Слову «средневековье» долгое время сопутствовал постоянный эпитет «мрачное». И действительно, совсем немного света было в той эпохе, начало которой в Западной Европе отмечено падением некогда всесильной Римской империи, разрушенной и вторжением воинственных северных племён, и стихийными восстаниями рабов. В средние века народы жили в вечном страхе из-за непрерывных войн то с чужеземными завоевателями, то феодалов между собой. К этому присоединялся ещё и страх наказания за неповиновение феодалу - сеньору, за нарушение каких-либо церковных правил. Казалось, исчезла даже память о цветущей культуре античности, поскольку церковь считала всё связанное с античностью языческим, а стало быть и греховным.
И всё же Средневековье это не только тысячелетняя ночь, распростёршаяся над Европой. Прежде всего этот огромный период не был единым, и позднее средневековье уже таило в себе много ростков будущей эпохи - Возрождения. Не была единой и культура Средневековья. Вопреки проповедям беспрекословного подчинения догматам церкви и воле сеньора, люди сохранили способность самостоятельного суждения и жажду свободного творчества. Даже сами средневековые монастыри были не только цитаделями официальной религии, но и единственными очагами научного знания. Сочинения античных философов и учёных там бережно хранились, изучались, комментировались.
Что касается искусства, то достаточно внимательно вглядеться в памятники средневековья, чтобы обнаружить живой отблеск античной красоты и гармонии. Средневековая музыка, как и другие искусства, была подчинена церкви и служила ей, выполняя скромную функцию вокального интонирования ритуального текста церковной службы.
6agueJ5h7E5AnjGS5V1V9wcr.jpeg151.57 KB
Однако в в период раннего средневековья эта служебная роль не исключала возможности творчества. В столице Византийской империи Константинополе при дворе императоров служили профессиональные музыканты, на придворных церемониях звучали различные музыкальные инструменты и даже орган. В церквах певцы исполняли произведения великих гимнотворцев, создавших и поэтические тексты и напевы. Тексты - по церковной традиции - были греческими, но многие гимнотворцы были выходцами с Ближнего Востока. В создаваемые ими напевы они вносили особенности восточной музыки - мелодическую гибкость и изысканность, свободу ритма.
Византийская музыкальная культура оказала заметное влияние на древнерусскую. Вместе с христианской религией в 10 веке в Киев пришли и византийские певцы и византийское церковное пение. Однако вскоре оно испытало встречное славянское влияние. Уже самый перевод текста должен был подчинить мелодии законам славянского языка.
Иначе развивалась музыкальная культура на западе Европы. Здесь центром был Рим, резиденция папы - главы католической церкви. Церковная музыка была строжайшим образом регламентирована; считалось, что славить Бога люди должны во всём мире одинаково - «едиными устами и единым сердцем» - то есть на одном языке - латыни - и на одни и те же напевы.
средневековый хорал
Из множества напевов, звучащих в храмах разных городов и провинций, было отобрано строго определённое количество, составившее свод обязательных для всех церквей песнопений - хоралов. Они получили название грегорианских, по имени папы Григория, инициатора этой унификации. Грегорианские хоралы исполнялись в унисон, и это тоже символизировало единство сердец.
Проникали в церковный обиход и такие совсем как будто чуждые ему элементы, как театральные представления. Это были небольшие инсценировки религиозных легенд. Исполнялись такие литургические драмы не в самой церкви, а в её преддверии или на церковном дворе.
Так проникало в музыку церкви живое народное искусство. Записи светских песен дошли до нас уже от более позднего времени (11-13 века), когда центрами культуры стали рыцарские замки и университеты. Рыцари соревновались не только на конных турнирах, но и на состязаниях поэтов и певцов. Они исполняли перед гостями замка песни о подвигах легендарных героев или песни о красоте знатных дам.
рыцарь-трубадур
Рыцарь-певец-трубадур, как они тогда назывались - обычно слагал сам и слова и напев песен, что требовало немалого мастерства, недаром и само слово «трубадур» означает «изобретатель». «творец».
На рубеже средних веков и эпохи Возрождения главными центрами культуры становятся университеты. Самый ранний - парижский - был основан в 1200 году. Музыка была в нём обязательным предметом, наряду с астрономией, математикой, физикой. Сюда стекались студенты из самых разных стран, они не только изучали музыку, но сами складывали песни о своём житье-бытье, обычно на латинском языке, объединявшем разнонациональную толпу школяров.
И литургические драмы, и рыцарская лирика трубадуров и сатирические песни жонглёров и школяров - всё это были живые ростки, подготовившие расцвет искусства эпохи Возрождения.
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "изображение из открытых источников интернета", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "1627101596_10-kartinkin-com-p-mrachnoe-srednevekove-art-art-krasivo-11.jpg", "filesize": 239596, "height": 914, "pic_id": 211521, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/10/31/1627101596_10-kartinkin-com-p-mrachnoe-srednevekove-art-art-krasivo-11.jpeg", "width": 1600}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Слову «средневековье» долгое время сопутствовал постоянный эпитет «мрачное». И действительно, совсем немного света было в той эпохе, начало которой в Западной Европе отмечено падением некогда всесильной Римской империи, разрушенной и вторжением воинственных северных племён, и стихийными восстаниями рабов. В средние века народы жили в вечном страхе из-за непрерывных войн то с чужеземными завоевателями, то феодалов между собой. К этому присоединялся ещё и страх наказания за неповиновение феодалу - сеньору, за нарушение каких-либо церковных правил. Казалось, исчезла даже память о цветущей культуре античности, поскольку церковь считала всё связанное с античностью языческим, а стало быть и греховным."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И всё же Средневековье это не только тысячелетняя ночь, распростёршаяся над Европой. Прежде всего этот огромный период не был единым, и позднее средневековье уже таило в себе много ростков будущей эпохи - Возрождения. Не была единой и культура Средневековья. Вопреки проповедям беспрекословного подчинения догматам церкви и воле сеньора, люди сохранили способность самостоятельного суждения и жажду свободного творчества. Даже сами средневековые монастыри были не только цитаделями официальной религии, но и единственными очагами научного знания. Сочинения античных философов и учёных там бережно хранились, изучались, комментировались."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Что касается искусства, то достаточно внимательно вглядеться в памятники средневековья, чтобы обнаружить живой отблеск античной красоты и гармонии. Средневековая музыка, как и другие искусства, была подчинена церкви и служила ей, выполняя скромную функцию вокального интонирования ритуального текста церковной службы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "6agueJ5h7E5AnjGS5V1V9wcr.jpeg", "filesize": 155204, "height": 720, "pic_id": 211523, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/10/31/6agueJ5h7E5AnjGS5V1V9wcr.jpeg", "width": 960}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Однако в в период раннего средневековья эта служебная роль не исключала возможности творчества. В столице Византийской империи Константинополе при дворе императоров служили профессиональные музыканты, на придворных церемониях звучали различные музыкальные инструменты и даже орган. В церквах певцы исполняли произведения великих гимнотворцев, создавших и поэтические тексты и напевы. Тексты - по церковной традиции - были греческими, но многие гимнотворцы были выходцами с Ближнего Востока. В создаваемые ими напевы они вносили особенности восточной музыки - мелодическую гибкость и изысканность, свободу ритма."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Византийская музыкальная культура оказала заметное влияние на древнерусскую. Вместе с христианской религией в 10 веке в Киев пришли и византийские певцы и византийское церковное пение. Однако вскоре оно испытало встречное славянское влияние. Уже самый перевод текста должен был подчинить мелодии законам славянского языка."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Иначе развивалась музыкальная культура на западе Европы. Здесь центром был Рим, резиденция папы - главы католической церкви. Церковная музыка была строжайшим образом регламентирована; считалось, что славить Бога люди должны во всём мире одинаково - «едиными устами и единым сердцем» - то есть на одном языке - латыни - и на одни и те же напевы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "средневековый хорал", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "ImagenDestacadaVillancicos.jpg", "filesize": 223585, "height": 700, "pic_id": 211535, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/10/31/ImagenDestacadaVillancicos.jpeg", "width": 1442}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Из множества напевов, звучащих в храмах разных городов и провинций, было отобрано строго определённое количество, составившее свод обязательных для всех церквей песнопений - хоралов. Они получили название грегорианских, по имени папы Григория, инициатора этой унификации. Грегорианские хоралы исполнялись в унисон, и это тоже символизировало единство сердец."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Проникали в церковный обиход и такие совсем как будто чуждые ему элементы, как театральные представления. Это были небольшие инсценировки религиозных легенд. Исполнялись такие литургические драмы не в самой церкви, а в её преддверии или на церковном дворе."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Так проникало в музыку церкви живое народное искусство. Записи светских песен дошли до нас уже от более позднего времени (11-13 века), когда центрами культуры стали рыцарские замки и университеты. Рыцари соревновались не только на конных турнирах, но и на состязаниях поэтов и певцов. Они исполняли перед гостями замка песни о подвигах легендарных героев или песни о красоте знатных дам."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "рыцарь-трубадур", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "troubadourjpg.jpg", "filesize": 187685, "height": 592, "pic_id": 211545, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/10/31/troubadourjpg.jpeg", "width": 776}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Рыцарь-певец-трубадур, как они тогда назывались - обычно слагал сам и слова и напев песен, что требовало немалого мастерства, недаром и само слово «трубадур» означает «изобретатель». «творец»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На рубеже средних веков и эпохи Возрождения главными центрами культуры становятся университеты. Самый ранний - парижский - был основан в 1200 году. Музыка была в нём обязательным предметом, наряду с астрономией, математикой, физикой. Сюда стекались студенты из самых разных стран, они не только изучали музыку, но сами складывали песни о своём житье-бытье, обычно на латинском языке, объединявшем разнонациональную толпу школяров."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И литургические драмы, и рыцарская лирика трубадуров и сатирические песни жонглёров и школяров - всё это были живые ростки, подготовившие расцвет искусства эпохи Возрождения."}], "attributes": []}], "selectedRange": [2, 78]}
Комментарии 0