973 г. во Франции в Ле-Бурже проходил очередной, 30-й Международный авиасалон, запомнившийся ужасной авиакатастрофой, произошедшей с Ту-144 — новейшим сверхзвуковым лайнером, изготовленным в СССР. Причиной трагедии назван человеческий фактор. Но все материалы до сих пор находятся под грифом секретно. 

Как произошла авиакатастрофа

День 3 июля 1973 г. был солнечным и тихим. Самолетом управлял опытный пилот Михаил Козлов. В 15 часов 19 минут лайнер промчался по взлетно-посадочной полосе, разогнался и поднялся в небо. Это сопровождалось аплодисментами присутствующих гостей. 



флагман пассажирской авиации Ту-144 на авиасалоне в Ле-Бурже в 1973 г. (источник: https://vk.com)


Выполнив запланированные маневры, Ту-144 приготовился к снижению. Неожиданно пилот направил самолет вверх. Резкий скачок, потеря высоты и снова подъем создали огромные нагрузки. В результате на правом крыле появилась трещина, а потом оно отвалилось. Лайнер загорелся и упал в пригороде Парижа. 

Экипажу, состоящему из 6 человек, спастись не удалось. Погибли и были ранены свыше тридцати местных жителей. Взрыв был такой мощности, что обломки разлетелись в районе радиусом в километр. 

Что показало расследование

Была создана комиссия, состоящая из советских и французских специалистов. В течение года они пытались выяснить все обстоятельства трагедии. Расследование осложнялось тем, что не хватало информации с черных ящиков – один из них не был найден, а другой оказался полностью разрушен. 

В конце концов, дело было закрыто. Комиссия сообщила, что маневр был осуществлен в связи с появлением вблизи Ту-144 французского «Миража», осуществлявшего съемку советского лайнера. Экипаж неправильно оценил направление «Миража», и капитан совершил роковую ошибку. 

Официально было признано, что Ту-144 был исправен. Причиной трагедии стал человеческий фактор. Это могло не вызвать сомнений, если бы не повышенный уровень секретности. Поэтому параллельно стали появляться различные домыслы. 



Франция, Гуссенвиль, 3 июня 1973 г. – обломки разбившегося Ту-144 (источник: https://www.drive2.ru)



Неофициальная версия – виновность руководства

Во всем виновато желание руководства СССР продемонстрировать самолет как можно эффектнее. В то время между Ту-144 и франко-британским «Конкордом» шло соперничество. Машины во многом оказались похожи: крыло в форме треугольника, опускаемый нос, при дальности полета 8 тыс. км развивали скорость 3 тыс. км в час. 

Оба самолета были показаны на авиасалоне. Конечно, СССР хотел опередить конкурента. Это позволяло заключать новые контракты и доказать преимущество социализма над капитализмом. 

Пилоту руководство рекомендовало выжать из машины максимум, что он и сделал, рискуя жизнями экипажа. Итог оказался предсказуем: машина не справилась с перегрузками, и самолет рухнул. 

Неофициальная версия – диверсия 

Другое мнение: авиакатастрофа произошла не случайно, а была подстроена. Среди членов советской делегации нашлись те, кто видел накануне возле самолета неизвестных, которые могли оказаться злоумышленниками и нанести машине повреждение, которое стало причиной аварии. 

Итоги

Для конкурентов катастрофа Ту-144 стала подарком судьбы. После трагедии противостояние между лайнерами завершилось сокрушительным поражением Ту. Через 5 лет Ту-144 совсем перестали эксплуатировать. 



конкурент Ту-144 самолет «Конкорд» (источник: https://twitter.com)


Через несколько лет вышел франко-британский документальный фильм «Конкорд и Туполев: война самолетов» приоткрыл завесу секретности вокруг произошедшего. По версии авторов между Советским Союзом и Францией существовала договоренность не раскрывать истинные причины авиакатастрофы. При нарушении Париж грозился разоблачить шпионскую деятельность советских агентов, что совершенно не входило в планы Москвы. 

Если вам понравилась статья, не жадничайте: поставьте лайк, подпишитесь на канал. Своё мнение вы всегда можете написать в комментариях.

Читайте также

Комментарии 14

Войдите для комментирования
■ Канал закрыт 01 дек 2022 в 15:58
Как это страшно жутко..
■ кино-зум 01 дек 2022 в 20:30
особенно страшно, если правда, что по решению руководства.
■ skona57🌿Мир вам!🌿 01 дек 2022 в 14:03
Как бы там ни было, это страшно
■ кино-зум 01 дек 2022 в 20:28
ужасная история, да.
Опять всё засекречено.
■ кино-зум 01 дек 2022 в 20:27
все, как обычно
Развернуть комментарии
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ