27 июн 2022 · 17:02    
{"document":[{"text":[{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"\"Искусство и философия\" авт. Бранский В.П","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"001.jpg","filesize":189447,"height":800,"pic_id":87297,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/06/27/001.jpeg","width":600}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"bold":true,"italic":true},"string":"Всепожирающей человеческой страсти - коллекционированию\nхудожественных изображений - посвящается эта книга."},{"type":"string","attributes":{},"string":"\n\n \nДанная книга представляет собой \"Занимательную историю живописи\", рассматриваемую в форме тематической выставки \"Философия в живописи\". На обширном и богато иллюстрированном материале из истории как классической, так и модернистской живописи раскрываются основные закономерности художественного творчества и восприятия.\n(из аннотации)"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"\n\n"},{"type":"string","attributes":{"bold":true,"italic":true},"string":"Эмоциональное отношение.\n"},{"type":"string","attributes":{},"string":"\n\n\n Наука начинается с удивления, говорили древние, а искусство - с впечатления, добавили позднейшие авторы. Тот, кого ничто не удивляет, \"пребывает в состоянии тупости\" (Гегель), а тот, кого ничто не впечатляет, - в состоянии окаменелости.\n ... Есть в Средней Азии недалеко от оз. Иссык-Куль пустынная, выжженная солнцем долина, которая окружена невысокими горными кряжами. Ни деревца, ни кустика. И насыпана где-то в глубине долины большая, но маловыразительная куча камней величиной с булыжник. Однажды автору этих строк довелось оказаться в Пржевальске, небольшом городке у оз.Иссык-Куль. Дело было ранней осенью, в разгар уборочного сезона, так что с трудом удалось найти шофера, который бы согласился отвезти путешественника в этот район. Подъехав к упомянутой куче, шофер с изумлением спросил: \"И это всё? Стоило ради этой кучи проделать 90 км по такой дороге?! Одни камни. Если бы тут были хоть какие-нибудь люди!\"\n\n\n"},{"type":"attachment","attributes":{"caption":"Санташ, Киргизия","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"002.jpg","filesize":299683,"height":533,"pic_id":87302,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/06/27/002.jpeg","width":800}},{"type":"string","attributes":{},"string":"\n\n\n\n И тут он услышал необычную историю. Шесть столетий назад в этих местах проходили, отправляясь в очередной поход, полчища Тимура. И был приказ великого завоевателя: перед началом похода каждый воин должен принести и положить на указанное место в долине круглый камень, а по возвращении забрать его. Оставшиеся камни образуют собственноручный мемориал тем, кто не вернулся... Так возникли знаменитые \"Сан-Таш\" - каменные курганы Тимура, один из которых находился перед нами... Какой-то странный свет появился в глазах шофера. Как будто что-то шевельнулось в его душе, как будто была затронута какая-то струна в его обычном будничном умонастроении: то было знакомое чувство ностальгии, связанное с сопереживанием судьбы ушедших поколений. Невзрачные камни приобрели для него особый смысл благодаря той эмоциональной энергии, источником которой они стали.\n Этот пример элементарного эмоционального отношения к простейшему объекту очень поучителен. Подобная непосредственность, новизна и сила чувства лежит в основе любой подлинно художественной деятельности. \"Взгляните-ка на эти оливы, как красиво они освещены... Блики света будто драгоценные камни. Розовый свет и синий. И сквозь него видно небо. С ума сойти. И горы вон там вдали будто плывут с облаками... Похоже на фон у Ватто\" (Перрюшо А. Жизнь Ренуара. М. 1986, с.244).\n И мы вспоминаем А.Ватто: \"Все художники парижане проходили мимо красоты, которую они видели ежедневно вокруг себя. Ватто открыл ее, так как парижанка для него была чем-то чужестранным, чудесным, он созерцал ее восторженными глазами деревенского парня, впервые попавшего в большой город\" (Мутер Р. История живописи в XIX веке, СПб. 1901, т.3, с.54).\n\n\n\n"},{"type":"string","attributes":{"bold":true,"italic":true},"string":"Природа человеческих переживаний"},{"type":"string","attributes":{},"string":"\n\n\n \n Специфика эмоциональных переживаний состоит в том, что:\n 1) они отражают не объект, а отношение субъекта к объекту;\n 2) это отношение имеет не познавательный, а оценочный характер;\n 3) этот последний не является логическим следствием каких-нибудь утилитарных или моральных принципов.\n\n\n"},{"type":"attachment","attributes":{"caption":"Портрет Сары Сиддонс в виде музы трагедии (1783) худ. Джошуа Рейнольдс","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"003.jpg","filesize":325842,"height":988,"pic_id":87303,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/06/27/003.jpeg","width":600}},{"type":"string","attributes":{},"string":"\n\n\n\n Чтобы лучше уяснить разницу между познавательным и оценочным отношением, полезно сравнить картины, в которых разные художники выражают различное отношение к одному и тому же объекту. Одним из самых знаменитых примеров такого рода являются портреты выдающейся английской актрисы Сары Сиддонс (1755-1831) - прославленной исполнительницы ролей в шекспировских пьесах - , выполненные не менее выдающимися английскими художниками Рейнольдсом и Гейнсборо. Даже для неопытного глаза сразу заметно, что эти портреты имеют совершенно разное настроение. В портрете Рейнольдса художник выразил свое эмоциональное отношение к Сиддонс как замечательной трагической актрисе, а в портрете Гейнсборо - как к обаятельной любящей женщине. \n\n\n"},{"type":"attachment","attributes":{"caption":"Портрет Сары Сиддонс (1785) худ. Томас Гейнсборо","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"004.jpg","filesize":318503,"height":881,"pic_id":87304,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/06/27/004.jpeg","width":700}},{"type":"string","attributes":{},"string":"\n\n\n\n Те чувства, которые Рейнольдс и Гейнсборо, воплотили в этих портретах, не дают, однако, никакой рациональной информации о Сиддонс: они говорят только о том впечатлении, которое актриса производила соответственно на Рейнольдса и Гейнсборо. Носителем рациональной информации являются не эти впечатления (чувства), а те художественные образы, которые их выражают (Связь чувства с художественным образом будет подробно рассмотрена в 2 данной главы). Подобно тому, как познавательное отношение к объекту может приводить к двум противоположным формам знания - истине или заблуждению -, оценочное отношение тоже имеет два противоположных результата: положительное или отрицательное чувство (например, любовь или ненависть) (Возможен и промежуточный результат: смешанное, или противоречивое чувство В.Б.). Но положительное чувство не стоит ни в какой связи с истиной, а отрицательное - с заблуждением. Более того, как истина, так и заблуждение могут возбуждать при определенных обстоятельствах как положительные, так и отрицательные чувства.\n Один из самых интересных экспериментов в этом отношении был выполнен немецким художником Л.Рихтером. Он вместе с тремя другими художниками договорился о написании одного и того же пейзажа в Тиволи (около Рима). Все четверо работали над этим пейзажем одновременно, при одних и тех же погодных и световых условиях и с помощью одинаковой живописной техники.В итоге, однако, получились четыре совершенно одинаковые по сюжету и совершенно разные по настроению картины. По-видимому, именно по этой причине богатый меценат Бриас, друг Курбе, который является одним из персонажей в известной картине Курбе \"Здравствуйте, господин Курбе\", был одержим идеей заказать свой портрет сразу 40 художникам, принадлежащих к разным направлениям, чтобы испытать достаточно широкий диапазон эмоциональных реакций на свою личность (получить, так сказать, эмоционально \"многогранный\" портрет). Особенно наглядно отличие оценочного отношения от познавательного проявляется в тех случаях, когда эмоциональное отношение к одному и тому же объекту, рассматриваемому в разных условиях, воплощается многократно одним и тем же художником. Так, Моне писал стога 12 раз; Хокусаи гору Фудзи 100 раз, Айвазовский море около 4000 раз и т.д. С первого взгляда, такое однообразие сюжетом может вызвать недоумение и даже жалость: как можно так \"зациклиться\" на одном и том же, когда жизнь так богата. Однако, для художника с развитой эмоциональной восприимчивостью (рафинированным вкусом) различные оттенки одного и того же знакомого ему чувства могут быть важнее существенно другого чувства (Примером может служить т.н. люминизм французского художника Бенара (XIX в.) - интерес к эмоциям, вызываемым тончайшими эффектами освещения. С удивительной чуткостью он \"описывает отражение пламени на золоте и серебре, на шелке и бархате, на красном, желтом и голубом, или же отмечает все бесчисленные оттенки света, которым сентябрьское солнце наполняет комнаты\" /Мутер Р. История живописи в XIX в. т.3, с.394-395/). Поиск более выразительных нюансов некоторого переживания, связанных с иными условиями существования данного объекта (например, при другом освещении), показывает, что общее оценочное отношение содержит целый спектр более частных оценочных отношений. Поэтому релятивизм чувств гораздо глубже, чем это обычно считается.\n\n\nС полным текстом книги (в формате PDF) можно ознакомиться здесь - "},{"type":"string","attributes":{"bold":true,"italic":true},"string":"http://www.vixri.ru/d3/Branskij%20V.P.%20-%20Iskusstvo%20i%20filosofija%20-%201999.pdf"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]}],"selectedRange":[7662,7748]}
Комментарии 2