3
В чём состоит конфликт «отцов» и «детей» в пьесе «Гроза»? (Островский А. Н.) | Паблико
2 подписчики

В чём состоит конфликт «отцов» и «детей» в пьесе «Гроза»? (Островский А. Н.)


09 фев 2024 · 16:56    

Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» является ярким примером отечественной драматургии, где одной из главных поднимаемых общественных проблем всегда был конфликт поколений. Эта тема из числа вечных хоть и не занимает центральное положение в повествовании, но всё же раскрыта довольно хорошо, чтобы увидеть: она здесь неслучайно, автор хотел обратить на неё внимание читателя. 

В «Грозе» роль «отцов» отведена Савелу Прокофьичу Дикому и Марфе Игнатьевне Кабановой. Они настоящие блюстители явно устаревших обычаев, ревностно оберегающие прежний уклад. И неудивительно, ведь именно традиции уважения, послушания, безропотного подчинения старшим служат единственным источником их власти над родными: ни будь устоев, никто не стал бы терпеть такого сумасбродного, грубого, жадного человека, как Дикой, или такую «всезнающую», постоянно сующую нос не в свои дела мать, как Кабаниха. 

Но несмотря на все старания умудрённых опытом, молодёжь давно осознала несправедливость старших. Борис, Тихон, Катерина, Варвара, Кудряш — каждый из них уже не является рабом, по собственной воле подчинённым обычаям. Их таковыми считают лишь потому, что никто не противостоит Дикому и Кабанихе лично, не даёт им понять, что время их и их традиций ушло. А оно действительно ушло. Уже Ваня кудряш строит планы, как «его Дикого озорничать-то учить», и открыто обсуждает свои намерения. Его возлюбленная, Варвара, вместе со своим братом Тихоном тоже лишь строят из себя покорных детей, а за спиной у матери, не обращая никакого внимания на её вполне вероятный протест, развлекаются, как захотят. Борис и Катерина ока в большей степени находятся в подчинении нравов, ещё считают своей обязанностью вести себя подобно Кулигину, который говорит, что лучше перетерпеть самодурство и грубость, но и они понимают: такая модель неверна. К сожалению, они оба не уходят дальше этого понимания надолго. В итоге, Борис остаётся «рабом» Дикого, исполнив его волю и уехав в Сибирь, а Катерина, будучи не в состоянии ни вернуться к прежней жизни, ни уйти от неё, кончает с собой. 

Как видно, конфликт поколений в «Грозе» не просто существует как общественное явление, но и приводит к вполне конкретным трагическим событиям, которых можно было избежать. Для этого лишь надо было стать добрее к членам своей семьи, поверить в их способность самостоятельно принимать правильные решения, дать им немного больше воли. Тогда Дикому бы подчинялись по своей воле, а Кабанова стала бы почитаемой и искренне любимой матерью.

Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» является ярким примером отечественной драматургии, где одной из главных поднимаемых общественных проблем всегда был конфликт поколений. Эта тема из числа вечных хоть и не занимает центральное положение в повествовании, но всё же раскрыта довольно хорошо, чтобы увидеть: она здесь неслучайно, автор хотел обратить на неё внимание читателя. 

В «Грозе» роль «отцов» отведена Савелу Прокофьичу Дикому и Марфе Игнатьевне Кабановой. Они настоящие блюстители явно устаревших обычаев, ревностно оберегающие прежний уклад. И неудивительно, ведь именно традиции уважения, послушания, безропотного подчинения старшим служат единственным источником их власти над родными: ни будь устоев, никто не стал бы терпеть такого сумасбродного, грубого, жадного человека, как Дикой, или такую «всезнающую», постоянно сующую нос не в свои дела мать, как Кабаниха. 

Но несмотря на все старания умудрённых опытом, молодёжь давно осознала несправедливость старших. Борис, Тихон, Катерина, Варвара, Кудряш — каждый из них уже не является рабом, по собственной воле подчинённым обычаям. Их таковыми считают лишь потому, что никто не противостоит Дикому и Кабанихе лично, не даёт им понять, что время их и их традиций ушло. А оно действительно ушло. Уже Ваня кудряш строит планы, как «его Дикого озорничать-то учить», и открыто обсуждает свои намерения. Его возлюбленная, Варвара, вместе со своим братом Тихоном тоже лишь строят из себя покорных детей, а за спиной у матери, не обращая никакого внимания на её вполне вероятный протест, развлекаются, как захотят. Борис и Катерина ока в большей степени находятся в подчинении нравов, ещё считают своей обязанностью вести себя подобно Кулигину, который говорит, что лучше перетерпеть самодурство и грубость, но и они понимают: такая модель неверна. К сожалению, они оба не уходят дальше этого понимания надолго. В итоге, Борис остаётся «рабом» Дикого, исполнив его волю и уехав в Сибирь, а Катерина, будучи не в состоянии ни вернуться к прежней жизни, ни уйти от неё, кончает с собой. 

Как видно, конфликт поколений в «Грозе» не просто существует как общественное явление, но и приводит к вполне конкретным трагическим событиям, которых можно было избежать. Для этого лишь надо было стать добрее к членам своей семьи, поверить в их способность самостоятельно принимать правильные решения, дать им немного больше воли. Тогда Дикому бы подчинялись по своей воле, а Кабанова стала бы почитаемой и искренне любимой матерью.

Читайте также

Комментарии 0

Войдите для комментирования
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ