3
55 лет Полуночной жары | Паблико
23 подписчики

55 лет Полуночной жары


02 авг 2022 · 01:05    

2 августа 1967 года на экраны кинотеатров США и Филиппин вышел фильм «Полуночная жара». Режиссёр Норман Джуисон («Скрипач на крыше» ).



01-In-the-Heat-of-the-Night-199.png 1.23 MB


Фильм поставлен по роману Джона Болла «In the Heat of the Night», опубликованному в 1965 году. Роман стал первым крупным литературным произведением 54-летнего писателя, который к моменту издания перепробовал множество профессий, таких, как пилот, музыкальный критик, газетный обозреватель и директор по связям с общественностью. За этот роман Джон Болл был удостоен премии Эдгара Аллана По за Лучший первый роман.



02-In-the-Heat-of-the-Night-092.png 1.21 MB


Роман Джона Болла «Душной ночью в Каролине» (именно так было переведено его название в советском издании) мне довелось прочитать где-то во второй половине 70-х годов. Роман понравился и запомнился. Уже тогда я слышал, что по этому роману снят фильм, который пользовался успехом во всём мире, но в СССР этот антирасистский фильм не демонстрировался. Кстати, он также был запрещён в ЮАР, где в то время существовал режим апартеида. Только в 90-х годах, после падения идеологических барьеров, я смог посмотреть фильм Нормана Джуисона «Полуночная жара». Честно говоря, сначала я не связывал его с романом Джона Болла: названия-то разные. Но к середине сеанса я вспомнил содержание романа, который прочитал чуть не 20 годами ранее. 



03-In-the-Heat-of-the-Night-717.png 1.02 MB


Конечно, то, что я знал концовку детективного романа, который лёг в основу этого фильма, несколько снизило мое впечатление от него. Но важно отметить, что в фильме Нормана Джуисона «Полуночная жара» детективная составляющая является не единственной. Не менее важным, чем детективный сюжет, в этом фильме является освещение межрасовых отношений в южных штатах Америки. И значение освещения этой проблемы усилилось в связи с тем, что фильм вышел вскоре после расовых беспорядков в Ньюарке, штат Нью-Джерси, и Детройте. Это обстоятельство привело к усилению расовой напряженности в Соединенных Штатах и повышению внимания общества к этому фильму, поскольку в нём впервые в главной роли был афроамериканский актёр, персонаж которого - афроамериканский персонаж, который отказался отступить перед лицом расизма.



04-In-the-Heat-of-the-Night-681.png 1.07 MB


Из-за обострения межрасовых противоречий в южных штатах США в период, когда снимался фильм, его создателям даже пришлось отказаться от первоначальных планов производить съемки в той местности, которая описана в романе. Съемки были перенесены в северный штат Иллинойс. Но, тем не менее, в ходе съемок потребовалось ненадолго выехать в штат Теннесси, чтобы снять сцены на открытом воздухе на хлопковой плантации, потому что в Иллинойсе не было подобной хлопковой плантации, которую можно было бы использовать. Во время этой кратковременной поездки Сидней Пуатье едва не был убит членами Ку-клукс-клана. Поэтому все те несколько дней, что съемочная группа находилась в Теннесси, Пуатье спал с пистолетом под подушкой, поскольку постоянно получал угрозы от местных головорезов-расистов.



05-In-the-Heat-of-the-Night-196.png 1.28 MB


В начале 1968 года фильм Нормана Джуисона «Полуночная жара» получил 7 номинаций на премию Золотой Глобус и победил в трёх из них, в том числе, в одной из важнейших - Лучший драматический фильм. В другой важнейшей номинации - Лучший режиссёр - Норман Джуисон уступил Майку Николсу, режиссёру фильма "Выпускник«. Ровно та же картина повторилась и в состязании за премию Оскар. Правда, здесь фильм» Полуночная жара«победил в пяти из семи номинаций, в том числе - Лучший фильм. А номинацию» Лучший режиссёр" Норман Джуисон снова уступил Майку Николсу.



06-In-the-Heat-of-the-Night-209.png 1.19 MB


Обострение межрасовых противоречий в США отразилось не только на производстве картины, но и на получении ею заслуженных наград. Церемония вручения премий Оскар изначально была назначена на 8 апреля 1968 года. Но 4 апреля был убит один из виднейших борцов за гражданские права чернокожего населения доктор Мартин Лютер Кинг. Из-за этого церемония Оскара была отложена на 2 дня, и триумф картины (5 Оскаров, включая важнейший) состоялся только 10 апреля 1968 года.



07-In-the-Heat-of-the-Night-002.png 1.16 MB


В 1968 году фильм Нормана Джуисона «Полуночная жара» был номинирован на британскую премию БАФТА в 4-х номинациях, в том числе в категории Лучший фильм любого происхождения. Фильм получил одну премию БАФТА (Род Стайгер) и премию ООН, но в категории Лучший фильм любого происхождения победителем был признан фильм Фреда Циннеманна «Человек на все времена», причём, британские киноакадемики, по своему обыкновению, присудили свою премию фильму Циннемана и в номинации Лучший британский фильм. Компанию относительных «неудачников» фильму Нормана Джуисона составили "Мужчина и женщина«Клода Лелуша и» Бонни и Клайд" Артура Пенна.



08-In-the-Heat-of-the-Night-510.png 1.15 MB


Кинокритики в подавляющем большинстве дали фильму Нормана Джуисона «Полуночная жара» хвалебные отзывы. Роджер Эберт включил фильм в список 10 лучших американских фильмов 1967 года. Однако, ни отдельной рецензией, ни единой звездой он этот фильм не отметил. При этом Эберт отметил блестящую игру Рода Стайгера и Сидни Пуатье, но в отношении фильма в целом написал, что в нём «всего чересчур». Босли Кроузер из The New York Times в своей рецензии на фильм отметил: «Горячий всплеск расовой ненависти и предубеждений, столь очевидный и критический сейчас во многих местах этой страны, не только в традиционном районе Глубокого Юга, вымышленно изолирован в уродливом маленьком городке Миссисипи в новом фильме «In the Heat of the Night». (The New York Times, August 3, 1967, стр. 26)



09-In-the-Heat-of-the-Night-908.png 1.16 MB


Оценка фильма рядовыми кинозрителями характеризуется следующими цифрами. При бюджете в 2 миллиона долларов фильм собрал более 24 миллионов долларов, т.е., окупился более 12 раз. Современный кинозритель, хоть и прошло более полувека с момента его выхода на экраны, оценил фильм не менее высоко, чем зрители 60-х годов: 70% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценку 8 и выше. На основании этих показателей по версии FilmGourmand'а фильм имеет рейтинг 8,069 и занимает 627-е место в Золотой Тысяче.



10-In-the-Heat-of-the-Night-609.png 1.14 MB



2 августа 1967 года на экраны кинотеатров США и Филиппин вышел фильм «Полуночная жара». Режиссёр Норман Джуисон («Скрипач на крыше» ).



01-In-the-Heat-of-the-Night-199.png 1.23 MB


Фильм поставлен по роману Джона Болла «In the Heat of the Night», опубликованному в 1965 году. Роман стал первым крупным литературным произведением 54-летнего писателя, который к моменту издания перепробовал множество профессий, таких, как пилот, музыкальный критик, газетный обозреватель и директор по связям с общественностью. За этот роман Джон Болл был удостоен премии Эдгара Аллана По за Лучший первый роман.



02-In-the-Heat-of-the-Night-092.png 1.21 MB


Роман Джона Болла «Душной ночью в Каролине» (именно так было переведено его название в советском издании) мне довелось прочитать где-то во второй половине 70-х годов. Роман понравился и запомнился. Уже тогда я слышал, что по этому роману снят фильм, который пользовался успехом во всём мире, но в СССР этот антирасистский фильм не демонстрировался. Кстати, он также был запрещён в ЮАР, где в то время существовал режим апартеида. Только в 90-х годах, после падения идеологических барьеров, я смог посмотреть фильм Нормана Джуисона «Полуночная жара». Честно говоря, сначала я не связывал его с романом Джона Болла: названия-то разные. Но к середине сеанса я вспомнил содержание романа, который прочитал чуть не 20 годами ранее. 



03-In-the-Heat-of-the-Night-717.png 1.02 MB


Конечно, то, что я знал концовку детективного романа, который лёг в основу этого фильма, несколько снизило мое впечатление от него. Но важно отметить, что в фильме Нормана Джуисона «Полуночная жара» детективная составляющая является не единственной. Не менее важным, чем детективный сюжет, в этом фильме является освещение межрасовых отношений в южных штатах Америки. И значение освещения этой проблемы усилилось в связи с тем, что фильм вышел вскоре после расовых беспорядков в Ньюарке, штат Нью-Джерси, и Детройте. Это обстоятельство привело к усилению расовой напряженности в Соединенных Штатах и повышению внимания общества к этому фильму, поскольку в нём впервые в главной роли был афроамериканский актёр, персонаж которого - афроамериканский персонаж, который отказался отступить перед лицом расизма.



04-In-the-Heat-of-the-Night-681.png 1.07 MB


Из-за обострения межрасовых противоречий в южных штатах США в период, когда снимался фильм, его создателям даже пришлось отказаться от первоначальных планов производить съемки в той местности, которая описана в романе. Съемки были перенесены в северный штат Иллинойс. Но, тем не менее, в ходе съемок потребовалось ненадолго выехать в штат Теннесси, чтобы снять сцены на открытом воздухе на хлопковой плантации, потому что в Иллинойсе не было подобной хлопковой плантации, которую можно было бы использовать. Во время этой кратковременной поездки Сидней Пуатье едва не был убит членами Ку-клукс-клана. Поэтому все те несколько дней, что съемочная группа находилась в Теннесси, Пуатье спал с пистолетом под подушкой, поскольку постоянно получал угрозы от местных головорезов-расистов.



05-In-the-Heat-of-the-Night-196.png 1.28 MB


В начале 1968 года фильм Нормана Джуисона «Полуночная жара» получил 7 номинаций на премию Золотой Глобус и победил в трёх из них, в том числе, в одной из важнейших - Лучший драматический фильм. В другой важнейшей номинации - Лучший режиссёр - Норман Джуисон уступил Майку Николсу, режиссёру фильма "Выпускник«. Ровно та же картина повторилась и в состязании за премию Оскар. Правда, здесь фильм» Полуночная жара«победил в пяти из семи номинаций, в том числе - Лучший фильм. А номинацию» Лучший режиссёр" Норман Джуисон снова уступил Майку Николсу.



06-In-the-Heat-of-the-Night-209.png 1.19 MB


Обострение межрасовых противоречий в США отразилось не только на производстве картины, но и на получении ею заслуженных наград. Церемония вручения премий Оскар изначально была назначена на 8 апреля 1968 года. Но 4 апреля был убит один из виднейших борцов за гражданские права чернокожего населения доктор Мартин Лютер Кинг. Из-за этого церемония Оскара была отложена на 2 дня, и триумф картины (5 Оскаров, включая важнейший) состоялся только 10 апреля 1968 года.



07-In-the-Heat-of-the-Night-002.png 1.16 MB


В 1968 году фильм Нормана Джуисона «Полуночная жара» был номинирован на британскую премию БАФТА в 4-х номинациях, в том числе в категории Лучший фильм любого происхождения. Фильм получил одну премию БАФТА (Род Стайгер) и премию ООН, но в категории Лучший фильм любого происхождения победителем был признан фильм Фреда Циннеманна «Человек на все времена», причём, британские киноакадемики, по своему обыкновению, присудили свою премию фильму Циннемана и в номинации Лучший британский фильм. Компанию относительных «неудачников» фильму Нормана Джуисона составили "Мужчина и женщина«Клода Лелуша и» Бонни и Клайд" Артура Пенна.



08-In-the-Heat-of-the-Night-510.png 1.15 MB


Кинокритики в подавляющем большинстве дали фильму Нормана Джуисона «Полуночная жара» хвалебные отзывы. Роджер Эберт включил фильм в список 10 лучших американских фильмов 1967 года. Однако, ни отдельной рецензией, ни единой звездой он этот фильм не отметил. При этом Эберт отметил блестящую игру Рода Стайгера и Сидни Пуатье, но в отношении фильма в целом написал, что в нём «всего чересчур». Босли Кроузер из The New York Times в своей рецензии на фильм отметил: «Горячий всплеск расовой ненависти и предубеждений, столь очевидный и критический сейчас во многих местах этой страны, не только в традиционном районе Глубокого Юга, вымышленно изолирован в уродливом маленьком городке Миссисипи в новом фильме «In the Heat of the Night». (The New York Times, August 3, 1967, стр. 26)



09-In-the-Heat-of-the-Night-908.png 1.16 MB


Оценка фильма рядовыми кинозрителями характеризуется следующими цифрами. При бюджете в 2 миллиона долларов фильм собрал более 24 миллионов долларов, т.е., окупился более 12 раз. Современный кинозритель, хоть и прошло более полувека с момента его выхода на экраны, оценил фильм не менее высоко, чем зрители 60-х годов: 70% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценку 8 и выше. На основании этих показателей по версии FilmGourmand'а фильм имеет рейтинг 8,069 и занимает 627-е место в Золотой Тысяче.



10-In-the-Heat-of-the-Night-609.png 1.14 MB



Читайте также

Комментарии 0

Войдите для комментирования
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ