3
Как раскрасить череп деда. А главное — зачем? | Паблико
11 подписчики

Как раскрасить череп деда. А главное — зачем?


25 май 2023 · 10:05    

Придя в Америку, европейцы, как известно, обнаружили там индейцев. А у индейцев, понятное дело, обычаи. Причём с европейской точки зрения многие из этих обычаев были настолько странными, что обычаи японцев, китайцев и прочих жителей Старого Света показались европейцам почти родными.



Вот примерно в таких сооружениях чинча хоронили своих мертвецов.


Не был исключением и народ чинча, живший на юге Перу. Автономию свою они потеряли, войдя в состав империи инков, незадолго до открытия Америки Колумбом, но культуру вполне сохранили.

Одним из элементов культуры чинча, привлёкших внимание археологов, стали их погребальные обычаи. Мертвецов своих они хоронили в чульпах — довольно больших погребальных сооружениях, где хоронили сразу по нескольку человек. Причём кости некоторых покойников чинча зачем-то красили в красный цвет.

Именно чульпы и привлекли внимание группы археологов из США, Канады и Колумбии. Они изучили содержимое более чем сотни чульп — скелеты и погребальный инвентарь.

Изученные исследователями кости относились к трём периодам — позднему промежуточному, 1000—1400 годы, позднему горизонту, 1400—1532 годы и колониальному, 1532—1825 годы.



Черепа красили не только снаружи...




... но и изнутри.


38 из изученных скелетов, относящихся ко всем трём периодам, причём в основном их черепа, были окрашены в красный цвет. Состав краски мог быть почти любым, лишь бы пигмент был минеральным, а цвет — красным. Причём окрашены были кости далеко не всех похороненных.

Вообще использование в похоронных обрядах красных пигментов — традиция не исключительно перуанская и насчитывает тысячи, если не десятки тысяч лет. В Перу она тоже очень давняя. Согласно поверьям чинча, смерть — не конец, а трансформация, переход к новому состоянию и дальнейшей жизни. Причём приход испанцев совершенно не помешал индейцам продолжить раскрашивать черепа предков.

Изучив образцы краски на артефактах и костях, включая 25 черепов, с помощью рентгеновской порошковой дифракции, рентгеновской флуоресцентной спектрометрии и лазерной абляции, исследователи выяснили состав пигментов.

24 образца оказались выкрашены какой-то железной рудой, скорее всего гематитом, 13 — киноварью, сульфидом ртути, и один — смесью гематита и киновари. Причём, судя по подробностям её химического состава, киноварь была не добыта на месте, а привезена издалека, а вот гематит как раз был местным.

Окрашены, как ужу, указывалось выше, были не все кости. Большинство людей с окрашенными скелетами оказались взрослыми мужчинами, но были и исключения — несколько женщин и детей, причём у одних были зажившие прижизненные переломы, а а у других форму черепа изменили в младенчестве.

Красную краску наносили на кости самыми разными способами — тряпичными тампонами, листьями и собственными пальцами художников. Причём рисование пальцами, судя по толщине и длине нанесённых ими линий, не только не было чем-то зазорным, но и было чем-то важным, помогая формированию неких сакральных связей между миром живых и миром мёртвых.

Понятно, что кости были окрашены уже после того, как тела полностью разложились, но вот выяснить, когда именно, исследователям не удалось — определить промежуток времени между смертью человека и окрашиванием его костей пока ещё только предстоит.

Некоторые кости, в особенности черепа, по-видимому, служили оберегами для других могил — они извлечены их своих захоронений и помещены поверх чужих. Изучив представления андских индейцев о смерти и космологии, исследователи пришли к выводу, что эти кости помещены над другими могилами, чтобы загладить проступки живых против мёртвых, например, мародёрство. То есть люди возвращались в потревоженные чульпы, чтобы раскрасить человеческие останки, осквернённые вторжением европейцев.

Придя в Америку, европейцы, как известно, обнаружили там индейцев. А у индейцев, понятное дело, обычаи. Причём с европейской точки зрения многие из этих обычаев были настолько странными, что обычаи японцев, китайцев и прочих жителей Старого Света показались европейцам почти родными.



Вот примерно в таких сооружениях чинча хоронили своих мертвецов.


Не был исключением и народ чинча, живший на юге Перу. Автономию свою они потеряли, войдя в состав империи инков, незадолго до открытия Америки Колумбом, но культуру вполне сохранили.

Одним из элементов культуры чинча, привлёкших внимание археологов, стали их погребальные обычаи. Мертвецов своих они хоронили в чульпах — довольно больших погребальных сооружениях, где хоронили сразу по нескольку человек. Причём кости некоторых покойников чинча зачем-то красили в красный цвет.

Именно чульпы и привлекли внимание группы археологов из США, Канады и Колумбии. Они изучили содержимое более чем сотни чульп — скелеты и погребальный инвентарь.

Изученные исследователями кости относились к трём периодам — позднему промежуточному, 1000—1400 годы, позднему горизонту, 1400—1532 годы и колониальному, 1532—1825 годы.



Черепа красили не только снаружи...




... но и изнутри.


38 из изученных скелетов, относящихся ко всем трём периодам, причём в основном их черепа, были окрашены в красный цвет. Состав краски мог быть почти любым, лишь бы пигмент был минеральным, а цвет — красным. Причём окрашены были кости далеко не всех похороненных.

Вообще использование в похоронных обрядах красных пигментов — традиция не исключительно перуанская и насчитывает тысячи, если не десятки тысяч лет. В Перу она тоже очень давняя. Согласно поверьям чинча, смерть — не конец, а трансформация, переход к новому состоянию и дальнейшей жизни. Причём приход испанцев совершенно не помешал индейцам продолжить раскрашивать черепа предков.

Изучив образцы краски на артефактах и костях, включая 25 черепов, с помощью рентгеновской порошковой дифракции, рентгеновской флуоресцентной спектрометрии и лазерной абляции, исследователи выяснили состав пигментов.

24 образца оказались выкрашены какой-то железной рудой, скорее всего гематитом, 13 — киноварью, сульфидом ртути, и один — смесью гематита и киновари. Причём, судя по подробностям её химического состава, киноварь была не добыта на месте, а привезена издалека, а вот гематит как раз был местным.

Окрашены, как ужу, указывалось выше, были не все кости. Большинство людей с окрашенными скелетами оказались взрослыми мужчинами, но были и исключения — несколько женщин и детей, причём у одних были зажившие прижизненные переломы, а а у других форму черепа изменили в младенчестве.

Красную краску наносили на кости самыми разными способами — тряпичными тампонами, листьями и собственными пальцами художников. Причём рисование пальцами, судя по толщине и длине нанесённых ими линий, не только не было чем-то зазорным, но и было чем-то важным, помогая формированию неких сакральных связей между миром живых и миром мёртвых.

Понятно, что кости были окрашены уже после того, как тела полностью разложились, но вот выяснить, когда именно, исследователям не удалось — определить промежуток времени между смертью человека и окрашиванием его костей пока ещё только предстоит.

Некоторые кости, в особенности черепа, по-видимому, служили оберегами для других могил — они извлечены их своих захоронений и помещены поверх чужих. Изучив представления андских индейцев о смерти и космологии, исследователи пришли к выводу, что эти кости помещены над другими могилами, чтобы загладить проступки живых против мёртвых, например, мародёрство. То есть люди возвращались в потревоженные чульпы, чтобы раскрасить человеческие останки, осквернённые вторжением европейцев.

Читайте также

Комментарии 0

Войдите для комментирования
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ