3
Гротеск как он есть | Паблико
11 подписчики

Гротеск как он есть


19 мар 2023 · 10:05    

Всем нам привычное значение слова «гротеск» — что-то вроде карикатурного изображения действительности. В общем-то это тоже верно, но исходно гротеск — это художественный стиль эпохи Возрождения. Причём, в отличие от других стилей, гротеск был не изобретён, а можно сказать, открыт.



Гротески эпохи Возрождения.


А произошло это довольно любопытным образом. В конце XV века молодой человек, имя которого история для нас не сохранила, обследовал один из холмов Рима и провалился в какую-то дыру в земле. Выбраться самостоятельно он не смог, пришлось звать на помощь друзей, которые спустились вниз с верёвками и факелами и увидели, что провалился их приятель вовсе не в пещеру, грот или ещё какую естественную пустоту, а в какое-то здание с покрытыми росписью стенами.



Изначальные гротески — из Золотого дворца Нерона.


А в 1481 году исследованием этих фресок занялись тогда ещё молодые, никому не известные художники, будущие европейские знаменитости — Пинтуриккио, Перуджино, Доменико Гирландайо и Филиппо Липпи. Оказалось, что это не просто какое-то здание, а Золотой дом Нерона, Domus Aurea — дворец, построенный лично для себя Нероном и разрушенный его потомками.

Именно стиль фресок из Золотого дома Нерона и назвали гротеском, от итальянского grotta — грот. Эта манера настенной живописи была придумана в античности, но применяли её довольно редко. Да и в эпоху Возрождения она не всем нравилась, не одобрял её, например, основатель искусствоведения Джорджо Вазари, но несмотря на это, после открытия Золотого дома этот стиль получил весьма широкое распространение.



Реконструкция Золотого дома Нерона.


Его характерная черта — изображения сказочных и мифических животных, вроде химер, пегасов, крылатых гениев, сатиров и сфинксов, переплетающиеся с растительным или фигурным орнаментом — виноградными лозами, вазами и канделябрами.

Такого рода узоры получили большое распространение в домах итальянской образованной элиты, именно ими, например, расписаны некоторые места в галерее Уффици. Добрался стиль гротеск и до тогдашней окраины Европы — Британии. В 2021 году такие росписи обнаружили при реставрации старинного дома Калверли–Олд-Холл на севере Англии, в Йоркшире, неподалёку от Лидса.

Сам дом, вероятно, был построен в XIV веке, после чего его много раз перестраивали, в основном, расширяли. Самая старая часть поместья — большой зал с шестискатной крышей и часовня — датируется 1485—1495 годами, позднее же, в начале XVI века сэр Уильям Калверли построил для своей весьма немалой семьи и жилое крыло.



Калверли–Олд-Холл.


Как раз в XVI веке и были сделаны росписи, найденные в одной из комнат Калверли-Холла под штукатуркой XIX века. Эти росписи изображают сатиров, смеющихся птиц и ревущих грифонов, на вазах и балюстрадах сидят маленькие человечки в шляпах, и всё это объединено в вертикальный орнамент.

Как полагают реставраторы, им удалось найти подражание росписям Золотого дома Нерона. Точной копией это быть, конечно, не может — для Золотого дома встречающиеся в росписи розы Тюдоров и гранатов Екатерины Арагонской, первой жены Генриха VIII, были бы вопиющим анахронизмом. Зато в том числе эти элементы позволили датировать роспись эпохой Тюдоров, и это самый сложный образец тюдоровсеой настенной живописи, найденный в Англии.

В Англию стиль гротеск попал из Италии, где первоначально распространился, через книги из Германии и Нидерландов, в которых гротеск тоже получил немалую популярность.

В Южной Англии гротескная настенная роспись довольно часто встречается в конце XVI — середине XVII веков, однако в большинстве домов эпохи Тюдоров такую роспись позже замазывали краской или известью, а вот в Калверли-Олд-Холле она сохранилась благодаря тому, что стену именно оштукатурили.



Илл 5.jpg 47.03 KB


Дендрохронологическое датирование показало, что часть Калверли-Олд-Холла с фресками построили в 1514—1539 годах, причём изначально строение задумывалось как лестничная башня, но в 1547—1585 годах в строении сделали перекрытия, разделив башню на этажи.

Вероятнее всего, заказчиком росписи был сэр Уильям Калверли, живший в 1500—1572 годах. Получив в 1548 году рыцарский титул, он в 1949 году занял весьма высокую должность шерифа Йорка, благодаря чему и приобрёл весьма широкие связи, в том числе доступ к книгам с севера континента, откуда и почерпнул саму идею гротескной росписи.

В Англии гротеск именно в настенной росписи появляется не раньше 1570 года — в лепнине гротеск попадался и раньше, хотя и довольно редко. По всей видимости, этот стиль весьма ценили при дворе Генриха VIII, но из-за того, что происходил он из Италии, после разрыва Генриха с Римом в 1530-х годах он попал под подозрение, как и вообще всё связанное с Италией.

Именно из-за подозрительности в отношении всего итальянского все веяния дизайна в XVI веке попадали в Британию через голландские и немецкие книги, гравюры и эстампы, что было весьма недешёвым удовольствием, и само наличие такой росписи показывало окружающим, что её владелец — человек богатый и образованный.

Всем нам привычное значение слова «гротеск» — что-то вроде карикатурного изображения действительности. В общем-то это тоже верно, но исходно гротеск — это художественный стиль эпохи Возрождения. Причём, в отличие от других стилей, гротеск был не изобретён, а можно сказать, открыт.



Гротески эпохи Возрождения.


А произошло это довольно любопытным образом. В конце XV века молодой человек, имя которого история для нас не сохранила, обследовал один из холмов Рима и провалился в какую-то дыру в земле. Выбраться самостоятельно он не смог, пришлось звать на помощь друзей, которые спустились вниз с верёвками и факелами и увидели, что провалился их приятель вовсе не в пещеру, грот или ещё какую естественную пустоту, а в какое-то здание с покрытыми росписью стенами.



Изначальные гротески — из Золотого дворца Нерона.


А в 1481 году исследованием этих фресок занялись тогда ещё молодые, никому не известные художники, будущие европейские знаменитости — Пинтуриккио, Перуджино, Доменико Гирландайо и Филиппо Липпи. Оказалось, что это не просто какое-то здание, а Золотой дом Нерона, Domus Aurea — дворец, построенный лично для себя Нероном и разрушенный его потомками.

Именно стиль фресок из Золотого дома Нерона и назвали гротеском, от итальянского grotta — грот. Эта манера настенной живописи была придумана в античности, но применяли её довольно редко. Да и в эпоху Возрождения она не всем нравилась, не одобрял её, например, основатель искусствоведения Джорджо Вазари, но несмотря на это, после открытия Золотого дома этот стиль получил весьма широкое распространение.



Реконструкция Золотого дома Нерона.


Его характерная черта — изображения сказочных и мифических животных, вроде химер, пегасов, крылатых гениев, сатиров и сфинксов, переплетающиеся с растительным или фигурным орнаментом — виноградными лозами, вазами и канделябрами.

Такого рода узоры получили большое распространение в домах итальянской образованной элиты, именно ими, например, расписаны некоторые места в галерее Уффици. Добрался стиль гротеск и до тогдашней окраины Европы — Британии. В 2021 году такие росписи обнаружили при реставрации старинного дома Калверли–Олд-Холл на севере Англии, в Йоркшире, неподалёку от Лидса.

Сам дом, вероятно, был построен в XIV веке, после чего его много раз перестраивали, в основном, расширяли. Самая старая часть поместья — большой зал с шестискатной крышей и часовня — датируется 1485—1495 годами, позднее же, в начале XVI века сэр Уильям Калверли построил для своей весьма немалой семьи и жилое крыло.



Калверли–Олд-Холл.


Как раз в XVI веке и были сделаны росписи, найденные в одной из комнат Калверли-Холла под штукатуркой XIX века. Эти росписи изображают сатиров, смеющихся птиц и ревущих грифонов, на вазах и балюстрадах сидят маленькие человечки в шляпах, и всё это объединено в вертикальный орнамент.

Как полагают реставраторы, им удалось найти подражание росписям Золотого дома Нерона. Точной копией это быть, конечно, не может — для Золотого дома встречающиеся в росписи розы Тюдоров и гранатов Екатерины Арагонской, первой жены Генриха VIII, были бы вопиющим анахронизмом. Зато в том числе эти элементы позволили датировать роспись эпохой Тюдоров, и это самый сложный образец тюдоровсеой настенной живописи, найденный в Англии.

В Англию стиль гротеск попал из Италии, где первоначально распространился, через книги из Германии и Нидерландов, в которых гротеск тоже получил немалую популярность.

В Южной Англии гротескная настенная роспись довольно часто встречается в конце XVI — середине XVII веков, однако в большинстве домов эпохи Тюдоров такую роспись позже замазывали краской или известью, а вот в Калверли-Олд-Холле она сохранилась благодаря тому, что стену именно оштукатурили.



Илл 5.jpg 47.03 KB


Дендрохронологическое датирование показало, что часть Калверли-Олд-Холла с фресками построили в 1514—1539 годах, причём изначально строение задумывалось как лестничная башня, но в 1547—1585 годах в строении сделали перекрытия, разделив башню на этажи.

Вероятнее всего, заказчиком росписи был сэр Уильям Калверли, живший в 1500—1572 годах. Получив в 1548 году рыцарский титул, он в 1949 году занял весьма высокую должность шерифа Йорка, благодаря чему и приобрёл весьма широкие связи, в том числе доступ к книгам с севера континента, откуда и почерпнул саму идею гротескной росписи.

В Англии гротеск именно в настенной росписи появляется не раньше 1570 года — в лепнине гротеск попадался и раньше, хотя и довольно редко. По всей видимости, этот стиль весьма ценили при дворе Генриха VIII, но из-за того, что происходил он из Италии, после разрыва Генриха с Римом в 1530-х годах он попал под подозрение, как и вообще всё связанное с Италией.

Именно из-за подозрительности в отношении всего итальянского все веяния дизайна в XVI веке попадали в Британию через голландские и немецкие книги, гравюры и эстампы, что было весьма недешёвым удовольствием, и само наличие такой росписи показывало окружающим, что её владелец — человек богатый и образованный.

Читайте также

Комментарии 1

Войдите для комментирования
■ Отшельница 19 мар 2023 в 11:29
Любопытно!
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ