В России до принятия христианства календарь был тесно связан с сельским хозяйством и сменой времен года. Для земледельцев было крайне важно понимать, когда следует начинать пахать, сеять и собирать урожай.
Календарь делился на два сезона: период сельскохозяйственных работ и время, когда все заботы в поле затихали. Поэтому у славян, включая восточных, к которым относятся русские, самый древний Новый год приходился на приход весны — 1 марта. Эта традиция сохранялась вплоть до 1492 года, когда Иван III своим указом перенёс Новый год на 1 сентября.
Такое решение было связано с сельскохозяйственными нуждами: сентябрь — время сбора урожая, время жатвы. Так продолжалось до 1699 года, когда Пётр I, посетив Германию, увидел, как там празднуют Рождество. В те времена в Европе Новый год не отмечали так широко, как это происходит сейчас. 20 декабря 1699 года Пётр I издал указ о праздновании Нового года с 1 января 1700 года.
В России Новый год отмечали шумно, с парадом и фейерверками, в ночь с 31 декабря на 1 января. Празднования проходили на Красной площади, и эта традиция сохранилась до наших дней.
По указу царя в Москве устраивали огненные потехи, город украшали праздничной иллюминацией: зажигали огни в плошках с маслом, освещали горящими факелами. В Москве Новый год длился целую неделю. В Кремле на площади под барабанный бой выстраивались войска с развевающимися знаменами.
В Успенском соборе, главном соборе Кремля, проходил торжественный новогодний молебен, били в колокола. В те времена праздник был связан не только с застольем, но и с массовыми гуляньями. Император сам принимал участие в этих мероприятиях и обязывал к этому вельмож. Тех, кто не приходил на празднества под предлогом болезни, осматривали медики. Если причина оказывалась неубедительной, на провинившегося вельможу накладывали штраф.
Царь Пётр строго следил за тем, чтобы дома вельмож и простолюдинов были украшены еловыми, можжевеловыми или сосновыми ветками. Их полагалось украшать фруктами, орехами, овощами и даже яйцами, а не игрушками, как это делается сейчас.
Ёлка как символ Рождества в доме в России появилась только в сороковых годах XIX века. Обычай ставить ёлку в комнате был заимствован из Германии. На ёлку вешали сладости: засахаренные фрукты, конфеты — и привязывали свечки.
Эту традицию украшать ёлку к Рождеству ввела Александра Фёдоровна, урождённая принцесса Фредерика Луиза Шарлотта Вильгельмина Прусская, супруга императора Николая I. Она устанавливала ёлку для своих детей в Зимнем дворце, вспоминая своё немецкое детство.
Александра Фёдоровна также ввела обычай рождественских императорских балов. Она первой в России стала устраивать детские ёлки для своих детей и племянников. В просторной гостиной ставили большую ёлку, а вокруг на столиках — ёлочки поменьше с подарками под ними. Да и сама ёлка была подарком!
В светлый праздник Рождества Христова послушные, умные и добрые дети получали в подарок ёлку… Для украшения ёлки в кондитерских магазинах покупали самые лучшие игрушки. В 1849 году юный Фердинанд Теодор фон Эйнем, который впоследствии стал владельцем фабрики «Красный Октябрь», обеспечивал сладостями балы.
Целую неделю длились балы, ассамблеи и театральные представления. Традиции празднования Рождества сохранялись вплоть до революции.
Для взрослых ёлки устраивали в больших залах: Благородного собрания, Дворянского собрания и Приказчичьего клуба. На праздниках проводились лотереи, рождественские ярмарки с благотворительными целями, где кондитеры предлагали конфеты и шоколад.
Было принято приносить подарки с императорской ёлки, которые считались подарком от императора. Празднование Рождества вокруг ёлки становилось главным событием в жизни детей.
Рождество стало важным событием для всей страны. Появилось множество рождественских открыток, которые вкладывали в коробки со сладостями. На открытках были изображены символы Рождества: еловые ветки и ангелы.
«Мишка косолапый» — это рождественская конфета с этикеткой, созданной Мануилом Андреевым для фабрики «Эйнем». На этикетке были символы Рождества: Вифлеемская звезда и еловые лапы. Изображение еловых веток сохранилось до наших дней, а звёзды исчезли после начала борьбы с церковными праздниками.
Песня «В лесу родилась ёлочка» стала рождественским гимном. Её автор, Раиса Кудашева, получила продуктовый паёк за эту песню в голодные 1920-е годы.
В XIX веке появились Дед Мороз и Снегурочка. Дед Мороз, который изначально был злым духом, называемым Мороком, представлялся славянами в виде старика в рубахе и лаптях. Позже его называли Трескунцем, Студенцом, Морозом Ивановичем или Морозом Ёлковичем. Дед Мороз дарил детям сладости, а ленивые дети получали сосульку.
Популярность Деда Мороза поддерживали русские писатели и поэты, такие как Николай Некрасов, Владимир Одоевский и Александр Афанасьев.
Снегурочка — это литературный персонаж из сказки Александра Островского «Снегурочка». В этой сказке Мороз был отцом Снегурочки, а Весна — её матерью. Иногда Дед Мороз приходил один, а иногда — со Снегурочкой. Так сложилась новогодняя традиция до революции.
После революции и вплоть до 1925 года ёлка оставалась неотъемлемой частью культуры, а в Москве проводились традиционные ёлочные базары. Однако в 1927 году, в связи с изменениями в идеологии, началась борьба против Рождества и ёлки как его символа.
В 1935 году член ЦК КПСС Постышев, выступая в газете «Правда», призвал вернуть детям ёлку. Так ёлка вновь стала символом Нового года, а Дед Мороз начал появляться вместе со Снегурочкой, на ветвях которой красовалась красная пятиконечная звезда.
Даже в трудные военные годы люди не переставали праздновать Новый год. Например, в 1944 году на фабрике «Красный Октябрь» было выпущено 380 тысяч новогодних подарков.
Советское детство неразрывно связано с Новым годом и сладостями. С 1950-х годов главный художник фабрики «Красный Октябрь» Л. К. Челноков создавал уникальные упаковки для новогодних подарков. Они представляли собой баульчики, кузовки, сундучки и барабаны, украшенные новогодними изображениями.
Позднее новогодние подарки стали упаковывать в картонные коробки различных форм. Сегодня производители используют новейшие технологии, превращая упаковку в увлекательную игрушку: рюкзаки и подушки в виде мягких игрушек, коробки-конструкторы, рождественские фонарики и даже коробки-игры с дополненной реальностью.
Все эти упаковки сочетают в себе старые и новые традиции, а их содержимое — любимые конфеты: «Мишка косолапый», «Алёнка», «Красная шапочка» и многие другие. Российские кондитеры стали настоящими помощниками Деда Мороза и Снегурочки, их сладкие подарки приносят радость и детям, и взрослым.
В преддверии праздника витрины магазинов сияют огнями, а в кондитерских можно найти лакомства на любой вкус: изящные бонбоньерки, банки и шкатулки с конфетами, шоколадки в блестящих обёртках, нарядные ёлки с золочёными орехами, мятными пряниками и карамельными бусами. В воздухе витает дух Рождества и Нового года!
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "generated_image_bfcdcfd7941111efbd2a06fcbf69f114.jpeg", "filesize": 376951, "height": 944, "pic_id": 920139, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/10/27/generated_image_bfcdcfd7941111efbd2a06fcbf69f114.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20241027%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20241027T135351Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=3473849ec3ca905d53d13848df0928a350bb17e3cca2724448917b812c68b927", "width": 1024}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В России до принятия христианства календарь был тесно связан с сельским хозяйством и сменой времен года. Для земледельцев было крайне важно понимать, когда следует начинать пахать, сеять и собирать урожай."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Календарь делился на два сезона: период сельскохозяйственных работ и время, когда все заботы в поле затихали. Поэтому у славян, включая восточных, к которым относятся русские, самый древний Новый год приходился на приход весны — 1 марта. Эта традиция сохранялась вплоть до 1492 года, когда Иван III своим указом перенёс Новый год на 1 сентября."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Такое решение было связано с сельскохозяйственными нуждами: сентябрь — время сбора урожая, время жатвы. Так продолжалось до 1699 года, когда Пётр I, посетив Германию, увидел, как там празднуют Рождество. В те времена в Европе Новый год не отмечали так широко, как это происходит сейчас. 20 декабря 1699 года Пётр I издал указ о праздновании Нового года с 1 января 1700 года."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В России Новый год отмечали шумно, с парадом и фейерверками, в ночь с 31 декабря на 1 января. Празднования проходили на Красной площади, и эта традиция сохранилась до наших дней."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "По указу царя в Москве устраивали огненные потехи, город украшали праздничной иллюминацией: зажигали огни в плошках с маслом, освещали горящими факелами. В Москве Новый год длился целую неделю. В Кремле на площади под барабанный бой выстраивались войска с развевающимися знаменами."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В Успенском соборе, главном соборе Кремля, проходил торжественный новогодний молебен, били в колокола. В те времена праздник был связан не только с застольем, но и с массовыми гуляньями. Император сам принимал участие в этих мероприятиях и обязывал к этому вельмож. Тех, кто не приходил на празднества под предлогом болезни, осматривали медики. Если причина оказывалась неубедительной, на провинившегося вельможу накладывали штраф."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Царь Пётр строго следил за тем, чтобы дома вельмож и простолюдинов были украшены еловыми, можжевеловыми или сосновыми ветками. Их полагалось украшать фруктами, орехами, овощами и даже яйцами, а не игрушками, как это делается сейчас."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ёлка как символ Рождества в доме в России появилась только в сороковых годах XIX века. Обычай ставить ёлку в комнате был заимствован из Германии. На ёлку вешали сладости: засахаренные фрукты, конфеты — и привязывали свечки."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Эту традицию украшать ёлку к Рождеству ввела Александра Фёдоровна, урождённая принцесса Фредерика Луиза Шарлотта Вильгельмина Прусская, супруга императора Николая I. Она устанавливала ёлку для своих детей в Зимнем дворце, вспоминая своё немецкое детство."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Александра Фёдоровна также ввела обычай рождественских императорских балов. Она первой в России стала устраивать детские ёлки для своих детей и племянников. В просторной гостиной ставили большую ёлку, а вокруг на столиках — ёлочки поменьше с подарками под ними. Да и сама ёлка была подарком!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В светлый праздник Рождества Христова послушные, умные и добрые дети получали в подарок ёлку… Для украшения ёлки в кондитерских магазинах покупали самые лучшие игрушки. В 1849 году юный Фердинанд Теодор фон Эйнем, который впоследствии стал владельцем фабрики «Красный Октябрь», обеспечивал сладостями балы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Целую неделю длились балы, ассамблеи и театральные представления. Традиции празднования Рождества сохранялись вплоть до революции."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Для взрослых ёлки устраивали в больших залах: Благородного собрания, Дворянского собрания и Приказчичьего клуба. На праздниках проводились лотереи, рождественские ярмарки с благотворительными целями, где кондитеры предлагали конфеты и шоколад."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Было принято приносить подарки с императорской ёлки, которые считались подарком от императора. Празднование Рождества вокруг ёлки становилось главным событием в жизни детей."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Рождество стало важным событием для всей страны. Появилось множество рождественских открыток, которые вкладывали в коробки со сладостями. На открытках были изображены символы Рождества: еловые ветки и ангелы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Мишка косолапый» — это рождественская конфета с этикеткой, созданной Мануилом Андреевым для фабрики «Эйнем». На этикетке были символы Рождества: Вифлеемская звезда и еловые лапы. Изображение еловых веток сохранилось до наших дней, а звёзды исчезли после начала борьбы с церковными праздниками."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Песня «В лесу родилась ёлочка» стала рождественским гимном. Её автор, Раиса Кудашева, получила продуктовый паёк за эту песню в голодные 1920-е годы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В XIX веке появились Дед Мороз и Снегурочка. Дед Мороз, который изначально был злым духом, называемым Мороком, представлялся славянами в виде старика в рубахе и лаптях. Позже его называли Трескунцем, Студенцом, Морозом Ивановичем или Морозом Ёлковичем. Дед Мороз дарил детям сладости, а ленивые дети получали сосульку."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Популярность Деда Мороза поддерживали русские писатели и поэты, такие как Николай Некрасов, Владимир Одоевский и Александр Афанасьев."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Снегурочка — это литературный персонаж из сказки Александра Островского «Снегурочка». В этой сказке Мороз был отцом Снегурочки, а Весна — её матерью. Иногда Дед Мороз приходил один, а иногда — со Снегурочкой. Так сложилась новогодняя традиция до революции."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "После революции и вплоть до 1925 года ёлка оставалась неотъемлемой частью культуры, а в Москве проводились традиционные ёлочные базары. Однако в 1927 году, в связи с изменениями в идеологии, началась борьба против Рождества и ёлки как его символа."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1935 году член ЦК КПСС Постышев, выступая в газете «Правда», призвал вернуть детям ёлку. Так ёлка вновь стала символом Нового года, а Дед Мороз начал появляться вместе со Снегурочкой, на ветвях которой красовалась красная пятиконечная звезда."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Даже в трудные военные годы люди не переставали праздновать Новый год. Например, в 1944 году на фабрике «Красный Октябрь» было выпущено 380 тысяч новогодних подарков."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Советское детство неразрывно связано с Новым годом и сладостями. С 1950-х годов главный художник фабрики «Красный Октябрь» Л. К. Челноков создавал уникальные упаковки для новогодних подарков. Они представляли собой баульчики, кузовки, сундучки и барабаны, украшенные новогодними изображениями."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Позднее новогодние подарки стали упаковывать в картонные коробки различных форм. Сегодня производители используют новейшие технологии, превращая упаковку в увлекательную игрушку: рюкзаки и подушки в виде мягких игрушек, коробки-конструкторы, рождественские фонарики и даже коробки-игры с дополненной реальностью."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Все эти упаковки сочетают в себе старые и новые традиции, а их содержимое — любимые конфеты: «Мишка косолапый», «Алёнка», «Красная шапочка» и многие другие. Российские кондитеры стали настоящими помощниками Деда Мороза и Снегурочки, их сладкие подарки приносят радость и детям, и взрослым."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В преддверии праздника витрины магазинов сияют огнями, а в кондитерских можно найти лакомства на любой вкус: изящные бонбоньерки, банки и шкатулки с конфетами, шоколадки в блестящих обёртках, нарядные ёлки с золочёными орехами, мятными пряниками и карамельными бусами. В воздухе витает дух Рождества и Нового года!"}], "attributes": []}], "selectedRange": [279, 279]}
Комментарии 0