11 июн 2023 · 18:05    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Неестественное потепление атмосферы Земли за последние столетие или два можно проследить от промышленной революции, когда люди начали сжигать большое количество ископаемого топлива, выделяя в воздух ошеломляющее количество углекислого газа. Но небольшая часть климатической катастрофы также может быть связана с двумя опасными изобретениями — этилированным бензином и хлорфторуглеродами, созданными одним и тем же человеком, Томасом Мидгли-младшим. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Миджли родился в 1889 году в Бивер-Фолс, штат Пенсильвания. После окончания Корнеллского университета по специальности инженер-механик он работал в Дейтоне, штат Огайо, чертежником и дизайнером в Национальной кассовой компании, а затем на заводе автомобильных шин своего отца. В 1916 году Мидгли начал работать в General Motors, где он стал пионером в изучении двигателя внутреннего сгорания и проблемы детонации двигателя, которая снижала мощность и эффективность двигателя и приводила к поломкам. Мидгли быстро обнаружил, что стук двигателя в бензиновых двигателях был вызван не системой зажигания, а топливной смесью, которая сгорала неравномерно. В то время инженер и изобретатель Чарльз Кеттеринг из дочерней компании General Motors, разрабатывал небольшой керосиновый двигатель для управления системами домашнего освещения на фермах. Но двигатель ужасно стучал. Поэтому Кеттеринг попросил 27-летнего Томаса Мидгли найти присадку к бензину, которая сделала бы работу двигателя более плавной. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Томас Мидгли-младший.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "thomas-midgley.jpg", "filesize": 43417, "height": 691, "pic_id": 454903, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/03/thomas-midgley.jpeg", "width": 600}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Мидгли начал тестировать сотни различных веществ и в конце концов обнаружил, что добавление небольшого количества этанола или этилового спирта в бензин значительно снижает детонацию. Однако возникла проблема. Производство этанола нельзя было запатентовать, и поэтому его продажа не могла принести большой прибыли. Этанол также можно было легко производить из зерна. Кроме того, этанол сам по себе был топливом, и конкуренция с нефтяными компаниями была не в интересах Дженерал Моторс, поскольку это ставило под угрозу выгодные отношения автопроизводителя с нефтяными компаниями."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Поэтому компания убедила Мидгли найти другую недорогую присадку к бензину, которая могла бы принести компании прибыль. И снова Мидгли начал систематически работать с периодической таблицей и в течение нескольких месяцев, в декабре 1921 года, обнаружил, что тетраэтилсвинец работает так же хорошо. Но свинец был ядом, токсичность которого была задокументирована. Еще во 2 веке греческий ботаник Никандр описал колики и паралич, наблюдаемые у людей, отравленных свинцом. Диоскорид, греческий врач, живший в 1 веке нашей эры, писал, что свинец заставляет разум “уступать дорогу”. Инженер Юлия Цезаря Витрувий заметил, что свинцовые трубы, используемые по всей Римской империи для подачи воды, вредны для здоровья и вызывают болезни у людей. Он отметил, что пары свинца “лишают конечности достоинств крови”. Подагра, один из симптомов отравления свинцом, была распространена в богатом Риме. Один ученый даже зашел так далеко, что заявил, что римская цивилизация рухнула в результате отравления свинцом. Хотя эта идея была опровергнута, факт остается фактом: римляне потребляли большое количество свинца при использовании свинцовой посуды. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Людям 20-го века жилось не лучше. До недавнего времени свинец использовался для герметизации банок, в которых хранилась еда, а вода хранилась в резервуарах со свинцовой оболочкой, арсенат свинца распылялся на фрукты в качестве пестицида, и даже зубная паста выпускалась в свинцовых тюбиках."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Симптомы отравления свинцом.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "i.jpg", "filesize": 39113, "height": 270, "pic_id": 454908, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/03/i.jpeg", "width": 480}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Свинец - это нейротоксин, который накапливается в мягких тканях и костях. Если вы получите слишком много этого вещества, вы можете нанести непоправимый ущерб центральной нервной системе и мозгу. Свинец нарушает функцию биологических ферментов, вызывая неврологические расстройства, такие как повреждение головного мозга и поведенческие проблемы. Свинец также влияет на общее состояние здоровья, сердечно-сосудистую и почечную системы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В Дженерал Моторс хорошо знали об опасности свинца, но в то же время они стремились изучить потенциал металла для предотвращения детонации двигателя. Использование этилированного бензина было преподнесено как прорыв, и в декабре 1922 года Мидгли был награжден престижной медалью Уильяма Х. Николса от Нью-йоркской секции Американского химического общества. В 1923 году три крупнейшие корпорации Америки, General Motors, Du Pont и Standard Oil из Нью-Джерси, создали совместное предприятие под названием Ethyl Gasoline Corporation и начали производство и распространение тетраэтилсвинца. Они назвали свою добавку просто “этил”, исключив из названия слово “свинец”, чтобы оно звучало более мягко. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Этилированный бензин был представлен на рынке в феврале 1923 года, и он был очень любим автомобилистами за дополнительный импульс автомобилю, который давал бензин. Этилированный бензин позволил использовать более высокие степени сжатия для повышения эффективности и максимальной мощности. Этилированный бензин, в частности, в авиации, позволил компаниям производить двигатели с наддувом, такие как Rolls-Royce Merlin и Griffon. Однако проблемы на заводе-изготовителе Этил Корп начались почти сразу. В течение первого года рабочие предприятия компании страдали от случаев отравления свинцом, галлюцинаций, безумия и даже смертельных случаев. Компания пыталась замолчать такие новости, но временами это становилось невозможным. Уильям Коварик сообщил в статье:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Нескольких рабочих пришлось усмирить и надеть смирительные рубашки. Они были черно-синими от неконтролируемых мышечных спазмов. Они демонстрировали параноидальное и бредовое поведение, такое как отвращение от фантомов или хватание воображаемых крылатых насекомых. Пострадавшие работники могут внезапно стать жестокими или склонными к самоубийству. У них также были синие линии на деснах, типичный показатель отравления свинцом, но поведенческие симптомы не были похожи ни на какие из предыдущих случаев отравления свинцом."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Когда репортер новостей обратился к Standard Oil за комментариями, один из руководителей нефтеперерабатывающего завода, как известно, сказал: “Эти люди, вероятно, сошли с ума, потому что слишком много работали”."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Чтобы развеять слухи об этом новом химикате, сам Мидгли появился на пресс-конференции в 1924 году, где он вылил TEL на руки, поднес бутылку с химикатом к носу и вдыхал его пары в течение 60 секунд, заявив, что он не пострадает от вредных последствий, если будет делать это каждый день, и обвинил пострадавших работников в несоблюдени правил техники безопасности. Несмотря на его демонстрацию, Мидгли слишком хорошо знал об опасности отравления свинцом, поскольку он сам серьезно заболел от передозировки несколькими месяцами ранее. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Автозаправочная станция, продающая бензин, смешанный с этилом.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "leaded-gasoline.jpg", "filesize": 75363, "height": 682, "pic_id": 454912, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/03/leaded-gasoline.jpeg", "width": 880}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Мидгли также солгал о недоступности заменителя, когда говорил об этом на собрании Американского химического общества в апреле 1925 года:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Насколько науке известно в настоящее время, тетраэтилсвинец является единственным доступным материалом, который может обеспечить эти [антидетонационные] результаты, которые имеют жизненно важное значение для дальнейшего экономичного использования широкой публикой всего автомобильного оборудования."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В своем заявлении он тщательно избегал любого упоминания этанола как эффективной, экологически чистой антидетонационной добавки."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Следующее крупное изобретение Мидгли было столь же катастрофическим. Холодильники Дженерал Моторс в то время становились популярным бытовым прибором. Но в этих ранних холодильных установках использовались такие вредные химикаты, как диоксид серы и аммиак, которые просачивались наружу и вызывали раздражение глаз и кожи. Другие были высокотоксичными при вдыхании, а также легковоспламеняющимися. Компании нужно было что-то более безопасное, и они снова обратились к Чарльзу Кеттерингу, который собрал команду, в которую входил Мидгли, для разработки такого соединения. Говорят, что Мидгли потребовалось всего три дня, чтобы изобрести дихлордифторметан, самый первый из хлорфторуглеродов (ХФУ), продаваемый под торговой маркой Фреон-12. Дихлордифторметан был очень летучим (необходимое качество для хладагента), а также химически инертным. Мидгли ярко продемонстрировал все эти свойства, вдохнув немного газа и используя его, чтобы задуть свечу. Вскоре у ХФУ появилось множество применений, включая кондиционеры, аэрозольные баллончики и ингаляторы от астмы. Миллионы этих устройств были проданы, и Мидгли полуяил медаль Перкина в 1937 году. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "4c897c1e-47c0-42d4-b332-c41861173f90.jpg", "filesize": 101041, "height": 663, "pic_id": 454913, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/03/4c897c1e-47c0-42d4-b332-c41861173f90.jpeg", "width": 1000}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Потребовалось почти полвека, чтобы обнаружить, что ХФУ пробивают дыры в озоновом слое Земли, что, как выяснилось, было не очень хорошо. Кроме того, ХФУ тоже являются парниковыми газами и в десять тысяч раз более сильными, чем углекислый газ. Билл Брайсон в “"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Краткой истории почти всего"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "” назвал это «худшим изобретением двадцатого века». Конечно, Мидгли не знал ничего из этого, поскольку он умер задолго до того, как обнаружилась разрушительная сила ХФУ."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Его смерть сама по себе была курьезом. После заражения полиомиелитом в возрасте 51 года Мидгли стал калекой и не мог встать с постели. Он изобрел сложную систему веревок и моторизованных шкивов, которые автоматически поднимали или переворачивали его в постели. В 1944 году он запутался в шнурах, когда машина заработала, и был задушен собственным изобретением."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "ХФУ были официально запрещены после 1987 года. Многие страны договорились полностью ликвидировать ХФУ к 2000 году. Тетраэтилсвинец также был запрещён к использованию к началу 2000-х годов большинством стран. Последней страной, продающей этилированный бензин, являлся Алжир, который прекратил продажу совсем недавно, в июле 2021 года. "}], "attributes": []}], "selectedRange": [0, 0]}
Комментарии 1