Банкноты Императорской серии эскизов Рудольфа Рёсслера
23 ноя 2023 · 09:44
Интересная история нумизматики и бонистики
Всем известны «Катенька» и «Петенька» – последние дореволюционные боны номиналом 100 и 500 рублей соответственно, появившиеся в обращении в 1910-е годы. Рисунок аверса этих банкнот разработал Рихард Германович Заррин в 1907 – 1908 годах. Что же касается реверса (с портретами), то он сделан по эскизам Рудольфа Рёсслера, выполненным ещё в 1894 году.
Изначально предполагалось выпустить целую серию новых банкнот всех номиналов, украшенных портретами российских императоров (на 1 рубле вместо портрета поместили государственный герб). В фондах Гознака сохранились эскизы банкнот этой серии номиналом от 1 до 100 рублей.
EDW1xTjrEV4.jpg486.45 KB
Автор эскизов Рудольф Рёсслер – австриец, работавший в «частных заведениях Вены». В 1894 году он был приглашен на службу в Экспедицию заготовления государственных бумаг Густавом Франком, который незадолго до того стал заведовать художественными работами Испытательного отделения ЭЗГБ. У Франка было своё понимание принципов защиты #банкноты от подделки. По его мнению, главным принципом должна быть сложность рисунка металлографской печати, которая максимально затруднит её повторение. Очевидно, Рёсслер, с которым Франк вёл переговоры во время заграничной командировки, разделял это мнение. Во всяком случае, все его эскизы «императорской серии» полностью отвечают этому требованию – их композиция насыщена мелкими деталями, и рисунок очень сложен и полон «уловок» для тех, кто попытался бы его скопировать.
CNk-pvc4OXI.jpg496.04 KB
Эскизы Рёсслера были розданы в работу гравёрам ЭЗГБ. Однако эта работа забуксовала. Для гравирования такого сложного рисунка на доске для металлографской печати тогда требовались годы работы гравёра. По-видимому, вскоре стало ясно, что быстро закончить подготовку к выпуску всей «императорской» серии невозможно. В 1898 – 1899 гг., после денежной реформы Сергея Витте были выпущены новые #купюры, оформленные проще серии Рёсслера. Можно предположить, что «императорскую» серию готовили к реформе, но из-за сложности и невозможности её ускорить работа над ней забуксовала, хотя в 1900-е годы она продолжилась. Эскиз 100-рублёвого билета переделали в 500-рублевый, 10-рублёвого – в 100-рублёвый. Была окончена доска для печати 25-рублёвого билета с портретом Александра III, выполненная Периклом Ксидиасом.
i9gNxg9S7Zk.jpg562.18 KB
Первоначально на нём планировали изобразить Александра II, однако Витте лично произвёл «рокировку» портретов, «переместив» Александра II на трехрублёвку. Разработка банкнот мелких номиналов не была доведена до конца, вероятно – из-за явной нерациональности использования столь сложной металлографской печати. Были к «императорской» серии и другие «претензии». Например, Рёсслер, не учёл помещение локального водяного знака и орловской печати на свои банкноты Российской Империи, сосредоточив их защиту на сложности металлографии. Серию надо было перерабатывать.
5hRhb1vNPD4.jpg483.95 KB
В результате до выпуска в обращение была доведена лишь работа над банкнотами двух самых крупных номиналов – 100 и 500 рублей. В 1907 – 1908 гг. Рихард Заррин исполнил для них новые аверсы, и в 1911 – 1914 гг. новые «Катенька» и «Петенька» были выпущены в обращение, сразу став визитной карточкой ЭЗГБ – высшим достижением дореволюционного банкнотного производства России. Нет сомнения, что, если бы все банкноты по эскизам Рёсслера были выпущены, они стали бы самыми известными и необычными банкнотами дореволюционной России.
Вот такая интересная история из мира денег. Хорошего всем пополнения коллекции!
теневой.jpg10.82 KB
Спасибо за внимание! Читайте и другие мои столь же интересные статьи!
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Интересная история нумизматики и бонистики "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Всем известны «Катенька» и «Петенька» – последние дореволюционные боны номиналом 100 и 500 рублей соответственно, появившиеся в обращении в 1910-е годы. Рисунок аверса этих банкнот разработал Рихард Германович Заррин в 1907 – 1908 годах. Что же касается реверса (с портретами), то он сделан по эскизам Рудольфа Рёсслера, выполненным ещё в 1894 году. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Изначально предполагалось выпустить целую серию новых банкнот всех номиналов, украшенных портретами российских императоров (на 1 рубле вместо портрета поместили государственный герб). В фондах Гознака сохранились эскизы банкнот этой серии номиналом от 1 до 100 рублей. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "EDW1xTjrEV4.jpg", "filesize": 498121, "height": 1080, "pic_id": 760613, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/11/23/EDW1xTjrEV4.jpeg", "width": 863}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Автор эскизов Рудольф Рёсслер – австриец, работавший в «частных заведениях Вены». В 1894 году он был приглашен на службу в Экспедицию заготовления государственных бумаг Густавом Франком, который незадолго до того стал заведовать художественными работами Испытательного отделения ЭЗГБ. У Франка было своё понимание принципов защиты #банкноты от подделки. По его мнению, главным принципом должна быть сложность рисунка металлографской печати, которая максимально затруднит её повторение. Очевидно, Рёсслер, с которым Франк вёл переговоры во время заграничной командировки, разделял это мнение. Во всяком случае, все его эскизы «императорской серии» полностью отвечают этому требованию – их композиция насыщена мелкими деталями, и рисунок очень сложен и полон «уловок» для тех, кто попытался бы его скопировать. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "CNk-pvc4OXI.jpg", "filesize": 507949, "height": 1080, "pic_id": 760615, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/11/23/CNk-pvc4OXI.jpeg", "width": 877}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Эскизы Рёсслера были розданы в работу гравёрам ЭЗГБ. Однако эта работа забуксовала. Для гравирования такого сложного рисунка на доске для металлографской печати тогда требовались годы работы гравёра. По-видимому, вскоре стало ясно, что быстро закончить подготовку к выпуску всей «императорской» серии невозможно. В 1898 – 1899 гг., после денежной реформы Сергея Витте были выпущены новые #купюры, оформленные проще серии Рёсслера. Можно предположить, что «императорскую» серию готовили к реформе, но из-за сложности и невозможности её ускорить работа над ней забуксовала, хотя в 1900-е годы она продолжилась. Эскиз 100-рублёвого билета переделали в 500-рублевый, 10-рублёвого – в 100-рублёвый. Была окончена доска для печати 25-рублёвого билета с портретом Александра III, выполненная Периклом Ксидиасом. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "i9gNxg9S7Zk.jpg", "filesize": 575673, "height": 1080, "pic_id": 760616, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/11/23/i9gNxg9S7Zk.jpeg", "width": 872}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Первоначально на нём планировали изобразить Александра II, однако Витте лично произвёл «рокировку» портретов, «переместив» Александра II на трехрублёвку. Разработка банкнот мелких номиналов не была доведена до конца, вероятно – из-за явной нерациональности использования столь сложной металлографской печати. Были к «императорской» серии и другие «претензии». Например, Рёсслер, не учёл помещение локального водяного знака и орловской печати на свои банкноты Российской Империи, сосредоточив их защиту на сложности металлографии. Серию надо было перерабатывать. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "5hRhb1vNPD4.jpg", "filesize": 495564, "height": 1080, "pic_id": 760618, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/11/23/5hRhb1vNPD4.jpeg", "width": 866}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В результате до выпуска в обращение была доведена лишь работа над банкнотами двух самых крупных номиналов – 100 и 500 рублей. В 1907 – 1908 гг. Рихард Заррин исполнил для них новые аверсы, и в 1911 – 1914 гг. новые «Катенька» и «Петенька» были выпущены в обращение, сразу став визитной карточкой ЭЗГБ – высшим достижением дореволюционного банкнотного производства России. Нет сомнения, что, если бы все банкноты по эскизам Рёсслера были выпущены, они стали бы самыми известными и необычными банкнотами дореволюционной России. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вот такая интересная история из мира денег. Хорошего всем пополнения коллекции! "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "теневой.jpg", "filesize": 11078, "height": 98, "pic_id": 760619, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/11/23/%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B9.jpeg", "width": 920}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Спасибо за внимание! Читайте и другие мои столь же интересные статьи! "}], "attributes": []}], "selectedRange": [396, 518]}
Комментарии 7