3
Какие казаки исповедовали буддизм? | Паблико
10 подписчики

Какие казаки исповедовали буддизм?


02 сен 2023 · 10:05    

Как известно, у казачьего сословия (или, как утверждал Лев Гумилёв, - субэтноса) довольно сложное и запутанное происхождение. Однако нет сомнений, что казаки сформировались на основе тюркских кочевых племён и приграничного восточнославянского населения. Причём, восприняли именно славянский язык и православную веру, а способ хозяйствования был долгое время именно кочевым и околокочевым. Какова доля тюркского и славянского в этом деле — вопрос открытый, сложный и — не тема этой статьи.



2023-09-01_10-34-25.png 161.05 KB


Позже, когда казаки стали в Российской империи именно сословием, то есть особой общностью, способной как воевать, так и землю пахать, в казачество начали вливать и инородцы — так в России называли людей другой веры и этнического происхождения, но имеющих российской гражданство.

По этой причине в среду казаков влились народы схожего хозяйствования: татары, башкиры, калмыки, буряты, нагайбаки, даже якуты и осетины. Последние два народа — православные к тому времени. Другие — мусульмане. А вот калмыки и буряты — как раз-таки были (и есть сейчас), в основном, буддисты-ламаисты. Интересно, что все эти народы, хоть и считались казаками, но не ощущали себя этнически таковыми. Этнически они как раз-таки ощущали себя именно — татарами, башкирами и т. д.

***

У донских калмыков-казаков было своё наименование — бузавы. Как и остальные калмыки, по происхождению они были монгольскими ойратами. Вообще, калмыки появились на Дону в середине 17 века, а уже через полвека Петр Первый разрешил им самим выбирать кочевья. Российские власти хорошо ладили с калмыками, и те платили им за это верной монетой – в частности, калмыцкий хан Аюка в своё время отправил 10 тысяч воинов в помощь русским против турок. Довольно быстро в составе Войска Донского сложилось самостоятельное калмыцкое войско.

Калмыкам российское правительство даже разрешило иметь своего главного «первосвященника» - ламу. Он имел большое влияние, причём, как религиозное, так и светское. И, хотя власти всё время пытались русифицировать калмыков, те не поддавались: им даже разрешили, скрепя сердце, преподавать язык и буддизм.

В первые советские годы произошло так называемое «расказачивание». То есть по сути уничтожение сословия казаков, ибо считалось, что оно промонархическое, религиозное и вообще стоит за старые идеалы, а не за новые революционные. И с калмыками произошла такая же точно история, как с другими казаками: одни из них во время Гражданской войны были на стороне белого движения, а другие — на стороне красных. Получалось, как говорится, что брат на брата пошёл.

Но Советы подошли к теме «расказачивания» по своей логике. Они уничтожили сословие, но к народам этого сословия отнеслись соответствующим образом. А именно бывших калмыков-казаков отправили непосредственно в Калмыкию — а точнее, в созданную Калмыцкую автономную область. И, как ни странно, именно советская власть объединила разных калмыков — донских, терских, астраханских, ставропольских — в единый народ.

В калмыков: -)

А до этого они были довольно разношёрстные, хоть и говорили на общем языке.



2023-09-01_10-34-44.png 764.93 KB


***

Кроме того, казаками-буддистами были — буряты. Это, кстати, тоже монгольский народ — как и калмыки. В своё время из них было создано несколько казачьих полков, которые успешно воевали за Россию. В том числе, например, принимали участие в Брусиловском прорыве. В казаки они стали переходить также в 17 веке, когда у русских возникли плохие отношения с маньчжурами. Им нужные были верные приграничные люди, которыми и стали буряты. Многие из них со временем перешли в православную веру.

Если понравилась статья, ставьте лайк, подписывайтесь! 

Как известно, у казачьего сословия (или, как утверждал Лев Гумилёв, - субэтноса) довольно сложное и запутанное происхождение. Однако нет сомнений, что казаки сформировались на основе тюркских кочевых племён и приграничного восточнославянского населения. Причём, восприняли именно славянский язык и православную веру, а способ хозяйствования был долгое время именно кочевым и околокочевым. Какова доля тюркского и славянского в этом деле — вопрос открытый, сложный и — не тема этой статьи.



2023-09-01_10-34-25.png 161.05 KB


Позже, когда казаки стали в Российской империи именно сословием, то есть особой общностью, способной как воевать, так и землю пахать, в казачество начали вливать и инородцы — так в России называли людей другой веры и этнического происхождения, но имеющих российской гражданство.

По этой причине в среду казаков влились народы схожего хозяйствования: татары, башкиры, калмыки, буряты, нагайбаки, даже якуты и осетины. Последние два народа — православные к тому времени. Другие — мусульмане. А вот калмыки и буряты — как раз-таки были (и есть сейчас), в основном, буддисты-ламаисты. Интересно, что все эти народы, хоть и считались казаками, но не ощущали себя этнически таковыми. Этнически они как раз-таки ощущали себя именно — татарами, башкирами и т. д.

***

У донских калмыков-казаков было своё наименование — бузавы. Как и остальные калмыки, по происхождению они были монгольскими ойратами. Вообще, калмыки появились на Дону в середине 17 века, а уже через полвека Петр Первый разрешил им самим выбирать кочевья. Российские власти хорошо ладили с калмыками, и те платили им за это верной монетой – в частности, калмыцкий хан Аюка в своё время отправил 10 тысяч воинов в помощь русским против турок. Довольно быстро в составе Войска Донского сложилось самостоятельное калмыцкое войско.

Калмыкам российское правительство даже разрешило иметь своего главного «первосвященника» - ламу. Он имел большое влияние, причём, как религиозное, так и светское. И, хотя власти всё время пытались русифицировать калмыков, те не поддавались: им даже разрешили, скрепя сердце, преподавать язык и буддизм.

В первые советские годы произошло так называемое «расказачивание». То есть по сути уничтожение сословия казаков, ибо считалось, что оно промонархическое, религиозное и вообще стоит за старые идеалы, а не за новые революционные. И с калмыками произошла такая же точно история, как с другими казаками: одни из них во время Гражданской войны были на стороне белого движения, а другие — на стороне красных. Получалось, как говорится, что брат на брата пошёл.

Но Советы подошли к теме «расказачивания» по своей логике. Они уничтожили сословие, но к народам этого сословия отнеслись соответствующим образом. А именно бывших калмыков-казаков отправили непосредственно в Калмыкию — а точнее, в созданную Калмыцкую автономную область. И, как ни странно, именно советская власть объединила разных калмыков — донских, терских, астраханских, ставропольских — в единый народ.

В калмыков: -)

А до этого они были довольно разношёрстные, хоть и говорили на общем языке.



2023-09-01_10-34-44.png 764.93 KB


***

Кроме того, казаками-буддистами были — буряты. Это, кстати, тоже монгольский народ — как и калмыки. В своё время из них было создано несколько казачьих полков, которые успешно воевали за Россию. В том числе, например, принимали участие в Брусиловском прорыве. В казаки они стали переходить также в 17 веке, когда у русских возникли плохие отношения с маньчжурами. Им нужные были верные приграничные люди, которыми и стали буряты. Многие из них со временем перешли в православную веру.

Если понравилась статья, ставьте лайк, подписывайтесь! 

Читайте также

Комментарии 2

Войдите для комментирования
Первый раз услышала о казаках буддистах) Спасибо!
первый
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ