23 ноя 2023 · 09:44    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Интересная история нумизматики и бонистики "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Всем известны «Катенька» и «Петенька» – последние дореволюционные боны номиналом 100 и 500 рублей соответственно, появившиеся в обращении в 1910-е годы. Рисунок аверса этих банкнот разработал Рихард Германович Заррин в 1907 – 1908 годах. Что же касается реверса (с портретами), то он сделан по эскизам Рудольфа Рёсслера, выполненным ещё в 1894 году. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Изначально предполагалось выпустить целую серию новых банкнот всех номиналов, украшенных портретами российских императоров (на 1 рубле вместо портрета поместили государственный герб). В фондах Гознака сохранились эскизы банкнот этой серии номиналом от 1 до 100 рублей. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "EDW1xTjrEV4.jpg", "filesize": 498121, "height": 1080, "pic_id": 760613, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/11/23/EDW1xTjrEV4.jpeg", "width": 863}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Автор эскизов Рудольф Рёсслер – австриец, работавший в «частных заведениях Вены». В 1894 году он был приглашен на службу в Экспедицию заготовления государственных бумаг Густавом Франком, который незадолго до того стал заведовать художественными работами Испытательного отделения ЭЗГБ. У Франка было своё понимание принципов защиты #банкноты от подделки. По его мнению, главным принципом должна быть сложность рисунка металлографской печати, которая максимально затруднит её повторение. Очевидно, Рёсслер, с которым Франк вёл переговоры во время заграничной командировки, разделял это мнение. Во всяком случае, все его эскизы «императорской серии» полностью отвечают этому требованию – их композиция насыщена мелкими деталями, и рисунок очень сложен и полон «уловок» для тех, кто попытался бы его скопировать. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "CNk-pvc4OXI.jpg", "filesize": 507949, "height": 1080, "pic_id": 760615, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/11/23/CNk-pvc4OXI.jpeg", "width": 877}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Эскизы Рёсслера были розданы в работу гравёрам ЭЗГБ. Однако эта работа забуксовала. Для гравирования такого сложного рисунка на доске для металлографской печати тогда требовались годы работы гравёра. По-видимому, вскоре стало ясно, что быстро закончить подготовку к выпуску всей «императорской» серии невозможно. В 1898 – 1899 гг., после денежной реформы Сергея Витте были выпущены новые #купюры, оформленные проще серии Рёсслера. Можно предположить, что «императорскую» серию готовили к реформе, но из-за сложности и невозможности её ускорить работа над ней забуксовала, хотя в 1900-е годы она продолжилась. Эскиз 100-рублёвого билета переделали в 500-рублевый, 10-рублёвого – в 100-рублёвый. Была окончена доска для печати 25-рублёвого билета с портретом Александра III, выполненная Периклом Ксидиасом. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "i9gNxg9S7Zk.jpg", "filesize": 575673, "height": 1080, "pic_id": 760616, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/11/23/i9gNxg9S7Zk.jpeg", "width": 872}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Первоначально на нём планировали изобразить Александра II, однако Витте лично произвёл «рокировку» портретов, «переместив» Александра II на трехрублёвку. Разработка банкнот мелких номиналов не была доведена до конца, вероятно – из-за явной нерациональности использования столь сложной металлографской печати. Были к «императорской» серии и другие «претензии». Например, Рёсслер, не учёл помещение локального водяного знака и орловской печати на свои банкноты Российской Империи, сосредоточив их защиту на сложности металлографии. Серию надо было перерабатывать. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "5hRhb1vNPD4.jpg", "filesize": 495564, "height": 1080, "pic_id": 760618, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/11/23/5hRhb1vNPD4.jpeg", "width": 866}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В результате до выпуска в обращение была доведена лишь работа над банкнотами двух самых крупных номиналов – 100 и 500 рублей. В 1907 – 1908 гг. Рихард Заррин исполнил для них новые аверсы, и в 1911 – 1914 гг. новые «Катенька» и «Петенька» были выпущены в обращение, сразу став визитной карточкой ЭЗГБ – высшим достижением дореволюционного банкнотного производства России. Нет сомнения, что, если бы все банкноты по эскизам Рёсслера были выпущены, они стали бы самыми известными и необычными банкнотами дореволюционной России. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вот такая интересная история из мира денег. Хорошего всем пополнения коллекции! "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "теневой.jpg", "filesize": 11078, "height": 98, "pic_id": 760619, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/11/23/%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B9.jpeg", "width": 920}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Спасибо за внимание! Читайте и другие мои столь же интересные статьи! "}], "attributes": []}], "selectedRange": [396, 518]}
Комментарии 7