31 окт 2022 · 08:48    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "изображение из открытых источников интернета", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "1627101596_10-kartinkin-com-p-mrachnoe-srednevekove-art-art-krasivo-11.jpg", "filesize": 239596, "height": 914, "pic_id": 211521, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/10/31/1627101596_10-kartinkin-com-p-mrachnoe-srednevekove-art-art-krasivo-11.jpeg", "width": 1600}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Слову «средневековье» долгое время сопутствовал постоянный эпитет «мрачное». И действительно, совсем немного света было в той эпохе, начало которой в Западной Европе отмечено падением некогда всесильной Римской империи, разрушенной и вторжением воинственных северных племён, и стихийными восстаниями рабов. В средние века народы жили в вечном страхе из-за непрерывных войн то с чужеземными завоевателями, то феодалов между собой. К этому присоединялся ещё и страх наказания за неповиновение феодалу - сеньору, за нарушение каких-либо церковных правил. Казалось, исчезла даже память о цветущей культуре античности, поскольку церковь считала всё связанное с античностью языческим, а стало быть и греховным."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И всё же Средневековье это не только тысячелетняя ночь, распростёршаяся над Европой. Прежде всего этот огромный период не был единым, и позднее средневековье уже таило в себе много ростков будущей эпохи - Возрождения. Не была единой и культура Средневековья. Вопреки проповедям беспрекословного подчинения догматам церкви и воле сеньора, люди сохранили способность самостоятельного суждения и жажду свободного творчества. Даже сами средневековые монастыри были не только цитаделями официальной религии, но и единственными очагами научного знания. Сочинения античных философов и учёных там бережно хранились, изучались, комментировались."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Что касается искусства, то достаточно внимательно вглядеться в памятники средневековья, чтобы обнаружить живой отблеск античной красоты и гармонии. Средневековая музыка, как и другие искусства, была подчинена церкви и служила ей, выполняя скромную функцию вокального интонирования ритуального текста церковной службы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "6agueJ5h7E5AnjGS5V1V9wcr.jpeg", "filesize": 155204, "height": 720, "pic_id": 211523, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/10/31/6agueJ5h7E5AnjGS5V1V9wcr.jpeg", "width": 960}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Однако в в период раннего средневековья эта служебная роль не исключала возможности творчества. В столице Византийской империи Константинополе при дворе императоров служили профессиональные музыканты, на придворных церемониях звучали различные музыкальные инструменты и даже орган. В церквах певцы исполняли произведения великих гимнотворцев, создавших и поэтические тексты и напевы. Тексты - по церковной традиции - были греческими, но многие гимнотворцы были выходцами с Ближнего Востока. В создаваемые ими напевы они вносили особенности восточной музыки - мелодическую гибкость и изысканность, свободу ритма."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Византийская музыкальная культура оказала заметное влияние на древнерусскую. Вместе с христианской религией в 10 веке в Киев пришли и византийские певцы и византийское церковное пение. Однако вскоре оно испытало встречное славянское влияние. Уже самый перевод текста должен был подчинить мелодии законам славянского языка."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Иначе развивалась музыкальная культура на западе Европы. Здесь центром был Рим, резиденция папы - главы католической церкви. Церковная музыка была строжайшим образом регламентирована; считалось, что славить Бога люди должны во всём мире одинаково - «едиными устами и единым сердцем» - то есть на одном языке - латыни - и на одни и те же напевы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "средневековый хорал", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "ImagenDestacadaVillancicos.jpg", "filesize": 223585, "height": 700, "pic_id": 211535, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/10/31/ImagenDestacadaVillancicos.jpeg", "width": 1442}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Из множества напевов, звучащих в храмах разных городов и провинций, было отобрано строго определённое количество, составившее свод обязательных для всех церквей песнопений - хоралов. Они получили название грегорианских, по имени папы Григория, инициатора этой унификации. Грегорианские хоралы исполнялись в унисон, и это тоже символизировало единство сердец."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Проникали в церковный обиход и такие совсем как будто чуждые ему элементы, как театральные представления. Это были небольшие инсценировки религиозных легенд. Исполнялись такие литургические драмы не в самой церкви, а в её преддверии или на церковном дворе."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Так проникало в музыку церкви живое народное искусство. Записи светских песен дошли до нас уже от более позднего времени (11-13 века), когда центрами культуры стали рыцарские замки и университеты. Рыцари соревновались не только на конных турнирах, но и на состязаниях поэтов и певцов. Они исполняли перед гостями замка песни о подвигах легендарных героев или песни о красоте знатных дам."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "рыцарь-трубадур", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "troubadourjpg.jpg", "filesize": 187685, "height": 592, "pic_id": 211545, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/10/31/troubadourjpg.jpeg", "width": 776}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Рыцарь-певец-трубадур, как они тогда назывались - обычно слагал сам и слова и напев песен, что требовало немалого мастерства, недаром и само слово «трубадур» означает «изобретатель». «творец»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На рубеже средних веков и эпохи Возрождения главными центрами культуры становятся университеты. Самый ранний - парижский - был основан в 1200 году. Музыка была в нём обязательным предметом, наряду с астрономией, математикой, физикой. Сюда стекались студенты из самых разных стран, они не только изучали музыку, но сами складывали песни о своём житье-бытье, обычно на латинском языке, объединявшем разнонациональную толпу школяров."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И литургические драмы, и рыцарская лирика трубадуров и сатирические песни жонглёров и школяров - всё это были живые ростки, подготовившие расцвет искусства эпохи Возрождения."}], "attributes": []}], "selectedRange": [2, 78]}
Комментарии 0