Новая Голландия - замечательное общественное пространство в Санкт-Петербурге, город в городе, остров спокойствия и умиротворения, зелени и цветов в центре каменной Северной Столицы. За чуть более, чем десять лет это место стало любимым для жителей Питера и туристов, взрослых и детей. Каждый найдет себе здесь интересное занятие: можно полежать на аккуратном газоне, пройтись босиком по коротко остриженной травке, посидеть в кафе, погулять по дорожкам, обсаженным прекрасными цветами.
JPEG image-3EA73250A7CF-1.jpeg4.96 MB
Несмотря на то, что это место стало открытым для посещения только летом 2011 года, оно имеет богатую историю, неразрывно связанную с городом на Неве и его основателем. Санкт-Петербург изначально строился как город-крепость, форпост России на Балтике. Первым объектом, заложенным на топких берегах, стала Петропавловская крепость на Заячьем острове. На противоположном берегу Невы, чуть ближе к ее устью, были устроены верфи, на которых строились корабли для Балтийского флота. Вокруг верфей были построены укрепления для их защиты от нападения с суши - сейчас это П-образное здание Адмиралтейства с его знаменитым шпилем. Чуть более, чем в километре к западу от Адмиралтейства были устроены склады и мастерские, в которых заготавливался и сушился лес (доски и брусья) для будущих кораблей.
В те времена единственным доступным транспортом для перевозки тяжелых грузов был водный, поэтому для доставки леса на верфи Адмиралтейства прорыли канал - Адмиралтейский, а также Крюков канал, соединивший его с рекой Мойкой и дальше - с Фонтанкой. Таким образом, получилась развитая транспортная система, а на карте молодого города появился искусственный остров треугольной формы, образованный слиянием двух рукотворных водных артерий и Мойки.
JPEG image-58E954F70FF3-1.jpeg807.36 KB
Петр, любивший все европейское, особенно - голландское, назвал это место Новой Голландией. Вообще царь хотел, чтобы новая столица напоминала полюбившийся ему Амстердам, и даже Васильевский остров, на котором предполагалось устроить административный центр города и место обитание элиты, он приказал покрыть сетью каналов. Отсюда и такие странные адреса на “Ваське”: 1-я, 2-я линия и т. д. А это просто линии застройки домов вдоль каналов, позже засыпанных и превращенных в улицы.
Первоначально на острове Новая Голландия были построены деревяные склады для сушки древесины, а также мастерские для производства деревянных и металлических деталей для кораблей, а также плетения канатов. Вся эта продукция по Адмиралтейскому каналу на баржах доставлялась на верфи в Адмиралтействе, где строились корабли.
Ко второй половине XVIII века деревянные сараи обветшали, и при императрице Екатерине II было начато строительство корпусов из красного кирпича, которые мы можем видеть сейчас. В те времена строили красиво даже утилитарные, промышленные здания, отсюда огромные колонны и величественная арка, выходящая на Мойку. Сейчас она живописно смотрится, окруженная деревьями, отражаясь в воде, а красные кирпичные стены контрастируют с зеленью аккуратных газонов.
Но так было не всегда. Всего 15 лет назад на острове в самом центре города царили запустение и разруха. Со второй половины XIX века, когда корабли начали строить из железа, надобность в складах для сушки дерева пропала, а комплекс зданий Новой Голландии отдали Балтийскому флоту. Адмиралтейский канал за ненадобностью засыпали, устроив на его месте Конногвардейский бульвар.
Перед Первой Мировой войной в Новой Голландии была построена мощная радиостанция для связи с кораблями, находящимися в море. В течение ХХ века остров принадлежал военным, которых красота и история этих мест мало волновали. Территория зарастала деревьями и кустарниками, исторические здания ветшали, к ним пристраивались новые склады и сараи, придавая местности характерный образ позднесоветской промзоны.
В 2004 году Минобороны России передало объект Санкт-Петербургу, и начался процесс его интеграции в городскую среду в качестве общественного пространства для отдыха людей и проведения различных культурных мероприятий. Спустя семь лет Новая Голландия открыла свои ворота для посетителей, став центром притяжения для петербуржцев и гостей Северной Столицы. Восстановительные работы продолжаются, открываются новые площадки для выставок и бизнеса, территория облагораживается.
"Бутылка"
Одной из интересных локаций Новой Голландии является кольцеобразное в плане здание - “Бутылка”, как ее называли в народе с момента строительства в 1830 г. Сейчас здесь располагаются кафе, магазины, фитнес-клуб и выставочные площадки. А первоначально это здание строилось для совсем других целей: в нем должна была располагаться морская тюрьма для совершивших преступления моряков Балтийского флота. Отсюда и выражение: “Не лезь в бутылку! ”, т. е. не нарывайся на неприятности, за которые можно очень серьезно ответить.
Итак, подведем итоги. Парку Новая Голландия всего 11 лет, но месту этому - более 300! Название, скорее всего, придумал сам Петр I, а вот эффектные корпуса из красного кирпича возвели уже при Екатерине II спустя примерно 60 лет после его смерти. А вот могли бы там строить фрегат? Определенно - нет, верфь располагалась в километре с лишним. Хотя веселой детворе это не важно, они радостно резвятся в деревянном остове, обтянутом сетками и веревочными лестницами.
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "JPEG image-ECBAE642EED9-1.jpeg", "filesize": 371555, "height": 731, "pic_id": 613186, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/06/18/JPEG_image-ECBAE642EED9-1.jpeg", "width": 1024}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Новая Голландия - замечательное общественное пространство в Санкт-Петербурге, город в городе, остров спокойствия и умиротворения, зелени и цветов в центре каменной Северной Столицы. За чуть более, чем десять лет это место стало любимым для жителей Питера и туристов, взрослых и детей. Каждый найдет себе здесь интересное занятие: можно полежать на аккуратном газоне, пройтись босиком по коротко остриженной травке, посидеть в кафе, погулять по дорожкам, обсаженным прекрасными цветами."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "JPEG image-3EA73250A7CF-1.jpeg", "filesize": 5203028, "height": 2880, "pic_id": 613177, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/06/18/JPEG_image-3EA73250A7CF-1.jpeg", "width": 4032}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Несмотря на то, что это место стало открытым для посещения только летом 2011 года, оно имеет богатую историю, неразрывно связанную с городом на Неве и его основателем. Санкт-Петербург изначально строился как город-крепость, форпост России на Балтике. Первым объектом, заложенным на топких берегах, стала Петропавловская крепость на Заячьем острове. На противоположном берегу Невы, чуть ближе к ее устью, были устроены верфи, на которых строились корабли для Балтийского флота. Вокруг верфей были построены укрепления для их защиты от нападения с суши - сейчас это П-образное здание Адмиралтейства с его знаменитым шпилем. Чуть более, чем в километре к западу от Адмиралтейства были устроены склады и мастерские, в которых заготавливался и сушился лес (доски и брусья) для будущих кораблей."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В те времена единственным доступным транспортом для перевозки тяжелых грузов был водный, поэтому для доставки леса на верфи Адмиралтейства прорыли канал - Адмиралтейский, а также Крюков канал, соединивший его с рекой Мойкой и дальше - с Фонтанкой. Таким образом, получилась развитая транспортная система, а на карте молодого города появился искусственный остров треугольной формы, образованный слиянием двух рукотворных водных артерий и Мойки."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "JPEG image-58E954F70FF3-1.jpeg", "filesize": 826734, "height": 1029, "pic_id": 613178, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/06/18/JPEG_image-58E954F70FF3-1.jpeg", "width": 1440}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Петр, любивший все европейское, особенно - голландское, назвал это место Новой Голландией. Вообще царь хотел, чтобы новая столица напоминала полюбившийся ему Амстердам, и даже Васильевский остров, на котором предполагалось устроить административный центр города и место обитание элиты, он приказал покрыть сетью каналов. Отсюда и такие странные адреса на “Ваське”: 1-я, 2-я линия и т. д. А это просто линии застройки домов вдоль каналов, позже засыпанных и превращенных в улицы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Первоначально на острове Новая Голландия были построены деревяные склады для сушки древесины, а также мастерские для производства деревянных и металлических деталей для кораблей, а также плетения канатов. Вся эта продукция по Адмиралтейскому каналу на баржах доставлялась на верфи в Адмиралтействе, где строились корабли."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ко второй половине XVIII века деревянные сараи обветшали, и при императрице Екатерине II было начато строительство корпусов из красного кирпича, которые мы можем видеть сейчас. В те времена строили красиво даже утилитарные, промышленные здания, отсюда огромные колонны и величественная арка, выходящая на Мойку. Сейчас она живописно смотрится, окруженная деревьями, отражаясь в воде, а красные кирпичные стены контрастируют с зеленью аккуратных газонов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но так было не всегда. Всего 15 лет назад на острове в самом центре города царили запустение и разруха. Со второй половины XIX века, когда корабли начали строить из железа, надобность в складах для сушки дерева пропала, а комплекс зданий Новой Голландии отдали Балтийскому флоту. Адмиралтейский канал за ненадобностью засыпали, устроив на его месте Конногвардейский бульвар."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Перед Первой Мировой войной в Новой Голландии была построена мощная радиостанция для связи с кораблями, находящимися в море. В течение ХХ века остров принадлежал военным, которых красота и история этих мест мало волновали. Территория зарастала деревьями и кустарниками, исторические здания ветшали, к ним пристраивались новые склады и сараи, придавая местности характерный образ позднесоветской промзоны."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 2004 году Минобороны России передало объект Санкт-Петербургу, и начался процесс его интеграции в городскую среду в качестве общественного пространства для отдыха людей и проведения различных культурных мероприятий. Спустя семь лет Новая Голландия открыла свои ворота для посетителей, став центром притяжения для петербуржцев и гостей Северной Столицы. Восстановительные работы продолжаются, открываются новые площадки для выставок и бизнеса, территория облагораживается."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "\"Бутылка\"", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "JPEG image-38CEB22E0895-1.jpeg", "filesize": 734575, "height": 1029, "pic_id": 613179, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/06/18/JPEG_image-38CEB22E0895-1.jpeg", "width": 1440}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Одной из интересных локаций Новой Голландии является кольцеобразное в плане здание - “Бутылка”, как ее называли в народе с момента строительства в 1830 г. Сейчас здесь располагаются кафе, магазины, фитнес-клуб и выставочные площадки. А первоначально это здание строилось для совсем других целей: в нем должна была располагаться морская тюрьма для совершивших преступления моряков Балтийского флота. Отсюда и выражение: “Не лезь в бутылку! ”, т. е. не нарывайся на неприятности, за которые можно очень серьезно ответить."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Итак, подведем итоги. Парку Новая Голландия всего 11 лет, но месту этому - более 300! Название, скорее всего, придумал сам Петр I, а вот эффектные корпуса из красного кирпича возвели уже при Екатерине II спустя примерно 60 лет после его смерти. А вот могли бы там строить фрегат? Определенно - нет, верфь располагалась в километре с лишним. Хотя веселой детворе это не важно, они радостно резвятся в деревянном остове, обтянутом сетками и веревочными лестницами."}], "attributes": []}], "selectedRange": [1, 1]}
Комментарии 0