Оба будущих маршала бронетанковых войск, Павел Алексеевич Ротмистров и Михаил Ефимович Катуков, начали свой путь в военное дело ещё до Великой Отечественной войны.
Павел Алексеевич Ротмистров родился в 1901 году в Тверской губернии в семье кузнеца. В 17 лет он покинул родной дом и отправился в Самару, где работал грузчиком. В апреле 1919 года он добровольно вступил в Красную армию. В первом же бою, который произошёл через месяц, Ротмистрову пришлось столкнуться с войсками Колчака. В своих воспоминаниях он писал: «Свистели пули, с грохотом рвались снаряды, и мне почему-то казалось, что все они летят на меня. Я нёсся что есть мочи, стараясь не отставать от своего командира отделения, но ни разу не выстрелил, так как не видел противника».
Михаил Ефимович Катуков родился в 1900 году в Московской губернии. Его биография была схожа с биографией Ротмистрова: он также рано начал работать, а затем вступил в армию. Весной 1919 года он служил в пехоте и участвовал в подавлении восстания донских казаков. В следующем году он уже участвовал в Советско-польской войне в составе конной разведки.
После окончания войны Катуков был направлен на пехотные курсы в Могилёве, а затем служил в Белоруссии. В 1932 году, когда в Белорусском военном округе была сформирована первая механизированная бригада, Катуков перевёлся туда. Через шесть лет он стал командиром танковой бригады, а затем и дивизии, которая дислоцировалась в Шепетовке на Украине.
Путь Ротмистрова в танковые войска был более сложным. После окончания командирской школы в Смоленске он служил в пехотных частях, а затем поступил в Военную академию имени Фрунзе. После окончания академии он был направлен на Дальний Восток, где служил в штабе стрелковой дивизии, а затем армии. В 1937 году Ротмистров стал командиром полка.
Начало войны стало тяжёлым испытанием для советских танкистов. Их лёгкие танки часто становились жертвами врага из-за нехватки топлива. 26 июня 1941 года 2-я танковая дивизия Ротмистрова попала в окружение, и только в сентябре ему удалось прорваться с небольшой группой солдат и офицеров.
В сентябре Ротмистров возглавил 8-ю танковую бригаду из добровольцев Ленинграда. 17 октября, после сдачи Калинина, ему приказали остановить продвижение немцев у села Медное, но он отступил. Генерал Конев потребовал арестовать Ротмистрова за невыполнение приказа, но в Ставке его пощадили, потери танков были меньше, половина подбитых машин была восстановлена.
Вскоре бригада Ротмистрова отличилась в контрнаступлении под Москвой и дошла до Ржева.
Катуков в начале войны находился в госпитале после операции, но уже 27 июня провёл успешную атаку под Клеванью. Позже он вывел дивизию из окружения и стал командиром 4-й танковой бригады, остановившей продвижение 2-й танковой армии Гудериана под Мценском.
После войны Гудериан вспоминал: «Это было первое поражение Т-34 над нашими танками, и мы отказались от быстрого наступления на Тулу». Бригада Катукова стала 1-й гвардейской, в 1942 году он безуспешно пытался остановить немцев под Воронежем и Ржевом, но с января 1943 года командовал 1-й танковой армией.
Ротмистров не добился успеха под Воронежем и Сталинградом, но в декабре 1942 года его корпус отразил попытку немцев деблокировать окружённую группировку и нанёс поражение противнику.
Обобщив опыт боёв, Ротмистров предложил создать однородные танковые армии без пехотных частей. В феврале 1943 года он возглавил 5-ю гвардейскую армию, а Катуков стал командующим 1-й танковой армией почти месяцем раньше.
В 1943 году войска под командованием Катукова и Ротмистрова готовились к битве на Курской дуге. 1-я танковая армия расположилась на южном участке дуги, а 5-я гвардейская танковая армия находилась в резерве.
Противники также готовились к битве. К Курской дуге были стянуты элитные моторизованные дивизии «Великая Германия», «Мёртвая голова», «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер» и «ДасРайх». 5 июля они начали наступление на Обоянь, где оборонялась 6-я гвардейская армия под командованием Ивана Чистякова.
Путь немецким танкам преградили танки Катукова, которые неделю отбивали атаки. Это сорвало планы гитлеровцев, но на некоторых участках им удалось прорвать оборону.
Самая тяжёлая ситуация сложилась в районе железнодорожной станции Прохоровка, и туда была направлена армия Ротмистрова.
5-я гвардейская армия вступила в бой. Ротмистров стремился остановить наступление и перехватить инициативу, направляя свои бригады под огонь «тигров» и «пантер». 12 июля армия потеряла почти половину танков, но отразила все попытки немцев прорвать оборону.
Из-за больших потерь Ротмистров едва избежал опалы. Ему помогло то, что ремонтники смогли латать подбитые танки. Всего за месяц 5-я гвардейская армия восстановила боеспособность и приняла участие в наступлении на Харьков. Она смяла оборону немцев, но завязла в боях за Коротич, не сумев окружить харьковскую группировку противника. Освободить Коротич удалось только 29 августа, а в Харьков советские войска вошли 23 августа.
После войны советская пропаганда сделала Ротмистрова главным героем танковых сражений под Курском. Катуков чувствовал себя обиженным. Его вдова Екатерина Сергеевна в мемуарах высказывала недовольство: «Почему-то почести за победу в сражении на Курской дуге достались только генералам П. А. Ротмистрову и А. С. Жадову. А о действиях танкистов-гвардейцев М. Е. Катукова и И. М. Чистякова, о подвигах авиаторов наше кино, телевидение, радио, литература стыдливо умалчивают».
После боёв за Харьков армия Ротмистрова продолжила освобождать Украину. В начале 1944 года он окружил и разгромил 10 немецких дивизий в Корсунь-Шевченковской битве. За это его повысили до маршала бронетанковых войск.
Но летом 1944 года его танки застряли на подступах к Минску. Ставка была недовольна медленными действиями армии, и Ротмистрова сняли с должности.
А вот судьба Катукова сложилась лучше. В 1944 году его армия сыграла важную роль в Львовско-Сандомирской операции, за что он стал Героем Советского Союза. Ещё одну «Золотую Звезду» он получил за Висло-Одерскую операцию по освобождению Польши.
В апреле 1945 года Жуков написал в приказе: «Командарм Катуков и его командиры корпусов не смотрят за полем боя, прячутся далеко в тылу (10–12 км). Эти генералы не знают обстановки и плетутся в хвосте событий».
Но уже 19 апреля 1-я гвардейская танковая армия прорвала немецкую оборону и устремилась к Берлину. Катуков участвовал в штурме вражеской столицы, спустился с женой в бункер Гитлера.
После войны танковые войска оставались главной ударной силой Советской армии. В 1945 году Ротмистров стал командующим бронетанковыми войсками Группы советских войск в Германии. Катуков ненадолго его сменил, но в 1951 году его отправили командовать 5-й гвардейской армией в Белоруссии.
Это было связано с недоверием Сталина к боевым полководцам. Ротмистров стал начальником кафедры Высшей военной академии имени К. Е. Ворошилова. Катукова перевели в Министерство обороны, присвоив звание маршала в 1959 году.
В 1960-е годы оба военачальника вышли на пенсию. Они писали мемуары, выступали на собраниях, делились воспоминаниями. Ротмистров жил в Москве, Катуков — на даче в подмосковном посёлке Трудовая-Северная. Они почти не общались. Ротмистров умер в 1976 году, Катуков — в 1982-м. Они остались рядом и после смерти — на Новодевичьем кладбище и в благодарной памяти потомков.
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "generated_image_11e0e4df933011ef9984a27c8b6b6a70 (1).jpeg", "filesize": 327743, "height": 939, "pic_id": 920136, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/10/27/generated_image_11e0e4df933011ef9984a27c8b6b6a70_1.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20241027%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20241027T131256Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=1ebee1b1d247a57f10970ddefc10de1ba1070a160a9ce5dd518c8729f61efa53", "width": 1024}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Оба будущих маршала бронетанковых войск, Павел Алексеевич Ротмистров и Михаил Ефимович Катуков, начали свой путь в военное дело ещё до Великой Отечественной войны."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Павел Алексеевич Ротмистров родился в 1901 году в Тверской губернии в семье кузнеца. В 17 лет он покинул родной дом и отправился в Самару, где работал грузчиком. В апреле 1919 года он добровольно вступил в Красную армию. В первом же бою, который произошёл через месяц, Ротмистрову пришлось столкнуться с войсками Колчака. В своих воспоминаниях он писал: «Свистели пули, с грохотом рвались снаряды, и мне почему-то казалось, что все они летят на меня. Я нёсся что есть мочи, стараясь не отставать от своего командира отделения, но ни разу не выстрелил, так как не видел противника»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Михаил Ефимович Катуков родился в 1900 году в Московской губернии. Его биография была схожа с биографией Ротмистрова: он также рано начал работать, а затем вступил в армию. Весной 1919 года он служил в пехоте и участвовал в подавлении восстания донских казаков. В следующем году он уже участвовал в Советско-польской войне в составе конной разведки."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "После окончания войны Катуков был направлен на пехотные курсы в Могилёве, а затем служил в Белоруссии. В 1932 году, когда в Белорусском военном округе была сформирована первая механизированная бригада, Катуков перевёлся туда. Через шесть лет он стал командиром танковой бригады, а затем и дивизии, которая дислоцировалась в Шепетовке на Украине."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Путь Ротмистрова в танковые войска был более сложным. После окончания командирской школы в Смоленске он служил в пехотных частях, а затем поступил в Военную академию имени Фрунзе. После окончания академии он был направлен на Дальний Восток, где служил в штабе стрелковой дивизии, а затем армии. В 1937 году Ротмистров стал командиром полка."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Начало войны стало тяжёлым испытанием для советских танкистов. Их лёгкие танки часто становились жертвами врага из-за нехватки топлива. 26 июня 1941 года 2-я танковая дивизия Ротмистрова попала в окружение, и только в сентябре ему удалось прорваться с небольшой группой солдат и офицеров."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В сентябре Ротмистров возглавил 8-ю танковую бригаду из добровольцев Ленинграда. 17 октября, после сдачи Калинина, ему приказали остановить продвижение немцев у села Медное, но он отступил. Генерал Конев потребовал арестовать Ротмистрова за невыполнение приказа, но в Ставке его пощадили, потери танков были меньше, половина подбитых машин была восстановлена."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вскоре бригада Ротмистрова отличилась в контрнаступлении под Москвой и дошла до Ржева."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Катуков в начале войны находился в госпитале после операции, но уже 27 июня провёл успешную атаку под Клеванью. Позже он вывел дивизию из окружения и стал командиром 4-й танковой бригады, остановившей продвижение 2-й танковой армии Гудериана под Мценском."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "После войны Гудериан вспоминал: «Это было первое поражение Т-34 над нашими танками, и мы отказались от быстрого наступления на Тулу». Бригада Катукова стала 1-й гвардейской, в 1942 году он безуспешно пытался остановить немцев под Воронежем и Ржевом, но с января 1943 года командовал 1-й танковой армией."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ротмистров не добился успеха под Воронежем и Сталинградом, но в декабре 1942 года его корпус отразил попытку немцев деблокировать окружённую группировку и нанёс поражение противнику."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Обобщив опыт боёв, Ротмистров предложил создать однородные танковые армии без пехотных частей. В феврале 1943 года он возглавил 5-ю гвардейскую армию, а Катуков стал командующим 1-й танковой армией почти месяцем раньше."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1943 году войска под командованием Катукова и Ротмистрова готовились к битве на Курской дуге. 1-я танковая армия расположилась на южном участке дуги, а 5-я гвардейская танковая армия находилась в резерве."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Противники также готовились к битве. К Курской дуге были стянуты элитные моторизованные дивизии «Великая Германия», «Мёртвая голова», «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер» и «ДасРайх». 5 июля они начали наступление на Обоянь, где оборонялась 6-я гвардейская армия под командованием Ивана Чистякова."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Путь немецким танкам преградили танки Катукова, которые неделю отбивали атаки. Это сорвало планы гитлеровцев, но на некоторых участках им удалось прорвать оборону."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Самая тяжёлая ситуация сложилась в районе железнодорожной станции Прохоровка, и туда была направлена армия Ротмистрова."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "5-я гвардейская армия вступила в бой. Ротмистров стремился остановить наступление и перехватить инициативу, направляя свои бригады под огонь «тигров» и «пантер». 12 июля армия потеряла почти половину танков, но отразила все попытки немцев прорвать оборону."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Из-за больших потерь Ротмистров едва избежал опалы. Ему помогло то, что ремонтники смогли латать подбитые танки. Всего за месяц 5-я гвардейская армия восстановила боеспособность и приняла участие в наступлении на Харьков. Она смяла оборону немцев, но завязла в боях за Коротич, не сумев окружить харьковскую группировку противника. Освободить Коротич удалось только 29 августа, а в Харьков советские войска вошли 23 августа."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "После войны советская пропаганда сделала Ротмистрова главным героем танковых сражений под Курском. Катуков чувствовал себя обиженным. Его вдова Екатерина Сергеевна в мемуарах высказывала недовольство: «Почему-то почести за победу в сражении на Курской дуге достались только генералам П. А. Ротмистрову и А. С. Жадову. А о действиях танкистов-гвардейцев М. Е. Катукова и И. М. Чистякова, о подвигах авиаторов наше кино, телевидение, радио, литература стыдливо умалчивают»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "После боёв за Харьков армия Ротмистрова продолжила освобождать Украину. В начале 1944 года он окружил и разгромил 10 немецких дивизий в Корсунь-Шевченковской битве. За это его повысили до маршала бронетанковых войск."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но летом 1944 года его танки застряли на подступах к Минску. Ставка была недовольна медленными действиями армии, и Ротмистрова сняли с должности."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А вот судьба Катукова сложилась лучше. В 1944 году его армия сыграла важную роль в Львовско-Сандомирской операции, за что он стал Героем Советского Союза. Ещё одну «Золотую Звезду» он получил за Висло-Одерскую операцию по освобождению Польши."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В апреле 1945 года Жуков написал в приказе: «Командарм Катуков и его командиры корпусов не смотрят за полем боя, прячутся далеко в тылу (10–12 км). Эти генералы не знают обстановки и плетутся в хвосте событий»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но уже 19 апреля 1-я гвардейская танковая армия прорвала немецкую оборону и устремилась к Берлину. Катуков участвовал в штурме вражеской столицы, спустился с женой в бункер Гитлера."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "После войны танковые войска оставались главной ударной силой Советской армии. В 1945 году Ротмистров стал командующим бронетанковыми войсками Группы советских войск в Германии. Катуков ненадолго его сменил, но в 1951 году его отправили командовать 5-й гвардейской армией в Белоруссии."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Это было связано с недоверием Сталина к боевым полководцам. Ротмистров стал начальником кафедры Высшей военной академии имени К. Е. Ворошилова. Катукова перевели в Министерство обороны, присвоив звание маршала в 1959 году."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1960-е годы оба военачальника вышли на пенсию. Они писали мемуары, выступали на собраниях, делились воспоминаниями. Ротмистров жил в Москве, Катуков — на даче в подмосковном посёлке Трудовая-Северная. Они почти не общались. Ротмистров умер в 1976 году, Катуков — в 1982-м. Они остались рядом и после смерти — на Новодевичьем кладбище и в благодарной памяти потомков."}], "attributes": []}], "selectedRange": [1, 1]}
Комментарии 0