3
Питер под другим углом - Новая Голландия | Паблико
13 подписчики

Питер под другим углом - Новая Голландия


18 июн 2023 · 17:50    



JPEG image-ECBAE642EED9-1.jpeg 362.85 KB


Новая Голландия - замечательное общественное пространство в Санкт-Петербурге, город в городе, остров спокойствия и умиротворения, зелени и цветов в центре каменной Северной Столицы. За чуть более, чем десять лет это место стало любимым для жителей Питера и туристов, взрослых и детей. Каждый найдет себе здесь интересное занятие: можно полежать на аккуратном газоне, пройтись босиком по коротко остриженной травке, посидеть в кафе, погулять по дорожкам, обсаженным прекрасными цветами.



JPEG image-3EA73250A7CF-1.jpeg 4.96 MB


Несмотря на то, что это место стало открытым для посещения только летом 2011 года, оно имеет богатую историю, неразрывно связанную с городом на Неве и его основателем. Санкт-Петербург изначально строился как город-крепость, форпост России на Балтике. Первым объектом, заложенным на топких берегах, стала Петропавловская крепость на Заячьем острове. На противоположном берегу Невы, чуть ближе к ее устью, были устроены верфи, на которых строились корабли для Балтийского флота. Вокруг верфей были построены укрепления для их защиты от нападения с суши - сейчас это П-образное здание Адмиралтейства с его знаменитым шпилем. Чуть более, чем в километре к западу от Адмиралтейства были устроены склады и мастерские, в которых заготавливался и сушился лес (доски и брусья) для будущих кораблей.

В те времена единственным доступным транспортом для перевозки тяжелых грузов был водный, поэтому для доставки леса на верфи Адмиралтейства прорыли канал - Адмиралтейский, а также Крюков канал, соединивший его с рекой Мойкой и дальше - с Фонтанкой. Таким образом, получилась развитая транспортная система, а на карте молодого города появился искусственный остров треугольной формы, образованный слиянием двух рукотворных водных артерий и Мойки.



JPEG image-58E954F70FF3-1.jpeg 807.36 KB


Петр, любивший все европейское, особенно - голландское, назвал это место Новой Голландией. Вообще царь хотел, чтобы новая столица напоминала полюбившийся ему Амстердам, и даже Васильевский остров, на котором предполагалось устроить административный центр города и место обитание элиты, он приказал покрыть сетью каналов. Отсюда и такие странные адреса на “Ваське”: 1-я, 2-я линия и т. д. А это просто линии застройки домов вдоль каналов, позже засыпанных и превращенных в улицы.

Первоначально на острове Новая Голландия были построены деревяные склады для сушки древесины, а также мастерские для производства деревянных и металлических деталей для кораблей, а также плетения канатов. Вся эта продукция по Адмиралтейскому каналу на баржах доставлялась на верфи в Адмиралтействе, где строились корабли.

Ко второй половине XVIII века деревянные сараи обветшали, и при императрице Екатерине II было начато строительство корпусов из красного кирпича, которые мы можем видеть сейчас. В те времена строили красиво даже утилитарные, промышленные здания, отсюда огромные колонны и величественная арка, выходящая на Мойку. Сейчас она живописно смотрится, окруженная деревьями, отражаясь в воде, а красные кирпичные стены контрастируют с зеленью аккуратных газонов.

Но так было не всегда. Всего 15 лет назад на острове в самом центре города царили запустение и разруха. Со второй половины XIX века, когда корабли начали строить из железа, надобность в складах для сушки дерева пропала, а комплекс зданий Новой Голландии отдали Балтийскому флоту. Адмиралтейский канал за ненадобностью засыпали, устроив на его месте Конногвардейский бульвар.

Перед Первой Мировой войной в Новой Голландии была построена мощная радиостанция для связи с кораблями, находящимися в море. В течение ХХ века остров принадлежал военным, которых красота и история этих мест мало волновали. Территория зарастала деревьями и кустарниками, исторические здания ветшали, к ним пристраивались новые склады и сараи, придавая местности характерный образ позднесоветской промзоны.

В 2004 году Минобороны России передало объект Санкт-Петербургу, и начался процесс его интеграции в городскую среду в качестве общественного пространства для отдыха людей и проведения различных культурных мероприятий. Спустя семь лет Новая Голландия открыла свои ворота для посетителей, став центром притяжения для петербуржцев и гостей Северной Столицы. Восстановительные работы продолжаются, открываются новые площадки для выставок и бизнеса, территория облагораживается.



"Бутылка"


Одной из интересных локаций Новой Голландии является кольцеобразное в плане здание - “Бутылка”, как ее называли в народе с момента строительства в 1830 г. Сейчас здесь располагаются кафе, магазины, фитнес-клуб и выставочные площадки. А первоначально это здание строилось для совсем других целей: в нем должна была располагаться морская тюрьма для совершивших преступления моряков Балтийского флота. Отсюда и выражение: “Не лезь в бутылку! ”, т. е. не нарывайся на неприятности, за которые можно очень серьезно ответить.

Итак, подведем итоги. Парку Новая Голландия всего 11 лет, но месту этому - более 300! Название, скорее всего, придумал сам Петр I, а вот эффектные корпуса из красного кирпича возвели уже при Екатерине II спустя примерно 60 лет после его смерти. А вот могли бы там строить фрегат? Определенно - нет, верфь располагалась в километре с лишним. Хотя веселой детворе это не важно, они радостно резвятся в деревянном остове, обтянутом сетками и веревочными лестницами.



JPEG image-ECBAE642EED9-1.jpeg 362.85 KB


Новая Голландия - замечательное общественное пространство в Санкт-Петербурге, город в городе, остров спокойствия и умиротворения, зелени и цветов в центре каменной Северной Столицы. За чуть более, чем десять лет это место стало любимым для жителей Питера и туристов, взрослых и детей. Каждый найдет себе здесь интересное занятие: можно полежать на аккуратном газоне, пройтись босиком по коротко остриженной травке, посидеть в кафе, погулять по дорожкам, обсаженным прекрасными цветами.



JPEG image-3EA73250A7CF-1.jpeg 4.96 MB


Несмотря на то, что это место стало открытым для посещения только летом 2011 года, оно имеет богатую историю, неразрывно связанную с городом на Неве и его основателем. Санкт-Петербург изначально строился как город-крепость, форпост России на Балтике. Первым объектом, заложенным на топких берегах, стала Петропавловская крепость на Заячьем острове. На противоположном берегу Невы, чуть ближе к ее устью, были устроены верфи, на которых строились корабли для Балтийского флота. Вокруг верфей были построены укрепления для их защиты от нападения с суши - сейчас это П-образное здание Адмиралтейства с его знаменитым шпилем. Чуть более, чем в километре к западу от Адмиралтейства были устроены склады и мастерские, в которых заготавливался и сушился лес (доски и брусья) для будущих кораблей.

В те времена единственным доступным транспортом для перевозки тяжелых грузов был водный, поэтому для доставки леса на верфи Адмиралтейства прорыли канал - Адмиралтейский, а также Крюков канал, соединивший его с рекой Мойкой и дальше - с Фонтанкой. Таким образом, получилась развитая транспортная система, а на карте молодого города появился искусственный остров треугольной формы, образованный слиянием двух рукотворных водных артерий и Мойки.



JPEG image-58E954F70FF3-1.jpeg 807.36 KB


Петр, любивший все европейское, особенно - голландское, назвал это место Новой Голландией. Вообще царь хотел, чтобы новая столица напоминала полюбившийся ему Амстердам, и даже Васильевский остров, на котором предполагалось устроить административный центр города и место обитание элиты, он приказал покрыть сетью каналов. Отсюда и такие странные адреса на “Ваське”: 1-я, 2-я линия и т. д. А это просто линии застройки домов вдоль каналов, позже засыпанных и превращенных в улицы.

Первоначально на острове Новая Голландия были построены деревяные склады для сушки древесины, а также мастерские для производства деревянных и металлических деталей для кораблей, а также плетения канатов. Вся эта продукция по Адмиралтейскому каналу на баржах доставлялась на верфи в Адмиралтействе, где строились корабли.

Ко второй половине XVIII века деревянные сараи обветшали, и при императрице Екатерине II было начато строительство корпусов из красного кирпича, которые мы можем видеть сейчас. В те времена строили красиво даже утилитарные, промышленные здания, отсюда огромные колонны и величественная арка, выходящая на Мойку. Сейчас она живописно смотрится, окруженная деревьями, отражаясь в воде, а красные кирпичные стены контрастируют с зеленью аккуратных газонов.

Но так было не всегда. Всего 15 лет назад на острове в самом центре города царили запустение и разруха. Со второй половины XIX века, когда корабли начали строить из железа, надобность в складах для сушки дерева пропала, а комплекс зданий Новой Голландии отдали Балтийскому флоту. Адмиралтейский канал за ненадобностью засыпали, устроив на его месте Конногвардейский бульвар.

Перед Первой Мировой войной в Новой Голландии была построена мощная радиостанция для связи с кораблями, находящимися в море. В течение ХХ века остров принадлежал военным, которых красота и история этих мест мало волновали. Территория зарастала деревьями и кустарниками, исторические здания ветшали, к ним пристраивались новые склады и сараи, придавая местности характерный образ позднесоветской промзоны.

В 2004 году Минобороны России передало объект Санкт-Петербургу, и начался процесс его интеграции в городскую среду в качестве общественного пространства для отдыха людей и проведения различных культурных мероприятий. Спустя семь лет Новая Голландия открыла свои ворота для посетителей, став центром притяжения для петербуржцев и гостей Северной Столицы. Восстановительные работы продолжаются, открываются новые площадки для выставок и бизнеса, территория облагораживается.



"Бутылка"


Одной из интересных локаций Новой Голландии является кольцеобразное в плане здание - “Бутылка”, как ее называли в народе с момента строительства в 1830 г. Сейчас здесь располагаются кафе, магазины, фитнес-клуб и выставочные площадки. А первоначально это здание строилось для совсем других целей: в нем должна была располагаться морская тюрьма для совершивших преступления моряков Балтийского флота. Отсюда и выражение: “Не лезь в бутылку! ”, т. е. не нарывайся на неприятности, за которые можно очень серьезно ответить.

Итак, подведем итоги. Парку Новая Голландия всего 11 лет, но месту этому - более 300! Название, скорее всего, придумал сам Петр I, а вот эффектные корпуса из красного кирпича возвели уже при Екатерине II спустя примерно 60 лет после его смерти. А вот могли бы там строить фрегат? Определенно - нет, верфь располагалась в километре с лишним. Хотя веселой детворе это не важно, они радостно резвятся в деревянном остове, обтянутом сетками и веревочными лестницами.

Читайте также

Комментарии 0

Войдите для комментирования
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ